Перспективы развития форм и методов государственной финансовой поддержки малого бизнеса РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований. Цель данной работы – на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Малый бизнес: понятие и особенности функционирования………....5
Понятие и сущность малого бизнеса……………………………...5
Особенности функционирования малого бизнеса………………..8
Современное состояние государственной финансовой поддержки малого бизнеса…………………………………………………………………….18
Государственные программы развития малого бизнеса в РФ…..18
Финансовая поддержка малого бизнеса в Пензенской области...24
Государственная финансовая поддержка малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве…………………………………………..30
Развитие малого бизнеса в России………………………………………34
Перспективы развития малого бизнеса в России………………..34
Результаты программ поддержки малого бизнеса в Пензенской области…………………………………………………………………………….38
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………….45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..48

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 100.52 Кб (Скачать файл)

Поскольку финансы предприятия  как отношения являются частью экономических  отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, принципы их организации определяются основами хозяйственной деятельности предприятий. Исходя их этого, принципы организации  финансов можно сформулировать следующим  образом: самостоятельность в области  финансовой деятельности, самофинансирование, заинтересованность в итогах финансово - хозяйственной деятельности, ответственность  за ее результаты, контроль за финансово - хозяйственной деятельностью предприятия [13].

· Государственное финансирование

Сегодня государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Государство  поддерживает малые и средние  предприятия, как правило, в таких  сферах, как инвестиции, занятость, нововведения, экспорт, региональное размещение производства и опирается на разнообразный  арсенал финансовых рычагов.

Конкретные методы государственного влияния на увеличение финансовых возможностей малого и среднего предпринимательства  можно разделить на три группы: прямые, непрямые и финансирование через товарищества рискованного капитала.

Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета  или бюджета субъекта Российской Федерации.

Данный вид финансирования предпринимательской  деятельности носит строго целевой  характер, получающий закрепление в  актах государственных органов. Расходование средств не по целевому назначению следует рассматривать  в качестве нарушения обязательства  со стороны получателя ассигнований и может служить основанием для  применения мер ответственности [14].

Государственное финансирование осуществляется в нескольких формах.

Субсидии - вид неоплачиваемой помощи, которая предоставляется в основном крупным фирмам. Субсидии для малых  предприятий имеют региональный характер. Они выдаются местными властями и имеют целевое назначение. Целевые  программы представляют собой увязанный  по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных  и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в  области государственного, экономического, экологического, социального и культурного  развития Российской Федерации.

Кроме финансирования целевых программ и иных государственных нужд государство  осуществляет мероприятия по оказанию финансовой помощи и поддержки хозяйствующих  субъектов и отраслей, деятельность которых, с одной стороны, является жизненно необходимой для удовлетворения публичных интересов общества, а  с другой - не может осуществляться без притока денежных средств  извне.

Решение о выделении предприятию  средств из федерального бюджета  принимается Правительством РФ по представлению  Министерства экономики РФ и Министерства финансов РФ. Выделение предприятию бюджетных средств производится только после представления уполномоченным органом указанным министерствам сведений об их расходовании и общих результатах хозяйственной деятельности предприятия за предыдущий период.

Не использованные казенным предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный  бюджет. Предприятие представляет уполномоченному  органу отчет о целевом использовании  выделенных бюджетных ассигнований [1].

Порядок осуществления государственного кредитования предпринимательской  деятельности зависит от субъекта, которому предоставляются денежные средства [21].

Государственным и муниципальным  унитарным предприятиям могут предоставляться  процентные и беспроцентные бюджетные  кредиты на условиях и в порядке  лимитов, которые предусмотрены  соответствующим бюджетом. Получатели обязаны вернуть бюджетный кредит, а также предоставить информацию и отчет о его использовании  в органы, исполняющие бюджет, и  контрольные органы соответствующих  законодательных (представительных) органов. Органы, исполняющие бюджет, ведут  реестры всех предоставленных бюджетных  кредитов.

Хозяйствующему субъекту, не являющемуся  государственным или муниципальным  унитарным предприятием, бюджетный  кредит предоставляется на основании  договора на условиях возмездности и  обеспеченности. Способами обеспечения  исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности [17].

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового  состояния получателя. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита, а также на проверку его целевого использования в любое время действия кредита. Кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

Средства бюджетного кредита перечисляются  заемщику на его бюджетный счет в  кредитной организации. Осуществление  операций и платежей за счет средств  бюджетного кредита осуществляется заемщиком самостоятельно в соответствии с целями кредита и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Одной из форм государственного кредитования является изменение срока уплаты налогов и сборов [2].

· Банковский кредит

Банковский кредит очень важный источник финансирования предпринимательской  деятельности.

Банковский кредит - это одна из наиболее распространенных форм кредитных  отношений в экономике, объектом которых выступает процесс передачи в ссуду непосредственно денежных средств. В роли заемщика могут выступать  только юридические лица, инструментом кредитных отношений является кредитный  договор или кредитное соглашение. Доход по этой форме кредита поступает  в виде ссудного процента или банковского  процента, ставка которого определяется по соглашению сторон с учетом ее средней  нормы на данный период и конкретных условий кредитования.

Прежде всего, об основных принципах, которыми руководствуется банк при  принятии решения о финансировании инвестиционного проекта.

Потенциальный заёмщик должен представить  в банк убедительные обоснования  в пользу того, что ссуда вернётся. Причём вернётся при нормальном ходе развития событий. Таким образом, прежде всего банк смотрит на денежные потоки предприятия, формируемые как от текущей деятельности, так и от реализации инвестиционного проекта. Условно все проекты по видам  финансирования делятся на инвестиционное кредитование и проектное финансирование. При инвестиционном кредитовании источником возврата средств является вся хозяйственная деятельность заёмщика, включая доходы от реализации проекта. При проектном финансировании никакой другой деятельности кроме проекта нет и источником погашения средств кредита является сам проект. Очевидно, что проектное финансирование более рискованно по сравнению с обычным инвестиционным кредитованием, поэтому требования к качеству проработки таких проектов особенно высокие. Предпочтения отдаются так называемым концевым проектам, когда основной объём инвестиций уже осуществлён за счёт собственных средств и требуется кредит на завершение стройки и пуска объекта в эксплуатацию [13].

Учитывая российскую экономическую  конъюнктуру, банки предпочитают выдавать «длинные» деньги, предъявляя к заемщикам  следующие требования:

· реализация проекта в отраслях, определенных банком в качестве приоритетных;

· наличие филиала банка в  регионе, где реализуется проект;

· доля банковского кредита не должна превышать 50% от общей стоимости  капитальных вложений по проекту;

· вложение заемщиком не менее 30% собственных  средств;

· оформление клиентом всей необходимой  документации (проектно-сметной, разрешительной и лицензионной, договоров на поставку требуемого оборудования и т.п.) на момент подачи документов в банк;

· наличие у учредителей проекта  опыта успешной работы в данном направлении.

Как правило, банк рассматривает представленные документы в срок от двух недель до двух месяцев. В процедуру отбора проекта для долгосрочного кредитования обычно включается:

· оценка общих сведений о клиенте (с представителем заемщика обязательно  проводится первичное интервью): отраслевая принадлежность; тип инвестиционного проекта; размеры требуемого финансирования; уровень проработанности проекта; наличие гарантий и др.;

· оценка инвестиционного проекта (представитель банка посещает предприятие  заемщика): анализ технико-экономического обоснования; анализ бизнес-плана и  другой проектной документации на основе самостоятельных расчетов параметров проекта, характеризующих его коммерческую жизнеспособность.

· Коммерческий кредит

Коммерческий кредит - это одна из первых форм кредитных отношений  в экономике, породившая вексельное обращение и тем самым активно  способствовавшая развитию безналичного денежного оборота. Основная цель этой формы кредита - ускорение процесса реализации товаров, а, следовательно, извлечения заложенной в них прибыли. Инструментом коммерческого кредита традиционно является вексель, выражающий финансовые обязательства заемщика по отношению к кредитору [12].

Коммерческий кредит принципиально  отличается от банковского:

· в роли кредитора выступают  не специализированные кредитно-финансовые организации, а любые юридические  лица, связанные с производством  либо реализацией товаров или  услуг;

· предоставляется исключительно  в товарной форме;

· ссудный капитал интегрирован с промышленным или торговым, что  в современных условиях нашло  практическое выражение в создании финансовых компаний, холдингов и  других аналогичных структур;

· средняя стоимость коммерческого  кредита всегда ниже средней ставки банковского процента на данный период времени;

· при юридическом оформлении сделки между кредитором и заемщиком  плата за этот кредит включается в  цену товара, а не определяется специально, например, через фиксированный процент  от базовой суммы.

В современных условиях на практике применяются в основном три разновидности  коммерческого кредита:

· кредит с фиксированным сроком погашения;

· кредит с возвратом лишь после  фактической реализации заемщиком  поставленных в рассрочку товаров;

· кредитование по открытому счету, когда поставка следующей партии товаров на условиях коммерческого  кредита осуществляется до момента  погашения задолженности по предыдущей поставке.

· Лизинг

Объектом лизинга (лизингового договора) ныне чаще всего выступает капитальная продукция: машины, оборудование, транспортные средства и другие инвестиционные товары.

Оперативный лизинг  распространяется на арендные отношения, при которых совокупные расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемого в аренду оборудования, не могут быть покрыты арендными платежами в течение срока лишь одного лизингового контракта, а покрываются на основе многократных арендных договоров [16].

Финансовый лизинг — это соглашение, предусматривающее в течение периода своего действия выплачу лизинговых платежей, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или его значительную часть, а также возникающие дополнительные издержки, и обеспечивающее получение необходимой прибыли арендодателем Для финансового лизинга характерны некоторые специфические черты:

  1. Обязательное участие третьей стороны (поставщика-посредника либо производителя объекта сделки).
  2. Невозможность расторжения договора в течение периода так называемого основного срока аренды, т.е. срока, необходимого для возмещения совокупных собственных расходов лизингодателя. Между тем на практике подобного рода договоры (контракты) могут расторгаться. Подобная потенциальная возможность расторжения контракта может быть отражена в лизинговом договоре, но в этом случае общая стоимость лизинговой операции существенно возрастает.
  3. Более продолжительный по сравнению с оперативным лизингом срок соглашения (обычно близкий к допустимому сроку службы объекта).
  4. Обычно относительно более высокая общая стоимость объекта лизинговой сделки.

По истечении срока  контракта, как и при оперативном  лизинге, лизингополучатель может  купить объект сделки по остаточной рыночной стоимости, заключить новый договор  на несколько меньший срок и по более льготной ставке, вернуть объект лизингодателю.

Информация о работе Перспективы развития форм и методов государственной финансовой поддержки малого бизнеса РФ