Пенсионный фонд России и его роль в финансировании социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

При переходе к рыночной экономике модернизируется вся финансовая система Российской Федерации. В большей степени изменилось ее центральное звено – бюджет. Постепенно из бюджета стали выделяться внебюджетные фонды, среди них главное место заняли социальные фонды.
Государственные социальные внебюджетные фонды – это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. В данной курсовой работе рассмотрен один вид государственных социальных внебюджетных фондов – Пенсионный фонд Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Пенсионный фонд Российской Федерации
1.1. Этапы развития и становления Пенсионного фонда Российской
Федерации (ПФ РФ) 5
1.2. История возникновения и развития пенсионного страхования в
России 7
1.3. Структура ПФ РФ 11
1.4. Сущность и роль, основные задачи ПФ РФ 12
1.5. Порядок формирования и расходования средств ПФ РФ
1.5.1. Доходы бюджета ПФ РФ 14
1.5.2. Расходы бюджета ПФ РФ 14
1.5.3. Порядок уплаты страховых взносов 15
1.6. Социальные программы
1.6.1. Материнский (семейный) капитал 16
1.7. Денежные выплаты населению ПФ РФ
1.7.1. Пенсионное обеспечение 17
1.7.1.1. Трудовые пенсии 18
1.7.1.2. Пенсии по государственному обеспечению 19
1.7.2. Иные выплаты гражданам (соцвыплаты) 20
2. Совершенствование пенсионной системы
2.1. Реформирование пенсионной системы 21
2.2. Внедрение персонифицированного учета 23
2.3. Негосударственное пенсионное обеспечение 25
3. Анализ формирования и использования средств ПФ РФ 26
3.1. Анализ формирования доходной части бюджета 27
3.2. Основные направления расходования средств 27
3.3. Динамика численности пенсионеров и средних назначенных
месячных пенсий 28
3.4. Динамика доходов и расходов бюджета ПФ РФ 29
Заключение 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Пенсионный фонд России и его роль в финансировании социальной сферы.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Трудовая пенсия по инвалидности предназначена до компенсации инвалиду заработка, утраченного в связи с ограничением трудоспособности.

  • трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении.

Назначением этого вида пенсионного обеспечения является компенсация дохода, утраченного гражданином в связи со смертью его кормильца.

 

1.7.1.2. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

 

Пенсии по государственному пенсионному являются одним из видов государственных пенсий, предусмотренных российским законодательством. В отличие от трудовых пенсий, они целиком финансируются за счет средств федерального бюджета.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению предоставляется гражданам:

  • в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы, при наличии установленной законом выслуги;
  • в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • в случае наступления инвалидности или потери кормильца;
  • при достижении установленного законом возраста.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» устанавливаются следующие виды государственных пенсий:

  1. за выслугу лет: государственным служащим и военнослужащим. Важным условием установления пенсий военнослужащим и членам их семей является прохождение военной службы по призыву.
  2. по старости: гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.

Пенсии по старости назначаются отдельным категориям граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф. К данной категории относятся:

    • граждане, которые подверглись радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
    • граждане, пострадавшие от иных радиационных катастроф «не чернобыльцев».

Государственная пенсия по старости указанным категориям граждан устанавливается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста.

Статус граждан устанавливался в зависимости от дозы облучения и уровня радиоактивного загрязнения территории. В зависимости от статуса граждан применяется различное уменьшение пенсионного возраста.

  1. по инвалидности: гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны. Условием назначения такой пенсии является установление инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности I, II или III степени независимо от причины инвалидности.

По действующему законодательству участник Великой Отечественной войны может получать одновременно две пенсии: пенсию по инвалидности и трудовую пенсию по старости.

  1. по случаю потери кормильца: членам семей лиц, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф и военнослужащих.
  2. социальные пенсии: нетрудоспособным гражданам, не получившим право на трудовую пенсию (детям-инвалидам, мужчинам старше 65 лет и женщинам старше 60 лет), участникам ВОВ совершившим противоправные деяния или умышленное нанесение ущерба своему здоровью.  

Социальная пенсия назначается лицам, которые по различным причинам не имеют права на трудовую пенсию.

 

1.7.2. Иные выплаты гражданам (соцвыплаты).

 

Наряду с установлением и выплатой пенсий органы Пенсионного фонда РФ осуществляют другие выплаты социального характера, предусмотренные действующим законодательством для определенных категорий граждан. Указанные выплаты являются дополнительными мерами социальной поддержки и, в отличие от пенсий – постоянного и основного источника средств к существованию – как правило, служат дополнением к этому источнику.

С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ».

Названные закон модернизировал механизм финансирования предоставляемых гражданам отдельных льгот путем установления ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) при сохранении права на возможность получения государственной социальной помощи в натуральном виде.

Система денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки непрерывно расширяется. Так, Указом Президента РФ от 30 марта 2005 года №363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан РФ в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1943-1945 годов» и Указом Президента РФ от 1 августа 2005 года №887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение ветеранам Великой Отечественной войны в связи с 60-летием.

Признавая выдающиеся достижения и особые заслуги граждан перед РФ, государство устанавливает для таких граждан дополнительное материальное обеспечение (ДМО).

К числу имеющих право на указанные выплаты относятся лица, которые своими боевыми, трудовыми, спортивными достижениями укрепляли могущество и престиж Родины, добились всемирного признания в области науки, литературы, искусства.

 

2. Совершенствование пенсионной  системы.

 

2.1. Реформирование пенсионной  системы.

 

Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования.

Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем гражданам и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалидности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудоспособности. В то же время на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пенсия будет представлять собой часть трудовой пенсии.

Трудовые или страховые пенсии предоставляются всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, на которые распространяется обязательное государственное пенсионное страхование.

Все участники общей системы трудовых пенсий должны нести одинаковые обязанности по финансированию этой системы и иметь одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсий.

Размер трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом трудового или страхового стажа и заработка. В то же время механизм исчисления пенсии будет приближен к требованиям, вытекающим из принципов социального страхования. исходным критерием определения размера пенсии станет цена одного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработку, из которого исчисляется пенсия. Базовая пенсия будет являться минимальным размером трудовой пенсии.

Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца базируются на тех же принципах, что и пенсия по старости. В основном сохранятся условия и нормы назначения этих пенсий и соотношение их размеров с размером пенсии по старости.

Пенсии в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями предоставляются в рамках системы страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве за счет работодателей.

Индексация пенсий является необходимым условием любой пенсионной системы. Она позволяет предупреждать падение реальной стоимости пенсий в период инфляции и обеспечивать установленное соотношение с заработной платой по мере увеличения последней.

Сложившаяся напряженность в области финансирования пенсионного обеспечения будет усиливаться.

Этому способствует тенденция к снижению численности занятых в экономике и сокращению доли заработной платы в структуре доходов населения. При отсутствии ассигнований из федерального бюджета одних страховых взносов при действующем уровне страхового тарифа уже в ближайшее время будет недостаточно для покрытия расходов на пенсионное обеспечение.

В последние годы государственная пенсионная система РФ переживает кризис. Доходы пенсионеров отстают от уровня цен. Основная проблема пенсионного обеспечения – низкий уровень размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. Остро стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного населения продолжает снижаться. В то же время невозможно повысить минимальный размер пенсии, не увеличивая при этом на еще большую величину максимальный размер пенсии, и, следовательно, сконцентрировать финансовые ресурсы пенсионной системы на решении проблемы низкого уровня минимальных пенсий.

Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перераспределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования.

На первом этапе пенсионной реформы необходимо учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВп, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения.

Поэтому в целях снижения экономической нагрузки на трудоспособное население необходимо более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионному обеспечению.

Одна из тенденций – снижение доли занятых в экономике в целом и в том числе по найму, что требует изменения форм пенсионного обеспечения и более тесной увязки уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом.

Поскольку в рамках пенсионного законодательства одновременно невозможно обеспечить повышение минимального уровня пенсий и социально справедливую их дифференциацию в зависимости от прошлого трудового вклада, то необходим переход к новому порядку исчисления размеров пенсий.

К целям пенсионной реформы относятся:

  • финансовая стабилизация пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;
  • рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;
  • совершенствование системы управления пенсионным обеспечением.

Реформирование пенсионной системы предусматривает сохранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обеспечения.

Концепция реформирования основана на развитии трехуровневой пенсионной системы, включающей:

  1. трудовые и социальные пенсии, выплачиваемые из бюджета тем пенсионерам, которые не сформировали достаточные пенсионные сбережения;
  2. обязательную систему пенсионного страхования, построенную по накопительному принципу – обязательные пенсионные взносы работающего населения накапливаются на личных пенсионных счетах в негосударственных пенсионных фондах;
  3. добровольные пенсионные сбережения населения в негосударственных пенсионных фондах.

Система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами. Этот процесс не носит кратковременного характера и рассчитан на длительный период.

 

2.2. Внедрение персонифицированного  учета.

 

Введение индивидуально-персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования обусловлено следующими факторами:

  • созданием условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
  • обеспечением достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;
  • созданием информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства, для назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;
  • развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • созданием условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;
  • упрощением порядка и ускорением процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам.

Индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования строится на следующих принципах:

  • единства государственного пенсионного страхования в РФ;
  • всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и учета сведений о застрахованных лицах;
  • доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем;
  • использования сведений о застрахованных лицах для целей пенсионного обеспечения;
  • соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов;
  • осуществления индивидуального учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкетные данные.

Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает страховое свидетельство по месту работы. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, не являются субъектами государственного пенсионного страхования, кроме несовершеннолетних, получающих пенсию по случаю потери кормильца.

Страховые свидетельства государственного пенсионного страхования хранятся у застрахованных лиц. Изменение сведений о застрахованном лице влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в его индивидуальном лицевом счете.

Информация о работе Пенсионный фонд России и его роль в финансировании социальной сферы