Пенсионный фонд России и его роль в финансировании социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

При переходе к рыночной экономике модернизируется вся финансовая система Российской Федерации. В большей степени изменилось ее центральное звено – бюджет. Постепенно из бюджета стали выделяться внебюджетные фонды, среди них главное место заняли социальные фонды.
Государственные социальные внебюджетные фонды – это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. В данной курсовой работе рассмотрен один вид государственных социальных внебюджетных фондов – Пенсионный фонд Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Пенсионный фонд Российской Федерации
1.1. Этапы развития и становления Пенсионного фонда Российской
Федерации (ПФ РФ) 5
1.2. История возникновения и развития пенсионного страхования в
России 7
1.3. Структура ПФ РФ 11
1.4. Сущность и роль, основные задачи ПФ РФ 12
1.5. Порядок формирования и расходования средств ПФ РФ
1.5.1. Доходы бюджета ПФ РФ 14
1.5.2. Расходы бюджета ПФ РФ 14
1.5.3. Порядок уплаты страховых взносов 15
1.6. Социальные программы
1.6.1. Материнский (семейный) капитал 16
1.7. Денежные выплаты населению ПФ РФ
1.7.1. Пенсионное обеспечение 17
1.7.1.1. Трудовые пенсии 18
1.7.1.2. Пенсии по государственному обеспечению 19
1.7.2. Иные выплаты гражданам (соцвыплаты) 20
2. Совершенствование пенсионной системы
2.1. Реформирование пенсионной системы 21
2.2. Внедрение персонифицированного учета 23
2.3. Негосударственное пенсионное обеспечение 25
3. Анализ формирования и использования средств ПФ РФ 26
3.1. Анализ формирования доходной части бюджета 27
3.2. Основные направления расходования средств 27
3.3. Динамика численности пенсионеров и средних назначенных
месячных пенсий 28
3.4. Динамика доходов и расходов бюджета ПФ РФ 29
Заключение 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Пенсионный фонд России и его роль в финансировании социальной сферы.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

  • фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;
  • денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • формируется за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;
  • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Таким образом, результатом развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.

 

1.5. Порядок формирования и расходования средств ПФ РФ.

 

1.5.1. Доходы бюджета ПФ  РФ.

 

Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:

  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
  • страховых взносов других категорий работающих граждан;
  • ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию этих пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
  • средств, возмещаемых Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
  • средств, взыскиваемых с работодателей и граждан результате предъявления регрессных требований;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • доходов от капитализации средств фонда;
  • других поступлений.

 

1.5.2. Расходы бюджета  ПФ РФ.

 

Расходы бюджета Пенсионного фонда обеспечивают:

  • выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;
  • выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
  • оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;
  • финансирование других статей в соответствии с законом.

 

 

 

 

 

 

 

1.5.3. Порядок уплаты страховых  взносов.

 

Рассмотрим действующий порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ.

Плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ являются:

  1. работодатели – юридические лица, в том числе иностранные, их обособленные подразделения;
  2. международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ в отношении граждан, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение;
  3. граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью и народными художественными промыслами;
  4. крестьянские, фермерские хозяйства;
  5. граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории РФ, индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору
  6. граждане, работающие по трудовым договорам, получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, по авторским договорам.

Вновь созданные предприятия, учреждения и организации регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают расчетные счета при предъявлении документа, подтверждающего регистрацию в качестве плательщиков страховых взносов.

Страховые взносы начисляются на все те виды оплаты труда в денежном или натуральном выражении, по всем основаниям, из которых исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работ по договорам подряда и поручения.

Работодатели представляют в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов одновременно с платежным поручением на выплату заработной платы, которые исполняются в первоочередном порядке.

По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется с суммы недоимки за каждый день просрочки.

За несвоевременное зачисление или перечисление по вине коммерческих банков страховых взносов в доход фонда с них также взыскивается пеня за каждый день просрочки.

К работодателям и другим плательщикам страховых взносов применяются финансовые санкции в виде взыскания:

  1. всей скрытой или заниженной при начислении страховых взносов в фонд суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении – штрафа в двойном размере;
  2. 10%  причитающихся к уплате сумм страховых взносов в фонды за их отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов;
  3. 10% причитающихся в отчетном квартале к уплате сумм страховых взносов в фонды за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости, а также сведений о суммах заработка, на которые начислялись страховые взносы, и суммах начисленных страховых взносов с разбивкой по месяцам отчетного квартала.

 

1.6. Социальные программы.

 

1.6.1. Материнский (семейный) капитал.

 

Право на материнский (семейный) капитал имеют как мужчины, так и женщины в отношении детей, являющихся гражданами России.

Женщины:

  1. родившие (усыновившие) второго ребенка после 1 января 2007 года;
  2. родившие (усыновившие) третьего или последующего ребенка после 1 января 2007 года и не воспользовавшиеся правом на материнский капитал.

Таким образом, материнский капитал на второго и последующего ребенка, рожденных после 1 января 2007 года устанавливается однократно.

Например, в 2007 году женщине выдан сертификат на 2 ребенка, родившегося в январе 2007 года. При рождении третьего сертификат на получение материнского капитала не выдается. Если в аналогичной ситуации за получением сертификата женщина не обращалась, а сделала это только после рождения третьего ребенка, сертификат будет выдан только на одного из этих детей.

Мужчины имеют право на семейный капитал одновременно при следующих условиях:

  1. если являются единственными усыновителями второго, третьего или последующего ребенка;
  2. если ранее не пользовались дополнительными мерами государственной поддержки;
  3. если решение об усыновлении вступило в силу после 1 января 2007 года.

При определении права на материнский капитал не учитываются следующие дети:

  1. в отношении которых родители лишены родительских прав;
  2. в отношении которых отменено решение об усыновлении;
  3. которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами.

Таким образом, если имеющая ребенка женщина вступила в брак, ее супруг усыновил такого ребенка, а в последствии в этой семье родился еще один ребенок, усыновленный ребенок не учитывается.

Если меры государственной поддержки были предоставлены женщине, которая впоследствии:

  • умерла или была объявлена умершей;
  • была лишена родительских прав;
  • совершила преступление в отношении ребенка, в связи с рождением которого установлен семейный капитал;
  • при отмене усыновления;

то право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает у отца этого ребенка.

В получении семейного капитала в этом случае может быть отказано по следующим причинам:

  1. если это лицо приходится отчимом ребенку, на которого установлен капитал;
  2. если ребенок признан оставшимся без попечения родителей.

В случае смерти или других обстоятельств мужчины, которому выдан сертификат на получение материнского (семейного) капитала, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях) до совершеннолетия или до окончания обучения, но не дальше чем до 23 лет.

Право на материнский (семейный) капитал возникает со дня рождения второго, третьего или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения ребенка и может быть реализовано не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения.

Это означает, что заявление об установлении материнского (семейного) капитала может быть подано в любое время после рождения соответствующего ребенка.

Федеральным законом №256-ФЗ от 29 декабря 2006 года определена базовая величина материнского капитала – 250 000 руб. Именно такая сумма указана в сертификатах на материнский капитал, которые были выданы в 2007 году.

Ежегодно величина материнского капитала индексируется с учетом темпов роста инфляции и утверждается федеральным законом о бюджете на следующий год.

В 2009 году согласно Федеральному закону от 24 ноября 2008 года №204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» размер материнского (семейного) капитала составляет 299 731,25 руб.

 

1.7. Денежные выплаты  населению ПФ РФ.

 

1.7.1. Пенсионное обеспечение.

 

Пенсионное обеспечение является основным видом социальной защиты нетрудоспособных граждан со стороны государства.

Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Конституционное право граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае наступления инвалидности, потери кормильца гарантируется государством.

Основными видами пенсионного обеспечения граждан являются:

  • трудовые пенсии;
  • пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Различие этих видов пенсионного обеспечения связано с особенностями нормативного регулирования, определяющего круг лиц, имеющих право на государственную поддержку, а также порядок предоставления пенсионного обеспечения.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовые пенсии могут быть назначены лицам, имеющим определенный страховой стаж.

Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» предусмотрена возможность установления социального обеспечения лицам в связи с выполнением особых видов деятельности в интересах государства либо в связи с необходимостью установления гарантированной государственной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию.

Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.

 В случаях, предусмотренных  Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в РФ», допускается одновременное получение  пенсии по государственному пенсионгому  обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

 

1.7.1.1. Трудовые пенсии.

 

Трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи умерших застрахованных лиц.

В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливаются следующие виды пенсий:

  • трудовая пенсия по старости.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 5 лет страхового стажа. По общему правилу, в страховой стаж засчитываются периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в ПФ РФ.

Трудовая пенсия по старости может быть назначена и до достижения возраста. Это право предусмотрено для граждан, работавших в тяжелых и вредных условиях труда, либо в особых климатических условиях, либо занимавшихся отдельными видами профессиональной деятельности.

Кроме того, досрочная пенсия может назначаться безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. Такая пенсия назначается по предложению органов службы занятости не ранее ем за два года до наступления пенсионного возраста.

Снижение пенсионного возраста предусмотрено также для граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

  • трудовая пенсия по инвалидности назначается гражданам, признанным инвалидами, которым установлена одна из трех степеней ограничения способности к трудовой деятельности.

Информация о работе Пенсионный фонд России и его роль в финансировании социальной сферы