Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:53, курсовая работа
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований. Цель данной работы – на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Малый бизнес: понятие и особенности функционирования………....5
Понятие и сущность малого бизнеса……………………………...5
Особенности функционирования малого бизнеса………………..8
Современное состояние государственной финансовой поддержки малого бизнеса…………………………………………………………………….18
Государственные программы развития малого бизнеса в РФ…..18
Финансовая поддержка малого бизнеса в Пензенской области...24
Государственная финансовая поддержка малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве…………………………………………..30
Развитие малого бизнеса в России………………………………………34
Перспективы развития малого бизнеса в России………………..34
Результаты программ поддержки малого бизнеса в Пензенской области…………………………………………………………………………….38
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………….45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..48
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого бизнеса.
Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.
Предприятия малого бизнеса являются
гибкой и динамичной формой реализации
предпринимательской
Малое предпринимательство способно быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты малого предпринимательства также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на рынке.
Цели, принципы и направления помощи малому бизнесу фиксируются в государственных программах поддержки малого предпринимательства, которые, будучи подкрепленными соответствующими материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами, являются основной формой осуществления государственной политики по отношению к малому предпринимательству. Упомянутые программы реализуются в рамках конкретных линий помощи, оказываемой различными институтами поддержки малых предприятий. В нашей стране преобладает подход, в соответствии в которым на федеральном и региональном уровнях разрабатываются немногочисленные комплексные программы, рассчитанные, как правило, на год-два.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований.
Цель данной работы – на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации.
Объект исследования в курсовой работе – малое предпринимательство; предмет исследования – государственные меры поддержки малого предпринимательства.
Согласно поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи, которые необходимо решить в ходе данной работы – в главе первой рассмотреть теоретические аспекты малого бизнеса; в главе второй изучить нормативную базу государственного регулирования и поддержки малого бизнеса; в третьей главе проанализировать развитие и результаты государственной поддержки малого бизнеса.
1. Малый бизнес: понятие и особенности функционирования
1.1 Понятие и сущность малого бизнеса
Малый бизнес — бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения [12].
Деятельность субъектов малого
и среднего бизнеса в России регулируется
принятым 24 июля 2007 года Федеральным
законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям [1].
23 сентября 2009 года тогда еще премьер-министр РФ В. В. Путин огласил инициативы Правительства РФ по содействию развития малого и среднего бизнеса России:
Для малого бизнеса доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %.
В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия подразделяются на:
С 1 января 2013 г. согласно Постановлению Правительства РФ от 9 февраля 2012 г. N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
Масштабы развития малого бизнеса
в России и его вклад в оздоровление
экономики сегодня явно недостаточны.
Одна из причин такого положения состоит
в том, что не получила должного развития
государственная поддержка
1.2 Особенности функционирования малого бизнеса
Учитывая развитие малого бизнеса в России, можно сказать, что роль государства традиционно всегда была определяющей в стимулировании и регулировании малого бизнеса.
Финансирование является одним
из видов обеспечения денежными
средствами предприятий малого бизнеса.
Финансирование и кредитование очень
похожие понятия, но все же имеют
ряд отличий друг от друга. Кредитование
можно рассматривать как часть
финансирования. Кредитование как и
финансирование обеспечивает финансовые
потребности процесса расширенного
производства. Финансирование же является
безвозмездным и безвозвратным
предоставлением денежных средств
в разных формах для осуществления
какой-либо деятельности. Так же необходимо
сказать и о том, что важной
отличительной чертой финансирования
выступает то, что право собственности
у субъекта, который предоставил
денежные средства, не возникает. К
тому же финансирование может осуществляться
исключительно денежными
Можно представить следующие виды финансирования предприятий:
· Самофинансирование
Самофинансирование - обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников.
Собственный капитал - это личные средства, вкладываемые в дело. Если бизнес не состоится, то вкладчик их потеряет. Собственный капитал является рисковым капиталом, поскольку владелец рискует своими собственными деньгами, вкладывая их в этот бизнес.
Инвестировать собственные средства в дело рискованно. Большинство кредитных организаций, предоставляющих средства для финансирования предприятий малого бизнеса, ставят одним из условий при выдаче кредитов инвестировать в дело часть собственных средств предпринимателя.
Смысл инвестирования средств в
производство продукции состоит
в получении чистого дохода, и
если выручка превышает
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия - это многоцелевой источник финансирования его потребностей, но основные направления ее использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы развития предприятия. Амортизационные отчисления и часть прибыли, направляемая на накопление, составляют денежные ресурсы предприятия, используемые на его производственное и научно - техническое развитие, формирование финансовых активов - приобретение ценных бумаг, вклады в уставной капитал других предприятий и т. п. Другая часть прибыли, используемая на накопление, направляется на социальное развитие предприятия. Часть прибыли используется на потребление, в результате чего возникают финансовые отношения между предприятием и лицами, как занятыми, так и не занятыми на предприятии. В современных условиях хозяйствования распределение и использование амортизационных отчислений и прибыли на предприятиях не всегда сопровождается созданием обособленных денежных фондов. Амортизационный фонд как таковой не формируется, а решение вопроса о распределении прибыли в фонды специального назначения оставлено в компетенции предприятия, но это не меняет сущности распределительных процессов, отражающих использование финансовых ресурсов предприятия.