Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:30, курсовая работа
Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, по мнению автора, необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
- рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
- провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
Введение 4
1 Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление и задачи деятельности 8
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России 8
1.2 Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации 14
1.3 Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ 19
2 Роль Пенсионного фонда РФ в социальном обеспечении пенсионеров 28
2.1 Теория и практика пенсионного обеспечения 28
2.2 Финансирование пенсионных выплат 41
2.3 Модели организации пенсионного обеспечения 49
3 Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации 55
3.1 Создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения 55
3.2 Значение персонифицированного учета в новой пенсионной системе Российской Федерации 61
Заключение 69
Список использованных источников 72
Приложение А Отношение максимальной, средней и минимальной пенсий
к прожиточному минимуму пенсионера 78
Приложение В Выплаты, на которые не начисляются страховые взносы в
Пенсионный фонд РФ 79
В связи с трудным экономическим положением создание дополнительных профессиональных пенсионных систем для работников всех организаций на современном этапе не представляется возможным. Поэтому их формирование будет осуществляться постепенно, по мере готовности отдельных организаций и их групп, отраслей хозяйства или территорий создавать у себя такие системы, а также возможности государства предоставить соответствующие льготы.
После принятия решения о создании дополнительной профессиональной пенсионной системы она становится обязательной и не может быть ликвидирована по решению ее учредителей.
Дополнительная
Дополнительная
При финансировании указанных пенсионных систем исключительно за счет взносов работодателя в ней может быть предусмотрен определенный период времени, в течение которого уволившийся работник, охваченный этой системой, не приобретает пенсионных прав. Такой период не должен быть, однако, очень продолжительным. Для работников, продолжительность трудовой деятельности которых на предприятии после введения пенсионной системы превышает установленный период, необходимо предусмотреть механизм перевода приобретенных пенсионных прав в случае их увольнения из организации до приобретения права на пенсию.
В том случае, если дополнительная профессиональная пенсионная система удовлетворяет установленным требованиям, ей должны быть предоставлены определенные налоговые льготы /50/.
В частности, для организаций, имеющих такие пенсионные системы, мог бы быть установлен предел заработка для взимания взносов на государственное пенсионное обеспечение.
Кроме того, в качестве возможного решения взносы, отчисляемые организациями на финансирование профессиональных пенсионных систем, должны исключаться из их налогооблагаемой базы. Вместе с тем в целях обеспечения справедливой распределительной политики представляется необходимым установить предел взносов на выплату пенсий, которые не учитываются при определении налогооблагаемой базы. Общий предел взносов, взимаемых на дополнительное профессиональное пенсионное обеспечение, мог бы быть установлен на уровне тарифа взносов, взимаемых на государственное пенсионное обеспечение.
Поскольку большая часть активов профессиональных пенсионных систем будет использоваться на накопление и инвестироваться в развитие экономики, то представляется целесообразным также освободить от прямого налогообложения инвестиционный доход профессиональных пенсионных фондов. Вместе с тем следовало бы ввести налогообложение пенсий, выплачиваемых по дополнительным профессиональным пенсионным системам.
Таким образом предполагается, что в нынешнюю распределительную систему будут постепенно вживляться элементы накопительной системы с тем, чтобы в среднесрочной перспективе распределительный и накопительный элементы существовали в государственной пенсионной системе на паритетных началах. При этом длительность этапов формирования накопительной системы и последовательность перераспределения обязательств были определены с учетом того, чтобы не привести существующую пенсионную систему к финансовой дестабилизации. Факторами обеспечивающими стабилизацию финансового положения пенсионной системы в переходный период, будут служить:
- более жесткая привязка размера пенсионных выплат к величине поступлений в Пенсионный фонд;
- учет ожидаемой продолжительности жизни пенсионера при назначении пенсии и стимулировании более позднего выхода на пенсию через систему условно-накопительных и именных накопительных счетов;
- обеспечение более четкого разграничения обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между Пенсионным фондом России и другими источниками, включая федеральный бюджет и социальные внебюджетные фонды;
- увеличение сбора страховых взносов в результате внедрения системы условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов.
Для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы предлагается провести ряд дополнительных мероприятий:
- повысить собираемость пенсионных взносов, главным образом за счет расширения базы плательщиков и значительного повышения доли отчислений, уплачиваемой непосредственно работником;
- оптимизировать технику доставки пенсий, используя современные технологии, что должно привести к ускорению оборачиваемости пенсионных средств, уменьшению задержек с выплатой пенсий, сокращению расходов на доставку.
Также необходимо провести серию
комплексных расчетов и дополнительных
исследований вариантов дальнейшего
реформирования пенсионной системы
и по их результатам пересмотреть
основные параметры переходного
периода – его начало и окончание,
последовательность дальнейших шагов,
ставки отчислений, направляемых на финансирование
накопительных пенсий и при разработке
законодательных актов
3.2 Значение персонифицированного учета в новой пенсионной системе Российской Федерации
За период, прошедший после
утверждения Правительством Российской
Федерации Концепции реформы
системы пенсионного
Суть персонифицированного учета заключена в введении для каждого работающего на территории страны гражданина лицевого счет, содержащего сведения о его стаже и заработке.
Персонифицированный учет позволяет установить зависимость размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов, создает заинтересованность у работодателя и у самих работающих в своевременной и полной уплате страховых взносов. Однако необходимо заметить, что персонифицированный учет, как показывает опыт зарубежных стран, эффективен в случаях, если работник уплачивает на пенсионное страхование сумму равную или приближенную к взносам работодателя.
Эксперты Международного
валютного фонда, изучавшие на примере
России этот вопрос, также полагают,
что когда имеется
Следующим шагом по введению
системы персонифицированного учета
стала корректировка порядка
назначения и пересчета пенсий с
ориентацией на использование данных
лицевых счетов. В мае 1997 года были
внесены изменения в Закон
Российской Федерации «О государственных
пенсиях в Российской Федерации»,
предусматривающие установление трудового
стажа и определение
С точки зрения практической
реализации программы пенсионной реформы
наиболее сложными являются меры, связанные
с внедрением персонифицированного
учета пенсионных страховых взносов,
и систему персонифицированного
учета нужно существенно
Условно-накопительные счета представляют собой лицевые счета, которые открываются гражданам в Пенсионном фонде и служат для отражения пенсионных страховых взносов, уплаченных за работников их работодателями. Отражаясь на этих счетах, взносы, тем не менее, не накапливаются на них физически, не являются живыми деньгами. Это просто условные записи на счетах. Сами же деньги будут использоваться Пенсионным фондом для выплаты текущих пенсий.
Переход к использованию условно-накопительных счетов для назначения трудовых пенсий предполагается с января 2001 года. Граждан, которые будут выходить на пенсию после 2001 года ждет новый механизм исчисления размера их пенсии. Его смысл в том, что главным фактором, влияющим на размер пенсии, будет не стаж или размер заработка, а непосредственно объем страховых взносов, отраженных на условно-накопительном счете работника. Причем итоговая сумма будет определяться суммой взносов и процентом на них, который постепенно накапливался в процессе ежегодной индексации. Необычным в этом будет то, что также будет приниматься во внимание при назначении пенсии один элемент системы, который до сих пор в Российской Федерации не использовался. Это актуарный фактор – ожидаемая среднестатистическая продолжительность жизни человека на момент назначения ему пенсии в соответствии с его возрастом. То есть, если человек выходит на пенсию в 60 лет, то для расчета его пенсии применяется количество месяцев, которые в среднем 60-летний человек в Российской Федерации имеет шанс прожить. При этом для определения размера пенсии могут быть применены самые разные формулы, но они пока только обсуждаются и об таких подробностях говорить ещё рано. Принцип довольно простой – вся сумма условных накоплений, которые отражены на счете работника будет делиться на количество месяцев его жизни после выхода на пенсию. Результатом станет его ежемесячная пенсия. Важная особенность этого необычного метода в том, что заведомо известно, что продолжительность жизни в Российской Федерации будет расти, и становится ясно, что при одном и том же уровне поступлений в Пенсионный фонд, платить одни и те же пенсии большому числу пенсионеров, что неизбежно в условиях роста продолжительности жизни, Пенсионный фонд не может.
Другой особенностью нового
механизма определения размера
пенсии, является тот момент, что
каждому человеку одновременно с
открытием условно-
Также важной особенностью новой пенсионной программы является тот момент, что не будет существовать ограничение максимальной пенсии. Любая сумма взносов, оказавшаяся у человека на момент выхода на пенсию на счете, деленная на ожидаемую продолжительность жизни, исчисленную актуарно, дает размер его пенсии, который может быть достаточно большим.
Одновременно с введением
условно-накопительных
Это именной накопительный
пенсионный счет, фактически реальный
типа банковского депозита, на котором
будут присутствовать реальные деньги.
Эти взносы будут инвестироваться
по специальным правилам Пенсионным
фондом через систему управляющих
компаний. Тот инвестиционный доход
и накопления, которые будут формироваться
за счет инвестирования этих средств,
будут регистрироваться и распределяться
между всеми владельцами
Уже с 2005 года работники, выходящие
на пенсию, будут получать пенсию из
двух источников. Этот пенсия, назначаемая
с помощью условно-
Весной проведено заседание Парламентского клуба «Люди дела» по теме – «Пенсионный вопрос в России: настоящее и будущее» По мнению членов – одна из главных причин кризиса пенсионной системы – все более ухудшающаяся демографическая ситуация. Соотношение работающего населения и пенсионеров после 2001 года по прогнозам составит 1:1, и пенсионная система в нынешнем виде такую нагрузку просто не сможет выдержать. Причины кризиса однако не исчерпываются демографической ситуацией, до наступления в России реального экономического роста, существенного положения дел в пенсионном обеспечении быть не может.