Пенсионный фонд РФ, его роль в осуществлении пенсионной реформы. Проблема финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы определение состояния и перспектив развития пенсионного фонда РФ как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть историю развития Пенсионного Фонда РФ;
2. Изучить структуру Пенсионного фонда и его роли в осуществлении пенсионной реформы в России;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Пенсионный Фонд РФ: становление, сущность, определение деятельности………………………………………………………………………6
1.1. История развития Пенсионного Фонда РФ………………………………...6
1.2. Сущность и значение Пенсионного Фонда РФ в системе пенсионного обеспечения………………………………………………………………………10
Глава 2. Анализ финансовой деятельности Пенсионного Фонда РФ за период 2009-2011гг. ……………………………………………………………………...18
2.1. Анализ доходной части Пенсионного Фонда РФ…………………………18
2.2. Анализ расходной части Пенсионного Фонда РФ………………………..20
2.3. Анализ финансовой устойчивости Пенсионного Фонда РФ……………..22
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию пенсионной реформы и деятельности Пенсионного Фонда РФ…………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 114.28 Кб (Скачать файл)

Пенсионный Фонд РФ образованный как «самостоятельное финансово-кредитное  учреждение, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством  в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения».1

В соответствии с Законом  РФ "Об обязательном пенсионном страховании  в РФ" от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования  являются федеральные органы государственной  власти, страховщики, страхователи и  застрахованные лица.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, подотчетным правительству  РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством  РФ и Положением о Пенсионном фонде  РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122-I. ПФР  осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами  Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 Федерального бюджета РФ. В ПФР входят региональные отделения, создаваемые по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях, округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках.

 С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.

С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной.

Для учета сведений, составляющих страховую и накопительную часть  пенсии, Пенсионным фондом РФ создана  система индивидуального (персонифицированного) учета. Она выглядит следующим образом. На каждого работающего гражданина в начале его трудовой деятельности открывается индивидуальный лицевой счет, в котором накапливаются все данные, необходимые для назначения ему в будущем трудовой пенсии. То есть, где бы человек не работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже и страховых взносах в пенсионную систему будут попадать в один и тот же индивидуальный лицевой счет.

Итоговый размер пенсии зависит от средств, накопленных на индивидуальном лицевом счете. Чем выше заработок, тем больше средств окажется на нем. При наступлении страхового случая, определенного пенсионным законодательством, на основе сведений персонифицированного учета,  человеку назначается пенсия.

Части трудовой пенсии:

1) Страховая – часть, которая напрямую зависит от того, сколько за весь трудовой период за одного человека было уплачено страховых взносов в ПФРФ. Эта часть зависит от стажа и размера заработной платы.

2) Накопительная – часть, которая формируется за счет величины пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования. Граждане вправе управлять своими пенсионными накоплениями:

  • через Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), выбрав:
    • управляющую компанию, отобранную по результатам конкурса (УК). У таких управляющих компаний более широкий перечень активов, в которые могут быть размещены Ваши пенсионные накопления, чем у государственной управляющей компании;
    • государственную управляющую компанию (ГУК) - Внешэкономбанк. ГУК инвестирует средства пенсионных накоплений только в государственные ценные бумаги, что является менее доходным, но и менее рискованным видом управления пенсионными накоплениями.
  • через негосударственные пенсионные фонды (НПФ), одним из видов деятельности которых является пенсионное обеспечение застрахованных лиц, принявших решение формировать накопительную часть трудовой пенсии через соответствующий фонд, а также инвестирование средств пенсионных накоплений, предназначенных для выплаты пенсий.

НПФ и УК могут инвестировать  средства пенсионных накоплений не только в государственные ценные бумаги, но и в акции, облигации российских организаций, а также иные финансовые инструменты, разрешенные законодательством.

В 2011 году продолжилась тенденция  к увеличению количества застрахованных лиц, отказавшихся от формирования накопительной  части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и выбравших  негосударственные пенсионные фонды (НПФ). К концу года общее количество застрахованных лиц составило более 74 млн. человек (рис.1).

По состоянию  на 1 декабря 2011 года в ПФР поступило 4,45 млн. заявлений застрахованных лиц  о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) или выборе страховщика по обязательному пенсионному  страхованию (что превысило количество заявлений, поданных за соответствующий  период 2010 года, в 1,6 раза).

Особенностью 2011 года стало удвоение переводов пенсионных накоплений в  НПФ (1,5 млн. заявлений), когда граждане одновременно заключали с НПФ  договор об обязательном пенсионном страховании и писали заявление  в ПФР о вступлении в программу  государственного софинансирования пенсии. Таким образом, в общей сложности  число клиентов негосударственных  пенсионных фондов по обязательному  пенсионному страхованию на конец 2011 года составило 11,88 млн. человек, или 20,7% от общей численности граждан, у которых формируются пенсионные накопления (74, 05 млн. человек).

 

Рисунок 1. Количество застрахованных лиц в 2005-2011 гг.

 

Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.

Тарифы страховых взносов  для лиц 1967 года и моложе распределяются следующим образом: 16% - на страховую  часть трудовой пенсии, 6% - на накопительную  часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в  полном объеме поступают на страховую  часть трудовой пенсии.

Фонд может принимать  участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации гражданам из числа ветеранов, инвалидов, бывших несовершеннолетних узников фашизма и лиц, пострадавших в результате воздействия радиации, Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами осуществляются ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ).

          Граждане из числа получателей  ЕДВ имеют право на получение  государственной социальной помощи  в виде набора социальных услуг  (социальной услуги).

На сегодняшний день получателями ЕДВ через органы Пенсионного  фонда Российской Федерации являются около 18 миллионов граждан.

С 1 января 2007 года вступили в силу Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 "О дополнительных мерах  государственной поддержки семей, имеющих детей" и Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года №873.

Эти нормативные акты устанавливают право на получение  материнского (семейного) капитала для  семей, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении второго ребёнка  право на получение этих средств  не оформлялось).

Размер материнского капитала в 2012 году для тех, кто им еще не воспользовался, составит 387 тысяч 640 рублей 30 копеек. Для владельцев сертификата, которые уже распорядились  частью средств, размер оставшейся части  суммы будет увеличен с учетом темпов роста инфляции.

Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую  трудовую пенсию с участием государства.

В Российской Федерации действует Программа Государственного Софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство. Вступить в Программу можно до 1 октября 2013 года. Государство будет ежегодно софинансировать  дополнительные пенсионные накопления в пределах от 2000 до 12000 рублей включительно в течение 10 лет с момента уплаты первых взносов в рамках Программы. Участник  Программы вправе сам определять и менять размер своих взносов, а также прекратить или возобновить выплаты.

Программа действует  в соответствии с Федеральным  законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную  часть трудовой пенсии и государственной  поддержке формирования пенсионных накоплений», который принят в рамках  Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В программе могут участвовать  все граждане, зарегистрированные в  Пенсионном Фонде РФ.

Кроме Пенсионного Фонда РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФР ежегодно утверждается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ.

Финансовый контроль за деятельностью фонда осуществляется Счетной палатой РФ в целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда и соответствия, совершаемых ПФР финансовых и хозяйственных операций нормативным правовым актам РФ. Контроль усиливается за счет ежегодного проведения аудиторской проверки.

Основными задачами Пенсионного фонда  являются:

  • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных Положением о данном фонде;
  • организация работы по взысканию с работодателей и граждан сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
  • осуществление работы различных социальных программ и проектов;

- межгосударственное и  международное сотрудничество Российской  Федерации по вопросам, относящимся  к компетенции ПФР; 

-участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

- изучение и обобщение  практики применения нормативных  актов по вопросам уплаты в  ПФР страховых взносов и внесение  в Верховный Совет РФ предложений  по ее совершенствованию;

- проведение научно-исследовательской  работы в области государственного  пенсионного страхования;

- проведение разъяснительно работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

Важнейшим принципом Пенсионного фонда является солидарная ответственность поколений. Его цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние - примут обеспечение нынешних) и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

 

 

 

 

Глава 2. Анализ финансовой деятельности Пенсионного Фонда РФ за период 2009-2011гг.

2.1. Анализ доходной части  Пенсионного Фонда РФ

Средства Пенсионного  фонда РФ формируются за счет трех главных источников: страховых взносов  работодателей и работников, ассигнований из федерального бюджета РФ. Часть  средств поступает за счет капитализации  – вложения в коммерческие структуры  временно свободных средств. Кроме  того, Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств Фонд может использовать кредиты банков.

В таблице 1 представлены данные по поступлению средств ПФ РФ за 2008-2011 гг. за счет страховых взносов и ассигнований из федерального бюджета.

 

 

Год

2008

2009

2010

2011

Поступления

2730172

3222649

4610084

5255643

В том числе

       

Страховые взносы

1254013

1273364

1929016

2385189

Из федерального

Бюджета

1456930

1946726

2649581

1340964


Таблица 1. Поступление средств ПФ РФ за 2008-2011 гг.

Рассматривая поступление  ассигнований из федерального бюджета  можно заметить огромную разницу  между поступлениями в 2009 и 2010 гг. Это связано с неблагоприятной экономической обстановкой в связи с условиями кризиса.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ, его роль в осуществлении пенсионной реформы. Проблема финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ