Пенсионный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, по мнению автора, необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
- рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
- провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;

Содержание работы

Введение 4
1 Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление и задачи деятельности 8
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России 8
1.2 Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации 14
1.3 Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ 19
2 Роль Пенсионного фонда РФ в социальном обеспечении пенсионеров 28
2.1 Теория и практика пенсионного обеспечения 28
2.2 Финансирование пенсионных выплат 41
2.3 Модели организации пенсионного обеспечения 49
3 Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации 55
3.1 Создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения 55
3.2 Значение персонифицированного учета в новой пенсионной системе Российской Федерации 61
Заключение 69
Список использованных источников 72
Приложение А Отношение максимальной, средней и минимальной пенсий
к прожиточному минимуму пенсионера 78
Приложение В Выплаты, на которые не начисляются страховые взносы в
Пенсионный фонд РФ 79

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 124.64 Кб (Скачать файл)

Также, за счет средств бюджета  Пенсионного фонда на 1999 год, были профинансированы расходы на погашение  задолженности по выплате государственных  пенсий за 1998 год в сумме 30,5 млрд. руб. /47/.

В соответствии с Федеральным  законом от 28.10.98 №163-ФЗ «О порядке  финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству РФ осуществляется за счет средств  федерального бюджета» предусмотрены  расходы на целевое финансирование выплаты государственных пенсий, а также по доставке и пересылке  всех видов пенсий и пособий в  сумме 17,65 млрд. руб.

В связи с тем, что получателям  двух пенсий: вдовам военнослужащих, погибших в ВОВ, и родителям погибших военнослужащих срочной службы, - пенсия по старости, финансируемая за счет страховых  взносов, пересчитана с применением  индивидуального коэффициента пенсионера, полагающаяся им компенсационная выплата, определяемая из суммы двух пенсий, отнесена к расходам федерального бюджета.

Расходы на выплату государственных  пенсий в 2000 году представлены в Таблице 2 и составляют 248,8 млрд. руб., что  составляет более 143% к предыдущему  году. Из них 222,8 млрд. руб. финансируются за счет страховых взносов, без учета расходов по «нестраховым» периодам. Если принять, что уровень инфляции запланирован государством на уровне 18%, то можно, предположить, что произойдет реальное повышение пенсий, а не их номинальное увеличение. Итоги перехода на индивидуальный коэффициент несомненно говорят о значительном повышении уровня средней пенсии по старости, об этом значительно говорит размер расходов на выплату пенсий, исчисленных с применением индивидуального коэффициента пенсионера, эта сумма составляет 150,7 млрд. руб., из них 145,4 млрд. руб. финансируются за счет страховых взносов /40/. Эти цифры несомненно говорят об увеличении размеров пенсий, которые пенсионеры, перешедшие на исчисление с помощью индивидуального коэффициента, будут получать в текущем году.

Таблица 2. Основные показатели расходной части бюджета ПФ РФ на пенсионное обеспечение в 2000 году. /53/                                                        В миллионах рублей         

 

Всего

В том числе:

За счет средств ПФ РФ

Из них нестраховые  периоды

За счет средств ФБ

На выплату пенсий всего

Доставка и пересылка  пенсий всего

Соц. пособие на погребение

290924,5

4347,9

1534,1

261561,5

3851,8

1411,6

8931,9

131,0

-

29363,0

496,1

122,5

На пенсионное обеспечение

В том числе:

Базовые расходы на выплату  пенсий, из них:

без применения ИКП

с применением ИКП

Доставка и пересылка  пенсий

Соц. пособие на погребение

296806,5

248828,2

97682,4

150745,3

3723,3

1534,1

266824,9

222814,5

77300,8

145385,4

3283,6

1411,6

9062,9

7714,6

5101,7

2612,9

113,1

-

29981,6

26013,7

20381,6

5359,9

439,8

122,5

Итого

254085,6

227509,7

7827,7

26576,0

Дополнительные расходы  на индексацию пенсий всего

В том числе: без ИКП

С применением ИКП

Доставка и пересылка  пенсий

35591,2

11378,0

24199,8

529,1

32241,9

9286,1

22942,9

472,8

1217,3

805,0

412,3

17,9

3349,3

2091,9

1256,9

56,3

Итого

36120,3

32714,7

1235,2

3405,6


Дополнительные затраты  на индексацию пенсий в 2000 году по прогнозу составят 36,12 млрд. руб., из них за счет страховых взносов – 32,71 млрд. руб., за счет средств федерального бюджета  – 3,41 млрд. руб. Таким образом реализуется  Указ Президента РФ № 680 от 15.04.2000 г. «Об  отношении заработка пенсионера и среднемесячной заработной платы  в стране, применяемой при определении  индивидуального коэффициента пенсионера».

Расходы по доставке и пересылке  всех видов государственных пенсий определены исходя из почтового тарифа, уплаты налога на добавленную стоимость, расходов на доставку альтернативными  службами и составят 4,3 млрд. руб. Учитывая требования Минфина России по распространению  действия ст. 88 Федерального закона от 22.02.99 №36-ФЗ «О федеральном бюджете  на 1999 год» на 2000 год Пенсионный фонд сохранил финансирование расходов по доставке трудовых пенсий за счет страховых  взносов в сумме 3,26 млрд. руб. /24/.

Кроме того, предполагается сохранить размер и условия назначения компенсационной выплаты для  всех категорий получателей пенсий, исчисленных без применения индивидуального  коэффициента пенсионера, в размерах, предусмотренными Указами Президента РФ от 15.04.96 г. №550 и 30.03.99 г. №392. Расходы  на выплату социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению проектируются  в размере 1534,1 млн. руб. Расходы определены в соответствии со ст.9 и 10 Федерального закона от 12.01.96 г. №8-ФЗ «О погребении и  похоронном деле», Федеральным законом  от 28.06.97 г. №91-ФЗ из расчета десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом  от 09.01.97 г. №6-ФЗ и увеличенного до 110 руб. с учетом прогноза Минэкономики России.

Запланированные объемы расходов с учетом базового уровня предшествующего  периода (1999 г.) позволяет значительно  повысить уровень пенсионного обеспечения  всех категорий пенсионеров и  сократить разрыв между размером пенсии и прожиточным минимумом  пенсионера с 35-37 % в 1998-1999 гг. до 25-27 % /53/.

Учитывая, что в 1999 году повышения  пенсий осуществлялись преимущественно  в интересах получателей минимальных  пенсий, на плановый период 2000 года предусмотрены  «линейные» индексации, поскольку они  позволяют восстановить соотношение  минимальных и максимальных пенсий и обеспечить адекватность размера  пенсий трудовому вкладу пенсионера. В 1999 году, согласно бюджетным проектировкам  минимальные размеры пенсий с  компенсациями возросли на 136 % против 127 % для получателей средних пенсий по старости. В 2000 году предполагается обратная тенденция: 110 % - для минимальных  пенсий, 129 % - для средних. Так, по мнению Пенсионного фонда, можно постепенно восстановить связь размера пенсии с величиной трудового вклада гражданина /24/.

Минимальный размер пенсии по старости определен с учетом индексации в соответствии с ростом среднемесячной заработной платы в стране и сохранением  компенсационной выплаты, на 1 января 2000 года  на уровне 318,44 руб., а на 1 января 2001 г. – 351,61, что составляет от прожиточного минимума пенсионера соответственно 42 и 35,7 %. Это говорит о некотором снижении данного показателя за 1999 год, однако на данный момент получателей минимальных пенсий становиться все меньше, так как расширены границы получателей различных надбавок к пенсии и компенсации. Коэффициент ограничивающий соотношение заработной платы, из которой исчислена пенсия, к средней заработной плате по отраслям экономики, на 2000 год сохранен в размере 0,7.

В соответствии с действующими соглашениями о переводе пенсий за границу расходы на выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу, планируются  в сумме 151.9 млн. руб., из них 138.77 финансируются за счет страховых взносов. Увеличение расходов связано: со значительным ростом количества пенсионеров, выехавших за рубеж: 9.5 тысяч человек в 1998 году, 11.75 тыс. – в 1999 г., 14.3 тыс. (прогноз)– в 2000 г.; выплат пенсий пенсионерам за прошлое время; введения в действие Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении, предусматривающего выплату пенсий российским и испанским гражданам за стаж работы в РФ, а также дополнительными расходами в соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 15.06.98 г. №18-П.

Кроем этого, в расходной  части бюджета Пенсионного фонда  предусмотрены 1.41 млн. руб. на выплату  пенсий в соответствии с Временным  соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины о  гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в  приравненных к ним местностях, в  области пенсионного обеспечения.

Также Постановлением Правительства  РФ от 03.05.99 г. №484 намечены дополнительные расходы на улучшение с 1 января 2000 года пенсионного обеспечения Героев Советского Союза, Героев России, полных кавалеров ордена Славы в сумме 5,6 млн. руб. /40/.

В соответствии с одобренной Президентом РФ Программой подготовки и проведения празднования 55-й годовщины  Победы в Великой Отечественной  войне предусмотрены расходы  на единовременную денежную выплату  пенсионерам из числа участников войны и приравненным к ним  категориям получателей пенсий в  сумме 666,9 млн. руб.

За счет средств федерального бюджета будет проходить финансирование государственных пенсий в общей  сумме около 29,4 млрд. руб., что только на 140% больше того же показателя 1999 года. Это говорит о снижении размеров сумм финансируемых из государственного бюджета, и переложении этих расходов на «плечи» бюджета Пенсионного  фонда Эти расходы определены на основе показателей, предусмотренных  в бюджете Пенсионного фонда  на 1999 год, и исходя из динамики численности  получателей пенсий с учетом её прироста и индексации пенсий в 2000 году.

За счет средств федерального бюджета в 2000 г. предусмотрены расходы  на единовременную выплату пенсионерам  из числа участников Великой Отечественной  войны в рамках осуществления  мероприятий по подготовке к празднованию 55-летия Победы в общей сумме 668,0 млн. руб. Общие расходы на увеличение пенсий в 2000 году составят около 43,0 млрд. руб. Вполне возможно, при стабилизации экономической ситуации в стране, что этих расходов вполне хватить  для достаточного финансирования пенсионеров, и не придется дополнительно каждый квартал или полугодие проводить  компенсирование социальных выплат.

2.3 Модели организации  пенсионного обеспечения

В настоящее время в  процессе пенсионного обеспечения  населения участвуют Пенсионный фонд Российской Федерации и его  региональные отделения, органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и на договорной основе доставляющие пенсии структуры –  организации Федеральной почтовой связи, учреждения Сберегательного  банка Российской Федерации и  иные организации /37/.

Каждый элемент этой системы  выполняет свойственные только ему  функции, так, например, Пенсионный фонд обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию  страховых взносов, а также финансирование расходов на выплату пенсий; органы социальной защиты населения осуществляют назначение (перерасчет0 и выплату  пенсий; структуры почтовой связи  и иные организации производят доставку и непосредственную оплату денежных сумм получателям пенсий.

Начиная с 1992 года в некоторых  субъектах Российской Федерации  в целях ликвидации многозвенной системы управления пенсионным обеспечением функции по назначению (перерасчету) и выплате пенсий стали передаваться из органов социальной защиты населения  Пенсионному Фонду Российской Федерации. Доставка пенсий при этом остается, в рамках договора, за организациями  Федеральной почтовой связи /36/.

Впервые  объединение основных функций по пенсионному обеспечению, такие как: сбор, аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий, назначение, перерасчет, выплата пенсий, произошло в Московской области, в 1992 году, на базе регионального Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6.07.92 г. № 3209-1 «О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области».

В целях перехода к работе в новых условиях между главами  районных и городских администраций  Московской области и Управляющим  Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области  были заключены Договоры о взаимодействии и сотрудничестве по социальным вопросам на период эксперимента. Создание пенсионных отделов в структуре Отделения  Пенсионного фонда Российской Федерации  по Московской области было осуществлено в течение октября – ноября 1992 года.

Созданная в Московской области  модель управления пенсионным обеспечением населения получила название «Единая  пенсионная служба». В дальнейшем этот термин стал общепринятым при определении  структуры, объединяющей все функции  по пенсионному обеспечению.

В дальнейшем опыт Московской области получил свое развитие. В  некоторых субъектах Российской Федерации органы государственной  власти в инициативном порядке, но уже  не в форме эксперимента, а на постоянной основе стали передавать функции по назначению и выплате  пенсий Пенсионному фонду Российской Федерации. Осуществляется эта передача путем заключения соответствующих  соглашений между администрацией субъекта Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации. На сегодняшний  день единые пенсионные службы действуют  в 22 субъектах Российской Федерации, в том числе в восьми регионах – на уровне отдельных районов  и городов.

В остальных субъектах  Российской Федерации организация  назначения и выплаты пенсий является прерогативой органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В некоторых из них эти вопросы (на районном и городском уровне) отнесены к компетенции органов  местного самоуправления.

Создание единой пенсионной службы соответствует Концепции  реформирования пенсионного обеспечения  в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.08.95 г. № 790, и Программе  пенсионной реформы в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации  от 20.05.98 г. № 463 /15/.

В территориях, работающих в  условиях единой пенсионной службы, обслуживается  шесть миллионов пенсионеров, около 1,3 миллионов работодателей-плательщиков страховых взносов и около  десяти миллионов граждан, застрахованных в системе государственного пенсионного  страхования /36/.

Все существующие единые пенсионные службы были созданы на базе территориальных  отделений Пенсионного фонда  Российской Федерации путем делегирования  ему субъектами Российской Федерации  своих функций по назначению, перерасчету  и выплате государственных пенсий. Имел место только один прецедент, когда  единая пенсионная служба была создана  на базе органов социальной защиты населения. Это было в Башкирии в 1993 году, когда Президент Республики ликвидировал Отделение Пенсионного  фонда, сбор страховых взносов доверив  налоговой службе, а все остальные  функции, ранее выполнявшиеся Отделением, - Министерству социальной защиты Республики. Данный опыт оказался неудачным: Башкирия из региона-донора превратилась в дотационный  регион. Возможно, это было связано, главным образом, с  социально-экономической ситуацией в Республике, но тем не менее, после этого эксперимента, а в 1997 году он был прекращен и Единая пенсионная служба в Башкирии была создана на базе восстановленного Отделения Пенсионного фонда, желающих передавать сбор страховых взносов налоговым службам не было.

Информация о работе Пенсионный фонд