Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 18:14, курсовая работа
Актуальность настоящей курсовой работы обусловлена тем, что Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, поскольку главной целью его является обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
- рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
- провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.
- определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
- показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
- оценить значение персонифицированного учета в новой системе пенсионного страхования граждан.
Введение
1. Теоретические аспекты истории и развития Пенсионного фонда России…
1.1. История становления пенсионного обеспечения в России…
1.2. Современные сущность, роль и основные задачи ПФР…
2. Анализ финансовой устойчивости Пенсионного фонда России…
2.1.Содержание финансовой устойчивости Пенсионного фонда России …
2.2.Анализ доходов ПФР…..
2.3.Анализ и основные направления расходования средств Пенсионного фонда…
3. Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда Российской федерации…
3.1. Проблемы развития ПФР..
3.2. Совершенствование пенсионной системы..
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Приложение
До 2001 года источником формирования
бюджета ПФР были страховые взносы.
Пенсионный фонд сам обеспечивал
целевой сбор страховых взносов,
осуществлял администрирование, а
также осуществлял
С вступлением в 2001 году этих норм налогового законодательства в силу ПФР прекратил самостоятельный сбор средств для финансирования пенсионных выплат и передал эти функции налоговым органам.
2002 год - начало пенсионной
реформы. Пенсионная реформа,
начавшаяся с принятия в 2001
году нового пенсионного
Большое значение приобрело внедрение сетевой технологии назначения пенсий, которая позволяет быстро решать вопросы при обслуживании населения путем создания и внедрения многочисленных «клиентских служб». Клиентские службы не только обеспечивают оперативный ежедневный прием пенсионеров, страхователей и застрахованных лиц, но и дают возможность значительно сократить сроки назначения трудовых пенсий.
Важным результатом
В 2004 году осуществлена замена основной части льгот, предоставляемых государством гражданам, проживающим на территории Российской Федерации. Функции по установлению и выплате ежемесячных денежных выплат возложены на органы Пенсионного фонда Российской Федерации Федеральный закон №122-ФЗ от 22.08.2004 г..
Совершенно новое направление в деятельности органов Пенсионного фонда Российской Федерации - это работа с материнским (семейным) капиталом.
С 1 января 2007 года в Пенсионный фонд создает федеральный регистр семей, имеющих право на дополнительную государственную поддержку в связи с рождением (усыновлением) второго или последующих детей Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 г..
С 1 января 2009 года стартовала Программа государственного софинансирования пенсии - государство будет осуществлять софинансирование накопительной части трудовой пенсии граждан. Часть взносов на накопительную часть будущей пенсии платит гражданин, другую часть платит государство.
Таким образом, Пенсионный фонд
Российской Федерации - один из крупнейших
и наиболее значимых социальных институтов
в стране. Создание Пенсионного фонда
стало вехой в решении одной
из важнейших задач по реформированию
социальной сферы - перехода от государственного
пенсионного обеспечения к
Пенсионная система России является составной частью государственного социального обеспечения. Основные принципы пенсионного обеспечения в нашей стране - всеобщность, обязательность, гарантированность, независимость от форм собственности, соответствуют международной практике.
2. Анализ финансовой
устойчивости Пенсионного
2.1 Содержание
финансовой устойчивости
В экономической теории устойчивость рассматривается как одно из понятий концепции экономического равновесия, согласно которой достижение и удержание стационарно-равновесного состояния в экономике относится к числу важнейших микро- и макроэкономических задач.
Согласно взглядам экономистов,
придерживающихся позиций теории экономического
равновесия, экономические субъекты
стремятся перевести
Среди наук неэкономического характера понятие устойчивости наиболее полно может быть определено в рамках теории динамических систем. Согласно этой теории, процесс развития любой системы может быть описан векторным полем в фазовом пространстве, каждая точка которого задает состояние эволюционирующей системы (реальное или возможное).
Точка, в которой состояние системы не изменяется с течением времени, называется равновесной. Устойчивые состояния равновесия «притягивают» к себе фазовые кривые - кривые, образованные последовательными состояниями процесса.
Впервые концепцию общего
экономического равновесия как универсального
средства анализа экономической
системы в целом предложил
швейцарский экономист Л. Вальрас,
которым были сформулированы основные
условия структурного соответствия
спроса и предложения товаров, количественно
описана взаимосвязь между
Данные модели равновесия
носили преимущественно аналитический
характер. Дальнейшее развитие концепции
экономического равновесия происходило
на основе изучения количественных закономерностей
и взаимосвязи хозяйственных
явлений и процессов с
Поддержание устойчивости системы составляет внутреннюю цель системы, в отличие от внешней, характеризующей взаимоотношения со средой. Следовательно, система должна быть организована так, чтобы обеспечить собственное выживание, стабильность в динамичной среде и одновременно развитие, приближение к определенной цели.
Отмеченная дуальность составляет одно из основных противоречий в системе, разрешаемое через ее развитие. С одной стороны, необходимость сохранения устойчивости наделяет систему свойством сопротивляемости к воздействиям, в том числе и к управляющим. С другой стороны, потребность целенаправленного движения к цели, совершенствования обязывает систему видоизменяться, формировать и реализовывать управляющие функции.
Принимая во внимание, что финансовые отношения составляют лишь часть экономических отношений хозяйствующего субъекта, финансовая устойчивость отличается от более общего понятия «устойчивость», как часть отличается от целого. В то же время финансовая устойчивость как элемент системы находится под влиянием других элементов: организационных, правовых, управленческих и прочих.
Финансы обладают свойством
количественного отображения
Учитывая вышеизложенное, финансовую устойчивость можно определить как такое состояние финансовых ресурсов, при котором экономический субъект способен сохранить свое качество в условиях динамичной среды и внутренних трансформаций и одновременно обеспечить развитие, приближение к определенной цели.
Признаки финансовой устойчивости
реализуются во взаимоотношениях субъекта
со средой. Сама по себе среда не является
статической целостностью. Она постоянно
изменяется, подвергаясь как внешним,
так и внутренним воздействиям. Оказывая
влияние на экономический субъект,
среда вынуждает его
Пенсионный фонд России,
являющийся непосредственным объектом
исследования в данной работе, как
и любой другой субъект экономики,
представляет собой микросистему в
рамках макросистемы (среды), что ставит
вопрос об ее устойчивости. Данная микросистема
располагает финансовыми
Специфика финансовой устойчивости по отношению к тому или иному экономическому субъекту определяется его местом в экономике, что обусловливает особенности в составе, источниках, структуре, а также механизмах формирования и использования его финансовых ресурсов.
Пенсионный фонд является
организацией, управляющей специфической
сферой деятельности, связанной с
формированием и использованием
внебюджетного фонда
Особенности разных видов
социальных рисков (круг получателей
социальных выплат; различная степень
вероятности реализации риска; разная
степень ответственности
Финансовая устойчивость
внебюджетного пенсионного
2.1. Анализ доходов Пенсионного фонда
Российское социальное обеспечение держится на трех страховых китах, трех фондах социального страхования: Пенсионном фонде России (ПФР), Фонде социального страхования (ФСС) и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Взносы в фонды отчисляются с доходов, в этих организациях они аккумулируются и перераспределяются. Часть собранных взносов ежегодно возвращается в виде пенсий, пособий по временной нетрудоспособности или оплаты медицинской помощи, часть – откладывается до тех пор, пока человек не достигнет пенсионного возраста. Размеры возвращаемых средств зависят от взносов, а также эффективности работы фондов, в отличие от органов соцзащиты, чья деятельность целиком зависит от федерального и региональных бюджетов.
За годы преобразований фонды
социального страхования
Прогноз Минэкономразвития по росту фонда заработной платы в 2008-2010 годах заставляет задуматься, за счет каких средств власти собираются выполнять пенсионное обещание. По расчетам, суммарный фонд заработной платы в целом по стране в 2008 году составил 8 921,0 млрд., в 2009 году – 10 299,0 млрд., в 2010 году он составит 11 771,0 млрд. рублей. За три года главная составляющая налогооблагаемой базы по ЕСН вырастет всего на 32%, тогда как пенсии должны вырасти в два раза больше, на 65%. Это произойдет за счет увеличения бюджетных ассигнований.
Проанализируем доходы бюджета Пенсионного фонда в 2008-2010 гг.
Таблица 2.1 Доходы ПФР в 2008-2010 гг. (млрд. рублей)
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Общий объем доходов, в том числе |
2 330,6 |
2 669,5 |
3 179,8 |
за счет страховых взносов в % к доходам |
1020,6 43,8% |
1175,6 44,0% |
1335,2 42,0% |
за счет федерального бюджета, из них |
1280,3 |
1 456,4 |
1801,4 |
на выплату базовой части |
707,7 |
876,6 |
1033,0 |
Продолжение таблицы 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
средства пенсионных |
652,7 |
898,0 |
1 183,5 |
суммарные поступления от ЕСН в федеральный бюджет |
442,8 |
506,0 |
573,7 |
Проанализировав таблицу 2.1 мы наблюдаем неблагоприятную обстановку в российской пенсионной системе. Ежегодно федеральный бюджет будет вливать в ПФР в среднем 57% необходимых средств. За три года поступления от страховых пенсионных взносов вырастут всего на 30,8%, тогда как ассигнования из бюджета – на 40,7%. Доля федерального бюджета, направляемая в ПФР в 2008 году составила 19,3%, в 2009 году – 19,5%, в 2010 году составит 22,3%. Пятая часть федерального бюджета ежегодно будет направляться пенсионерам.