Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 13:14, курсовая работа
Целью данной работы является анализ Пенсионного фонда Российской Федерации как составной части системы социальных внебюджетных фондов.
В корреспонденции с темой курсовой работы назначаются следующие задачи:
- проанализировать источники формирования денежных средств,
- рассмотреть порядок формирования и использования доходов бюджета Пенсионного фонда РФ,
- представить проблемы и совершенствования Пенсионного фонда.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕНСОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………..5
1.1 История возникновения и развития пенсионного обеспечения в России…5
1.2 Виды государственных пенсий……….……………………………………..9
1.3 Структура и функционирование пенсионной системы РФ……………….11
2 ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ...16
2.1 Направления и порядок использования средств фонда…………………...16
2.2 Программа государственного софинансирования пенсии………………..19
2.3 Анализ доходов и расходов бюджета фонда………………………………20
3 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРОВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………26
3.1 Необходимость и экономические предпосылки, основные принципы реформирования пенсионной системы в России и проблемы ее осуществления…………………………………………………………………...26
3.2 Рекомендации по совершенствованию пенсионного обеспечения………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК БИБЛИГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ………………………
Бюджет ПФ РФ как главный документ, назначающий бытовую жизнь наикрупнейшего и наиболее обще значимого финансового учреждения нашей страны, содержит множество и иных не менее значительных для всякого пенсионера моментов.
Важнейшими задачами бюджетной политики ПФ РФ на предстоящий период являются финансовая стабилизация системы и обеспечение своевременной выплаты пенсий.
2.2 Программа государственного софинансирования пенсии
Россияне начиная 1 января 2009 г., имеют права умножить собственную накопительную пенсию, при помощи государства. В РФ работает Программа государственного софинансирования пенсии: доля вкладов в накопительную долю пенсии оплачивает сам бушующий пенсионер, а остальную часть – государство. Данная Программа работает в соответствии с ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», [7] который сам в свою очередь принят в рамках ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». [20] В Программе софинансирования имеют право принимать участие все граждане РФ, которые зафиксированы в системе обязательного пенсионного страхования. Так же не забудем про люди старшего поколения и тех, кто в настоящий период времени по воздействующему закону не имеют права образовывать накопительную долю трудовой пенсии.
Для того, чтобы приобрести право на государственное софинансирование пенсии, необходимо дать заявление в ПФ РФ. Бланк с заявлением и инструкцию по заполнению можно, приобрести в территориальном органе Пенсионного фонда по месту жительства.
Заявление можно отдать лично, обращаясь в ПФ по месту жительству, или с помощью своего работодателя, а ещё можно через трансферагента [20] К трансференгам относятся такие организации, с которыми ПФ заключил договора.
Точность показанных в заявлении сведений удостоверяется личной росписью застрахованного лица.
Если заявления подается через работодателя, то данное заявление заверяется работодателем.
Если заявления подается через трансферагента при определении организацией личности застрахованного лица, направившегося за удостоверением подлинности его росписи на заявлении ставится подпись Уполномоченного лица организации. Заявление о Программе можно заполнить также и в интернет-портале государственных услуг.
Конечно если же вам удобнее подать заявление самому, лично, на территории вашего ПФ, с собой нужно будет иметь: страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и паспорт.
Ещё при желании прислать заявление можно по почте, но естественно подобное заявление обязательно должно быть заверено нотариально или должностными лицами консульских организаций РФ в случаях, если россиянин располагается за границей РФ.
В Программу софинансирования можно вступать до 1 октября 2013 года. Правительство будет каждый год софинансировать наши дополнительные пенсионные накопления, в размерах от 2000 до 12000 рублей внесено в течение 10 лет с начала уплаты нами первых взносов в рамках Программы. [15] Вы имеете права самим решать какую сумму вы будете вносить, ещё прервать или начать выплаты в какое бы то ни было для нас время. [20]
2.3 Анализ доходов и расходов бюджета фонда
Социальное обеспечение РФ стоит из трёх фондах социального страхования: Фонде социального страхования, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и ПФ РФ. [6] Взносы в фонды поступают с доходов, в этих фондах они копятся, а потом перераспределяются. Какая-то доля скопленных взносов каждый год возвращается назад в виде пособий, пенсий, вторая доля - оттягивается до того периода времени, пока гражданин не дойдет до пенсионного возраста. Объёмы возвращаемых средств зависят от взносов, а также эффективной работы фондов, в отличие от органов социальной защиты, чьё дело целиком и полностью зависит от региональных и федеральных бюджетов.
За годы реорганизаций фонды социального страхования обернулись из страховых предприятий в федеральные филиалы Минздрав соцразвития, которое переложили на них многие прямые функции и стало зависимыми от федеральных ассигнований. Следовательно, что не до получение федеральным бюджетом доходов мгновенно отпечатлится на системе социального страхования, иначе говоря на пенсиях, оплатах и пособиях.
Предсказания Минэкономразвития по росту фонда зарплаты в 2010-2012 годах заставляет задуматься, за счет каких средств власти собираются выполнять пенсионное обещание. [6] По расчетам, итоговый фонд зарплаты в общем по стране в 2010 году составил 8 921,0 млрд., в 2011 году - 10 299,0 млрд., в 2012 году он составила 11 771,0 млрд. рублей. За последние три года ведущая составляющая налогооблагаемой базы по ЕСН вырастет всего на 32%, тогда как пенсии обязаны вырасти в два раза больше, на 65%. Это случится за счет повышения бюджетных ассигнований.
Сделаем анализ доходы и расходы бюджета Пенсионного фонда в 2010-2012 г.г. (см. таб. 1)[6]
Данные с таблицы 1 рассказывают нам довольно таки не из лучших ситуаций в пенсионной системе РФ. Каждый год бюджет федерации намеревается вкладывать в ПФР в среднем где-то 57% необходимых средств. За три прошедших года зачисления от пенсионных страховых взносов подрастут приблизительно на 30,8%, теперь как ассигнования из бюджета - на 40,7%. Часть бюджета федерации, отправляемая в ПФР в 2010 г. собрала 19,3%, в 2011 г. - 19,5%, в 2012 г. составила 22,3%. И только пятая доля бюджета федерации каждый год будет от направляться пенсионерам. [17]
Таблица 1 - Доходы ПФР в 2010-2012 гг. (млрд. рублей)
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Общий объем доходов, в том числе |
2 330,6 |
2 669,5 |
3 179,8 |
за счет страховых взносов |
1020,6 |
1175,6 |
1335,2 |
в % к доходам |
43,8% |
44,0% |
42,0% |
за счет федерального бюджета, из них |
1280,3 |
1456,4 |
1801,4 |
на выплату базовой части пенсии |
707,7 |
876,6 |
1033,0 |
средства пенсионных накоплений на конец года |
652,7 |
898,0 |
1183,5 |
суммарные поступления от ЕСН в федеральный бюджет |
442,8 |
506,0 |
573,7 |
Существует ещё одна проблема. Взносы по страхованию, суммарно составляющие в 2010 году 1020,6 млрд. руб., делятся на 810,0 млрд. руб. доли страхования и 210,3 млрд. руб. части накопления. В 2011 г. естественно - 922,6 млрд. и 253,0 млрд. руб., в 2012 г. - 1035,9 млрд. и 299,3 млрд. руб.
В 2010-2012 годах расходы ПФР не менее занимательны, чем доходы (см. таб. 2). [6]
Постараемся рассчитать
настоящую сумму бюджетного
Таблица 2 - Расходы ПФР в 2010-2012 гг. (млрд. рублей)
Показатели |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
Общий объем расходов, в том числе |
2099,9 |
2464,8 |
2877,8 |
Выплата трудовых пенсий, в том числе страховой части |
1615,2 929,2 |
1923,5 1073,0 |
2235,3 1232,6 |
Социальные пенсии |
66,6 |
85,8 |
102,2 |
Расходы на осуществление ежемесячной денежной выплаты |
251, 7 |
266,5 |
282,2 |
Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР |
46,9 |
49,1 |
49,1 |
Расходы на выплату "материнского капитала" |
- |
- |
55 |
По страховой части дефицит ПФР в 2010 г. был 119,2 млрд., в 2011 г. - 150,4 млрд., в 2012 г. - 196,7 млрд. рублей.
В итоге: дефицит российской пенсионной системы лишь по трудовым пенсиям в 2010 г. был 384,1 млрд. руб., в 2011 г. - 521,0 млрд. руб., в 2012 г. - 656,0 млрд. руб [6]
Сравнивая с официальными показателями, показанными в проекте бюджетного дефицита ПФР. Бюджет фонда по распределительной составляющей сформирован в 2010 г. с профицитом в сумме 27,6 млрд. руб., в 2011 г. с идущим дефицитом в сумме 40,6 млрд. руб., в 2012 г. с профицитом в сумме 16,5 млрд. руб.[17]
Таковым является, спрогнозированный на 2010-2012 гг. бюджет фонда не сходится с настоящей ситуацией, сформировавшейся в сфере пенсионного обеспечения.
ПФ РФ было доверено работать над некоторыми выплатами по соцобеспечению. К ним относятся: материальное обеспечение граждан РФ за особые заслуги и выдающиеся достижения перед Родиной, денежные выплаты, непосредственно взаимосвязанные с монетизацией льгот, социальная поддержка Героев СССР, Героев РФ , возмещение расходов на оплату проездных билетов пенсионерам к месту отдыха и обратно, возмещение уплаты страховых взносов в период присмотра за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, атак же во время прохождения военной службы по призыву.[20]
Все эти выплаты осуществляет ПФР, а расходы на создание процесса проступают по статье "Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР", т. е. реализовываются с помошью пенсионных взносов граждан РФ.
В статье запланированы большие расходы – более чем $1,8 млрд. каждый год. Имеется такое мнение, будто бы главная часть данных расходов воплощается в жизнь в обеспечение органов пенсионного обеспечения. В 2010-2012 годах ПФР затратил на обеспечение органов фонда пенсионного страхования по всей стране в среднем 47,1 млрд. руб, а на капитальные вложения и проектные работы по постройке объектов - в среднем 1,1 млрд. руб. [20]
Ещё одна не относящаяся к фонду статья расходов ПФР, зафиксированная в таблице 2 - оплата "материнского капитала". Сумма оплаты на одного ребенка в начале работы национального проекта составляла 250 тыс. рублей. В следующие годы она пересчитывалась. В бюджете намечается оплатить 55 млрд. руб. В пересчете на головы, в 2012 г. ПФР "осчастливит" 220 тыс. семей. По статистическим данным треть родов доводится на второго или третьего ребенка. За 2007 год родилось порядка 500 тыс. детей, чьи матери имеют право на получение "материнского капитала", всеобщая же сумма необходимых средств составит 125 млрд. руб. В бюджете ПФР предусмотрено в 2,3 раза меньше. [20]
Т. о., рассмотревши динамику бюджета доходов ПФ РФ за 2010-2012 гг., следует выявить повышение средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы. Это удостоверяет об увеличивающейся тенденции ее отхода от страховых принципов. Главными причинами повышение доли средств в бюджете ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению выплат не страхового характера, финансируемых за счет средств федерального бюджета.[5]
В структуре расходов бюджета пенсионного фонда России преобладают расходы на выплату трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). Что касается доли базовой, страховой и накопительной части в расходах Пенсионного Фонда, то складывается тенденция к уменьшению расходов на выплату базовой части пенсии, в то время как расходы на страховую и накопительную части имеют тенденцию к увеличению. В структуре пенсии большую часть занимает страховая составляющая, далее базовая и накопительная части. [20]
Выводы: Пенсионным фондом финансируются программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.
Основными задачами бюджетной политики Пенсионного фонда РФ на будущий период являются финансовая стабилизация системы и обеспечение своевременной выплаты пенсий.
Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство.
Проанализировав динамику доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010-2012 гг., можно выявить увеличение средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы. Это свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов.
3 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРОВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Необходимость и экономические предпосылки, основные принципы реформирования пенсионной системы в России и проблемы ее осуществления
За последнее десятилетие пенсионная система перетерпела глобальные изменения. На данный момент: [10]
1) уже создали систему регистрации застраховавшихся лиц, рабочих;
2) пришли к базе составления единого заработка, с которой вычисляется пенсия и взносы в ПФ РФ по страхованию;
3) доведена до автоматизма финансовая сбалансированность доходов и правил системы государственного обеспечения;
4) осуществлён персонифицированный учет данных о застрахованных лицах, для целей государственного пенсионного страхования, нужно заметить, что меры принимаемые по реформированию пенсионной системы устроили только стабильность системы на данный момент времени, но не убрали её недостатки, взаимосвязанные с несовпадением размеров пенсии объёмом поступивших платежей и результатами труда.
Информация о работе Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития