Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:30, курсовая работа
Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, по мнению автора, необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
- рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
- провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
Введение 4
1 Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление и задачи деятельности 8
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России 8
1.2 Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации 14
1.3 Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ 19
2 Роль Пенсионного фонда РФ в социальном обеспечении пенсионеров 28
2.1 Теория и практика пенсионного обеспечения 28
2.2 Финансирование пенсионных выплат 41
2.3 Модели организации пенсионного обеспечения 49
3 Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации 55
3.1 Создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения 55
3.2 Значение персонифицированного учета в новой пенсионной системе Российской Федерации 61
Заключение 69
Список использованных источников 72
Приложение А Отношение максимальной, средней и минимальной пенсий
к прожиточному минимуму пенсионера 78
Приложение В Выплаты, на которые не начисляются страховые взносы в
Пенсионный фонд РФ 79
Также, за счет средств бюджета Пенсионного фонда на 1999 год, были профинансированы расходы на погашение задолженности по выплате государственных пенсий за 1998 год в сумме 30,5 млрд. руб. /47/.
В соответствии с Федеральным
законом от 28.10.98 №163-ФЗ «О порядке
финансирования государственных пенсий,
выплата которых по законодательству
РФ осуществляется за счет средств
федерального бюджета» предусмотрены
расходы на целевое финансирование
выплаты государственных
В связи с тем, что получателям двух пенсий: вдовам военнослужащих, погибших в ВОВ, и родителям погибших военнослужащих срочной службы, - пенсия по старости, финансируемая за счет страховых взносов, пересчитана с применением индивидуального коэффициента пенсионера, полагающаяся им компенсационная выплата, определяемая из суммы двух пенсий, отнесена к расходам федерального бюджета.
Расходы на выплату государственных пенсий в 2000 году представлены в Таблице 2 и составляют 248,8 млрд. руб., что составляет более 143% к предыдущему году. Из них 222,8 млрд. руб. финансируются за счет страховых взносов, без учета расходов по «нестраховым» периодам. Если принять, что уровень инфляции запланирован государством на уровне 18%, то можно, предположить, что произойдет реальное повышение пенсий, а не их номинальное увеличение. Итоги перехода на индивидуальный коэффициент несомненно говорят о значительном повышении уровня средней пенсии по старости, об этом значительно говорит размер расходов на выплату пенсий, исчисленных с применением индивидуального коэффициента пенсионера, эта сумма составляет 150,7 млрд. руб., из них 145,4 млрд. руб. финансируются за счет страховых взносов /40/. Эти цифры несомненно говорят об увеличении размеров пенсий, которые пенсионеры, перешедшие на исчисление с помощью индивидуального коэффициента, будут получать в текущем году.
Таблица 2. Основные показатели
расходной части бюджета ПФ РФ
на пенсионное обеспечение в 2000 году.
/53/
Всего |
В том числе: | |||
За счет средств ПФ РФ |
Из них нестраховые периоды |
За счет средств ФБ | ||
На выплату пенсий всего Доставка и пересылка пенсий всего Соц. пособие на погребение |
290924,5 4347,9 1534,1 |
261561,5 3851,8 1411,6 |
8931,9 131,0 - |
29363,0 496,1 122,5 |
На пенсионное обеспечение В том числе: Базовые расходы на выплату пенсий, из них: без применения ИКП с применением ИКП Доставка и пересылка пенсий Соц. пособие на погребение |
296806,5 248828,2 97682,4 150745,3 3723,3 1534,1 |
266824,9 222814,5 77300,8 145385,4 3283,6 1411,6 |
9062,9 7714,6 5101,7 2612,9 113,1 - |
29981,6 26013,7 20381,6 5359,9 439,8 122,5 |
Итого |
254085,6 |
227509,7 |
7827,7 |
26576,0 |
Дополнительные расходы на индексацию пенсий всего В том числе: без ИКП С применением ИКП Доставка и пересылка пенсий |
35591,2 11378,0 24199,8 529,1 |
32241,9 9286,1 22942,9 472,8 |
1217,3 805,0 412,3 17,9 |
3349,3 2091,9 1256,9 56,3 |
Итого |
36120,3 |
32714,7 |
1235,2 |
3405,6 |
Дополнительные затраты на индексацию пенсий в 2000 году по прогнозу составят 36,12 млрд. руб., из них за счет страховых взносов – 32,71 млрд. руб., за счет средств федерального бюджета – 3,41 млрд. руб. Таким образом реализуется Указ Президента РФ № 680 от 15.04.2000 г. «Об отношении заработка пенсионера и среднемесячной заработной платы в стране, применяемой при определении индивидуального коэффициента пенсионера».
Расходы по доставке и пересылке всех видов государственных пенсий определены исходя из почтового тарифа, уплаты налога на добавленную стоимость, расходов на доставку альтернативными службами и составят 4,3 млрд. руб. Учитывая требования Минфина России по распространению действия ст. 88 Федерального закона от 22.02.99 №36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» на 2000 год Пенсионный фонд сохранил финансирование расходов по доставке трудовых пенсий за счет страховых взносов в сумме 3,26 млрд. руб. /24/.
Кроме того, предполагается сохранить размер и условия назначения компенсационной выплаты для всех категорий получателей пенсий, исчисленных без применения индивидуального коэффициента пенсионера, в размерах, предусмотренными Указами Президента РФ от 15.04.96 г. №550 и 30.03.99 г. №392. Расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению проектируются в размере 1534,1 млн. руб. Расходы определены в соответствии со ст.9 и 10 Федерального закона от 12.01.96 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федеральным законом от 28.06.97 г. №91-ФЗ из расчета десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 09.01.97 г. №6-ФЗ и увеличенного до 110 руб. с учетом прогноза Минэкономики России.
Запланированные объемы расходов
с учетом базового уровня предшествующего
периода (1999 г.) позволяет значительно
повысить уровень пенсионного
Учитывая, что в 1999 году повышения
пенсий осуществлялись преимущественно
в интересах получателей
Минимальный размер пенсии по старости определен с учетом индексации в соответствии с ростом среднемесячной заработной платы в стране и сохранением компенсационной выплаты, на 1 января 2000 года на уровне 318,44 руб., а на 1 января 2001 г. – 351,61, что составляет от прожиточного минимума пенсионера соответственно 42 и 35,7 %. Это говорит о некотором снижении данного показателя за 1999 год, однако на данный момент получателей минимальных пенсий становиться все меньше, так как расширены границы получателей различных надбавок к пенсии и компенсации. Коэффициент ограничивающий соотношение заработной платы, из которой исчислена пенсия, к средней заработной плате по отраслям экономики, на 2000 год сохранен в размере 0,7.
В соответствии с действующими соглашениями о переводе пенсий за границу расходы на выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу, планируются в сумме 151.9 млн. руб., из них 138.77 финансируются за счет страховых взносов. Увеличение расходов связано: со значительным ростом количества пенсионеров, выехавших за рубеж: 9.5 тысяч человек в 1998 году, 11.75 тыс. – в 1999 г., 14.3 тыс. (прогноз)– в 2000 г.; выплат пенсий пенсионерам за прошлое время; введения в действие Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении, предусматривающего выплату пенсий российским и испанским гражданам за стаж работы в РФ, а также дополнительными расходами в соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 15.06.98 г. №18-П.
Кроем этого, в расходной
части бюджета Пенсионного
Также Постановлением Правительства РФ от 03.05.99 г. №484 намечены дополнительные расходы на улучшение с 1 января 2000 года пенсионного обеспечения Героев Советского Союза, Героев России, полных кавалеров ордена Славы в сумме 5,6 млн. руб. /40/.
В соответствии с одобренной Президентом РФ Программой подготовки и проведения празднования 55-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне предусмотрены расходы на единовременную денежную выплату пенсионерам из числа участников войны и приравненным к ним категориям получателей пенсий в сумме 666,9 млн. руб.
За счет средств федерального
бюджета будет проходить
За счет средств федерального
бюджета в 2000 г. предусмотрены расходы
на единовременную выплату пенсионерам
из числа участников Великой Отечественной
войны в рамках осуществления
мероприятий по подготовке к празднованию
55-летия Победы в общей сумме 668,0
млн. руб. Общие расходы на увеличение
пенсий в 2000 году составят около 43,0 млрд.
руб. Вполне возможно, при стабилизации
экономической ситуации в стране,
что этих расходов вполне хватить
для достаточного финансирования пенсионеров,
и не придется дополнительно каждый
квартал или полугодие
2.3 Модели организации пенсионного обеспечения
В настоящее время в
процессе пенсионного обеспечения
населения участвуют Пенсионный
фонд Российской Федерации и его
региональные отделения, органы социальной
защиты населения субъектов Российской
Федерации и на договорной основе
доставляющие пенсии структуры –
организации Федеральной
Каждый элемент этой системы выполняет свойственные только ему функции, так, например, Пенсионный фонд обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов на выплату пенсий; органы социальной защиты населения осуществляют назначение (перерасчет0 и выплату пенсий; структуры почтовой связи и иные организации производят доставку и непосредственную оплату денежных сумм получателям пенсий.
Начиная с 1992 года в некоторых субъектах Российской Федерации в целях ликвидации многозвенной системы управления пенсионным обеспечением функции по назначению (перерасчету) и выплате пенсий стали передаваться из органов социальной защиты населения Пенсионному Фонду Российской Федерации. Доставка пенсий при этом остается, в рамках договора, за организациями Федеральной почтовой связи /36/.
Впервые объединение основных функций по пенсионному обеспечению, такие как: сбор, аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий, назначение, перерасчет, выплата пенсий, произошло в Московской области, в 1992 году, на базе регионального Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6.07.92 г. № 3209-1 «О создании в порядке эксперимента единой пенсионной службы в Московской области».
В целях перехода к работе в новых условиях между главами районных и городских администраций Московской области и Управляющим Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области были заключены Договоры о взаимодействии и сотрудничестве по социальным вопросам на период эксперимента. Создание пенсионных отделов в структуре Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области было осуществлено в течение октября – ноября 1992 года.
Созданная в Московской области модель управления пенсионным обеспечением населения получила название «Единая пенсионная служба». В дальнейшем этот термин стал общепринятым при определении структуры, объединяющей все функции по пенсионному обеспечению.
В дальнейшем опыт Московской области получил свое развитие. В некоторых субъектах Российской Федерации органы государственной власти в инициативном порядке, но уже не в форме эксперимента, а на постоянной основе стали передавать функции по назначению и выплате пенсий Пенсионному фонду Российской Федерации. Осуществляется эта передача путем заключения соответствующих соглашений между администрацией субъекта Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации. На сегодняшний день единые пенсионные службы действуют в 22 субъектах Российской Федерации, в том числе в восьми регионах – на уровне отдельных районов и городов.
В остальных субъектах Российской Федерации организация назначения и выплаты пенсий является прерогативой органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В некоторых из них эти вопросы (на районном и городском уровне) отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Создание единой пенсионной службы соответствует Концепции реформирования пенсионного обеспечения в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.08.95 г. № 790, и Программе пенсионной реформы в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.98 г. № 463 /15/.
В территориях, работающих в
условиях единой пенсионной службы, обслуживается
шесть миллионов пенсионеров, около
1,3 миллионов работодателей-
Все существующие единые пенсионные
службы были созданы на базе территориальных
отделений Пенсионного фонда
Российской Федерации путем делегирования
ему субъектами Российской Федерации
своих функций по назначению, перерасчету
и выплате государственных