Перспективы развития деятельности НПФ в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть негосударственные пенсионные фонды и их роль в реализации задач пенсионного обеспечения в России.
В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи:
ѕ определить сущность негосударственных пенсионных фондов и их функции;
ѕ рассмотреть государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов;
ѕ рассмотреть механизм управления пенсионными накоплениями в негосударственных пенсионных фондах;
ѕ проанализировать развитие негосударственного пенсионного обеспечения в России;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Негосударственный пенсионный фонд в Российской Федерации
1.1 Сущность и функции НПФ
1.2 Государственное регулирование НПФ
1.3 Механизм управления пенсионными накоплениями в НПФ
Глава 2. Анализ действующей практики функционирования НПФ
2.1 Анализ развития негосударственного пенсионного обеспечения в РФ
2.2 Анализ роли НПФ в реализации задачи государственного пенсионного страхования
Глава 3. Перспективы развития деятельности НПФ в России
Заключение
Список использованных источников информации

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине ФИНАНСЫ.docx

— 275.63 Кб (Скачать файл)

Государственные меры регулирования  деятельности НПФ:

* лицензирование деятельности  НПФ - для осуществления деятельности  в качестве страховщика по  обязательному пенсионному страхованию  НПФ необходимо получить соответствующую  лицензию в Федеральной службе  по финансовым рынкам России (ФСФР); зарегистрировать в ФСФР России  страховые правила; подать в  ФСФР России заявление о намерении  осуществлять деятельность по  обязательному пенсионному страхованию  в качестве страховщика.

Для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному  обеспечению и пенсионному страхованию, а в дальнейшем при осуществлении  указанной деятельности величина денежной оценки имущества для обеспечения  уставной деятельности фонда должна составлять не менее трех миллионов  рублей, с 1 января 2005 года не менее 30 миллионов  рублей, с 1 июля 2009 года не менее 50 миллионов  рублей;

* установление нормативов  размещения пенсионных резервов  и инвестирования средств пенсионных  накоплений - в целях сохранения  и прироста средства пенсионных  накоплений, находящиеся в собственности  НПФ, подлежат обязательному инвестированию. При этом они могут быть  инвестированы только в строго  определенные классы финансовых  инструментов. Структура инвестиционного  портфеля НПФ должна удовлетворять  основным требованиям закона  «О НПФ». Требования к структуре  инвестиций НПФ изложены в  таблице. (См. таблицу 1.1).

Таблица. 1.1 Требования к  структуре инвестиций НПФ

 

Вид актива

Максимальная доля в портфеле

 

Ценные бумаги одного эмитента или группы связанных эмитентов, за исключением государственных ценных бумаг РФ

Не более 5 %

 

Депозиты в кредитной  организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу)

В сумме не более 10 %

 

Ценные бумаги, эмитированные  аффилированными лицами НПФ, управляющей  компании, специализированного депозитария  и актуария

Не более 5 %

 

Акции одного эмитента

Не более 10 %

 

Облигации одного эмитента, за исключением государственных  ценных бумаг РФ

Не более 10 % совокупного  объема находящихся в обращении  облигаций

 

Доля ценных бумаг одного эмитента, за исключением государственных  ценных бумаг РФ

Не более 15 % капитализации  эмитента. Не более 15 % выпуска ценных бумаг субъекта РФ

 

Денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах и  депозитах в кредитных организациях

Не более 20 %

 

Средства, размещенные в  ценные бумаги иностранных эмитентов

Не более 20 %

 
     

* установление нормативного  размера страхового резерва, порядка  его формирования и использования  - НПФ должны четко представлять. какие суммы данный фонд может инвестировать, во что инвестировать, на какой срок, а также учитывать доходность этих вложений. Нужно учитывать имеющиеся обстоятельства перед пенсионерами и необходимость будущих выплат, кроме того, для разных клиентов НПФ предлагает разные пенсионные схемы. Все это требует услуг специалистов, которые на основании различных методик оценивают соотношение между активами фонда и его обязательствами - актуариев. Они проводят актуарную оценку деятельности НПФ, в которой отражается его долгосрочная устойчивость. Деятельность НПФ подлежит актуарному оцениванию по итогам финансового года. Актуарное заключение о результатах оценивания принятых НПФ обязательств, а также актуарной стоимости средств пенсионных накоплений предоставляется НПФ в ФСФР России не позднее 30 июля каждого года.

Ежегодно по итогам финансового  года НПФ обязаны проводить и независимую аудиторскую проверку. Ежегодному аудиту подлежат ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, бухгалтерской отчетности НПФ и т.д. Аудиторское заключение предоставляется НПФ в ФСФР России.

* оперативный контроль за размещением пенсионных резервов фондов, выполнением принятых фондом обязательств перед вкладчиками и участниками - любые операции по размещению пенсионных накоплений в ценные бумаги должны быть согласованы со специализированным депозитарием, который хранит все ценные бумаги, приобретаемые управляющей компанией, и контролирует все операции, которые с этими бумагами производятся. Без одобрения специализированного депозитария никакие сделки невозможны. Общие вопросы о НПФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.npf-atom.ru/faq/npf - 25.09.2010

Государственное регулирование  и контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов осуществляет Уполномоченный Федеральный Орган (УФО) - Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России). Более 50 нормативных правовых актов регламентируют все существенные аспекты деятельности пенсионных фондов. НПФ на регулярной основе предоставляют в ФСФР России специальную, финансовую и бухгалтерскую отчетность. УФО вправе проводить проверки фондов, запрашивать дополнительную информацию, направлять предписания об устранении нарушений, приостанавливать действие лицензии.

На сегодняшний день, негосударственные  пенсионные фонды являются одними из самых контролируемых финансовых институтов в России.

1.3 Механизм управления  пенсионными накоплениями в НПФ

1) Между фондом и застрахованным лицом заключается договор об обязательном пенсионном страховании. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему -- некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия, порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий.

2) Работодатель перечисляет  взносы на накопительную часть  пенсии в НПФ.

3) Фонд учитывает поступившие  пенсионные взносы на солидарном  или именном счете вкладчика  и формирует пенсионные резервы.  Фонд ведет учет пенсионных  накоплений на пенсионном счете  отдельно от других операций. Идентификация застрахованного  лица осуществляется по страховому  номеру, который присваивается индивидуальному  лицевому счету застрахованного  лица в системе индивидуального  (персонифицированного) учета Пенсионного  фонда Российской Федерации и  одновременно является составной  частью номера пенсионного счета.

4) Фонд передает пенсионные  накопления застрахованного лица  с целью инвестирования в доверительное  управление управляющей компании (управляющим компаниям), с которой  фондом заключен договор (договоры) доверительного управления пенсионными  накоплениями и которая соответствует требованиям, установленным Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

Инвестирование пенсионных накоплений осуществляется исключительно  в интересах застрахованных лиц. Пенсионные накопления инвестируются  исключительно в активы, в которые  инвестирование пенсионных накоплений разрешено в соответствии с Федеральным  законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

5) Полученный по результатам  инвестирования доход распределяется  по счетам и увеличивает будущую  пенсию застрахованных лиц.

6) Часть дохода направляется  на вознаграждение управляющего (НПФ или НПФ и УК), на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда.

7) При выходе застрахованного  лица на пенсию НПФ, исходя  из накопленной суммы, определяет  размер негосударственной пенсии  и порядок ее получения.

Механизм работы Негосударственных  пенсионных фондов довольно прост. Прежде всего, лицу которое решило доверить накопительную часть пенсии НПФ  необходимо заключить с ним Пенсионный договор, основным элементом которого является одна из трёх пенсионных схем.

В соответствии со Сберегательной схемой, вкладчик будет получать пенсию в течение установленного периода  времени. В случае его смерти - пенсию сможет получать его наследник. Страховая  схема даёт возможность вкладчику  на получение пожизненной пенсии, однако, в случае его смерти, выплаты  полностью прекращаются. Последней  схемой является смешанная. Она сочетает в себе черты сберегательной и страховой схем.

Следует отметить, что вкладчиком может быть не только гражданин (то есть физическое лицо), но и юридическое  лицо, передающее накопительную часть  пенсии своих сотрудников в НПФ.

Основным показателем  уровня развития общества является степень  социальной защиты населения. Одним  из видов такой защиты, предоставляемой  государством, является пенсионное обеспечение.

Пенсионное обеспечение  в РФ - обеспечение обществом доходов  престарелых, инвалидов и семей, потерявших кормильца, в порядке, установленном  федеральным законодательством.

По мере эволюции системы  пенсионного обеспечения в России эта функция перестала принадлежать исключительно государству. Пенсионное обеспечения разделилось между государством, негосударственными пенсионными фондами и самим населением. Основная роль в новой системе отведена негосударственным пенсионным фондам. Работа НПФ очень похожа на работу Пенсионного фонда РФ (ПФР). НПФ также как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Именно за счет их услуг планируется организовать достойный уровень пенсионного обеспечения населения Российской Федерации.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ  ПРАКТИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

2.1. Анализ 

. . Основные данные пенсионной системы России 

По данным Госкомстата  России численность экономически активного  населения на конец I квартала 2012 года составляла 74,7 млн. человек, в том числе в экономике занято 69,4 млн. человек. 

Численность пенсионеров  превысила 40 млн. чел., из них 37 млн. человек  получают трудовые пенсии по старости и свыше 3 млн. человек – социальные пенсии.

Средняя начисленная  заработная плата – 26 905 руб.

Средняя начисленная  пенсия по старости – 8 981 руб.

Структура занятого в экономике населения по видам  предприятий представлена на диаграмме 1. 

 

 

2 Основные  показатели деятельности системы  негосударственных пенсионных фондов

Система негосударственных  пенсионных фондов представлена 145 фондами, имеющими лицензию на право деятельности по пенсионному обеспечению и  пенсионному страхованию. 

Негосударственные пенсионные фонды обслуживают свыше 20 млн. граждан России. В негосударственных  пенсионных фондах накопительную часть  трудовой пенсии формируют свыше 15,44 млн. человек. Почти 6,6 млн. человек накапливают  в НПФ пенсию по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению. Из них  свыше 2,1 млн. граждан являются одновременно участниками по НПО и застрахованными  лицами по ОПС.

1 470,9 тыс. человек  уже получают в негосударственных  пенсионных фондах дополнительную (негосударственную) пенсию. В тех  отраслях, которые охвачены негосударственным  пенсионным обеспечением, удается  обеспечить суммарный для всех видов пенсии коэффициент замещения, превышающий (с учетом размера заработной платы в отрасли) средний по стране на 12 – 15%. 

 

Итоги 2011 года показывают, что отрасль преодолела последствия  кризиса и продолжает развиваться (Таблица 1).

 Таблица 1

      

№ п/п

Наименование  показателей

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2012

1

Количество фондов (шт.)

240

209

145

2

Собственное имущество  фондов (млн. руб.)

602 779,4

579 429,2

1 200 573

2

3

Имущесто для обеспечения уставной деятельности (млн. руб.)

96 431,8

78 347,9

99 182,2

4

Пенсионные резервы (млн. руб.)

472 888,8

462 897,7

700 313,8

5

Пенсионные накопления (млн. руб.)

26 504,6

35 541,1

393 710,9

6

Количество участников фондов (тыс. чел.)

6 757,1

6 746,3

6 596,0

7

Количество застрахованных лиц (тыс. чел.)

1 877,2

3 644,3

11 876,0[1]

8

Количество участников, получающих

негосударственную пенсию (тыс. чел.)

1 026,2

1 131,4

1 470,9

9

Сумма пенсионных взносов  за истекший год (млн. руб.)

56 397,2

55 966,2

72 461,0

10

Сумма пенсионных выплат за истекший год (млн. руб.)

13 842,8

17 515,3

31 305,0

Информация о работе Перспективы развития деятельности НПФ в России