Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2012 в 23:55, курсовая работа
В своей работе я хотела рассмотреть государственный долг, в том числе внутренний и внешний, законодательную базу по государственному долгу, а также структуру и состояние государственного долга на данный момент. Также для раскрытия темы необходимо проанализировать динамику и структуру внутреннего и внешнего долга. Изучить роль стабилизационного фонда Российской Федерации в управлении государственным долгом и перспективы погашения государственного долга РФ.
Введение
1 Государственный долг
1.1 Нормативная база
1.2 Государственный долг в настоящее время
1.3 Способы сокращения внешней задолженности
2 Причины кризиса и стратегия управления государственной задолженностью
2.1 Причины возникновения долга и его виды
2.2 Анализ динамики и структуры внешнего долга
2.3 Анализ динамики и структуры внутреннего долга РФ
3 Перспективы погашения государственного долга РФ
3.1 Роль стабилизационного фонда
3.2 Перспективы погашения
Заключение
Список используемой литературы
Облигации внутреннего государственного валютного займа - государственные ценные бумаги. Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов РФ. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций - одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Дата выпуска займа - 14 мая 1993 года. Дата дополнительного выпуска - 14 мая 1996 года. Общий объем эмиссии ОВГВЗ составляет 12935 млн. долл. [12].
Еврооблигации - это среднесрочные или долгосрочные ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре внешнего госдолга РФ составлял по состоянию на 1 января 2006 года 32,8% (34,4 млрд. долл.). Рынок еврооблигаций в основном внебиржевой. Сделки заключаются с помощью телефона и телефакса. Одной из внебиржевых торгово-информационных систем является ТRАХ, основанная в 1989 году ISMA (Ассоциация участников международных рынков ценных бумаг).
Внешняя задолженность РФ в части международных финансовых организаций включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:
Международный валютный фонд (МВФ);
Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Данные организации относятся к специализированным учреждениям ООН. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году. Задолженность по кредитам МФО по состоянию на 1 января 2006 года составила 8,9 млрд. долл., или 8,4% от общего объема внешнего госдолга РФ. Начиная с 1998 года, в структуру государственного внешнего долга включаются кредиты, полученные от Центрального банка РФ [12].
Федеральным законом от 29 декабря 1998 года №192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики», Минфину России разрешено привлекать кредиты Внешэкономбанка и Внешторгбанка для расчетов по внешнему долгу РФ в сумме до 3,0 млрд. долл. за счет перечисления Банком России средств в валюте указанным банкам на срок до 5 лет по минимальным рыночным ставкам, что увеличило на 1 января 1999 года внешний долг РФ на 2,3 млрд. долл. На 1 января 2006 года объем указанной задолженности составил 4,3 млрд. долл. или 4,1% от общего долга [2; с. 64].
В последние годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000г. он составил 148,4 млрд. долл., а по состоянию на 1 января 2006г. снизился до 104,9 млрд. долл. [3, с. 64] (рис. 4).
В 2000г. РФ удалось договориться с Лондонским клубом о списании 1 /3 задолженности бывшего СССР. Это была успешная операция, которую не удалось осуществить с Парижским клубом. 2/3 задолженности Лондонскому клубу были переведены в еврооблигации, и таким образом задолженность Лондонскому клубу больше не выделяется в статистике, а задолженность странам Парижского клуба стала почти единственным субъектом долгов СССР.
За период с 2001 по 2009 год внешний долг России имел устойчивую тенденцию к росту – в среднем на 30-50% ежегодно: с 160 млрд. долларов США на начало 2001 года до 484,7 млрд. долл. на начало 2009 года. Позитивный факт, что по структуре в среднем внешний долг РФ более чем на 80% состоит из долгосрочных заимствований.
Из общего размера внешнего долга России, около 15% в первой половине 2000-х, и около 35% в 2007-2009 гг. приходится на банковские учреждения (без учета участия в капитале), при этом соотношение краткосрочных и долгосрочных ресурсов распределяется в соотношении 30-40% краткосрочные, и 60-70% долгосрочные.
Соответственно более весомая часть внешнего долга приходится на прочие сектора (без учета внесения в капитал): от 15-30% от общего внешнего долга в 2001-2006 гг. и около 50-60% в 2007 – 2009 гг. При этом более 90% всего внешнего долга российской экономики сегмента прочие сектора, приходится на долгосрочные заимствования.
Что касается внешнего долга органов государственного регулирования, то нужно отметить, что как в абсолютном выражении, так и в процентном, внешний долг государственного регулирования постоянно снижался: с 116,7 млрд. долларов США в 2001 году (73% ко всему внешенму долгу), до 97,2 млрд. долларов США в 2005 году (46% ко всей сумме внешнего долга) и до 29,4 млрд. долларов США на начало 2009 года (6% от всего объема внешнего долга РФ) (таблица 2).
Таблица 2 – Размер и структура внешнего долга России
| 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Всего внешний долг | 160 | 146,3 | 152,3 | 186 | 213,5 | 257,2 | 310,6 | 465,4 | 484,7 |
Краткосрочные долговые обязательства | … | … | … | 36 | 35,7 | 43,5 | 56,7 | 108 | 79,8 |
в % к общему внешнему долгу |
|
|
| 19% | 17% | 17% | 18% | 23% | 16% |
Долгосрочные долговые обязательства | … | … | … | 150 | 177,7 | 213,7 | 253,8 | 357,4 | 404,9 |
в % к общему внешнему долгу |
|
|
| 81% | 83% | 83% | 82% | 77% | 84% |
Органы государственного управления | 116,7 | 103 | 96,8 | 98,2 | 97,2 | 71,1 | 44,7 | 37,4 | 29,4 |
в % к общему внешнему долгу | 73% | 70% | 64% | 53% | 46% | 28% | 14% | 8% | 6% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы 2 | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Банки (без участия в капитале) | 9 | 11,3 | 14,2 | 24,9 | 32,3 | 50,1 | 101,2 | 163,7 | 166,1 |
в % к общему внешнему долгу | 6% | 8% | 9% | 13% | 15% | 19% | 33% | 35% | 34% |
Прочие секторы (без участия в капитале) | 22,4 | 23,9 | 33,8 | 55,1 | 75,7 | 125 | 160,7 | 255,3 | 285,8 |
в % к общему внешнему долгу | 14% | 16% | 22% | 30% | 35% | 49% | 52% | 55% | 59% |
Краткосрочные обязательства | … | … | 2,5 | 4,5 | 6,4 | 5,8 | 10,9 | 43,6 | 32 |
в % к внешнему долгу Прочие секторы |
|
| 7% | 8% | 8% | 5% | 7% | 17% | 11% |
Долгосрочные обязательства | … | … | 31,3 | 50,6 | 69,3 | 119,1 | 149,8 | 211,7 | 253,8 |
в % к внешнему долгу Прочие секторы | … | … | 93% | 92% | 92% | 95% | 93% | 83% |
|
Учитывая, что количество жителей Российской Федерации на 1 января 2009года составляет 141 904,0 тысяч человек, а общий внешний долг России составляет 484,7 млрд. долларов США, соответственно на 1 жителя приходится 3415,69 долларов США внешнего долга.
Для погашения внешнего государственного долга, и, прежде всего Парижскому клубу, был создан в 2004г. Стабилизационный фонд [9; с. 2].
Цели создания Стабилизационного фонда определяются:
такой спецификой постсоветской экономикой, как сильная ее зависимость от экспорта углеводородов и от соответствующих мировых цен;
особенностями проводимой в последние годы экономической политики.
Стабилизационный фонд трактуется и как инструмент стерилизации денежной массы, сдерживания инфляции, регулирования обменного курса. Речь идет о финансовой стабилизации. Отсутствие серьезной программы долгосрочного развития экономики стало одной из главных причин разногласий по поводу использования средств Стабфонда и широкого разброса соответствующих предложений. Источником Стабфонда являются поступления от реализации на мировых рынках нефти по цене свыше 20 долл. за баррель, а остальная часть экспортной выручки поступает (50—25—10%) в федеральный бюджет. На 1 мая 2005г. Стабилизационный фонд составлял 857 млрд. руб., или 29,8 млрд. долл. Распоряжение этими средствами Стабфонда имеет Минфин, а средства поступают на счет в ЦБ России. Минфину разрешено изменять «точку отсечения», т.е. поднимать ее до 27 долл. за баррель [9; c. 2].
К новым явлениям в области погашения задолженности относится договоренность правительства РФ с Парижским клубом о досрочном погашении внешнего государственного долга на сумму 15,5 млрд. долл. в течение четырех месяцев 2005г., или на 40% всего долга Парижскому клубу. Это дало нам экономию около миллиарда долларов на процентах по номинальному долгу. Сумма в 15,5 млрд. долл. уже отправлена Парижскому клубу из средств Стабилизационного фонда. Примерно 6 млрд. долл. из этой суммы получит Германия, т.е. приблизительно 1/3. Парижский клуб, согласившись на досрочное погашение внешнего долга России, хотел получить будущие проценты в виде премий, но РФ на это не пошла.
У России в отличие от западных стран внешняя задолженность в форме банковского кредита играет значительно большую роль, чем в виде облигаций и акций. Это отличает Россию от других стран, т.к. в мире сейчас преобладают облигационные займы, а не банковские кредиты. Однако после соглашения с Лондонским клубом ситуация изменилась в пользу еврооблигаций. Следует отметить также низкую эффективность внешних заимствований России. Их нельзя рассматривать как помощь народному хозяйству. Это связано с неэффективностью социально-экономического развития страны и кредитной системы, с отсутствием концепции управления внешним долгом [9; c. 3].
Можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:
снижается общий объем;
повышается доля рыночных инструментов (ОВГВЗ);
снижается долговая нагрузка на экономику;
из-за благоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет сохраняться и в дальнейшем.
Рынок внутреннего долга не может считаться уникальным явлением в мировой практике – почти все страны мира выпускают государственные ценные бумаги. Учреждение российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования ЦБ РФ. Решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного денежного предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались [11].
Структура современного внутреннего долга РФ состоит:
Государственных бескупонных краткосрочных облигаций (ГКО);
Облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) и с амортизацией долга (ОФЗ-АД).
ГКО эмитируются с мая 1993г. Гарантом функционирования ГКО выступает ЦБ России, который обеспечивает размещение, сбережение и погашение облигаций. Покупателями могут выступать юридические и физические лица. Эмиссия ГКО осуществляется в форме отдельных выпусков на срок 3, 6, 9 и 12 месяцев. Облигации существуют в виде записи на счетах.
До августа 1998г. государство ни разу не нарушило сроков погашения по ГКО и обязательств по выплате процентов. После внутреннего дефолта (17 августа 1998г.) расчеты с держателями ГКО были приостановлены.
Впоследствии была проведена реструктуризация этой задолженности путем проведения новации. Работы по реструктуризации ГКО регулировались Распоряжениями Правительства РФ от 12.12.98 № 1787-р «О новации по государственным ценным бумагам» и от 20.11.99 № 1904-р.
Согласно Распоряжению Правительства № 1787-р держатели ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31.12.1999 г., были разделены на 3 категории. Держатели 1 категории, к которой были отнесены почти все юридические лица-резиденты и держатели ГКО-ОФЗ, которым федеральными органами исполнительной власти устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги (негосударственные пенсионные фонды), получили 30% от дисконтированной номинальной стоимости облигаций денежными средствами, 50% - новыми ОФЗ-ПД, по которым доходы выплачиваются два раза в месяц; 20% - ОФЗ-ПД бездоходными. Держатели 2 категории, к которым были отнесены физические лица, получили возможность выбора между применением к ним тех же правил, что и к держателям 1 категории, и выплатой всей дисконтированной номинальной стоимости облигации в полной сумме. Держатели 3 категории, представленной нерезидентами, как физическими, так и юридическими лицами, 10% задолженности получили деньгами, 20% - в виде бескупонных бездоходных бумаг, 70% - купонные облигации ОФЗ-ПД с погашением через 4-5 лет. Даже в рублевой форме новые обязательства перед нерезидентами фактически имеют характер внешнего долга, достигнута договоренность о порядке перевода кредиторами получаемых в результате реструктуризации средств за границу.
Новация по государственным ценным бумагам, «замороженным» решениями от 17 августа 1998 года, была завершена на 1 июля 2000 года. На новацию согласились все инвесторы (99,9%).
Облигации федерального займа (ОФЗ) – среднесрочные купонные облигации. ОФЗ с переменным купоном были выпущены в обращение 14 июня 1996г. в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федерального займа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995г. № 458. Эмитентом их является Минфин России. Эмиссия ОФЗ с переменным купоном осуществляется в форме отдельных выпусков, условия каждого выпуска утверждаются Минфином РФ.
Срок обращения ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел от доходности по ГКО и устанавливался в виде процента от номинала. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально числу дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ.
В 1999г. Минфин РФ начал выпуск облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом в процентах от номинала (1000 рублей).
На рисунке 5 представлен государственный внутренний долг, выраженный в государственных бумагах.
В 2002 году Минфин разместил ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД) на 6,67 млрд. руб. по номиналу со сроком обращения 9,5 лет по доходности 12,94% годовых. ОФЗ-АД - это облигации федерального займа с амортизацией долга, погашение основной суммы по которым происходит не единовременно, а частями (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг с длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является достижением Минфина. Доходность по этим бумагам станет теперь ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке. Основное увеличение внутреннего долга произошло в период 1993-98гг., когда бурно рос рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших до распада СССР) принималась на внутренний госдолг. Последовавшее за кризисом 1998г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом начиная с 2003г. (рис. 4). Внутренний долг за последние 6 лет увеличился на 62,3% или на 321,3 млрд. руб. и к 2005 году достиг почти 27% в общей структуре долга [11].
Можно выделить пять этапов развития российского рынка внутреннего долга. Этап 1 связан с переходом российских денежных властей от прямого финансирования ЦБ РФ дефицита федерального бюджета к созданию рынка федеральных облигаций. Этап 2 обусловлен возникновением ресурсных ограничений для дальнейшего развития рынка внутреннего долга и его открытием для внешних инвесторов. Этап 3 определяется системным финансовым кризисом, этап 4 - характеризуется постепенным преодолением. Этап 5 - представляет современное развитие рынка внутреннего долга.
Информация о работе Перспективы погашения государственного долга РФ