Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:07, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Государственный долг играет существенную и многогранную роль в системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
Введение 3
1. Государственный долг РФ: роль, значение, виды 5
2. Анализ современного состояния государственного долга РФ 14
2.1. Анализ внутреннего долга РФ по состоянию на 2012 год 14
2.2. Анализ внешнего государственного долга РФ по состоянию на 2012 год 21
2.3. Нормативно-правовая база внутреннего и внешнего долга 28
3. Перспективы развития и погашения государственного долга 33
3.1. Анализ бюджетного послания президента и основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый 2014 и 2015 год 33
3.2. Совершенствование управления государственным долгом РФ 36
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Государственная книга внешнего долга Российской Федерации предназначается только для документальной регистрации соглашений по предоставляемым займам и не включает данных об реализации обязательств по соглашениям обеими сторонами (погашение долговых обязательств или изменение их объемов), а также о приостановлении или отмене соглашений.
«Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации не сопоставима с классификацией видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что затрудняет оценку соответствия операций с внешними долговыми обязательствами изменениям объемов и структуры государственного внешнего долга».
Бюджетным кодексом Российской Федерации
предусмотрено деление
То, что на данный момент отсутствует
единая методология учета
В 2013 - 2015 годах решение задач
социально-экономического развития будет
осуществляться в условиях преемственности
курса бюджетной политики на обеспечение
макроэкономической стабильности, долгосрочной
сбалансированности и устойчивости
бюджетной системы, снижение зависимости
бюджетов от внешнеэкономической
В основу бюджетной политики на 2013
год и на плановый период 2014 и 2015
годов положены стратегические цели
развития страны, сформулированные в
указах Президента РФ от 7 мая 2012 года,
Концепции долгосрочного
Основными целями бюджетной политики
на 2013 год и среднесрочную
– укрепление макроэкономической стабильности
и обеспечение бюджетной
– разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2030 года;
– определение параметров развития пенсионной системы;
– обеспечение условий для
– создание условий для оказания качественных государственных услуг;
– разработка и реализация нового этапа развития межбюджетных отношений;
совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации;
– обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.
Основные социальные приоритеты бюджетной политики в 2013 - 2015 годах:
– безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения (с учетом изменений законодательства РФ, направленных на повышение адресности предоставления социальной помощи, применение принципа оценки нуждаемости при установлении мер социальной поддержки);
– обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ и дальнейшего развития пенсионной системы;
– обеспечение обязательств в сфере
образования, здравоохранения, культуры
с учетом определения объема гарантированных
государственных (муниципальных) услуг
в данных сферах и формирования единых
нормативных затрат на их оказание,
а также вступления в силу положений
Федерального закона "Об обязательном
медицинском страховании в
– обеспечение реализации первоочередных
задач социальной сферы, поставленных
в указах Президента РФ "О мероприятиях
по реализации государственной социальной
политики", "О мерах по реализации
государственной политики в области
образования и науки", "О
совершенствовании
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств в сфере социальной политики составит в 2013 году 3 901,4 млрд. рублей, 4 008,5 млрд. рублей в 2014 году и 4 197,0 млрд. рублей в 2015 году.
В 2013 - 2015 годах дефицит федерального
бюджета проектируется в
Основными источниками финансирования
дефицита федерального бюджета в 2013
- 2015 годах будут выступать
На 2013 - 2015 годы государственные заимствования запланированы в объеме, превышающем дефицит федерального бюджета. Это позволит воздержаться от траты Резервного фонда и пополнить его за счет части нефтегазовых доходов.
Под управлением государственным
долгом Российской Федерации следует
понимать стратегию управления государственными
заимствованиями в целях
Основной целью управления долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств в полном объеме по возможно низкой стоимости. Основными задачами при управлении государственным долгом в современной России:
1) Обеспечение решения
важных социально-значимых в
2) Снижение влияния платежей
по погашению и обслуживанию
государственного долга
3) Недопущение единовременного
отвлечения значительного
К основным недостаткам сложившейся системы управления государственным долгом можно отнести следующие:
1) Система управления
государственным долгом не
2) Механизмы управления
не позволяют полностью
3) Отсутствует законодательное
разделение компетенции между
ветвями государственной
4) Законодательно не определено
само понятие «управление
5) Отсутствует единая
база данных государственных
долговых обязательств и
6) Не создана единая
система анализа и учета
7) Не разработана система
долгосрочной взаимосвязи
8) Имеющаяся система информации
о государственном долге и
его состоянии отличается
9) Отсутствует четкая
правовая регламентация на
10) Действующее законодательство не закрепляет функций учета и оперативного управления государственными обязательствами за уполномоченным органом Правительства Российской Федерации, что подразумевает возможность осуществления заимствований от имени Правительства Российской Федерации другими органами государственной власти.
В рамках совершенствования сложившейся системы управления государственным долгом запланировано создание унифицированной системы учета государственных долговых обязательств, а также реформирование институтов, отвечающих за управление государственным долгом. Главной целью проводимой реформы является усиление государственного влияния и контроля за государственным долгом и постепенное снижение зависимости государственного бюджета от складывающейся с заимствованиями ситуации. Для ее достижения планируется в ближайшее время решить следующие задачи:
1) Повысить эффективность государственных заимствований;
2) Оптимизировать структуру государственного долга;
3) Сократить риски, связанные
с осуществлением
4) Совершенствовать правовые
основы управления
5) Создать единую структуру,
в полномочия которой будет
входить управление
6) Разработать единую
систему учета
7) Создать единую
8) Разработать единую
систему стратегического
9) Создать систему
10) Разработать систему
учета долговых обязательств
региональных и муниципальных
властей, а также
Государственный долг – это сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам. Различают внешний государственный долг и внутренний государственный долг. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
Государственный долг определяется динамикой бюджетного дефицита. Чтобы государственный долг уменьшался, бюджет должен иметь положительное сальдо.
Если государственный
бюджет имеет дефицит, государственный
долг увеличивают для покрытия этого
дефицита, путем выпуска новых
займов, в основном заменяя краткосрочные
обязательства более
Большая часть государственного долга обычно возникает внутри страны. В основном займы поступают от предприятий и более или менее зажиточных домашних хозяйств. Таким образом, граждане тем или иным образом способом оплачивают издержки государственного долга, в частности путем уплаты налогов, предоставляя государству возможность платить проценты по государственному долгу.
Финансовые отношения
по поводу формирования, обслуживания
и погашения государственного внешнего
долга оказывают значительное влияние
на состояние государственных
Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга.
Большинство правительств, как развитых, так и развивающихся стран не могут покрыть доходами своих расходов, сводя госбюджет с дефицитом на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способах его финансирования.
Информация о работе Перспективы развития и погашения государственного долга