Пенсионный фонд России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность настоящей курсовой работы обусловлена тем, что Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, поскольку главной целью его является обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
- рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
- провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.
- определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
- показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
- оценить значение персонифицированного учета в новой системе пенсионного страхования граждан.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты истории и развития Пенсионного фонда России…
1.1. История становления пенсионного обеспечения в России…
1.2. Современные сущность, роль и основные задачи ПФР…
2. Анализ финансовой устойчивости Пенсионного фонда России…
2.1.Содержание финансовой устойчивости Пенсионного фонда России …
2.2.Анализ доходов ПФР…..
2.3.Анализ и основные направления расходования средств Пенсионного фонда…
3. Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда Российской федерации…
3.1. Проблемы развития ПФР..
3.2. Совершенствование пенсионной системы..
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая ФИНАНСЫ1.docx

— 89.55 Кб (Скачать файл)

Страховые взносы, суммарно составляющие в 2008 году 1020,6 млрд. рублей, подразделяются на 810,0 млрд. рублей страховой  части и 210,3 млрд. рублей части накопительной. В 2009 году соответственно - 922,6 млрд. и 253,0 млрд. рублей, в 2010 году - 1035,9 млрд. и 299,3 млрд. рублей.

В бюджетную систему России поступило всего за период январь-апрель 2009 года 1324,55 млрд.руб. из них налоги и сборы в консолидированный бюджет составили 1118,11 млрд.руб. и в государственные внебюджетные фонды в размере 206,44 млрд.руб. А за тот же период в 2010 году всего 1880,83 млрд.руб., что в процентах к 2010 году составляет 142% и следовательно поступления увеличились на 556,28 млн.руб., а поступления в консолидированный бюджет составили 1648,83 млрд.руб., что больше чем в 2009 году на 530,72 тыс.руб. и в государственные внебюджетные фонды в размере 232,00 млрд.руб., что больше чем 2010 году на 25,56% (см. график1).

 

 

 

График 1

 

В доходы бюджета Фонда  включены суммы единого социального  налога, поступающего из федерального бюджета, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на выплату  пенсий и пособий, субвенции из федерального бюджета, передаваемые Фонду на покрытие дефицита бюджета Фонда в связи  с недостатком средств на выплату  базовой части трудовой пенсии, суммы  недоимки, пеней и иных финансовых санкций, а также иные источники установленные законодательством Российской Федерации.

 

График 2

 

Из графика 2 видно, что  помимо того, что увеличился объем  самого фонда с 206,44 млрд.руб. (за 2009) до 232,00 млрд.руб. (за 2010), увеличился так же объем отчислений во все фонды (территориальные фонды обязательного страхования, федеральные фонды обязательного медицинского страхования, фонды социального страхования, страховые взносы в Пенсионный фонд России на 25,92 млрд.руб. с 154,51 млрд.руб. (2009) до 180,43 млрд.руб. (2010)).

Изменение налогового законодательства в части снижения базовой ставки ЕСН с 28 до 20 процентов (ставка ЕСН  снижена с 14% до 6%) с одновременным  изменением до 280 тыс. рублей верхней  пороговой величины интервала налоговой  базы, начиная с которой будет  действовать регрессивная шкала  налогообложения, приведет к сокращению поступлений доходов в бюджет Фонда более чем на 200 млрд. рублей.

Тариф страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование  сохраняется на том же уровне - 14%. С 2005 года лица до 1967 года рождения выведены из накопительной системы, поэтому 2% страховых взносов ранее перечисляемые в накопительную составляющую будут направляться в ПФ РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Поступление страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой  части трудовой пенсии, предусмотрено  в сумме 558,44 млрд. рублей, что соответствует 147,2% к поступлениям страховых взносов, установленным бюджетом Фонда на 2010 год.(см. график3).

 

График 3

 

В 2011 году предусмотрены поступления сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций, образовавшихся по состоянию на 1 января 2011 года, в сумме 12 млрд. рублей. В указанный объем включены поступления от проведения мероприятий по реструктуризации задолженности по страховым взносам в Фонд, пеням и штрафам.

Остаток средств резерва  бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2011 года, в части не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, оценивается в объеме 97,14 млрд. рублей, в том числе:

- 58,22 млрд. рублей - денежные  средства;

- 38,92 млрд. рублей размещено  в ценных бумагах, из них: 

- 37,66 млрд. рублей - в облигации  федерального займа с фиксированным  купонным доходом (в валюте  Российской Федерации);

- 1,26 млрд. рублей - в ценных  бумагах кредитных организаций,  принятых в счет погашения  просроченной задолженности по  страховым взносам в Фонд, образовавшейся до 1 января 2011 года.

В доходной части бюджета Пенсионного Фонда на 2011 год учтены доходы от размещения временно свободных средств Фонда - в сумме 3,74 млрд. рублей.

В 2011 году в связи с переводом натуральных льгот в денежные выплаты, из федерального бюджета предусмотрена передача Фонду средств в сумме 99,9 млрд. рублей на финансирование ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан.

 

2.3. Анализ и  основные направления расходования  средств Пенсионного фонда

 

Основное направление  расходования средств Пенсионного  Фонда Российской Федерации является финансирование выплаты государственных  пенсий. Финансовой деятельностью Пенсионного  Фонда охватывается два уровня трехуровневой  пенсионной системы Р.Ф., на каждом из которых выплачивается отдельная  группа государственных пенсий. Во – первых, это базовый уровень, включающий группу пенсий по государственному пенсионному обеспечению, который обеспечивается Пенсионным Фондом Р.Ф. совместно с федеральным бюджетом России. Во – вторых, это трудовой уровень, состоящий из группы трудовых пенсий.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению финансируются  на принципах социального страхования  за счет средств федерального бюджета. По обязательному пенсионному страхованию  производится выплата трудовых пенсий, которые представляют собой преобладающую  форму государственного пенсионного  страхования, осуществляемую Пенсионным Фондом Р.Ф. на основе комбинации распределительных и накопительных принципов.

Трудовые пенсии выплачиваются  за счет единого социального налога в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и средств  федерального бюджета.

Трудовая пенсия – это  ежемесячная денежная выплата в  целях компенсации гражданам  заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии.

Право на трудовую пенсию имеют  граждане Р.Ф., застрахованные в соответствии с федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167 – ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Настоящим Законом устанавливаются  трудовые и социальные пенсии. Всего  в Российской Федерации назначается 5 видов пенсий по пенсионному обеспечению:

1. пенсия по старости

2. пенсия по инвалидности

3. пенсия по случаю  потери кормильца

4. пенсия за выслугу  лет

5. социальная пенсия

Пенсия по старости (по возрасту) устанавливается рабочим, служащим, колхозникам по достижении ими определенного  возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет) и при наличии соответствующего трудового стажа (не менее 25 лет для  мужчин и не менее 20 лет - для женщин). Страховой стаж – это учитываемая  при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность  периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд.

Пенсия по инвалидности устанавливается  в связи с длительной или постоянной фактической утратой трудоспособности (при наступлении инвалидности). Условия и нормы пенсионного  обеспечения зависят от ряда обстоятельств - характера трудовых отношений или  службы, иной деятельности, причин наступления инвалидности. Пенсия по инвалидности рабочим и служащим назначается при наступлении инвалидности I, II и III группы. Условия назначения пенсии различаются в зависимости от причины инвалидности: при наступлении и вследствие трудового увечья или профессионального заболевания пенсия назначается независимо от длительности трудового стажа; если инвалидность явилась следствием общего заболевания, то для назначения пенсии требуется, как правило, определенный общий трудовой стаж. Чем моложе рабочий или служащий, тем меньший требуется стаж.

Пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего, которые находились ранее на его иждивении. Родители и вдовы (вдовцы) граждан, погибших вследствие военной травмы, а также один из родителей или супругов, другой член семьи, занятый уходом за родственниками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и неработающий, получают пенсию независимо от того, состояли ли они на иждивении  умершего. Условия пенсионного обеспечения зависят от причины смерти кормильца: если его смерть наступила вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, то пенсия назначается независимо от длительности стажа работы кормильца; если кормилец умер вследствие общего заболевания, то пенсия назначается при наличии у него ко дню смерти общего трудового стажа, необходимого для получения пенсии по инвалидности.

Пенсия за выслугу лет  устанавливается в связи с  длительной подземной или другой работой с особо вредными и  тяжелыми условиями труда, а также  некоторой иной профессиональной деятельностью.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно  полезной деятельностью, устанавливается  социальная пенсия. Такая пенсия может  назначаться в соответствующих  случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней).

Пенсионное законодательство обеспечивает право выбора пенсии. Так, гражданам, имеющим одновременное  право на различные государственные  пенсии, может назначаться и выплачиваться  одна из них, по их выбору. Исключение устанавливается  только для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. Им предоставлено  право получать одновременно две пенсии: пенсию по старости (или пенсию за выслугу лет) и пенсию по инвалидности. Нормативными актами установлено, что граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком и независимо от характера их занятий ко времени обращения.

Одна из особенностей отечественной  пенсионной системы - предоставление досрочных (на 5, 10 и более лет) пенсий за работу в особых условиях труда. Этими "привилегиями" пользуются работники предприятий  и производств с вредными условиями труда. Льготные пенсии - отечественный феномен, подобной практики нет ни в одной стране мира. У нас же право на них распространяется более чем на 1,7 тыс. наименований профессий и должностей или на каждого пятого работника промышленности, а в металлургии, электроэнергетике, химии, угольной промышленности - по меньшей мере, на половину производственного персонала.

Экспертные оценки свидетельствуют, что общая сумма расходов на финансирование льготных пенсий, а также издержек по индивидуальному возмещению ущерба уже сегодня составляет в среднем 6-8% ФОТ, а по отдельным отраслям и  регионам 20-40% и более. Законодательство не связывает предоставление льгот  с фактическим состоянием условий  труда на производстве, с размером страховых взносов и своевременностью их уплаты. В обобщенном виде структура  выплат пенсий, не имеющих отношения  к трудовой деятельности пенсионера, распределяется согласно рисунку 1.

Рисунок 1 – Структура  выплат пенсий, не имеющих отношения  к трудовой деятельности пенсионера.

Пенсия по старости и по инвалидности могут состоять из базовой, страховой и накопительной частей пенсии. Пенсия по случаю потери кормильца состоит из базовой и страховой частей. Такая структура пенсий направлена на достижение трех целей пенсионного обеспечения: борьба с бедностью, компенсация утраченного заработка и обеспечение материальной достаточности. Различные части государственной пенсии имеют разные источники финансирования (таблица 2.2).

Таблица 2.2 Источники финансирования государственных пенсий

Часть пенсии

Источник финансирования

Ответственный за выплату

базовая часть

соответствующая часть единого  социального налога (взноса)

федеральный бюджет

страховая часть

основная часть страхового взноса, уплачиваемого работодателем  в солидарную пенсионную систему

Пенсионный фонд Р.Ф.

накопительная часть

часть страхового взноса, который  не подлежит зачислению в солидарную пенсионную систему, а в целях  сохранения и приращения подлежит инвестированию

до января 2004 г. - Пенсионный фонд Р.Ф., после января 2004 г. - Пенсионный фонд Р.Ф., а также негосударственные  фонды и иные страховщики


 

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 4 Закона о пенсиях, гражданам, имеющим право на одновременное  получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору. Право на пенсию одновременно нескольких видов – довольно распространенный в практике случай. Ст. 5 Закона о  государственных пенсиях предусмотрено, что гражданам, имеющим одновременно право на различные государственные  пенсии, назначается и выплачивается  одна из них, по выбору. Вместе с тем  для некоторых категорий граждан  допускается одновременное получение  трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Законом от 15.12.2001 г. № 166 – ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».

Расходы ПФР в 2008-2010 годах  не менее занимательны, чем доходы.

Таблица 2 - Расходы ПФР  в 2008-2010 гг. (млрд. рублей)

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Общий объем расходов, в  том числе

2 099,9

2 464,8

2 877,8

Выплата трудовых пенсий

в т.ч.: страховой части

1615,2

929,2

1923,5

1073,0

2235,3

1232,6

Социальные пенсии

66,6

85,8

102,2

Расходы на осуществление  ежемесячной денежной выплаты (монетизация  льгот)

251, 7

266,5

282,2

Финансовое и материально-техническое  обеспечение текущей деятельности ПФР

46,9

49,1

49,1

Расходы на выплату «материнского  капитала»

-

-

55

Информация о работе Пенсионный фонд России