Пенсионный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, по мнению автора, необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
- рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
- провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;

Содержание работы

Введение 4
1 Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление и задачи деятельности 8
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России 8
1.2 Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации 14
1.3 Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ 19
2 Роль Пенсионного фонда РФ в социальном обеспечении пенсионеров 28
2.1 Теория и практика пенсионного обеспечения 28
2.2 Финансирование пенсионных выплат 41
2.3 Модели организации пенсионного обеспечения 49
3 Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации 55
3.1 Создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения 55
3.2 Значение персонифицированного учета в новой пенсионной системе Российской Федерации 61
Заключение 69
Список использованных источников 72
Приложение А Отношение максимальной, средней и минимальной пенсий
к прожиточному минимуму пенсионера 78
Приложение В Выплаты, на которые не начисляются страховые взносы в
Пенсионный фонд РФ 79

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 124.64 Кб (Скачать файл)

Федеральным собранием в  июле 1997 года принят новый вариант  Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», который установил с 1 февраля 1998 года размер индивидуального коэффициента не свыше 0,7. Данный законопроект предусматривает  переход на принципиально новый  механизм исчисления и увеличения государственных  пенсий, основанный на определении  индивидуального коэффициента для  каждого пенсионера. Заложенный в  законе механизм исчисления пенсий не является универсальным и не решает проблемы всех пенсионеров. Однако он создает возможность разработать  механизмы исчисления пенсий, учитывающие  экономические особенности на каждом этапе развития пенсионной системы.

Новый механизм будет использован  не только для исчисления пенсии, но и для её постоянной индексации в  связи сростом средней заработной платы в стране. Благодаря этому  механизму создается возможность  для большинства пенсионеров  улучшить уровень пенсионного обеспечения  в результате возможного возобновления  экономического роста, поскольку это  рост приведет к повышению реальной заработной платы, а следовательно  и пенсий, назначаемых с помощью  индивидуального коэффициента.

Несмотря на все плюсы  данного механизма, он не сможет решить все важнейшие проблемы распределительной  пенсионной системы и, прежде всего, проблем, связанных с тенденциями  развития демографической ситуации. В глобальной перспективе российские пенсионеры в любом случае когда-то столкнуться с угрозой нехватки средств для выплаты пенсий по причине действия тенденции к  постарению российского населения.

Несмотря на ограниченный характер изменений можно отметить некоторые важные моменты, присущие новому механизму. Он позволяет избежать разовых решений и сделать  понятным для большинства пенсионеров  порядок формирования размеров их пенсий. Лишь один раз пенсионеру надо будет  понять суть этого механизма, чтобы  в дальнейшем точно знать полагающуюся ему сумму пенсии. Для органов, назначающих и выплачивающих  пенсии, их задачи также существенно  упростятся, и трудозатраты сократятся.

Также, этот закон позволит более объективно дифференцировать размеры пенсий в зависимости  от трудового вклада и ограничить уравнительные тенденции в пенсионном обеспечении. Он предусматривает гибкий порядок отказа от использования  пенсионных льгот для отдельных  категорий пенсионеров по исчислению стажа, а также рационализацию выплаты  пенсий в период работы.

Однако, уже на данный момент, реализация нового порядка определения  размера пенсии затруднена ограниченностью  финансовых ресурсов, необходимых для  обеспечения выплаты пенсий, исчисленных  с помощью индивидуального коэффициента пенсионера, а также наличием правовых пробелов в законодательстве. Эти  пробелы должны быть устранены путем  внесения в законы соответствующих  изменений и дополнений.

Для более совершенной  и скорейшей реализации Концепции  реформирования пенсионного обеспечения  было предусмотрено создание на базе органов по социальному обеспечению  пенсионеров единой пенсионной службы, которая бы концентрировала в  себе все функции, присущие различным  органам пенсионной системы России. Объективными предпосылками для  объединения всех функций по пенсионному  обеспечению являются организация  и ведение индивидуального учета  всех работников в системе государственного пенсионного страхования в соответствии с федеральным законодательством. Особую актуальность приобретает создание службы в условиях перехода к назначению пенсий на основе индивидуальных сведений. Создание единой пенсионной службы, так  называемых «пилотных проектов»  в двадцати двух регионах страны доказало, что создание такой службы совершенно необходимо на территории всей страны, так как хотя в этих регионах и  доказали они свою состоятельность, но существование служб в отдельно взятых регионах – неэффективно. Существует несколько причин, подтверждающих вывод  о скорейшем формировании единой пенсионной службы на всей территории Российской Федерации:

-   объективная необходимость, связанная с внедрением персонифицированного учета. Мировой опыт показывает, что персонифицированный учет имеет смысл только тогда, когда все функции по назначению пенсий соединены в одних руках. На данный момент в российской пенсионной системе наблюдается явно не нормальная ситуация. Пенсионный фонд собирает сведения, которые ему на данный момент не нужны, которые он нигде не будет использовать и которые он профессионально не может оформить. С другой стороны пользователи, представляющие собой органы социальной защиты, должны использовать данные персонифицированного учета для подтверждения права на пенсию, для определения размера пенсии, не имея гарантии качественности и достоверности этих сведений. Таким образом, становиться ясно, что персонифицированный учет требует наличия единой структуры, которая использовала бы те данные, которые именно она собирает для подтверждения права на пенсию.

-   структура на местах. В советское время была классическая система, когда был центр, были органы социальной защиты в областях, краях, в республиках и органы социального обеспечения в районах и городах – низшее звено. Сегодня возникла ситуация разброда и шатания, когда где-то органы местного управления продолжают традиционно выполнять функции по назначению и выплате пенсий, где-то они требуют деньги от субъекта Российской Федерации за выполнение этих функций. Эта проблема требует незамедлительного решения. Необходимо скорейшее упорядочение всего управления пенсионным обеспечением. Должна быть жесткое вертикальное управление всей системой.

-   неопределенность правового статуса Единой пенсионной службы в тех двадцати двух субъектах Российской Федерации, где она создана.

-   принятие Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», где определено, что страховщик, тот, кто собирает страховые взносы, отвечает и за выплату страхового обеспечения, то есть та идеология, которая проведена в основах социального страхования, предлагает объединение в одних руках функций по сбору страховых взносов и по выплате страхового обеспечения, к которым относятся в том числе и пенсионные выплаты.

Таким образом можно сделать  вывод, что создание Единой пенсионной службы необходимо для дальнейшего  развития и реформирования российской пенсионной системы.

В итог подведения всему вышесказанному, можно сказать, что развитие обязательного  пенсионного страхования жизненно необходимо для всего пенсионного  и социального обеспечения и  налагает свой след на дальнейшее развитие пенсионной системы Российской Федерации. Так как экономическая ситуация в стране не имеет тенденций к  скорейшему выздоровлению, то жизненно важно создать крепкую пенсионную систему к моменту экономического роста, ибо рост заработной платы  и ухудшение демографической  ситуации в стране, при «слабой» пенсионной системе, могут привести к нежелательным последствиям для  экономики в целом.

Заключение

Программа пенсионной реформы  РФ, утвержденная в мае 1998 года, в  долгосрочной перспективе предусматривает  переход от действующей распределительной  к смешанной системе пенсионного обеспечения, которая будет в себя включать:

-   государственное пенсионное страхование, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансируется государственное пенсионное страхование как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных взносов на накопления;

-   государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхования, - за счет средств федерального бюджета;

-   дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством РФ – обязательных страховых взносов.

Для сокращения дефицита бюджета  Пенсионного фонда Правительство  РФ рассматривает варианты изменения  структуры отчислений денежных средств  предприятий и граждан в Пенсионный фонд. Так, в частности, предполагается, что предприятия будут отчислять  в Пенсионный фонд всего 21% от фонда  оплаты труда работников, а не 28%, как это происходит сейчас. Одновременно с этим будет увеличен процент  отчислений с заработка работающих - эта цифра возрастет с уплачиваемого  сейчас 1% до 6% от зарплаты. Кроме того, будет расширена база сбора средств  в Пенсионный фонд, так как отчисления туда предполагается собирать со всех видов доходов, включая страховки  и депозиты, с помощью которых  выплачиваются большие зарплаты в коммерческих структурах.

Сейчас необходимо пересмотреть систему взаимоотношений между  Пенсионным фондом, государством и  работодателями. Сейчас льготные пенсии составляют 20 процентов бюджета  ПФ РФ. Их финансирование должно лечь на плечи отдельных профессиональных систем.  Надбавки же к пенсиям таких категорий лиц, как участники войны, должно выплачивать государство из бюджета, а не Пенсионный фонд.

Особое значение имеет  законодательное обеспечение пенсионной системы. Должна действовать четкая система защиты интересов пенсионеров. Не менее важно сформировать общественное мнение, убедить людей в необходимости  реформ, разъяснять предпринимаемые  шаги.

Необходимая составляющая политики экономического роста – усиление социальной ориентации системы государственного регулирования экономического развития, сопряжение социальных гарантий и финансовых возможностей. В политике доходов  предстоит путем усиления государственного воздействия на распределительные  процессы установить оптимальное соотношение  в распределении вновь созданной  стоимости по факторам производства, повысить долю оплаты труда в ВВП  и издержках производства.

В ряду преобразований необходимо отметить формирование современной  структуры социальной поддержки  населения, гармонизацию интересов  государства, предпринимателей и граждан, расширение страховых форм защиты доходов  россиян. Преобразования необходимо разделить  на три пункта:

а) требуется  разработать научный инструментарий для оценки социальных рисков и обоснования соответствующих уровней социальных гарантий пенсионеров и для упорядочения на этой базе организационных, финансовых и правовых форм социального страхования, личного страхования и социальной помощи.

б) необходимо предусмотреть  новый порядок сбалансированного  участия основных социальных субъектов  в финансовом обеспечении системы. Речь идет о том, чтобы в объеме затрат:

-   повысить долю государства (за счет покрытия расходов по нестраховым периодам) с 8 до 15-20 процентов;

-   снизить долю работодателей с 90 до 70-75 процентов

-   поднять с 2 до 10-15 процентов долю работников

в) нужно усилить взаимозависимость  между страховыми взносами и пенсиями. Определение размера последних  должно быть связано с величиной  страховых накоплений, определяемой на протяжении всего трудового периода.

Необходима целенаправленная работа по созданию актуарной службы в Пенсионном фонде России для  определения государственных обязательств перед застрахованными лицами. Поскольку  производится переход на полное пенсионное страхование, то соответственно необходимо четко проводить эту политику и знать динамику численности  работающих, демографическую ситуацию и другие необходимые данные. Исходя из этих данных в дальнейшем можно  было бы выстраивать оптимальные  схемы с возможными системами  дополнительного профессионального  пенсионного страхования

Необходимость проведения пенсионной реформы в нашей стране общепризнана. Нынешняя пенсионная система не удовлетворяет  многих: пенсионеров – из-за явно низкого размера пенсий; работодателей  – вследствие непомерно высоких  страховых взносов в ПФ РФ; власть – по причине недовольства значительной части населения  низким прожиточным уровнем пенсионеров; регионы – поскольку одни из них – доноры, должны в существенной мере делится с другими, а последние считают, что выделяемые  им дотации слишком малы; Пенсионный фонд России – так как он в одиночку не может решить задачу сбора необходимых для пенсионного обеспечения средств.

Список использованных источников

1  Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт, 1998. – 48 с.

2  Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС.- 1999 – 128 с.

3  О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год: Федеральный закон от 30.03.99 № 56-ФЗ // Компьютер.

4  О тарифах страховых взносов в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год: Федеральный Закон от 18.12.98 № 1-ФЗ // Компьютер.

5  О тарифах страховых взносов в пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год: Федеральный Закон от 11.11.99 № 197-ФЗ // Компьютер.

6  О внесении изменений и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), Порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) и в Закон РФ “О государственных пенсиях в РФ”: Федеральный Закон РФ от 05.05.97 № 77-ФЗ // Компьютер.

7  О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 24.10.97 № 134-ФЗ // Компьютер.

8  Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР: Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 // Компьютер.

9  О государственных пенсиях в Российской Федерации: Закон РФ от 20.11.90 № 340-1 // Компьютер.

10      Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления: Закон РФ от 15.04.93 № 4807-1 // Компьютер.

11      О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21.11.95 №1166// Компьютер

Информация о работе Пенсионный фонд