Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 18:29, курсовая работа
Целью работы является рассмотреть деятельность Пенсионного фонда Кыргызской Республики и его роль финансирования социальной сферы.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
раскрыть значение и роль Пенсионного фонда Кыргызской Республики в системе государственных финансов
проанализировать деятельность Пенсионного фонда Кыргызской Республики
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ ПЕНСИОННОГО ФОНДА КР В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
1.1 Теоретические основы формирования пенсионного фонда Кыргызской Республики
1.2. Особенности формирования доходов и направления расходования средств Пенсионного фонда КР
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1 Современная государственная социальная политика по решению пенсионных проблем населения
2.2 Анализ развития социальной защиты населения Кыргызской Республики
2.3 Перспективы развития Пенсионного фонда Кыргызской Республики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
За годы независимости Кыргызстана укреплена его правовая база, основой которой послужили такие законы, как: Закон «О ветеранах войны, Вооружённых Сил и тружениках тыла», «О государственных пособиях в Кыргызской Республике», «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих и работающих в условиях высокогорья», «О пожилых гражданах в Кыргызской Республике».
С мая 1998 вступил в силу Закон «О государственных пособиях в Кыргызской Республике». В его основу положено оказание государственной поддержки по принципу нуждаемости. Закон предусматривает назначение и выплату двух основных видов государственных пособий: единые, ежемесячные пособия малообеспеченным семьям и гражданам (ЕЕП) и социальные пособия. Единые ежемесячные пособия выплачиваются с учётом степени фактической нуждаемости, т. е. адресно. Социальное пособие назначается нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на пенсионное обеспечение и предоставляется без учёта материального положения. Действующим законодательством республики предусмотрены следующие виды льгот: скидки при оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатное и льготное обеспечение углём, санаторно-курортными путёвками, льготы по проезду, медицинскому обслуживанию, единовременные денежные пособия и компенсации.
В 2002 г. Кыргызская Республика стала участником «Международного Мадридского плана действий по проблемам старения», в соответствии с которым Кыргызстан взял обязательства по «обеспечению пожилого населения страны возможностью жить в безопасных и достойных условиях и продолжать участвовать в жизни общества в качестве полноправных граждан».
Другим направлением социальной работы является оказание социальных услуг. Социальное обслуживание пожилых и инвалидов в настоящее время осуществляется по месту их постоянного проживания и в домах-интернатах. Более 7,8 тысяч пожилых людей обслуживаются социальными работниками на дому. Им оказывается помощь в уборке квартир, мелком ремонте, доставке продуктов питания и медикаментов. В 13 домах-интернатах для инвалидов и престарелых (на стационарном социальном обслуживании) проживают свыше 2 тысяч чел.
Основной задачей государственных органов социальной защиты населения является разработка и реализация государственной социальной политики в области социальной защиты, совершенствование системы социальной защиты и ее государственных институтов. На сегодняшний день государственная социальная защита предоставляется на республиканском и территориальном уровнях.
Основными функциями органов социальной защиты населения на республиканском уровне являются:
* разработка проектов нормативных правовых актов в сфере социальной защиты;
* координация деятельности
государственных органов по
* проведение мониторинга деятельности подведомственных и территориальных организаций;
* проведение информационной работы.
Основными функциями органов социальной защиты населения на территориальном уровне являются реализация государственной политики на уровне района (города), а также проведение информационной работы.
Местные государственные администрации (далее - МГА) выполняют следующие функции:
* обеспечивают на
территории согласованную
* разрабатывают программы
социально-экономического
* привлекают имеющиеся
ресурсы для решения
* осуществляют контроль
за соблюдением прав граждан,
в том числе
* организуют социально-
Органы местного самоуправления (далее – ОМСУ) в целях организации функционирования и развития системы жизнеобеспечения территории, социально-экономического планирования и предоставления населению социальных и культурных услуг выполняют функцию организации осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью.
Некоммерческие организации оказывают социальные услуги нуждающимся слоям населения в рамках государственного социального заказа.
В целях смягчения негативных последствий роста потребительских цен, увеличения тарифов на энергию, транспорт и коммунальные услуги Правительством Кыргызской Республики предусмотрены денежные компенсации взамен льгот отдельным категориям граждан.
В новой продовольственной корзине ассортимент товаров расширен с 39 до 52 наименований. Изменена структура минимального потребительского бюджета в сторону увеличения расходов на услуги с 15,1% до 17,68%.
Таблица 1.1
Социальные показатели на 2008-2012 гг.
| 2008 | 2009 | 2010 | 2012 |
Численность населения | 5239,9 | 5289,0 | 5337,0 | 5384,1 |
Бедность (в % к населению) | 37,4 | 34,8 | 32,8 | 30,9 |
Занятость (тыс.чел) | 2023,6 | 2069,4 | 2114,8 | 2161,3 |
Денежные доходы населения, млн.сом | 104790,7 | 119843,3 | 133713,3 | 149434,2 |
Реальный темп роста (в %) | 108,4 | 108,9 | 106,3 | 106,4 |
Минимальный потребительский бюджет (МПБ), сом | 2654 | 2810 | 2980 | 3160 |
Среднемесячная з/плата, сом | 3 683,4 | 4 170,7 | 4 615,6 | 5 115,9 |
Реальный темп роста (в %) | 114,7 | 107,8 | 105,4 | 105,6 |
Переделайте таблицу
Стратегия на сокращение бедности – важнейшая часть политической основы, направляющей прогноз бюджета. Для реализации целей НССБ бюджетная стратегия на среднесрочный период направлена на приоритетное развитие социальных секторов. Последовательное внедрение программного формата представления расходов позволит повысить эффективность их воздействия на сокращение бедности.
На 2012 год потребная сумма на предоставление льгот из средств республиканского бюджета составит 674,2 млн.сом. При этом финансовые средства были рассчитаны с учетом уменьшения численности льготных категорий граждан путем естественной убыли (в среднем на 10%), которые направляются на проведение монетизации других видов льгот.
Финансирование расходов на социальное обеспечение осуществляется исходя из финансово-экономической возможности бюджета республики, без учета официально признанного стандарта уровня жизни – прожиточного минимума. В целом бюджет уполномоченного государственного органа в сфере социальной защиты в 2012 году составил 2,1% от валового внутреннего продукта (далее - ВВП) (4628 млн. сом.), а в 2010 году этот показатель был равен 1,3%. Такая динамика обусловлена существенным повышением в 2012 году размеров государственных пособий и денежных компенсаций взамен льгот, введением новых категорий получателей социальных пособий. В последующем, в целях сохранения адекватной государственной социальной поддержки, в республиканском бюджете должны предусматриваться средства на социальные расходы не ниже 2,1% от ВВП.
Значительная доля ограниченных бюджетных ресурсов идет на финансирование инфраструктуры социальных учреждений, а не на финансирование потребностей людей, нуждающихся в социальной защите.
На сегодняшний день координация деятельности министерств и ведомств, предоставляющих социальную защиту населению, осуществляется на низком уровне. Пенсионная политика, осуществляемая уполномоченным государственным органом в сфере пенсионного обеспечения, и политика, проводимая уполномоченным государственным органом в сфере социальной защиты, имеют несогласованный характер, что в конечном итоге приводит к диспропорции в размерах пенсий и социальных пособий. Проблемы, требующие межведомственной кооперации уполномоченных государственных органов в сфере социальной защиты, строительства, внутренних дел, образования и науки, труда, занятости и миграции и здравоохранения остаются не решенными. Вопросы обеспечения доступа ЛОВЗ к объектам инфраструктуры, зданиям, содействия их трудоустройству, задачи координации работы по улучшению ситуации с беспризорными и безнадзорными детьми, а также проблемы обеспечения полноценного доступа социально уязвимых лиц к услугам образования и здравоохранения требуют пересмотра.
2.2 Анализ развития социальной защиты населения Кыргызской Республики
На сегодняшний день в стране
проживает 444,4 тыс. пожилых граждан, что
составляет чуть более 8 % от всего населения
республики. Данное соотношение не меняется
на протяжении последних 4-х лет, хотя по
абсолютному количеству пожилых их численность
растет.
В настоящее время средний размер
пенсии пожилым гражданам (пенсия по возрасту)
составляет 3796 сомов или 99 % от прожиточного
минимума пенсионера. Размер социального
пособия для пожилых граждан составляет
1000 сом./мес.
Бюджет Социального фонда Кыргызской
Республики на 2012 год составил по доходам
в сумме 31462451,5 тыс. сомов и расходам —
в сумме 32585351,5 тыс. сомов и при предельном
дефиците в сумме 1122900,0 тыс. сомов.
Таблица 2. 1
Доходы и расходы Социального фонда Кыргызской Республики (млн. сомов)
| 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. |
ВВП | 122241,5 | 137700,0 | 155300,0 | 176100,0 |
Доходы Социального фонда, в т.ч.: | 8210,7 | 8257,5 | 8209,1 | 8891,9 |
поступление страховых взносов, из них: | 5796,0 | 6140,1 | 6669,9 | 7251,1 |
в % к ВВП | 4,7 | 4,5 | 4,3 | 4,1 |
на накопительный элемент | | 165,0 | 362,2 | 596,1 |
ассигнования из РБ | 1284,7 | 1363,9 | 1459,2 | 1560,8 |
в % к ВВП | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
прочие доходы | 80,0 | 80,0 | 80,0 | 80,0 |
Расходы Социального фонда, в т.ч.: | 7537,2 | 8773,8 | 10164,9 | 11833,7 |
в % к ВВП | 6,2 | 6,4 | 6,5 | 6,7 |
Расходы Пенсионного фонда, из них: | 7171,0 | 8367,9 | 9720,0 | 11346,1 |
в % к ВВП | 5,9 | 6,1 | 6,3 | 6,4 |
На накопительный элемент | | 165,0 | 262,2 | 596,1 |
Расходы Фонда ОМС | 366,2 | 405,9 | 444,9 | 487,6 |
Дефицит/профицит (-/+) | 673,5 | 516,3 | -1955,8 | -2941,8 |
Согласно прогнозу, доходы Социального фонда увеличились с 8210,7 млн. сомов в 2008 году до 31462,4 млн. сомов в 2012 году.
Расходы увеличились с 7537,2 млн.
сомов в 2008 году до 32585,3 млн. сомов в 2012 году . Также
был составлен прогноз Пенсионного фонда на 2013-2014 год.
Прогноз по доходам составил на 2013
год – 30836922,5 тыс. сомов, на 2014 год – 35744196,7
тыс. сомов и прогноз по расходам на 2013
год – 31894201,3 тыс. сомов, на 2014 год – 35692248,0
тыс. сомов. Также В соответствии с действующим
законодательством был утвержден финансирование Социального
фонда Кыргызской Республики из республиканского
бюджета на 2012 год в сумме 10881147,0 тыс. сомов,
прогноз на 2013 год — в сумме 12882800,0 тыс.
сомов, на 2014 год — в сумме 16360300,0 тыс. сомов,
в том числе:
на базовую часть пенсии на 2012 год – 5521460,0
тыс. сомов, прогноз на 2013 год – 7375969,4 тыс.
сомов, на 2014 год – 9831120,1 тыс. сомов;
на пенсии военнослужащим (пенсионерам
Министерства внутренних дел Кыргызской
Республики, Министерства обороны Кыргызской
Республики, Государственного комитета
национальной безопасности Кыргызской
Республики и других) на 2012 год – 1064118,9
тыс. сомов, прогноз на 2013 год – 1070530,0 тыс.
сомов, на 2014 год – 1231109,0 тыс. сомов;
на единовременное пособие по страховому
случаю военнослужащих на 2012 год – 30000,0
тыс. сомов и прогноз на 2013 год – 25000,0 тыс.
сомов, на 2014 год — 40000,0 тыс. сомов;
на пенсии (многодетным матерям и матерям
инвалидов с детства, за работу в условиях
высокогорья, проживающим в отдаленных
и труднодоступных районах, работникам
летного и летно-испытательного состава
открытого акционерного общества «Национальный
авиаперевозчик «Кыргызстан аба жолдору»,
лицам, работавшим по Списку № 2 и в текстильном
производстве, на предприятиях, входящих
в программу «PESAC»), на надбавки к пенсиям
(инвалидов, участников Великой Отечественной
войны и других, за особые заслуги перед
Кыргызской Республикой), на выплату компенсаций
(участникам ликвидации последствии аварии
на Чернобыльской атомной электростанции
и других атомных объектах гражданского
или военного назначения, по трудовому
увечью или профессиональному заболеванию,
потерявшим кормильца на предприятиях,
входящих в программу «PESAC», по возмещению
вреда в связи с реорганизацией или ликвидацией
работодателя) на 2012 год – 2549446,9 тыс. сомов,
прогноз на 2013 год – 2672390,6 тыс. сомов, на
2014 год – 3490674,9 тыс. сомов;
на компенсационные выплаты пенсионерам
за электрическую энергию на 2012 год –
1716121,2 тыс. сомов, прогноз на 2013 год – 1738910,0
тыс. сомов, на 2014 год – 1767396,0 тыс. сомов.
По данным Соцфонда Кыргызской Республики, по состоянию на 1 января 2012 года численность пенсионеров в Кыргызстане составляет 545 тысяч 861 человек. При этом по статистике Нацстаткома, для 90 % людей пенсионного и старше пенсионного возраста эта пенсия является единственным источником к существованию, 92 процента пожилых кыргызстанцев живут за чертой бедности.
На основе этого был утвержден Проект бюджета уполномоченного государственного органа в сфере социальной защиты.
Привлечение финансовых ресурсов для реализации проекта (млн.сом)
показатели |
2012 г |
2013 г |
2014 г |
Республиканский бюджет |
1649,9 |
||
Средства местных бюджетов |
|||
Средства межлународных сообществ |
Таким образом, основной целью
улучшения системы социальной защиты
пожилых граждан является обеспечение
каждого пожилого гражданина достойным
уровнем социальных выплат не ниже уровня
базовой части пенсии и качественные социальные
услуги, исходя из индивидуальных потребностей
каждого пожилого гражданина.
2.3 Перспективы развития Пенсионного фонда Кыргызской Республики
Демократическое государство обязано гарантировать всем своим гражданам возможность получения жизненно необходимых социальных услуг. В частности, важно сохранить доступность социальной сферы, а также обеспечить всему населению минимальный стандарт жизненных условий: возможность получения базового образования, гарантию определенного жизненного уровня и социальную защиту в экстремальных ситуациях. Поэтому основополагающим принципом социальной политики должно быть бесплатное оказание основных услуг учреждениями социальной сферы ( в первую очередь, медицинских, образовательных и др.)
Каждая проблема требует разработки и проведения специальных мер, для того чтобы сократить их негативное влияние на функционирование пенсионной системы. Нельзя допускать возникновения ситуации, когда объемы государственных пенсионных обязательств многократно превышают объемы реально получаемых страховых взносов. Необходимо провести комплекс мероприятия по регулированию доходов пенсионной системы:
Информация о работе Пенсионный фонд КР и его роль финансирования социальной сферы