Пенсионный фонд РФ, его роль в осуществлении пенсионной реформы. Проблема финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы определение состояния и перспектив развития пенсионного фонда РФ как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть историю развития Пенсионного Фонда РФ;
2. Изучить структуру Пенсионного фонда и его роли в осуществлении пенсионной реформы в России;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Пенсионный Фонд РФ: становление, сущность, определение деятельности………………………………………………………………………6
1.1. История развития Пенсионного Фонда РФ………………………………...6
1.2. Сущность и значение Пенсионного Фонда РФ в системе пенсионного обеспечения………………………………………………………………………10
Глава 2. Анализ финансовой деятельности Пенсионного Фонда РФ за период 2009-2011гг. ……………………………………………………………………...18
2.1. Анализ доходной части Пенсионного Фонда РФ…………………………18
2.2. Анализ расходной части Пенсионного Фонда РФ………………………..20
2.3. Анализ финансовой устойчивости Пенсионного Фонда РФ……………..22
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию пенсионной реформы и деятельности Пенсионного Фонда РФ…………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 114.28 Кб (Скачать файл)

На покрытие дефицита бюджета  ПФР в 2010 году перечислено 1,3 трлн. рублей, из них 150 млрд. рублей поступило на пополнение доходной части бюджета  ПФР в связи со снижением фонда  заработной платы в стране в 2010 году по макроэкономическому прогнозу МЭР.

В рамках Программы государственного софинансирования пенсии в 2010 году в  бюджет ПФР поступили дополнительные страховые взносы граждан на общую  сумму 3,6 млрд. рублей, что почти на 1,0 млрд. рублей больше, чем в 2009 году. Общий объем средств пенсионных накоплений в течение 2010 года увеличился на 291,2 млрд. рублей и на 31 декабря 2010 года составил 1267,0 млрд. рублей.

На графике 1 представлено увеличение поступлений средств  ПФ РФ за 2001-2011гг

График  1. Поступление средств ПФ РФ 2001-2011гг.

 

2.2. Анализ расходной части Пенсионного  Фонда РФ

Расходы бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации за 2010 год в целом составили 4,25 трлн. рублей, в т.ч. в части, не связанной  с формированием средств для  финансирования накопительной части  трудовой пенсии – 4,18 трлн. рублей, что на 1,2 трлн. рублей превышает расходы 2009 года. Расходы по накопительной составляющей бюджета Фонда составили за 2010 год около 70 млрд. рублей, что превышает расходы 2009 года более чем в 2 раза. Из них около 67 млрд. рублей – расходы по передаче средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды.

Обязательства ПФР по пенсионному  обеспечению граждан выполнены  в полном объеме. На выплату пенсий в 2010 году направлено 3,7 трлн. рублей, что  на 1,1 трлн. рублей больше, чем в 2009 году, из них расходы на выплату трудовых пенсий составили 3,4 трлн. рублей против 2,4 трлн. рублей в 2009 году.

Расходы ПФР на выплату  федеральной социальной доплаты  к пенсии в 2010 году превысили 31 млрд. рублей. На ежемесячные денежные выплаты  отдельным категориям граждан израсходовано 293,6 млрд. рублей (в 2009 году – 263,6 млрд. рублей). На единовременные выплаты к 65-летию Победы направлено 11,4 млрд. рублей.

В декабре 2010 года ПФР осуществил досрочную выплату пенсий за праздничные дни января 2011 года. На начало 2011 года Фонд располагал достаточными денежными средствами для обеспечения своевременной выплаты пенсий в январе 2011 года.

Данные представлены в  таблице 2 «Расходование средств  ПФ РФ 2008-2011»

 

 

 

 

Год

2008

2009

2010

2011

Расходование

2357793

3008660

4249235

4922109

В том числе

       

на финансирование выплат    населению пенсий, пособий

2290821

2872257

4013711

4419227

Из них на осуществление ЕДВ  ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся радиации, Героям Советского Союза, Героям РФ и полным кавалерам ордена славы, Героям социалистического труда  и полным кавалерам Трудовой славы     

232960

263583

293639

311939


Таблица 2 Расходование средств ПФ РФ 2009-2011 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ

 

Пенсионный фонд РФ, располагающий  значительными целевыми финансовыми  ресурсами, должен функционировать  в устойчивом режиме, так как особенностью пенсионной системы является долговременное выполнение пенсионных обязательств.

Критерием эффективности  любой пенсионной системы являются: платежеспособность и наличие финансовых ресурсов для развития системы; коэффициент  замещения; наличие или отсутствие дефицита средств пенсионной системы; наличие или отсутствие пенсионных резервов. Перечисленные критерии и  показатели связаны между собой  и в совокупности характеризуют  устойчивое состояние пенсионной системы.

 

Наименование

2008

2009

2010

Доходы, млрд. руб.

1271,05

1275,71

2150,00

Расходы, млрд. руб.

2357,79

3008,66

4406,86

Дефицит, млрд. руб.

-1086,85

-1732,95

-2256,86

ВВП (факт.цен), млрд. руб.

41445

39064

44800

Доля дефицита в ВВП, в %

2,6

4,4

5,0


Таблица 3. Распределительный баланс бюджета 2008-2010 гг.

 

В современных условиях ПФР  не имеет случаев задержки и невыплаты  пенсий из-за отсутствия средств для  этих целей. Кроме того, ПФР обеспечивает свою платежеспособность в условиях ежегодно увеличивающегося объема пенсионных и социальных обязательств пенсионной системы. Так, в 2008 г. объем средств на выплату пенсий в РФ составлял 2357,79 млрд. руб., то уже в 2010 г. пенсионные выплаты увеличились в 2 раза – до 4406,86 млрд. руб. Однако платежеспособность системы обеспечивается не собственными доходами системы, а средствами из федерального бюджета, направляемых на возмещение недостатка собственных средств. В таблице 1 приведены данные о балансе бюджета ПФР с 2008 по 2010 г. Дефицит бюджета с каждым годом увеличивается.

Вывод: пенсионная система  является платежеспособной только при  финансовой поддержке федерального бюджета, что характеризует пенсионную системы как нестабильную.

Показателем эффективности  пенсионной системы может служить  коэффициент замещения Кз, определяется по формуле (1):

 

          Кз=(В*Чп)*1/П, (1)

 

где В - вставка взносов  в пенсионный фонд,

Чп – число плательщиков пенсионных взносов,

П – число пенсионеров.

Тогда Кз на 2011 год составит: Кз = 20*68474/38598 = 35,5 %.

 

В большинстве развитых стран  коэффициент замещения составляет 50-70 %, и как следствие, уровень жизни пенсионеров и поэтому продолжительность жизни являются достаточно высокими. В соответствии с принятой конвенцией МОТ, коэффициент замещения не должен опускаться ниже 40 %. Следует, пенсионная системы РФ не эффективна. По прогнозам Министерства экономического развития коэффициент замещения в будущем будет понижаться, так как определяющее значение для формирования доходов Пенсионного фонда РФ имеет заработная плата, поскольку она является базой исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд. А также, то обстоятельство, что в ближайшем будущем может резко сократиться число лиц трудоспособного возраста, от 20 до 60 лет, уплачивающих пенсионные взносы.

Отсутствие страхового резерва  в ПФР также характеризует  отечественную пенсионную систему  как неустойчивую в данный период времени.

Наличие необходимых ресурсов для развития подтверждает ее способность  к развитию. В 2010 г. средства на развитие составили 63 540,2 тыс. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2005 г. Ежегодно повышается технологическая оснащенность системы, ведется работа по обучению и повышению квалификации персонала ПРФ.

Из ежегодного послания президента РФ о бюджетной политике в 2010-2012 годах: «Пенсионная система должна обеспечить достойный уровень граждан пожилого возраста». С начала действия пенсионной реформы наблюдается существенное увеличение пенсий (график 2).

 


График 2. Динамика среднего размера пенсий 1995-2010 гг.

 

 

 

Только в 2010 году пенсии повышались в 4 раза:

  • 1 января произведено увеличение размеров трудовых пенсий путем проведения валоризации, в результате чего увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости составило около 1100 рублей.
  • 1 апреля проведена индексация трудовых пенсий на 6,3%. Средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 477 рублей и составил 8169 рублей. С начала года увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости составило 1539 рублей, или 23,2%.
  • С 1 апреля на 8,8% увеличены размеры социальных пенсий, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные выплаты, размеры которых повышаются при увеличении соответствующих размеров социальных пенсий. Средний размер социальной пенсии в результате перерасчета повысился до 4600 рублей.
  • 1 июля 2010 года состоялась дополнительная индексация социальных пенсий на 3,41%. Средний размер социальной пенсии с 1 июля 2010 года повысился на 157 рублей и составил 4757 рублей, средний размер пении по инвалидности военнослужащих, проходивших службу по призыву, увеличился на 235 рублей и составил 7128 рублей, средний размер пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, проходивших службу по призыву, возрос с 5777 рублей до 5974 рублей.

Общее увеличение социальных пенсий за 2010 год составило 12,51% (с учетом проведенной с 1 апреля 2010 года индексации).

С учетом проведенных и запланированных  мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения, в конце 2010 года средний размер трудовой пенсии составил свыше 7,8 тыс. рублей, при этом среднегодовой размер трудовой пенсии по отношению к прогнозной величине прожиточного минимума пенсионера составил 172 %. Это означает, что в 2010 году, как и в  2009 году, был обеспечен как номинальный, так и реальный рост пенсий.

 

 

 

 

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию  пенсионной реформы и деятельности Пенсионного Фонда РФ

Каждая проблема требует  разработки и проведения специальных  мер, для того чтобы сократить  их негативное влияние на функционирование пенсионной системы. Нельзя допускать  возникновения ситуации, когда объемы государственных пенсионных обязательств многократно превышают объемы реально  получаемых страховых взносов. Необходимо провести комплекс мероприятия по регулированию  доходов пенсионной системы:

- ежегодно проводить оценку  тарифов страховых взносов исходя  из потребности в средствах  с учетом обеспечения коэффициента  замещения и размера фиксированного  платежа самозанятого населения.  Повысить эффективность пенсионной  системы (Кз), можно либо повышая  вставку взноса в пенсионный  фонд и число плательщиков  пенсионных взносов, либо уменьшая  число пенсионеров, либо одновременно  повышая вставку взноса в пенсионный  фонд и число плательщиков  пенсионных взносов и понижая  число пенсионеров.

-низкая рождаемость определяет  необходимость повышения пенсионного  возраста, даже если нет роста  продолжительности жизни. Целью  повышения пенсионного возраста  должна быть не экономия на  пенсионерах, а повышение пенсий  для стариков. Повышение пенсионного  возраста должно сопровождаться: изысканием дополнительных источников финансирования пенсий; введением налоговых льгот для пожилых работников. Также основной задачей должно являться ослабление зависимости пенсионной системы от демографического фактора.

В Центре макроэкономического  анализа и краткосрочного прогнозирования  считают, что повышать пенсионный возраст  власти будут вынуждены из-за дефицита бюджета ПФР. «Бюджет ПФР испытывает хронический дефицит, в последние  несколько лет он составляет в  среднем 1,2—1,5 трлн рублей. И он будет  расти впредь по причине сокращения населения, находящегося в трудоспособном возрасте», — говорят эксперты. 
Если сейчас трое работающих кормят одного пенсионера, то в 2030 году на одного пенсионера будет приходиться двое работающих. 
Сократить дефицит можно, либо увеличивая доходы россиян и, соответственно, отчисления в ПФР, либо сокращая пенсии. Оба этих варианта неприемлемы для властей. Остается повышать пенсионный возраст.

-увеличить страховой  стаж, необходимый для назначения  трудовой пенсии по старости, например, до 10 лет – для женщин  и до 15 лет – для мужчин. В  случае если страховой стаж  застрахованного лица менее указанных  величин, размер пенсии должен  устанавливаться с увеличением  пенсионного возраста в пределах 5 лет;

- ввести дополнительный  тариф для отраслей производств,  работа в которых дает право  на досрочное назначение трудовых  пенсий;

- урегулировать ситуацию  с работающими пенсионерами. Пересмотреть  размеры пенсий работающих пенсионеров,  либо установить границу пенсионного  возраста, после которого пенсионерам  работать было нельзя. Высвобождение  рабочих мест для молодежи  необходимо, профессионализм пенсионеров  – ценный ресурс, но молодежи  тоже надо набираться опыта.  Иногда пенсионеры занимают высокие  должности, и перспектив по  продвижению молодежи нет. Необходимо  развивать именно эти трудовые  ресурсы;

- учитывая, большое количество  лиц, имеющих право на льготную  пенсию, целесообразно было бы  добавить профессиональную пенсионную  подсистему в пенсионную систему.  При прохождении государственной  службы существуют некоторые  ограничения прав и свобод  граждан (запрещение заниматься  коммерческой деятельностью и  т.д.), государство законодательно  может регулировать размер пенсий  государственных служащих, например, путем увеличения (уменьшения) должностных  окладов или путем дополнительных  выплат в пенсионный фонд.

- увеличить пенсионные платежи представителей самозанятого населения примерно в два раза. Это позволит им сформировать трудовую пенсию хотя бы в минимальном размере. Сейчас индивидуальные предприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы и другие платят чуть более 14 тысяч рублей в год, что в несколько раз меньше, чем платят страхователи в среднем за наемного работника (22% от годового заработка до 512 тысяч рублей и 10% сверх этого предела - прим. ред.). Получается, что и пенсионные права у этой экономически активной части населения формируются недостаточные.

- поэтапное введение дополнительного  тарифа страховых взносов для  страхователей, имеющих работников  на вредных и опасных производствах.

Внесение корректив в  пенсионную систему в части, по пенсионному  обеспечению госслужащих: положительно отразится на расходной части  бюджета государства; позволит уменьшить  дефицит пенсионного фонда за счет ежемесячных денежных отчислений на индивидуальные лицевые счета  застрахованных лиц; средства, образующиеся на счетах госслужащих, могут использоваться для выплат пенсий нынешним пенсионерам, которые уже являются или будут  являться получателями пенсий в переходный период проведения пенсионной реформы  и не имеют средств на индивидуальных лицевых счетах, что является важным фактором в период дефицита расходной части бюджета ПФР.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ, его роль в осуществлении пенсионной реформы. Проблема финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ