Перспективы развития и погашения государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Государственный долг играет существенную и многогранную роль в системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

Содержание работы

Введение 3
1. Государственный долг РФ: роль, значение, виды 5
2. Анализ современного состояния государственного долга РФ 14
2.1. Анализ внутреннего долга РФ по состоянию на 2012 год 14
2.2. Анализ внешнего государственного долга РФ по состоянию на 2012 год 21
2.3. Нормативно-правовая база внутреннего и внешнего долга 28
3. Перспективы развития и погашения государственного долга 33
3.1. Анализ бюджетного послания президента и основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый 2014 и 2015 год 33
3.2. Совершенствование управления государственным долгом РФ 36
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

495-а.docx

— 683.43 Кб (Скачать файл)

Примечания: * - задолженность органов  денежно-кредитного регулирования  охватывает задолженность Банка  России, а также органов государственного управления в части кредитов МВФ;

** - включаются обязательства кредитных  организаций, в том числе Внешэкономбанка. 

Внешняя задолженность, учитываемая  Внешэкономбанком как агентом Правительства  России, отражается в обязательствах органов государственного управления.

Следует  отметить,  что  внешний  долг  государственных  предприятий  и  организаций  также  относятся  к внешнему долгу государственного сектора. Поэтому ЦБ РФ приводит и  детализированное аналитическое  представление  внешнего  долга  РФ,  в  котором  имеются  данные  по  внешнему  долгу государственного  сектора  в  расширенном  определении  и  внешнему  долгу  частного  сектора.

«Внешний  долг  государственного  сектора  в  расширенном  определении  охватывает  внешнюю задолженность  органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а также  тех  банков  и  небанковских  корпораций,  в  которых  органы  государственного  управления  и  денежно-кредитного регулирования  напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия  в  капитале  или  контролируют  их  иным  способом.  Долговые  обязательства  перед нерезидентами остальных резидентов, не подпадающих под данное определение, классифицируются как внешний долг частного сектора» (определение ЦБ РФ).

Таблица 3[25]

Внешний долг по секторам

Внешний долг органов государственного управления РФ

Основная  сумма  внешнего  долга  органов  государственного  управления  России образовалась в период руководства страной М.Горбачевым и Б.Ельциным, основные выплаты по долгу – при В.Путине.

Таблица 4

Внешний долг СССР

 

Рисунок 10. Внешний  долг органов государственного управления СССР (1) и  России (2), в том числе -

долг бывшего  СССР (3) перед нерезидентами;   на начало года, млрд. долларов.

Интересные  события  происходили  в  стране  в  90-х,  два мощных финансовых  потока параллельно, но разнонаправлено, текли через российские границы. Государство занимало у  Запада  десятки  миллиардов  долларов   под  немалые  проценты.  И  в  это  же  время  десятки миллиардов  долларов  вытекали  из  страны  на  Запад  через «черный  ход»,  исчезая  там  как  в "черной   дыре".  Народ  бедствует,  у  главы  государства  – «бессонные  ночи  и  мучительные переживания», а наглости кучки крупномасштабных воров и коррумпированных чиновников  нет предела.

Только  проценты  по  долгам  России  составили  миллиарды  долларов,  а  расходы  на обслуживание  долга достигали 15% и даже 17% расходов бюджета. 

 

Таблица 5

Расходы консолидированного бюджета

Внешний долг банков и прочих секторов

Уменьшение  внешнего  долга  органов  государственного  управления РФ происходило на фоне быстрого роста  долга нефинансовых организаций  и банков, причем и тех, в активах  которых велика доля государства. Многие банки и предприятия для решения  своих  проблем  берут  кредиты  за  рубежом:  в  России,  при  огромных  денежных ресурсах, процентные ставки гораздо выше. И здесь все  организовано так, что мы вынуждены  поддерживать богатый Запад.

Рисунок 11. Внешний долг на начало года, млрд. долл.  Для сравнения  приведены данные по международным  резервам РФ

Рисунок 12. Внешний долг банков и прочих секторов на

начало года, млрд. долл.

Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования

Рисунок 13. Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования  на начало года, млрд. долл.

Внешний долг частного сектора  и государственного сектора в  расширенном определении

Рисунок 14. Внешний долг частного сектора РФ и государственного  сектора в расширенном определении, на начало года

Внешний долг России в 2012 году вырос на 83,4 миллиарда долларов до 623,963 миллиарда долларов. Об этом сообщается в материалах регулятора.

На 1 января 2012 года задолженность  составляла 540,5 миллиарда долларов. Задолженность органов государственного управления выросла на 10 миллиардов до 44,7 миллиарда долларов, органов  денежно-кредитного регулирования - на 3,2 миллиарда до 14,7 миллиарда долларов. Долг банков увеличился на 45,6 миллиарда  до 208,4 миллиарда долларов, прочих секторов - на 24,5 миллиарда до 356 миллиардов долларов.

В прошлом году Россия впервые за десять лет вышла на рынок внешних  заимствований, разместив в марте  облигации на семь миллиардов долларов. В 2011 году внешний долг страны увеличился на 50 миллиардов долларов.

11 января ЦБ опубликовал также  другие статистические данные. В  частности, отток капитала в  2012 году уменьшился до 56,8 миллиарда долларов.

Согласно пересмотренным данным, в  первом квартале из России вывели 33,3 миллиарда  долларов, во втором - 6,4 миллиарда долларов, в третьем - 7,6 миллиарда долларов, в четвертом - 9,4 миллиарда долларов. В прошлом году показатель составил 80,5 миллиарда долларов.

Кроме этого опубликованы данные по платежному балансу. Положительное сальдо текущего счета упало на 17,7 процента до 81,3 миллиарда долларов. Профицит торгового баланса снизился на 1,4 процента до 195,4 миллиарда долларов. В 2012 году Россия продала за рубеж товаров на 530,7 миллиарда долларов, из которых сырой нефти, газа и нефтепродуктов было экспортировано на 347 миллиардов долларов.

 

 

 

2.3. Нормативно-правовая  база внутреннего и внешнего  долга

Государственный или муниципальный  долг – обязательства, возникающие  из государственных или муниципальных  заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства  в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим  Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации  или муниципальным образованием – ст. 6 Бюджетного кодекса РФ. «Как экономическая категория государственный долг находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функционируя тем не менее как особое, специфическое отношение».

К нормативно-правовой базе внутреннего государственного долга  относят:

  1. Федеральные законы. ФЗ «О федеральном бюджете», ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
  2. Постановления и распоряжения Правительства РФ

Постановление и распоряжение Правительства РФ «Об эмиссии  государственных ценных бумаг», «О заключении с владельцами государственных  краткосрочных бескупонных облигаций  и облигаций федерального займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения  до 31 декабря 1999 г., не осуществившими новацию по этим облигациям, договоров об отступном и погашении указанных облигаций», «Вопросы эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций», «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственных нерыночных займов»


  1. Приказы Минфина России

Приказ Минфина России от «О списании государственного внутреннего  долга Российской Федерации по казначейским обязательствам», «О списании государственного внутреннего долга Российской Федерации  по ГКО/ОФЗ», «О проведении мероприятий  по погашению задолженности по ГКО/ОФЗ  со сроками погашения до 31 декабря 1999 г.»,

  1. Иные документы

Положение Банка России «Об  обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг».

Примеры нормативно-правовой базы внешнего государственного долга.

Постановление «Об организации  работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов», Постановление «Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего  СССР перед иностранными кредиторами», ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», Постановление «О некоторых  вопросах выпуска внешнего облигационного займа 1996 года», Постановление «О порядке  предоставления организациям ссуд, финансируемых  за счет государственных внешних  заимствований Российской Федерации, на закупку по импорту оборудования, других товаров и услуг для  реализации инвестиционных проектов в  российской федерации», ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных  и муниципальных ценных бумаг»,

Государственный долг России возникает прежде всего в результате государственных заимствований  России, под которыми согласно п. 1 ст. 103 Бюджетного Кодекса РФ понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени России, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства России.

Другой составляющей частью государственного долга России являются долговые обязательства по государственным  гарантиям, предоставленным Россией.

Третьей составляющей государственного долга России являются долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении  на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного Кодекса. Речь идет, наряду с прочим, об обязательствах бывшего Союза ССР, принятых на себя Россией.

Государственный долг Российской Федерации полностью и без  условий обеспечивается всем находящимся  в федеральной собственности  имуществом, составляющим государственную  казну. Следует сказать, что среди  болевых проблем современной  бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Она  является одной из основных проблем  российской экономики, оказывающей  непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направление  финансовой и бюджетной политики.

Для государства на федеральном  и региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. «С целью оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями  Бюджетный кодекс предусматривает  разработку Правительством РФ двух программ: Программы государственных внешних  заимствований ст. 108 Бюджетного кодекса и Программу государственных». Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида – внутреннего долга.

Процесс смены социально-экономической  формации, проходивший в России в  начале 90-х годов, и кризисные явления в мировой экономике и экономике России в августе 1998 года привели к тому, что вопросам государственного долга в Российской Федерации в настоящее время уделяется повышенное внимание.

До введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательную  основу в сфере управления государственным  долгом составляли два основных закона: «О государственном внутреннем долге  Российской Федерации» от 13 ноября 1992 года №3877–1 и «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» от 17 декабря 1994 года №76-ФЗ.

Правовые основы системы государственных  займов заложены в Конституции и  Гражданском кодексе Российской Федерации. Полномочия Правительства  Российской Федерации по вопросам управления государственным долгом были определены Федеральным конституционным Законом  от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). В соответствии с положениями вышеуказанного закона Правительство Российской Федерации осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации. При этом, отдельные вопросы, связанные с управлением государственным долгом, операциями с государственными долговыми обязательствами и учетом этих операций регулировались и продолжают в настоящее время прописываться в нормативных документах Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и соответствующих нормативных актах Банка России и Внешэкономбанка.

С введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации впервые  на законодательном уровне было прописано  понятие единой системы учета  и регистрации государственных  долговых обязательств.

Однако, по сути, единой, целостной  системы управления государственным  долгом до настоящего времени не создано, и первостепенную роль в этой ситуации играет несовершенство российского  законодательства.

Необходимо четко определить в  законодательстве процедуры и механизмы  взаимодействия и координации, функции  и сопряженную с ними ответственность, а также обмен информацией  между государственными органами, осуществляющими  валютную, денежно-кредитную, долговую и бюджетную политику. При этом необходимым является придание большей  четкости бюджетным документам, и  снятие имеющейся в них место  правовой неопределенности.

Информация о работе Перспективы развития и погашения государственного долга