Перспективы развития форм и методов государственной финансовой поддержки малого бизнеса РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований. Цель данной работы – на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Малый бизнес: понятие и особенности функционирования………....5
Понятие и сущность малого бизнеса……………………………...5
Особенности функционирования малого бизнеса………………..8
Современное состояние государственной финансовой поддержки малого бизнеса…………………………………………………………………….18
Государственные программы развития малого бизнеса в РФ…..18
Финансовая поддержка малого бизнеса в Пензенской области...24
Государственная финансовая поддержка малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве…………………………………………..30
Развитие малого бизнеса в России………………………………………34
Перспективы развития малого бизнеса в России………………..34
Результаты программ поддержки малого бизнеса в Пензенской области…………………………………………………………………………….38
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………….45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..48

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 100.52 Кб (Скачать файл)

В мировой практике особо  выделяется региональная направленность малого и среднего бизнеса. Международный  опыт показывает, что в условиях рыночной экономики малый и средний  бизнес является базой для формирования конкурентоспособности как экономики  муниципального образования, так и  экономики региона в целом.

Развитие малого бизнеса  является одним из направлений Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на период до 2020 года.

Малый бизнес несет в себе потенциал экономического роста, и уровень его развития напрямую влияет на экономический прогресс и социальную стабильность региона, на устойчивость экономики региона к циклическим и общемировым кризисам.

В соответствии с ч. 3 ст.  3 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» региональные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в субъектах Российской Федерации, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию указанных мероприятий [3]. 

Долгосрочная целевая  программа «Развитие инновационной  деятельности в Пензенской области (2009-2013 годы)».

Общий объем финансирования Программы в 2009 - 2014 годах составляет - 3109,38431212 млн. руб., в том числе:

- средства федерального  бюджета - 1254,0084 млн. руб.;

- средства бюджета Пензенской  области -1855,37591212 млн. руб.

Цель Программы: развитие инновационного потенциала путем создания условий для развития инновационной  деятельности как основы экономического роста Пензенской области на 2009 - 2014 годы.

Основные задачи Программы:

- создание и развитие  региональной инфраструктуры поддержки  инновационной деятельности;

- развитие кадрового потенциала  для инновационной деятельности;

- создание финансовых  рычагов и стимулов развития  инновационной деятельности;

- создание и развитие  системы информационной поддержки  всех этапов инновационной деятельности, позиционирование Пензенской области  как региона перспективного инновационного  развития.

Виды поддержки

  • Переподготовка и повышение квалификации кадров в сфере инновационной деятельности
  • Финансовая поддержка малого инновационного бизнеса, перспективных бизнес-идей, научно-технических разработок и инновационных проектов на конкурсной основе
  • Предоставление субсидий субъектам инновационной деятельности на реализацию инновационных проектов-победителей федеральных конкурсов, а также на возмещение части затрат по регистрации и (или) правовой охране изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности
  • Организация выставочной деятельности в сфере инноваций, проведение межрегиональных и областных семинаров, круглых столов, конференций по вопросам инновационной деятельности [9].

Долгосрочная целевая  программа «Развитие и поддержка  малого и среднего предпринимательства  в Пензенской области на 2009 – 2014 годы».

Общий объем финансирования Программы в 2009 - 2014 гг. 1683,1233791 млн. рублей,

Объем финансирования Программы  из бюджета Пензенской области 848,171054 млн. руб.,

Объем финансирования из федерального бюджета 828,527557 млн. руб.,

Объем финансирования из бюджетов муниципальных образований 6,4247681 млн. руб.

Цель программы: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства  и рост их количества на территории Пензенской области.

Задачи:

- развитие кредитно-финансового  механизма поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства;

- информационно-консультационное  обеспечение малого и среднего  предпринимательства;

- создание и развитие  инфраструктуры поддержки субъектов  малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);

- развитие системы гарантий  по кредитам субъектам предпринимательства  (гарантийный фонд);

- содействие повышению  энергоэффективности производства  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

- развитие микрофинансовых  услуг в Пензенской области;

- поддержка начинающих  предпринимателей;

- реализация массовых  программ обучения и повышения  квалификации;

- содействие развитию  лизинга оборудования субъектами  малого и среднего предпринимательства;

- содействие развитию  субъектов малого и среднего  предпринимательства, осуществляющим  свою деятельность от одного  года до трех лет;

- вовлечение молодежи  в предпринимательскую деятельность;

- поддержка экспорта.

Субсидии из бюджета Пензенской области предоставляются:

-  В размере двух  третьих произведенных субъектом  предпринимательства затрат на  уплату процентов по коммерческим  кредитам, привлекаемым субъектами  малого и среднего предпринимательства,  прошедшими конкурсный отбор,  но не более двух третьих  ставки рефинансирования Банка  России, действующей на дату заключения  кредитного договора на реализацию  бизнес-проекта в разных отраслях  экономики, являющимся субъектами  малого предпринимательства, для  осуществления предпринимательской  деятельности, сельскохозяйственными  кооперативами Пензенской области.

-  В размере 100 процентов  произведенных субъектом предпринимательства  затрат на уплату процентов  по коммерческим кредитам, привлекаемым  субъектами малого и среднего  предпринимательства, прошедшими  конкурсный отбор, но не более  ставки рефинансирования Банка  России, действующей на дату заключения  кредитного договора на реализацию  бизнес-проектов в отраслях экономики,  направленных на повышение конкурентоспособности  малых и средних предприятий  за счет применения технологий  энергосбережения, включая затраты  на приобретение и внедрение  инновационных технологий, оборудования  и материалов.

- В размере двух третьих  произведенных субъектом предпринимательства  затрат на уплату процентов,  но не более двух третьих  ставки рефинансирования Банка  России, действующей на дату заключения  кредитного договора, сельскохозяйственным  кооперативам с целью предоставления  займов членам кооперативов для  осуществления предпринимательской  деятельности.

- Потребительским кооперативам  с целью предоставления займов  членам кооперативов для осуществления  предпринимательской деятельности  из расчета 50 процентов произведенных  заемщиком затрат на выплату  процентов, но не более 1/2 ставки  рефинансирования Банка России, действующей на дату заключения  кредитного договора.

Контроль за целевым использованием субсидий осуществляет Управление и  Министерство финансов Пензенской области.

 При выявлении нецелевого  использования бюджетных средств  они подлежат возврату в соответствии  с действующим законодательством.

Административный   регламент  предоставления Государственным казенным учреждением «Пензенское региональное объединение бизнес-инкубаторов»  государственной услуги по предоставлению в аренду субъектам малого предпринимательства  нежилых оборудованных помещений  в бизнес-инкубаторе.

Государственная услуга предоставляется  победителям открытого конкурса на право заключения договоров аренды в отношении государственного имущества, который осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса для субъектов малого предпринимательства.

Максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного имущества в аренду субъектам  малого предпринимательства составляет не более трёх лет.

Государственная поддержка  не может оказываться в отношении  субъектов малого предпринимательства  являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением  потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами; участниками соглашений о разделе продукции; нерезидентами Российской федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации [8].

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что развитие малого бизнеса является одним из направлений Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на период до 2020 года [25].

Малый и средний бизнес несет в себе потенциал экономического роста, и уровень его развития напрямую влияет на экономический прогресс и социальную стабильность региона, на устойчивость экономики региона к циклическим и общемировым кризисам, поэтому целесообразно развивать финансовую поддержку малому бизнесу в регионе.

 

2.3 Государственная финансовая поддержка малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве

Государственная программа развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.

Подпрограмма: "Поддержка малых форм хозяйствования".

Цели подпрограммы  - поддержание  и дальнейшее развитие сельскохозяйственной   и несельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение  качества жизни в сельской местности.

Объём бюджетных ассигнований подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" - 83667009,9 тыс. рублей.

Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" представляет собой продолжение и расширение мероприятий государства в области поддержки малого предпринимательства и включает следующие основные мероприятия:

    • поддержка начинающих фермеров;
    • развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
    • государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования;
    • оформление земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств.

Индикаторами указанной  подпрограммы являются количество крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью  государственной поддержки, количество построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм, а  также площадь земельных участков, оформленных в собственность  крестьянских (фермерских) хозяйств.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы    -

  • создание к 2020 году дополнительно 14 тыс. крестьянских(фермер<span class="ConsPlusCell__Char" style=" fo

Информация о работе Перспективы развития форм и методов государственной финансовой поддержки малого бизнеса РФ