Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 16:31, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть негосударственные пенсионные фонды и их роль в реализации задач пенсионного обеспечения в России.
В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи:
ѕ определить сущность негосударственных пенсионных фондов и их функции;
ѕ рассмотреть государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов;
ѕ рассмотреть механизм управления пенсионными накоплениями в негосударственных пенсионных фондах;
ѕ проанализировать развитие негосударственного пенсионного обеспечения в России;
Введение
Глава 1. Негосударственный пенсионный фонд в Российской Федерации
1.1 Сущность и функции НПФ
1.2 Государственное регулирование НПФ
1.3 Механизм управления пенсионными накоплениями в НПФ
Глава 2. Анализ действующей практики функционирования НПФ
2.1 Анализ развития негосударственного пенсионного обеспечения в РФ
2.2 Анализ роли НПФ в реализации задачи государственного пенсионного страхования
Глава 3. Перспективы развития деятельности НПФ в России
Заключение
Список использованных источников информации
Достигнутые к настоящему моменту результаты деятельности НПФ и страховых компаний, осуществляющих операции по долгосрочному страхованию жизни, являются неудовлетворительными.
В качестве основных ограничений
в развитии рынков НПФ и долгосрочного
страхования жизни можно
1. Низкий уровень социальных
гарантий со стороны
4. Низкий уровень вовлеченности
средств негосударственных
Распределительный механизм в пенсионной системе не обеспечивает выплату достойной пенсии в зависимости от трудового вклада каждого. То есть при переходе на пенсию не выполняется основное требование экономической безопасности человека - обеспечение привычной комфортности жизни человека и его семьи. Продолжение пенсионной реформы должно снизить негативное влияние этой ситуации.
Современная пенсионная реформа направлена на формирование такой системы пенсионного обеспечения, которая базировалась бы на принципах самостоятельного планирования своей жизни каждым гражданином. Такой подход характерен для всех развитых стран, так как вопрос пенсионного обеспечения становится со временем актуальным и важным для каждого человека. Но реформа пока не дала ощутимых результатов.
Программами по негосударственному
пенсионному обеспечению и
Одной из причин сложившейся ситуации является крайне низкий горизонт планирования и переоценка рисков. Люди просто не оценивают «доходность-риски» на срок более 1-2 лет, потому что считают неопределенность слишком высокой. Такие риски они брать на себя не хотят.
Вторая причина - очень высокая субъективная ставка дисконтирования, то есть по ощущениям российских граждан скорость обесценения денег существенно выше, чем уровень инфляции и ставки по депозитам или доходность по иным инструментам. Это приводит к тому, что сбережения населения снижаются.
Это означает, что при достаточно быстром росте доходов население предпочитает не копить деньги, а тратить их сразу. При этом, чем быстрее растет благосостояние, тем меньше люди сберегают и вкладывают в финансовые инструменты.
Существенным фактором, сдерживающим развитие рынка негосударственного пенсионного обеспечения - неадекватное налогообложение. До сих пор налогообложение строится на принципах, не соответствующих международной практике. В большинстве стран мира взносы в НПФ, а также доход от их размещения не облагаются налогами. Пенсионная же выплата облагается подоходным налогом. Такая система нацелена на удержание долгосрочного инвестиционного ресурса и его работу в интересах национальной экономики.
Рынку негосударственных
пенсионных услуг не позволяет развиваться
отсутствие долгосрочных средств размещения
пенсионных активов, а также принятый
количественный метод регулирования
инвестиционного портфеля фондов. Для
обеспечения благоприятных
Целью развития рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни является улучшение уровня жизни людей, обеспечение устойчивости пенсионной системы, созданной на принципах страхования и накопления, а также усиление роли НПФ и страховых компаний как институциональных инвесторов. Для реализации поставленных целей необходимо предпринять следующие меры:
1. Создание условий для
решения проблемы бедности
2. Привлечение дополнительных
ресурсов на финансирование
Для этого необходимо создать условия, которые будут стимулировать граждан и работодателей для формирования пенсионных накоплений через НПФ и страховые компании. При этом использование государственных ресурсов для улучшения уровня жизни пенсионеров должно быть эффективным. В долгосрочной перспективе положительный эффект должна принести реализация программы софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан, для чего будут использованы средства Фонда национального благосостояния.
3. Повышение информированности
населения о рынках НПФ и
долгосрочного страхования
4. Создание благоприятного налогового климата.
В данном случае требуется
решить целый комплекс вопросов. Во-первых,
принять меры к приведению принципов
налогообложения НПФ в
Во-вторых, необходимо принять меры по введению налогового стимулирования развития корпоративных пенсионных планов, основанных на совместном участии в финансировании работника и работодателя, для чего в совокупности с вышеупомянутыми мерами предоставить работодателю уплачивать за работника взносы, на сумму которых он сможет уменьшить единый социальный налог.
5. Расширение допустимого
инструментария для размещения
пенсионных резервов и
Расширение перечня
6. Придание НПФ статуса квалифицированного инвестора.
Это позволяет поставить вопрос о переходе от количественных методов регулирования состава и структуры инвестиционного портфеля НПФ к широко распространенному в мире принципу «разумного инвестора», который позволяет институциональным инвесторам более адекватно реагировать на рыночные вызовы, сохраняя при этом прозрачность и надежность инвестиций, с учетом рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития.
7. Создание условий для
повышения надежности
Необходимо ужесточить требования по минимальному размеру собственных средств для фондов, которые предполагают участие в программах государственного софинансирования добровольных взносов граждан.
Также необходимо создание
системы добровольного
8. Развитие инфраструктуры
рынков НПФ и долгосрочного
страхования жизни.
8.1. Совершенствование
За весь период существования
организованного рынка
8.2. Повышение квалификации
специалистов, работающих на рынках
НПФ и долгосрочного
Проблему нехватки профессиональных кадров в сфере негосударственных пенсионных услуг возможно, например, решить введением четкой системы сертификации и обучения актуариев.
8.3. Принятие дополнительных
мер, обеспечивающих
8.4. Повышение эффективности
системы саморегулирования в
деятельности НПФ,
Развитию рынка должно
способствовать передача саморегулируемым
организациям части функций, которые
касаются следующих вопросов: саморегулирование
(построение системы стандартов, контроль
деятельности членов саморегулируемой
организации), подготовка предложений
по совершенствованию
.
Создание условий для развития
инфраструктуры рынка
Например, развитие института администратора НПФ должно способствовать постепенному разделению некоммерческой составляющей (социальных функций) и бизнес-функций негосударственного пенсионного обеспечения.
8.6.
Повышение роли рейтинговых
Развитию
рынка негосударственных
Целью
развития рынков НПФ и долгосрочного
страхования жизни является улучшение
уровня жизни людей, обеспечение
устойчивости пенсионной системы, созданной
на принципах страхования и
На развитие рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни оказывает влияние множество факторов, имеющих как внешнюю (макроэкономические факторы), так и внутреннюю (инфраструктурные факторы) природу.
Внешние факторы характеризуют общее состояние экономики: уровень инфляции, безработицы, средние доходы на душу населения, стабильность национальной валюты, состояние государственного бюджета и платежного баланса, ставка рефинансирования, уровень налогообложения. К внешним факторам можно отнести и общие характеристики качества жизни, а также уровень культуры и финансовой грамотности населения.
Внутренние
факторы влияют на привлекательность
рынка НПФ и представляют собой
данные об уровне, направлении развития
инфраструктуры рынка, о принятой на
рынке системы отношений между
участниками рынка в процессе
осуществления деятельности.
Заключение
Пенсионная реформа, проводимая на протяжении многих лет, позволила существенно изменить условия пенсионного обеспечения в лучшую сторону. Она представляет собой совокупность мер и решений экономического, организационного, политического и правового плана.
Информация о работе Перспективы развития деятельности НПФ в России