Перспективы развития форм и методов государственной финансовой поддержки малого бизнеса РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований. Цель данной работы – на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Малый бизнес: понятие и особенности функционирования………....5
Понятие и сущность малого бизнеса……………………………...5
Особенности функционирования малого бизнеса………………..8
Современное состояние государственной финансовой поддержки малого бизнеса…………………………………………………………………….18
Государственные программы развития малого бизнеса в РФ…..18
Финансовая поддержка малого бизнеса в Пензенской области...24
Государственная финансовая поддержка малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве…………………………………………..30
Развитие малого бизнеса в России………………………………………34
Перспективы развития малого бизнеса в России………………..34
Результаты программ поддержки малого бизнеса в Пензенской области…………………………………………………………………………….38
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………….45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..48

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 100.52 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

  1.    Малый бизнес: понятие и особенности функционирования………....5
    1. Понятие и сущность малого бизнеса……………………………...5
    2. Особенности функционирования малого бизнеса………………..8
  2. Современное состояние государственной финансовой поддержки малого бизнеса…………………………………………………………………….18
    1. Государственные программы развития малого бизнеса в РФ…..18
    2. Финансовая поддержка малого бизнеса в Пензенской области...24
    3. Государственная финансовая поддержка малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве…………………………………………..30
  3. Развитие малого бизнеса в России………………………………………34
    1. Перспективы развития малого бизнеса в России………………..34
    2. Результаты программ поддержки малого бизнеса в Пензенской области…………………………………………………………………………….38

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………….45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..48

Приложение………………………………………………………………….52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в экономике  России ключевым источником роста эффективности  производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого бизнеса.

Малый бизнес обеспечивает необходимую  мобильность в условиях рынка, создает  глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его  высокая эффективность.

Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой  и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий  способствует обеспечению занятости  населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Они порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование  экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных  фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку  перелив ресурсов в сферу малой  экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота.

Малое предпринимательство способно быстро реагировать на изменение  спроса. Небольшие размеры малых  предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру  рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки  номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом  – все эти черты малого предпринимательства также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на рынке.

Цели, принципы и направления помощи малому бизнесу фиксируются в  государственных программах поддержки  малого предпринимательства, которые, будучи подкрепленными соответствующими материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами, являются основной формой осуществления  государственной политики по отношению  к малому предпринимательству. Упомянутые программы реализуются в рамках конкретных линий помощи, оказываемой  различными институтами поддержки  малых предприятий. В нашей стране преобладает подход, в соответствии в которым на федеральном и  региональном уровнях разрабатываются  немногочисленные комплексные программы, рассчитанные, как правило, на год-два.

Актуальность курсовой работы обусловлена  тем, что формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность  антимонопольной политики и успех  рыночных преобразований.

Цель данной работы – на основе изучения теоретических аспектов государственной  поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные  и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации.

Объект исследования в курсовой работе – малое предпринимательство; предмет исследования – государственные  меры поддержки малого предпринимательства.

Согласно поставленной цели, можно  сформулировать следующие задачи, которые  необходимо решить в ходе данной работы – в главе первой рассмотреть  теоретические аспекты малого бизнеса; в главе второй изучить нормативную  базу государственного регулирования  и поддержки малого бизнеса; в  третьей главе проанализировать развитие и результаты  государственной  поддержки малого бизнеса.

 

 

1.   Малый бизнес: понятие и особенности функционирования

1.1  Понятие и сущность малого  бизнеса

 

Малый бизнес — бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения [12].

Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным  законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны  критерии отнесения предприятия  к малому бизнесу.

К субъектам малого и среднего предпринимательства  относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям [1].

23 сентября 2009 года тогда еще  премьер-министр РФ В. В. Путин огласил инициативы Правительства РФ по содействию развития малого и среднего бизнеса России:

  1. Сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14% (с 2011).
  2. Освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование, от налога на имущество на срок до трёх лет.
  3. Отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг — при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они не обращаются на биржевом рынке.
  4. Освободить компании, работающие в сфере образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет.
  5. Передать в местные бюджеты большую часть дохода от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности.
  6. Продлить на три года льготный порядок приватизации арендуемой у государства недвижимости. Освободить все сделки по приватизации от НДС.
  7. Сделать действие лицензий на предпринимательскую деятельность бессрочным (сейчас — нужно продлевать каждые пять лет).

Для малого бизнеса доля внешнего участия в капитале не должна превышать  25 %.

  • Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов
    • (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов),
  • доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов
    • (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования)[3].

В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия подразделяются на:

  • микропредприятия — до 15 работников;
  • малые предприятия — до 100 работников;
  • средние предприятия — до 250 работников.

С 1 января 2013 г. согласно Постановлению Правительства РФ от 9 февраля 2012 г. N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия — 60 млн рублей;
  • малые предприятия — 400 млн рублей;
  • средние предприятия — 1000 млн рублей [5].

Масштабы развития малого бизнеса  в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит  в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий  малого бизнеса. Между тем эти  предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке [19].

 

1.2 Особенности функционирования  малого бизнеса

 

Учитывая развитие малого бизнеса  в России, можно сказать, что роль государства традиционно всегда была определяющей в стимулировании и регулировании малого бизнеса.

Финансирование является одним  из видов обеспечения денежными  средствами предприятий малого бизнеса. Финансирование и кредитование очень  похожие понятия, но все же имеют  ряд отличий друг от друга. Кредитование можно рассматривать как часть  финансирования. Кредитование как и  финансирование обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного производства. Финансирование же является безвозмездным и безвозвратным  предоставлением денежных средств  в разных формах для осуществления  какой-либо деятельности. Так же необходимо сказать и о том, что важной отличительной чертой финансирования выступает то, что право собственности  у субъекта, который предоставил  денежные средства, не возникает. К  тому же финансирование может осуществляться исключительно денежными средствами. Этим финансирование отличается от инвестирования, поэтому нельзя смешивать эти  понятия. И еще одной основной отличительной чертой инвестирования является получение прибыли, тогда  как финансирование такой цели не преследует [17].

Можно представить следующие виды финансирования предприятий:

· Самофинансирование

Самофинансирование - обязательное условие  успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников.

Собственный капитал - это личные средства, вкладываемые в дело. Если бизнес не состоится, то вкладчик их потеряет. Собственный  капитал является рисковым капиталом, поскольку владелец рискует своими собственными деньгами, вкладывая их в этот бизнес.

Инвестировать собственные средства в дело рискованно. Большинство кредитных  организаций, предоставляющих средства для финансирования предприятий  малого бизнеса, ставят одним из условий  при выдаче кредитов инвестировать  в дело часть собственных средств  предпринимателя.

Смысл инвестирования средств в  производство продукции состоит  в получении чистого дохода, и  если выручка превышает себестоимость, то предприятие получает его в  виде прибыли. Прибыль и амортизационные  отчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в производство, и относятся к собственным  финансовым ресурсам предприятия, которыми они распоряжаются самостоятельно. Оптимальное использование амортизационных  отчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить  производство продукции на расширенной  основе [13].

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия - это многоцелевой источник финансирования его потребностей, но основные направления ее использования  можно определить как накопление и потребление. Пропорции распределения  прибыли на накопление и потребление  определяют перспективы развития предприятия. Амортизационные отчисления и часть  прибыли, направляемая на накопление, составляют денежные ресурсы предприятия, используемые на его производственное и научно - техническое развитие, формирование финансовых активов - приобретение ценных бумаг, вклады в уставной капитал  других предприятий и т. п. Другая часть прибыли, используемая на накопление, направляется на социальное развитие предприятия. Часть прибыли используется на потребление, в результате чего возникают финансовые отношения между предприятием и лицами, как занятыми, так и не занятыми на предприятии. В современных условиях хозяйствования распределение и использование амортизационных отчислений и прибыли на предприятиях не всегда сопровождается созданием обособленных денежных фондов. Амортизационный фонд как таковой не формируется, а решение вопроса о распределении прибыли в фонды специального назначения оставлено в компетенции предприятия, но это не меняет сущности распределительных процессов, отражающих использование финансовых ресурсов предприятия.

Информация о работе Перспективы развития форм и методов государственной финансовой поддержки малого бизнеса РФ