Перспективы развития и погашения государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Государственный долг играет существенную и многогранную роль в системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

Содержание работы

Введение 3
1. Государственный долг РФ: роль, значение, виды 5
2. Анализ современного состояния государственного долга РФ 14
2.1. Анализ внутреннего долга РФ по состоянию на 2012 год 14
2.2. Анализ внешнего государственного долга РФ по состоянию на 2012 год 21
2.3. Нормативно-правовая база внутреннего и внешнего долга 28
3. Перспективы развития и погашения государственного долга 33
3.1. Анализ бюджетного послания президента и основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый 2014 и 2015 год 33
3.2. Совершенствование управления государственным долгом РФ 36
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

495-а.docx

— 683.43 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

1. Государственный  долг РФ: роль, значение, виды 5

2. Анализ  современного состояния государственного  долга РФ 14

2.1. Анализ  внутреннего долга РФ по состоянию  на 2012 год 14

2.2. Анализ  внешнего государственного долга  РФ по состоянию на 2012 год 21

2.3. Нормативно-правовая  база внутреннего и внешнего  долга 28

3. Перспективы  развития и погашения государственного  долга 33

3.1. Анализ  бюджетного послания президента  и основные направления бюджетной  политики на 2013 год и плановый 2014 и 2015 год 33

3.2. Совершенствование  управления государственным долгом  РФ 36

Заключение 39

Список использованной литературы 41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних.

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:

  • Внутренний - задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
  • Внешний - задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

Актуальность  темы исследования. Государственный долг играет существенную и многогранную роль в системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Причиной возникновения  государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов  и расходов государства.

Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое  в те или иные периоды своей  истории не сталкивалось бы с проблемой  государственного долга. Государственный  долг является неотъемлемой частью большинства  финансовых систем государств мира. Мировая  практика свидетельствует о широком  использовании государством заемной  политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный  долг – это нормальное явление  в финансовом хозяйстве каждого  цивилизованного государства.

С экономической точки  зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных  органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными  потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора  и иностранных государств.

С материальной точки зрения государственный долг представляет собой общую сумму задолженности  государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным  по ним процентам.

Правительства часто управляют  большими портфелями валютных резервов, их бюджетная позиция нередко  подвергается значительному риску  по условным обязательствам и последствиям плохого управления бухгалтерским  балансом в частном секторе. Поэтому  при любых финансовых кризисах, как  порожденных внутренними проблемами банковского сектора страны, так  и привнесенных извне в результате распространения мирового финансового  кризиса, обоснованная политика управления государственным долгом, наряду с  надежной макроэкономической политикой  и регулированием, имеют решающее значение для ограничения человеческих и производственных издержек, вызываемых такими кризисами.

Цель курсовой работы –  рассмотреть государственный долг.

Задачи мои следующие: 1) Охарактеризовать роль, значение и  виды государственного долга. 2) Исследовать анализ современного состояния государственного долга РФ. 3) Рассмотреть перспективы развития и погашения государственного долга.

1. Государственный  долг РФ: роль, значение, виды

Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в  системе финансовых отношений, структуре  активов и пассивов экономики. В  соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97) «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права» [6. С.208].

Долговые обязательства  – это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений; в-третьих, по срокам обязательств. Основные формы долговых обязательств РФ (ст. 98 БК РФ) следующие: кредитные соглашения и договора; государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий РФ, договоров поручителей РФ переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг РФ; соглашения и договора РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств. Во временном разрезе выделяются: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (до 30 лет) обязательства.

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает  к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок.

В настоящих условиях государственный  долг выдвинулся в центр экономических  проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической  категории и проблемам, с ней  связанным. В общей постановке в  проблеме государственного долга можно  выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние  государственного долга на развитие экономики страны.

Очевидно, что государство  может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия  к государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических  лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как  правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся  экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в  том числе государственных.

Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в  которой спад производства в течение  длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства  являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга, что мы и имеем в настоящее  время в переходной экономике  России.

Основными причинами образования  государственного долга являются дефицит  бюджета и наличие свободных  денежных средств у физических и  юридических лиц.

Государственные долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме [6. С.215]:

1) Кредитных соглашений  и договоров, заключенных от  имени Российской Федерации, как  заемщика, с кредитными организациями,  иностранными государствами и  международными финансовыми организациями.

2) Государственных займов, осуществленных путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской  Федерации;

3) Договоров и соглашений  о получении Российской Федерацией  бюджетных кредитов от бюджетов  других уровней бюджетной системы  Российской Федерации;

4) Договоров о предоставлении  Российской Федерацией государственных  гарантий;

5) Соглашений и договоров,  в том числе международных,  заключенных от имени Российской  Федерации, о пролонгации и  реструктуризации долговых обязательств  Российской Федерации прошлых  лет.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и  долгосрочными (свыше пяти лет и  до 30 лет). Срок погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается изменение условий  выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты  и размера процентных платежей, срока  обращения.

Государственный долг можно  классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный  долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга – как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации  включаются [2. С.312] :

1) Объем обязательств  по государственным гарантиям,  предоставленным Российской Федерацией;

2) Объем основного долга  по полученным кредитам правительств  иностранных государств, кредитных  организаций, фирм и международных  финансовых организаций.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  включаются:

1) Основная номинальная  сумма долга по государственным  ценным бумагам;

2) Объем основного долга  по кредитам;

3) Объем основного долга  по бюджетным кредитам, полученным  от бюджетов других уровней;

4) Объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Сложность объекта требует  выработки определенного подхода  к классификации состава долга. При этом возможно использование  двух подходов: во-первых, использование  принятой бюджетной классификации (в этом случае в структуре долга  появляется ряд статей конъюнктурно-оперативного порядка); во-вторых, использование  укрупненных долговых статей, близких  по функциональному назначению, и  в этом случае преобладают институциональные  признаки долговых статей.

Существует несколько  классификаций государственного долга  в зависимости от признака, положенного  в основу данной классификации.

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.

Капитальный государственный  долг – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

Текущий долг включает расходы  государства по выплате доходов  кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный  и общегосударственный долг. Последнее  понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства  РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.

По уровню управления государственный  долг делится на:

1) Государственный долг  Российской Федерации;

2) Государственный долг  субъекта Российской Федерации  (представляет собой совокупность  долговых обязательств субъекта);

3) Муниципальный государственный  долг (представляет собой совокупность  долговых обязательств муниципального  образования).

Рассмотри подробнее категорию  внутреннего долга.

Размеры и структура государственного внутреннего  долга даны в программе государственных  внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации  и муниципальных образований. Программа  входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета  на очередной финансовый год.

Предельные  объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий  финансовый год (федеральным законом, законом субъекта федерации или  местным органом власти). Предельный объем может быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных  средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями  на финансирование бюджета соответствующего уровня.

Для субъекта Федерации этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без участия финансовой помощи вышестоящих бюджетов и заемных средств в текущем году.

Предельный  размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должно превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы превышают 15%, то могут быть применены следующие санкции: ревизия бюджета субъекта Федерации; передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль министерства финансов, или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта; иные меры.

Информация о работе Перспективы развития и погашения государственного долга