Пенсионный фонд России и его роль в финансировании социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

При переходе к рыночной экономике модернизируется вся финансовая система Российской Федерации. В большей степени изменилось ее центральное звено – бюджет. Постепенно из бюджета стали выделяться внебюджетные фонды, среди них главное место заняли социальные фонды.
Государственные социальные внебюджетные фонды – это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. В данной курсовой работе рассмотрен один вид государственных социальных внебюджетных фондов – Пенсионный фонд Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Пенсионный фонд Российской Федерации
1.1. Этапы развития и становления Пенсионного фонда Российской
Федерации (ПФ РФ) 5
1.2. История возникновения и развития пенсионного страхования в
России 7
1.3. Структура ПФ РФ 11
1.4. Сущность и роль, основные задачи ПФ РФ 12
1.5. Порядок формирования и расходования средств ПФ РФ
1.5.1. Доходы бюджета ПФ РФ 14
1.5.2. Расходы бюджета ПФ РФ 14
1.5.3. Порядок уплаты страховых взносов 15
1.6. Социальные программы
1.6.1. Материнский (семейный) капитал 16
1.7. Денежные выплаты населению ПФ РФ
1.7.1. Пенсионное обеспечение 17
1.7.1.1. Трудовые пенсии 18
1.7.1.2. Пенсии по государственному обеспечению 19
1.7.2. Иные выплаты гражданам (соцвыплаты) 20
2. Совершенствование пенсионной системы
2.1. Реформирование пенсионной системы 21
2.2. Внедрение персонифицированного учета 23
2.3. Негосударственное пенсионное обеспечение 25
3. Анализ формирования и использования средств ПФ РФ 26
3.1. Анализ формирования доходной части бюджета 27
3.2. Основные направления расходования средств 27
3.3. Динамика численности пенсионеров и средних назначенных
месячных пенсий 28
3.4. Динамика доходов и расходов бюджета ПФ РФ 29
Заключение 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Пенсионный фонд России и его роль в финансировании социальной сферы.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Сведения о застрахованных лицах представляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Работодатели представляют сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, за которых они уплачивают страховые взносы. Сведения передаются в те органы фонда, в которых эти работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в фонд, сами представляют сведения о себе в органы фонда по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов Государственного пенсионного страхования.

 

2.3. Негосударственное пенсионное  обеспечение.

 

Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

Дополнительная профессиональная пенсионная система должна отвечать следующим требованиям:

  1. обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм, и согласовываться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения;
  2. иметь как установленные выплаты, так и установленные взносы, являться солидарной либо накопительной или использовать одновременно оба эти принципа;
  3. финансироваться как за счет взносов работодателя, так с участием работников;
  4. иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов – актуарный баланс.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – некоммерческая организация социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками в пользу участников фонда.

Деятельность  фонда   по   негосударственному   пенсионному обеспечению населения включает: аккумулирование пенсионных взносов; размещение пенсионных резервов; учет пенсионных обязательств;   выплату  негосударственных  пенсий  участникам фонда.

Учредителями фонда могут быть юридические и физические лица.

В целях защиты прав и интересов вкладчиков и участников деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию.

НПФ выполняет следующие функции:

  • разрабатывает условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;
  • заключает пенсионные договоры;
  • аккумулирует пенсионные взносы;
  • ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о их состоянии;
  • заключает договоры с управляющим фонда;
  • формирует и размещает самостоятельно или через управляющего собственные средства, включая пенсионные резервы;
  • ведет бухгалтерский учет и осуществляет актуарные расчеты;
  • производит выплаты негосударственных пенсий;
  • осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;
  • предоставляет информацию о своей деятельности.

Вкладчики НПФ имеют право:

  • требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме;
  • представлять перед фондом свои интересы и интересы своих участников, обжаловать действия фонда;
  • требовать от фонда перевода выкупных сумм в другой фонд в соответствии с правилами фонда и пенсионным договором.

Вкладчики НПФ вносят взносы только денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором.

НПФ обязан:

  1. осуществлять учет своих обязательств перед вкладчиками и участниками в форме ведения пенсионных счетов и учет пенсионных резервов, предоставлять вкладчикам и участникам информацию о состоянии солидарных или именных пенсионных счетов;
  2. выплачивать участникам негосударственные пенсии в соответствии с условиями пенсионных договоров;
  3. переводить по поручению вкладчика или участника выкупную сумму в другой фонд в соответствии с условиями пенсионного договора;
  4. не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков или участников.

НПФ осуществляет размещение пенсионных резервов через управляющего, который обеспечивает возврат переданных ему фондом пенсионных резервов по договорам доверительного управления и другим договорам в соответствии с законодательством, кроме случаев размещения пенсионных резервов в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, банковские депозиты и другие.

 

 

3. Анализ формирования  и использования средств ПФ РФ.

 

В качестве примера рассмотрим бюджет Пенсионного фонда РФ на 2007 год.

По доходам бюджет был утвержден в сумме 1946,82 млрд. руб. и по расходам – в сумме 1786,46 млрд. руб. с превышением доходов над расходами в сумме 160,36 млрд. руб.

Основные показатели исполнения бюджета Фонда за 2007 год:

 

 

 

Основные

показатели

Бюджетные назначения на 2007 год (утверждено законом о бюджете)

 

Кассовое исполнение за 2007 год

 

 

Процент исполнения

ДОХОДЫ – всего, в том числе:

1.по распределительной  составляющей бюджета

2.по накопительной составляющей  бюджета

1914,13 млрд. руб.

 

1777,70 млрд. руб.

 

136,43 млрд. руб.

1946,82 млрд. руб.

 

1806,12 млрд. руб.

 

140,70 млрд. руб.

101,7%

 

101,6%

 

103,%

РАСХОДЫ – всего, в том числе:

1.по распределительной  составляющей бюджета

2.по накопительной составляющей  бюджета

1782,35 млрд. руб.

 

1764,43 млрд. руб.

 

17,92 млрд. руб.

1786,46 млрд. руб.

 

1769,92 млрд. руб.

 

16,54 млрд. руб.

100,2%

 

100,3%

 

92,3%


 

3.1. Анализ формирования доходной части бюджета.

 

Доходы бюджета фонда на 2007 год формировались за счет следующих источников:

  • Налоги и взносы на социальные нужды – 1009,9 млрд. руб.
  • Налоги на совокупный доход – 2,7 млрд. руб.
  • Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам – 2,5 млрд. руб.
  • Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 9,3 млрд. руб.
  • Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 325,8 млн. руб.
  • Доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 9,8 млн. руб.
  • Штрафы, санкции, возмещение ущерба – 270,1 млн. руб.
  • Прочие неналоговые доходы – 59,5 млн. руб.
  • Доходы от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет – 638,3 тыс. руб.

 

3.2. Основные направления  расходования средств.

 

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ в 2007 году расходовались по следующим направлениям:

  • Расходы на обязательное пенсионное обеспечение – 1501,4 млрд. руб.
  • Мероприятия по повышению пенсий и улучшению материального положения отдельных категорий граждан – 120 млрд. руб.
  • Выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации – 1,47 млрд.руб.
  • Выплата социальных пособий на погребение – 1,43 млрд. руб.
  • Расходы на доставку пенсий – 19,6 млрд. руб.
  • Расходы на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения, пособий и компенсаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета – 102,1 млрд. руб.
  • Взаимоотношения ПФР с Минфином России по перечислению средств из федерального бюджета – 916,42 млрд. руб.
  • Выплата пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными -  1745 млн. руб.
  • Дополнительное пенсионное обеспечение – 3451,5 млн. руб.
  • Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда – 42391,6 млн. руб.

 

3.3. Динамика численности  пенсионеров и средних назначенных  месячных пенсий.

 

С каждым годом количество пенсионеров уменьшается или увеличивается, в зависимости от смертности, миграции и иммиграции.

Средние назначенные пенсии с каждым годом увеличиваются, так как повышается прожиточный минимум.

 

 

3.4. Динамика доходов  и расходов бюджета ПФ РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государство должно гарантировать населению определенный нормативный уровень потребления социальных услуг. Необходимые для этого значительные государственные финансовые ресурсы формируются и предоставляются населению через внебюджетные социальные фонды.

Наиболее крупным из всех социальных фондов по величине мобилизуемых ресурсов является образованный в 1990 году Пенсионный фонд Российской Федерации.

В данной курсовой работе проведено исследование состояния Пенсионного фонда Российской Федерации.

В настоящее время Пенсионный фонд – это источник финансирования для решения глобальной задачи, как сохранение части заработной платы работника, которая предназначена для удовлетворения потребностей в случае лишения трудоспособности из-за возраста.

Для выполнения задач поставленных перед Пенсионным фондом, были введены:

  • страховые взносы работодателей;
  • единый социальный налог;
  • добровольные взносы физических и юридических лиц.

Пенсионный фонд – это самостоятельное финансово-кредитное учреждение, наделенное статусом юридического лица, подотчетен Правительству Российской Федерации и осуществляет деятельность на основе и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также ему принадлежат его имущество и денежные средства, но при этом являются собственностью государства.

Но все же в нашей стране необходимо провести пенсионную реформу, так как в настоящее время пенсионная система не удовлетворяет многих:

  • пенсионеров из-за низкой пенсии;
  • работодателей из-за высоких страховых взносов отчисляемых в Пенсионный фонд;
  • власть из-за недовольства граждан по поводу низкого уровня прожиточного минимума.

В данной курсовой работе были рассмотрены: сущность, задачи, функции Пенсионного фонда, история возникновения фонда и пенсионного страхования, проанализированы порядок формирования и расходования бюджетных средств.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов – М.: ЮНИТИ, 2002
    2. Грязнова А.Г., Маркина Е.В. – М.: Финансы и статистика, 2004
    3. Дробозина Л.А. Финансы: Учебное пособие – М.: ЮНИТИ, 2001
    4. Ковалева А.М. М.: Финансы и статистика, 2006
    5. Михальчук В.Ю. Пенсионная система Российской Федерации: перспективы развития// Финансы, 2007
    6. Родионова В.М. Финансы: Учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2003
    7. Соловьев А.К. Финансовая система обязательного пенсионного страхования в России М.: Финансы и статистика, 2003
    8. Федоров Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации: Учебник для ВУЗов – М.: Дашков и К, 2008
    9. Бюджетный Кодекс Российской Федерации

 

Интернет-ресурсы:

www.pfrf.ru– официальный сайт пенсионного фонда Российской Федерации

www.opfr.tomsknet.ru - официальный сайт пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области

 


Информация о работе Пенсионный фонд России и его роль в финансировании социальной сферы