Пенсионный фонд России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность настоящей курсовой работы обусловлена тем, что Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, поскольку главной целью его является обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
- рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
- провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.
- определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
- показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
- оценить значение персонифицированного учета в новой системе пенсионного страхования граждан.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты истории и развития Пенсионного фонда России…
1.1. История становления пенсионного обеспечения в России…
1.2. Современные сущность, роль и основные задачи ПФР…
2. Анализ финансовой устойчивости Пенсионного фонда России…
2.1.Содержание финансовой устойчивости Пенсионного фонда России …
2.2.Анализ доходов ПФР…..
2.3.Анализ и основные направления расходования средств Пенсионного фонда…
3. Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда Российской федерации…
3.1. Проблемы развития ПФР..
3.2. Совершенствование пенсионной системы..
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая ФИНАНСЫ1.docx

— 89.55 Кб (Скачать файл)

До 2001 года источником формирования бюджета ПФР были страховые взносы. Пенсионный фонд сам обеспечивал  целевой сбор страховых взносов, осуществлял администрирование, а  также осуществлял финансирование расходов, связанных с выплатой государственных  пенсий. После внесения в 2000 году поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации  формой платежа в систему государственного пенсионного страхования вместо взноса стал налог, точнее часть единого  социального налога, которая направлялась на финансирование пенсионных выплат.

С вступлением в 2001 году этих норм налогового законодательства в  силу ПФР прекратил самостоятельный  сбор средств для финансирования пенсионных выплат и передал эти функции налоговым органам.

2002 год - начало пенсионной  реформы. Пенсионная реформа,  начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства  и вступления его в силу  с января 2002 года, на сегодняшний  день крупнейший социальный проект  в Российской Федерации.

Большое значение приобрело  внедрение сетевой технологии назначения пенсий, которая позволяет быстро решать вопросы при обслуживании населения путем создания и внедрения  многочисленных «клиентских служб». Клиентские службы не только обеспечивают оперативный ежедневный прием пенсионеров, страхователей и застрахованных лиц, но и дают возможность значительно  сократить сроки назначения трудовых пенсий.

Важным результатом реформирования пенсионной системы стало то, что люди начали задумываться о том, какая пенсия ждет их в будущем и что нужно сделать уже сейчас, чтобы пенсия была достойной.

В 2004 году осуществлена замена основной части льгот, предоставляемых  государством гражданам, проживающим  на территории Российской Федерации. Функции  по установлению и выплате ежемесячных  денежных выплат возложены на органы Пенсионного фонда Российской Федерации  Федеральный закон №122-ФЗ от 22.08.2004 г..

Совершенно новое направление  в деятельности органов Пенсионного  фонда Российской Федерации - это  работа с материнским (семейным) капиталом.

С 1 января 2007 года в Пенсионный фонд создает федеральный регистр  семей, имеющих право на дополнительную государственную поддержку в  связи с рождением (усыновлением) второго или последующих детей  Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 г..

С 1 января 2009 года стартовала Программа государственного софинансирования пенсии - государство будет осуществлять софинансирование накопительной части трудовой пенсии граждан. Часть взносов на накопительную часть будущей пенсии платит гражданин, другую часть платит государство.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов в стране. Создание Пенсионного фонда  стало вехой в решении одной  из важнейших задач по реформированию социальной сферы - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному  пенсионному страхованию.

Пенсионная система России является составной частью государственного социального обеспечения. Основные принципы пенсионного обеспечения  в нашей стране - всеобщность, обязательность, гарантированность, независимость  от форм собственности, соответствуют  международной практике.

 

2. Анализ финансовой  устойчивости Пенсионного  фонда  РФ

 

2.1 Содержание  финансовой устойчивости Пенсионного  фонда России

В экономической теории устойчивость рассматривается как одно из понятий  концепции экономического равновесия, согласно которой достижение и удержание  стационарно-равновесного состояния  в экономике относится к числу  важнейших микро- и макроэкономических задач.

Согласно взглядам экономистов, придерживающихся позиций теории экономического равновесия, экономические субъекты стремятся перевести экономическую  систему в оптимальное состояние, рассматривая его как равновесие, которое в данном контексте ассоциируется  с устойчивостью, которая, однако, не является центральной проблемой  указанной концепции.

Среди наук неэкономического характера понятие устойчивости наиболее полно может быть определено в рамках теории динамических систем. Согласно этой теории, процесс развития любой системы может быть описан векторным полем в фазовом  пространстве, каждая точка которого задает состояние эволюционирующей системы (реальное или возможное).

Точка, в которой состояние  системы не изменяется с течением времени, называется равновесной. Устойчивые состояния равновесия «притягивают»  к себе фазовые кривые - кривые, образованные последовательными состояниями  процесса.

Впервые концепцию общего экономического равновесия как универсального средства анализа экономической  системы в целом предложил  швейцарский экономист Л. Вальрас, которым были сформулированы основные условия структурного соответствия спроса и предложения товаров, количественно  описана взаимосвязь между ключевыми  экономическими параметрами производства и обмена. Идеи Л. Вальраса успешно  развивали Эджуорт, Парето, Фишер. Работы Л. Вальраса послужили в последующем основой для развития балансовых методов экономического анализа и планирования, основанных на построении и решении систем линейных уравнений, связывающих равновесные параметры. На этих принципах построена экономико-математическая модель «затраты - выпуск» В. Леонтьева. Микроэкономическое направление теории общего равновесия в ХХв. развивали А. Вальд, Дж. Фон Нейман, Дж. Хикс, М. Алле, К. Эрроу и Ж. Дебре. Макроэкономическими проблемами равновесия занимались Дж. М. Кейнс, О. Ланге, Д. Патинкин, Р. Клауэр, Р. Бэрроу, Г. Гроссман.

Данные модели равновесия носили преимущественно аналитический  характер. Дальнейшее развитие концепции  экономического равновесия происходило  на основе изучения количественных закономерностей  и взаимосвязи хозяйственных  явлений и процессов с использованием математического и статистического  описания организации разнородных  экономических систем. В создании эконометрики большую роль сыграли  русские экономисты-математики А.Д. Билимович, B.C. Войтинский, Е.Е. Слуцкий, Н.С. Четвериков и другие.

Поддержание устойчивости системы  составляет внутреннюю цель системы, в  отличие от внешней, характеризующей  взаимоотношения со средой. Следовательно, система должна быть организована так, чтобы обеспечить собственное выживание, стабильность в динамичной среде и одновременно развитие, приближение к определенной цели.

Отмеченная дуальность составляет одно из основных противоречий в системе, разрешаемое через ее развитие. С одной стороны, необходимость сохранения устойчивости наделяет систему свойством сопротивляемости к воздействиям, в том числе и к управляющим. С другой стороны, потребность целенаправленного движения к цели, совершенствования обязывает систему видоизменяться, формировать и реализовывать управляющие функции.

Принимая во внимание, что  финансовые отношения составляют лишь часть экономических отношений  хозяйствующего субъекта, финансовая устойчивость отличается от более общего понятия «устойчивость», как часть  отличается от целого. В то же время финансовая устойчивость как элемент системы находится под влиянием других элементов: организационных, правовых, управленческих и прочих.

Финансы обладают свойством  количественного отображения производственного  процесса через финансовые ресурсы, отсюда — финансовая устойчивость имеет определенных задач (достижения определенных целей).

Учитывая вышеизложенное, финансовую устойчивость можно определить как такое состояние финансовых ресурсов, при котором экономический  субъект способен сохранить свое качество в условиях динамичной среды  и внутренних трансформаций и  одновременно обеспечить развитие, приближение  к определенной цели.

Признаки финансовой устойчивости реализуются во взаимоотношениях субъекта со средой. Сама по себе среда не является статической целостностью. Она постоянно  изменяется, подвергаясь как внешним, так и внутренним воздействиям. Оказывая влияние на экономический субъект, среда вынуждает его изменяться. Таким образом, экономический субъект  должен иметь финансовые ресурсы  не только для удовлетворения сегодняшних  требований среды, но и для сохранения способности к адаптации в  будущем. На этой основе можно выделить два признака финансовой устойчивости экономической системы — это  платежеспособность и наличие финансовых ресурсов для развития.

Пенсионный фонд России, являющийся непосредственным объектом исследования в данной работе, как  и любой другой субъект экономики, представляет собой микросистему в  рамках макросистемы (среды), что ставит вопрос об ее устойчивости. Данная микросистема располагает финансовыми ресурсами, что дает основание говорить о  ее финансовой устойчивости.

Специфика финансовой устойчивости по отношению к тому или иному  экономическому субъекту определяется его местом в экономике, что обусловливает особенности в составе, источниках, структуре, а также механизмах формирования и использования его финансовых ресурсов.

Пенсионный фонд является организацией, управляющей специфической  сферой деятельности, связанной с  формированием и использованием внебюджетного фонда социального  назначения. Являясь составной частью сферы государственных финансов, внебюджетный пенсионный фонд призван  на основе организационной самостоятельности  обеспечить реализацию одной из важнейших  социальных гарантий -государственного пенсионного обеспечения, т.е. материального обеспечения граждан при наступлении соответствующих социальных рисков. При этом социальный риск можно определить как вероятность ухудшения материального положения в результате утраты трудового дохода по объективным социально значимым причинам.

Особенности разных видов  социальных рисков (круг получателей  социальных выплат; различная степень  вероятности реализации риска; разная степень ответственности субъектов  данных финансовых отношений (работника, работодателя, государства); возможность  и специфика проведения превентивных мероприятий и т.д.) обусловили организационную  обособленность пенсионного фонда, которая, в свою очередь, предопределила специфику оперативного управления им.

Финансовая устойчивость внебюджетного пенсионного фонда  определяется спецификой его доходов  и расходов.

 

2.1. Анализ доходов  Пенсионного фонда

 

Российское социальное обеспечение  держится на трех страховых китах, трех фондах социального страхования: Пенсионном фонде России (ПФР), Фонде социального страхования (ФСС) и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Взносы в фонды отчисляются с доходов, в этих организациях они аккумулируются и перераспределяются. Часть собранных взносов ежегодно возвращается в виде пенсий, пособий по временной нетрудоспособности или оплаты медицинской помощи, часть – откладывается до тех пор, пока человек не достигнет пенсионного возраста. Размеры возвращаемых средств зависят от взносов, а также эффективности работы фондов, в отличие от органов соцзащиты, чья деятельность целиком зависит от федерального и региональных бюджетов.

За годы преобразований фонды  социального страхования превратились из страховых организаций в федеральные  филиалы Минздравсоцразвития, которое переложило на них многие непосредственные функции и сделало зависимыми от федеральных ассигнований. Это значит, что недополучение федеральным бюджетом доходов моментально отразится на системе социального страхования, то есть на пенсиях, выплатах и пособиях.

Прогноз Минэкономразвития  по росту фонда заработной платы  в 2008-2010 годах заставляет задуматься, за счет каких средств власти собираются выполнять пенсионное обещание. По расчетам, суммарный фонд заработной платы в целом по стране в 2008 году составил 8 921,0 млрд., в 2009 году – 10 299,0 млрд., в 2010 году он составит 11 771,0 млрд. рублей. За три года главная составляющая налогооблагаемой базы по ЕСН вырастет всего на 32%, тогда как пенсии должны вырасти в два раза больше, на 65%. Это произойдет за счет увеличения бюджетных ассигнований.

Проанализируем доходы бюджета Пенсионного фонда в 2008-2010 гг.

Таблица 2.1 Доходы ПФР в 2008-2010 гг. (млрд. рублей)

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1

2

3

4

Общий объем доходов, в  том числе

2 330,6

2 669,5

3 179,8

за счет страховых взносов

в % к доходам

1020,6

43,8%

1175,6

44,0%

1335,2

42,0%

за счет федерального бюджета, из них

1280,3

1 456,4

1801,4

на выплату базовой части пенсии

707,7

876,6

1033,0


 

 

 

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

  средства пенсионных накоплений  на конец года

652,7

898,0

1 183,5

суммарные поступления от ЕСН в  федеральный бюджет

442,8

506,0

573,7


 

Проанализировав таблицу 2.1 мы наблюдаем неблагоприятную обстановку в российской пенсионной системе. Ежегодно федеральный бюджет будет вливать в ПФР в среднем 57% необходимых средств. За три года поступления от страховых пенсионных взносов вырастут всего на 30,8%, тогда как ассигнования из бюджета – на 40,7%. Доля федерального бюджета, направляемая в ПФР в 2008 году составила 19,3%, в 2009 году – 19,5%, в 2010 году составит 22,3%. Пятая часть федерального бюджета ежегодно будет направляться пенсионерам.

Информация о работе Пенсионный фонд России