Перспективы погашения государственного долга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2012 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я хотела рассмотреть государственный долг, в том числе внутренний и внешний, законодательную базу по государственному долгу, а также структуру и состояние государственного долга на данный момент. Также для раскрытия темы необходимо проанализировать динамику и структуру внутреннего и внешнего долга. Изучить роль стабилизационного фонда Российской Федерации в управлении государственным долгом и перспективы погашения государственного долга РФ.

Содержание работы

Введение
1 Государственный долг
1.1 Нормативная база
1.2 Государственный долг в настоящее время
1.3 Способы сокращения внешней задолженности
2 Причины кризиса и стратегия управления государственной задолженностью
2.1 Причины возникновения долга и его виды
2.2 Анализ динамики и структуры внешнего долга
2.3 Анализ динамики и структуры внутреннего долга РФ
3 Перспективы погашения государственного долга РФ
3.1 Роль стабилизационного фонда
3.2 Перспективы погашения
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Выполнение.doc

— 589.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Государственный долг в настоящее время

 

Объем государственного долга Российской Федерации в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличится на 40,2 %, к концу 2012 года - более чем в 2 раза и составит 15,4 % ВВП.

      Объем государственного внутреннего долга увеличится в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 31,2 %, к концу 2012 года в 1,7 раза и составит 8,1 % ВВП.

      Объем государственного внешнего долга в 2010 году по сравнению с 2009 годом в рублевом эквиваленте увеличится в 1,6 раза, к концу 2012 года - в 2,8 раза, в долларовом эквиваленте - в 1,5 раза и 2,4 раза соответственно.

      С ростом объемов государственного долга увеличиваются расходы федерального бюджета на его обслуживание (процентные расходы), в 2010 году они будут выше в 1,5 раза, чем в 2009 году, в 2012 году - в 2,8 раза.

      Возросшие объемы заимствований увеличат нагрузку на федеральный бюджет. В 2011 - 2012 годах может произойти превышение предельного значения (10 %) показателя ликвидности бюджета, характеризующее отношение расходов по обслуживанию и погашению долга к доходам федерального бюджета.

      Объем консолидированного внешнего долга Российской Федерации (перед нерезидентами) в 2009 году превышает объем международных резервов Российской Федерации.

Основные направления долговой политики на 2010 - 2012 годы представлены в составе Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, согласно которому политика в области государственного долга Российской Федерации на 2010 — 2012 годы будет направлена:

- на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

- на развитие национального рынка государственных ценных бумаг;

- на активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации.

Динамика государственного долга Российской Федерации в 2008-2012 годах (в абсолютных размерах и относительно ВВП) представлена в следующей таблице 1.

Таблица 1 - Динамика государственного долга Российской Федерации в 2008-2012 годах

 

На 1 января 2008 года

На 1 января 2009 года

На 1 января 2010 года

На 1 января 2011 года

На 1 января 2012 года

На 1 января 2013 года

Изменение 2012 г. к 2009 г.

Отчет 2007 г.

Отчет 2008 г.

Закон № 204-ФЗ (с изм.)

Проект

Проект

Проект

Сумма

%

Государственный долг Российской Федерации, млрд. рублей

2402,8

2692

3923,4

5499,2

7026,8

8275,4

4352

210,9

% к ВВП

7,3

6,5

9,7

12,7

14,6

15,4

 

 

Государственный внутренний долг, млрд. рублей

1301,2

1499,8

2515,3

3301,8

4109,7

4344,3

1829

172,7

% к ВВП

4

3,6

6,2

7,6

8,5

8,1

 

 

Государственный внешний долг, млрд. рублей

1101,6

1192,2

1408,1

2197,4

2917,1

3931,1

2523

279,2

% к ВВП

3,3

2,9

3,5

4,9

6,1

7,3

 

 

 

Анализ показывает, что объем государственного долга в 2010 году составит 5 499,2 млрд. рублей, что на 1 575,8 млрд. рублей, или в 1,4 раза, больше показателя, утвержденного на 2009 год. Предусматривается некоторое снижение темпов роста объемов государственного долга (с 40,2 % в 2010 году до 17,8 % в 2012 году), а его объем в 2012 году по сравнению с 2009 годом увеличится в 2,1 раза.

Динамика объема и структуры государственного долга в 2008 - 2012 годах представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика объема государственного долга Российской федерации в 2008-2012гг.

 

Структура государственного долга в 2010 - 2012 годах несколько изменится: доля внутреннего долга сократится с 64,1 % в начале 2010 года до 52,5 % в конце 2012 года, соответственно доля государственного внешнего долга вырастет с 35,9 % до 47,5%.

Существенно возрастает долговая нагрузка на федеральный бюджет: показатель отношения объема государственного долга к ВВП увеличится с 9,7 % в 2009 году до 15,4 % на конец 2012 года.

Расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга (процентные расходы) на 2010 год предусматриваются в сумме 304,0 млрд. рублей. По сравнению с отчетом 2008 года они увеличиваются на 150,7 млрд. рублей, или в 2 раза, по сравнению с утвержденными показателями на 2009 год - на 101,2 млрд. рублей, или в 1,5 раза.

Доля расходов по обслуживанию государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета в 2010 году вырастет до 3,1 % по сравнению с 2 % в 2008 году. При этом индекс долговой устойчивости федерального бюджета (не более 6 %) не превышается.

Дополнительные расходы федерального бюджета на обслуживание планируемых объемов заимствований в виде еврооблигаций составят в 2010 году 24,1 млрд. рублей (0,7 млрд. долларов США).

Расчет процентных расходов по обслуживанию новых еврооблигационных займов производился исходя из прогноза заимствований в 2010 году в сумме 17,8 млрд. долларов США, а также роста курса доллара США по отношению к рублю [12].

Совокупный внешний долг государства, банков и компаний России в 2010 году составил 123 миллиарда долларов. Из них 21 миллиард долларов приходится на госдолг, 32,3 миллиарда долларов - на внешние заимствования банковского сектора, 69,4 миллиарда долларов - на нефинансовые компании.

Рост уровня заимствований начался со второго квартала 2009 года, до этого внешний долг стабильно сокращался. В 2009 году выплаты компаний по внешнему долгу достигли 90 миллиардов долларов. На 2008 год пришелся пик выплат - без учета процентов было погашено 122 миллиарда долларов задолженности. В 2010 году, скорее всего, будет погашено в 1,5-1,8 раза больше указанной в графике выплат суммы. Эксперты объясняют это тем, что в течение года компании будут активно рефинансироваться через оффшоры на короткие сроки.

На первое января 2010 года внешний долг России, по оценке ЦБ РФ, равен $469,7 млрд., сократившись за год почти на 2%. Между тем, как передает корреспондент РИА «Новый Регион», эта сумма на почти на $30 млрд. превышает объем золотовалютных резервов страны, которые к началу года составляли $440,6 млрд.

Судя по материалам Банка России, самые существенные долги в 2009 году накопили нефинансовые компании – $299,8 млрд., значительная часть из этой суммы – кредиты $229,1 млрд., а также долговые обязательства перед прямыми инвесторами – $52,3 млрд. Примечательно, что компании этого сектора увеличила в 2009 году свою задолженности почти на $18 млрд.

На втором месте в списке должников – банковский сектор страны, который, тем не менее, снизил свою внешнюю задолженность за год почти на 40 млрд. Однако долговая нагрузка банков остается достаточно существенной – $125,6 млрд.

Согласно оценке ЦБ, органы государственного управления РФ увеличили свой внешний долг на $500 млн., а его общая сумма на 1 января 2010 года составила $30 млрд. В то же время резко выросла внешняя задолженность органов денежно-кредитного регулирования – с 2,8 млрд. до $14,3 млрд.

Согласно представленным цифрам внешний долг РФ сократился за год на $ 10 млрд., из-за существенного сокращения ВВП в долларовом выражении (почти на четверть) внешний долг в относительном выражении резко вырос – с 29 до 38 % ВВП.

По разным оценкам, в 2010 году российским компаниям предстоит погашать внешнюю задолженности на сумму от $77 млрд. до $124 млрд. По мнению экспертов, это обстоятельство является одним из главных рисков для экономики РФ.

В целом, участники рынка и аналитики не ожидают проблем с погашением внешней задолженности российских компаний. Вместе с тем, экономисты прогнозируют, что в 2010 году уровень внешнего долга компаний и государства будет увеличиваться, тогда, как банки будут сокращать объемы заемного капитала.

 

 

 

1.3 Способы сокращения внешней задолженности

 

Внешний государственный долг – это задолженность перед иностранцами, он предполагает утечку ресурсов из страны-должника и сужает тем самым возможности потребления и инвестирования в национальной экономике [1].

Из истории внешнего долга:

В 1991 году после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (союзный долг тогда оценивался в 108 миллиардов [7]), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР.

Однако получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие потенциальных партнеров. Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 года. Первоначально прогрессу переговоров препятствовала позиция банков-кредиторов, настаивавших на отказе России от государственного иммунитета (это означало, что взыскания кредиторов могли быть обращены на активы СССР или России за рубежом). Осенью 1994 года на сессии МВФ в Мадриде стороны нашли компромисс, договорившись, что должником перед Лондонским клубом будет выступать Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку отсрочки платежей. В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне правительство РФ и члены Банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР клубу на общую сумму 32,3 млрд. долларов, включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом. Предметом соглашения с Лондонским клубом является задолженность бывшего СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантированным государственными компаниями, заключенными до 31 декабря 1991 года. Сумма основного долга составляет 24 млрд. долларов, процентные платежи - 8,3 млрд. долларов. Сумма долга будет разбита на две части. Основной долг планируется оформить в ценные бездокументарные бумаги, а проценты по нему – в бумажные процентные облигации. Предусмотрено обращение этих облигаций, как в России, так и за ее пределами.

Внешний долг является предметом особого внимания. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30 %, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты с требованием залогов или особых поручительств. В некоторых развивающихся и среднеразвитых странах ежегодные обязательства выплаты по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

Обычно правительства стран-дебиторов принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого можно использовать несколько путей:

1) Традиционный путь – выплата долгов за счет золотовалютных резервов. Как правило, этот путь исключен для закоренелых должников, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограниченны.

2) Консолидация внешнего долга – превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос предстоящих вскоре платежей на отдельное будущие. Такая консолидация возможна только с согласия кредиторов.

Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять международные финансовые обязательства.

Наиболее известны Парижский, Лондонский и Токийский клубы. Совокупный долг им без процентов составляет около 80 млрд. долл. Общая картина задолженности России трем международным финансовым клубам представлена на рисунке 2.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 - Задолженность России трем международным финансовым клубам [8]

Осенью 1998г. Правительство России сформировало новую международную финансовую структуру – Московский клуб. В эту организацию приглашены все нынешние держатели краткосрочных ГКО-ОФЗ. В одну группу объединились 17 крупнейших банков-держателей ГКО-ОФЗ, в другую – 60 трастовых компаний хедж фондов. Главной задачей клуба будет реструктуризация долгов по ГКО - ОФЗ и выработка условий для их постепенного погашения.

3) Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, превращающее его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуются в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, участие в капитале фирм, права.

Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйствующих субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства государства-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

4) Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение к международным банкам: региональным, Мировому банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обуславливают свои кредиты жесткими требованиями к государственной экономической политике, в частности к эмиссионной, кредитной политике, поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета. К таким кредитам в 90-х гг. часто обращались бывшие социалистические страны.

Эффективное управление государственным долгом, как в индустриальных, так и в переходных экономиках не может осуществляться автономно от других мер бюджетно-налоговой политики правительства, так как является составной частью общей системы управления государственными расходами.

Приток капитала на фоне увеличения внешнего долга способствует элиминированию эффекта вытеснения частных инвестиций, угроза которого нередко сопровождает налоговую реформу стимулирующего типа, нацеленную на снижение ставок налогообложения в сочетании с расширением налоговой базы. Расходы по обслуживанию государственного долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета. Так как эластичность трансфертных выплат также весьма невелика, то ограничение темпов роста других статей государственных расходов и повышение их эффективности является в России и других переходных экономиках ведущим фактором снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере. Аннулирование квазифискальных операций и включение соответствующих счетов в систему государственного бюджета восстанавливает доверие к экономической политике правительства и Центрального Банка, особенно в том случае, если это сопровождается созданием адекватных рыночной экономике институциональных структур по управлению государственными расходами - бюджетного управления и казначейства, в функции которого входит и обслуживание государственной задолженности.

2 Причины кризиса и стратегия управления государственной задолженностью

 

2.1 Причины возникновения долга и его виды

 

Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

Под государственным долгом понимаются обязательства, возникающие из государственных заимствований, принятых на себя Российской Федерацией, гарантий или поручительств по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, обязательства третьих лиц [1].

Информация о работе Перспективы погашения государственного долга РФ