Пенсионный фонд РФ, его роль в осуществлении пенсионной реформы. Проблема финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы определение состояния и перспектив развития пенсионного фонда РФ как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть историю развития Пенсионного Фонда РФ;
2. Изучить структуру Пенсионного фонда и его роли в осуществлении пенсионной реформы в России;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Пенсионный Фонд РФ: становление, сущность, определение деятельности………………………………………………………………………6
1.1. История развития Пенсионного Фонда РФ………………………………...6
1.2. Сущность и значение Пенсионного Фонда РФ в системе пенсионного обеспечения………………………………………………………………………10
Глава 2. Анализ финансовой деятельности Пенсионного Фонда РФ за период 2009-2011гг. ……………………………………………………………………...18
2.1. Анализ доходной части Пенсионного Фонда РФ…………………………18
2.2. Анализ расходной части Пенсионного Фонда РФ………………………..20
2.3. Анализ финансовой устойчивости Пенсионного Фонда РФ……………..22
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию пенсионной реформы и деятельности Пенсионного Фонда РФ…………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 114.28 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский Федеральный  Университет»

 

 

 

Высшая школа экономики  и менеджмента

Кафедра – банковское дело

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

на тему: «Пенсионный фонд РФ, его роль в осуществлении пенсионной реформы. Проблема финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ»                                                                    

                                                                         

                                                                            

                                                                        Научный руководитель:        

                                                                        Шершнева Е.Г.

                                         Исполнитель:

                                                                          Голдобина Е.В., гр. ЭМ-301002

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Пенсионный Фонд РФ: становление, сущность, определение деятельности………………………………………………………………………6

1.1. История развития Пенсионного  Фонда РФ………………………………...6

1.2. Сущность и значение  Пенсионного Фонда РФ в системе  пенсионного обеспечения………………………………………………………………………10

Глава 2. Анализ финансовой деятельности Пенсионного Фонда РФ за период 2009-2011гг. ……………………………………………………………………...18

2.1. Анализ доходной части  Пенсионного Фонда РФ…………………………18

2.2. Анализ расходной части  Пенсионного Фонда РФ………………………..20

2.3. Анализ финансовой устойчивости Пенсионного Фонда РФ……………..22

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию  пенсионной реформы и деятельности Пенсионного Фонда РФ…………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………….30

Список литературы………………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В финансовой системе Российской Федерации государственные внебюджетные фонды были образованы в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (от 10 октября 1991 г.). Одним из важнейших внебюджетных социальных фондов является Пенсионный Фонд РФ.

«Главной причиной возникновения  внебюджетных фондов является необходимость  выделения чрезвычайно важных для  общества расходов в специальную  группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов…» («Финансы»  под редакцией проф. чл.-корр. РАЕН Л.А. Дробозиной).

Пенсионный фонд имеет  огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его  является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных  благ путем перераспределения и  накопления средств во времени и  в пространстве – где бы человек  ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует  себе определенный прожиточный уровень  в будущем.

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных  пособий, пенсий людям которые в  силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты  государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от полутора до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение.

Со вступлением в силу с 1 января 2002 года федеральных законов  «О трудовых пенсиях в РФ», «Об  обязательном пенсионном страховании», «О государственном пенсионном обеспечении» в России началась пенсионная реформа. Она оказалась одной из самых длительных реформ переходного периода к рыночным отношениям: её полный цикл составляет период жизни практически двух поколений.

Пенсионная реформа была направлена на изменение распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Пенсионный фонд является центральным звеном в обеспечении  благосостояния и достойного уровня жизни для отдельных групп  населения. Поэтому он должен иметь твердую финансовую основу, должен быть финансово устойчив.

Целью курсовой работы определение состояния и перспектив развития пенсионного фонда РФ как ведущего института социальной защиты.

Объектом исследования является Пенсионный Фонд РФ.

Предметом исследования является бюджет Пенсионного Фонда РФ и его средства формирования.

  Для достижения поставленной цели требуется решение следующих взаимосвязанных задач:

1. Рассмотреть историю развития Пенсионного Фонда РФ;

2. Изучить структуру Пенсионного фонда и его роли в осуществлении пенсионной реформы в России;

3. Проанализировать формирование доходной части бюджета Пенсионного фонда России;

4. Проанализировать основные направления расходования средств Пенсионного фонда;

5. Изучить проблему финансовой  устойчивости Пенсионного Фонда  РФ.

6. Дать рекомендации по совершенствованию пенсионной реформы и Пенсионного Фонда РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Пенсионный Фонд РФ: становление, сущность, определение деятельности.

1.1. История развития Пенсионного  Фонда РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР  №442-1 «Об организации Пенсионного  фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного  обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально  новый процесс финансирования и  выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный  бюджетный механизм и стали формироваться  за счёт поступления обязательных страховых  взносов. Положением о Пенсионном фонде  России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие  из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был  сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату  государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию  управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти  заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным  органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся  на тот момент у  органов социальной защиты регионов.

 В 1997 году вступил  в силу Федеральный закон «Об  индивидуальном (персонифицированном)  учёте в системе государственного  пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан  Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми  территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня. 

 В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР,  как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

 Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды. Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 – 1,2 млрд. рублей.

С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение  государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С  этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

 С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

 В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.

В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация  – это переоценка расчетного пенсионного  капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу  добавилось по 1%.

Если после валоризации  размер пенсии в сумме с другими  причитающимися пенсионеру выплатами  оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая  социальная доплата. Если пенсионер  живет в регионе, где прожиточный  минимум пенсионера ниже федерального, то ему  установлена федеральная  соц. доплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соц. доплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.

Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования  Российской Федерации и фонды  обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования  взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

В 2010 году Пенсионному фонду  исполнилось 20 лет. К юбилею ПФР подошел  в качестве одной из крупнейших организаций  в стране, тысячи сотрудников которой  ежедневно работают над тем, чтобы  пенсионная система при любых  условиях функционировала стабильно, надежно, а гарантированные государством выплаты осуществлялись полностью  и точно в срок.

Одно из дальнейших направлений  работы ПФР - повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к  тому, чтобы  любое взаимодействие с гражданами было результативным и  комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его  квалификации, активно используется сеть интернет для предоставления услуг  или справочной информации.

 

 

 

1.2. Сущность и значение Пенсионного Фонда РФ в системе пенсионного обеспечения

Информация о работе Пенсионный фонд РФ, его роль в осуществлении пенсионной реформы. Проблема финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ