Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 16:31, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть негосударственные пенсионные фонды и их роль в реализации задач пенсионного обеспечения в России.
В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи:
ѕ определить сущность негосударственных пенсионных фондов и их функции;
ѕ рассмотреть государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов;
ѕ рассмотреть механизм управления пенсионными накоплениями в негосударственных пенсионных фондах;
ѕ проанализировать развитие негосударственного пенсионного обеспечения в России;
Введение
Глава 1. Негосударственный пенсионный фонд в Российской Федерации
1.1 Сущность и функции НПФ
1.2 Государственное регулирование НПФ
1.3 Механизм управления пенсионными накоплениями в НПФ
Глава 2. Анализ действующей практики функционирования НПФ
2.1 Анализ развития негосударственного пенсионного обеспечения в РФ
2.2 Анализ роли НПФ в реализации задачи государственного пенсионного страхования
Глава 3. Перспективы развития деятельности НПФ в России
Заключение
Список использованных источников информации
На начало 2012 года пенсионные средства граждан (сумма пенсионных резервов и пенсионных накоплений), аккумулированные в негосударственных пенсионных фондах, превысили 1 триллион рублей и составили 1 094 млрд. рублей.
Структура негосударственных пенсионных фондов по соотношению в их деятельности негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.
В качестве критерия для классификации выбрана доля числа участников по НПФ в общей сумме числа участников и застрахованных лиц. В соответствии с этим критерием фонды разделены на 5 категорий:
Негосударственные пенсионные фонды расположены в 29 субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве - 78 фондов, в Санкт-Петербурге - 12, в Республике Татарстан и Ростовской области - по 5, Московской и Самарской областях, Пермском крае и Ханты-Мансийском автономном округе – по 4.
3. Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению
Участниками НПФ являются свыше 6,59 млн. человек, что составляет в среднем по России 9,3% занятого в экономике населения. При этом, например, в Ханты-Мансийском автономном округе в негосударственном пенсионном обеспечении участвует 35% занятого в экономике населения, а в ряде отраслей (нефтяная и газовая промышленность, транспорт, электроэнергетика, связь) негосударственным пенсионным обеспечением охвачено более 60% работающих.
Негосударственную пенсию в негосударственных пенсионных фондах получают 1 470,9 тыс. человек (в среднем по России - один из 25 пенсионеров по старости). При этом, например, в Ханты-Мансийском автономном округе пенсию из НПФ получают 71,5% пенсионеров, а на большинстве предприятий указанных выше отраслей каждый работник, уходящий на пенсию, получает дополнительно к трудовой пенсии пенсию в НПФ.
Отмечается неуклонный рост средней величины выплачиваемой НПФ негосударственной пенсии (диаграмма 2), который по итогам 2011 года составил 1 774 рубля. При этом в более чем половине фондов (85 или 58,2%) средний размер негосударственной пенсии, выплачиваемой фондом, превышает 1 000 руб. Фонды этой группы выплачивают негосударственные пенсии 827,4 тыс. человек (56,2% общего числа участников, получающих негосударственную пенсию), а средний размер пенсии в этих фондах составляет 2 650 рублей.
В крупнейших по количеству участников, получающих негосударственную пенсию, фондах (НПФ «Благосостояние» - 266,5 тыс. чел., Ханты-Мансийский НПФ – 183,3 тыс. чел., НПФ «Телеком-Союз» - 126,6 тыс. чел., НПФ электроэнергетик – 104,3 тыс. чел., НПФ «Газфонд» - 99,7 тыс. чел.) число пенсионеров сравнимо или превышает число пенсий по старости, выплачиваемых отделениями Пенсионного фонда России. Например, НПФ «Благосостояние» ежемесячно выплачивает негосударственных пенсий больше, чем 32 из 82 региональных отделений Пенсионного фонда России.
2.2 Анализ роли негосударственных пенсионных фондов в реализации задач государственного пенсионного страхования
Негосударственные пенсионные фонды заняли пока сравнительно скромное, но важное место, как в пенсионной системе РФ, так и на ее финансовом рынке.
Участниками НПФ являются свыше 6,75 млн. человек, что составляет 9,6% занятого в экономике России населения. Распределение участников в зависимости от размера организаций крайне неравномерно. Точные данные отсутствуют, но можно с уверенностью говорить, что в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства (а в них по данным Госкомстата работает 47,7% занятых), негосударственное пенсионное обеспечение отсутствует. С учетом этого обстоятельства уровень охвата негосударственным пенсионным обеспечением работников организаций, которые не относятся к субъектам малого предпринимательства, в среднем по России составляет 18%.
По данным ФСФР России на 09 апреля 2012 года заявления о намерении осуществлять деятельность в качестве страховщика по ОПС зарегистрировали 116 НПФ, из них 61 – члены НАПФ.
По состоянию на 01.01.2012 г. в негосударственных пенсионных фондах осуществляли формирование пенсионных накоплений 11 876,0 тыс. застрахованных лиц, общая сумма пенсионные накоплений которых составляла 393 786,2 млн. руб. С учетом переведенных в марте 2012 года в негосударственные пенсионные фонды средств пенсионных накоплений по результатам кампании 2011 года и страховых взносов за третий квартал 2011 года числу застрахованных лиц превысит 15 450 тыс. человек, а их пенсионные накопления вплотную приблизятся или превысят сумму 500 млрд. рублей (диаграмма 3).
За два последних года число застрахованных лиц, осуществляющих формирование пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах выросло более, чем в два раза, а сумма их пенсионных накоплений – в 3,54 раза.
По сведениям Пенсионного фонда России в течение 2011 года россияне подали 6 600 тыс. заявлений о выборе УК или НПФ.
В соответствии с
волеизъявлением граждан
Лидерами переходной кампании 2011 года по переводу пенсионных накоплений застрахованных лиц из ПФР в НПФ (количество заявлениям, по которым были приняты положительные решения) стали:
За истекшие восемь кампаний по «пенсионным выборам» негосударственным пенсионным фондам доверили накопительную часть своей трудовой пенсии (НЧТП) 15 450 тыс. человек (20,7% застрахованных лиц, имеющих НЧТП), а их пенсионные накопления вплотную приблизятся или превысят сумму 500 млрд. рублей. Активность населения существенно отличается по регионам России. Если, например, в Республике Татарстан из общего числа застрахованных лиц, имеющих право на НЧТП, свыше 40% выбрали НПФ или частные УК, а в Новосибирской области – 35%, то в республиках Мордовия и Калмыкия этот показатель составляет 2,6% и 0,6% соответственно.
Средний счет застрахованного лица, осуществляющего формирование накопительной пенсии в НПФ на 01.01.2012 г. составил 33 158 рублей и увеличился за год в 1,67 раза. Размер среднего счета по отдельным фондам изменялся в диапазоне от 3 616 руб. (НПФ «Защита будущего») до 112 703 руб. (НПФ Сургутнефтегаз).
В 2010 году трансфер-агентские центры приняли 96,6% всех заявлений застрахованных лиц, а в 2011 – 97% заявлений.
Трансфер-агентские центры оформили практически все заявления о переходе из ПФР в НПФ (98,66%) и о переходе из одного НПФ в другой (97,96%). При этом процент отказов по этим заявлениям составил в 2010 году 17,7% и 20,2% соответственно.
Отделения Пенсионного фонда России оформляли, в основном, заявления о выборе УК (95,02%) и заявления о переходе из НПФ в ПФР (94,86%). Процент отказов по этим заявлениям составил 32,6% и 23,2% соответственно при среднем проценте отказа в удовлетворении заявлений в 2010 году 18,22%, в 2011 году – 19,1%.
Таким образом, трансфер-агентские центры не только выполняют практически всю работу по реализации прав застрахованных лиц, но и делают это качественнее, чем отделения Пенсионного фонда России.
Приведенные показатели свидетельствуют о росте заинтересованности граждан в формировании своей пенсии. Существенную роль в этом росте сыграло широкое распространение пенсионных схем с совместным финансированием. В 2002 году (год начала пенсионной реформы) доля взносов физических лиц составляла только 5,9%, а к 2010 году она достигла 16,7%. При этом если по сравнению с 2002 годом общая сумма взносов в НПФ выросла в 4,88 раза, то сумма взносов физических лиц - в 14,3 раза. . Деятельность НПФ по реализации Федерального закона от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»
В соответствии с итогами кампании 2011 года в качестве средств государственного софинансирования было перечислено 3860 млн. рублей. Перечисленная сумма больше, чем по итогам 2010 года (3 400 млн. рублей), однако она предназначена меньшему числу участников отношений по ДСВ (670 тыс. человек против 810 тыс. человек по итогам 2010 года).
В таблице приведены сведения о суммах средств государственного софинансирования. По итогам 2011 года в НПФ было перечислено более половины средств софинансирования в то время как количество застрахованных лиц, осуществляющих формирование пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах составляет 20,7% от общего числа лиц, имеющих НЧТП.
Сумма перечисленных средств (млн. рублей) |
Процент от общей суммы государственного софинансирования | |
2009 |
798 |
31,9% |
2010 |
1 500 |
44,1% |
2011 |
2 000 |
51,8% |
В течение 2010 года 743 тыс. человек одновременно
с написанием заявления о переходе
из Пенсионного фонда России в
НПФ вступили в отношения по ДСВ.
В 2011 году количество таких застрахованных
лиц увеличилось вдвое и
.Таким образом, несмотря
на неблагоприятные процессы
на фондовом рынке,
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НПФ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Несмотря на удачный опыт негосударственного пенсионного обеспечения и важности участи НПФ в данной системе, достигнутые к настоящему моменту результаты деятельности НПФ и страховых компаний, осуществляющих операции по долгосрочному страхованию жизни, являются не совсем удовлетворительными.
Долгосрочный инвестиционный
потенциал НПФ не реализуется
в полной мере, не нацелен на формирование
инвестиционного ресурса и
· обеспечение гарантий социальной защищенности и стабильности
общества, а также устойчивости пенсионной системы;
· формирование долгосрочного инвестиционного ресурса.
Рассматривая систему негосударственных пенсионных фондов России, всплывает ряд проблем, которые мешают НПФ функционировать в полную силу.
Система негосударственного пенсионного обеспечения -это масштабный и социально значимый элемент экономики, стратегической целью которой является создание финансовой и организационной основы для повышения уровня пенсионного обеспечения сверх уровня замещения заработной платы, обеспечиваемого системой.
Российские НПФ, согласно законодательству, могут инвестировать вклады в:
1) государственные ценные
бумаги Российской Федерации;2) государственные
ценные бумаги субъектов
4) акции российских эмитентов,
созданных в форме открытых
акционерных обществ;5) паи (акции,
доли) индексных инвестиционных
фондов, размещающих средства в
государственные ценные бумаги
иностранных государств, облигации
и акции иных иностранных
6) ипотечные ценные бумаги,
выпущенные в соответствии с
законодательством Российской
8) депозиты в рублях в кредитных организациях;
9) иностранную валюту
на счетах в кредитных
На сегодняшний день плохо
реализуется программа
Информация о работе Перспективы развития деятельности НПФ в России