Перспективы развития и погашения государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Государственный долг играет существенную и многогранную роль в системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

Содержание работы

Введение 3
1. Государственный долг РФ: роль, значение, виды 5
2. Анализ современного состояния государственного долга РФ 14
2.1. Анализ внутреннего долга РФ по состоянию на 2012 год 14
2.2. Анализ внешнего государственного долга РФ по состоянию на 2012 год 21
2.3. Нормативно-правовая база внутреннего и внешнего долга 28
3. Перспективы развития и погашения государственного долга 33
3.1. Анализ бюджетного послания президента и основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый 2014 и 2015 год 33
3.2. Совершенствование управления государственным долгом РФ 36
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

495-а.docx

— 683.43 Кб (Скачать файл)

Государственная книга внешнего долга  Российской Федерации предназначается  только для документальной регистрации  соглашений по предоставляемым займам и не включает данных об реализации обязательств по соглашениям обеими сторонами (погашение долговых обязательств или изменение их объемов), а также  о приостановлении или отмене соглашений.

«Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов  Российской Федерации не сопоставима  с классификацией видов государственных  внешних долгов Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации, что затрудняет оценку соответствия операций с внешними долговыми обязательствами  изменениям объемов и структуры  государственного внешнего долга».

Бюджетным кодексом Российской Федерации  предусмотрено деление государственного долга только по валюте обязательств. При таком подходе понятие  «внешний долг» носит условный характер, так как объемы обязательств в  валюте в полном объеме не являются внешними по отношению к Российской Федерации. Принцип деления долга, принятый в международной практике развитых стран по признаку резидентства, Минфином России не применяется.

То, что на данный момент отсутствует  единая методология учета государственного долга и единая интегрированная  база данных, обеспечивающая достоверный  учет по всем типам долговых обязательств и контроль за состоянием государственного долга в целом, в значительной степени мешает проведению обоснованной долговой стратегии и результативной бюджетной политики.

 

3. Перспективы  развития и погашения государственного  долга

3.1. Анализ бюджетного  послания президента и основные  направления бюджетной политики  на 2013 год и плановый 2014 и 2015 год

В 2013 - 2015 годах решение задач  социально-экономического развития будет  осуществляться в условиях преемственности  курса бюджетной политики на обеспечение  макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, снижение зависимости  бюджетов от внешнеэкономической конъюнктуры.

В основу бюджетной политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в  указах Президента РФ от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также основные положения  Бюджетного послания Президента РФ о  бюджетной политике в 2013 - 2015 годах.

Основными целями бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу  являются:

– укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости; 

– разработка долгосрочной бюджетной  стратегии на период до 2030 года; 

– определение параметров развития пенсионной системы; 

– обеспечение условий для формирования и исполнения федерального закона о  федеральном бюджете на 2014 - 2016 годы в программном формате; 

– создание условий для оказания качественных государственных услуг; 

– разработка и реализация нового этапа развития межбюджетных отношений; 

совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами  Российской Федерации; 

– обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.

Основные социальные приоритеты бюджетной  политики в 2013 - 2015 годах: 

– безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате  социальных пособий и компенсаций  в сфере социальной защиты населения (с учетом изменений законодательства РФ, направленных на повышение адресности предоставления социальной помощи, применение принципа оценки нуждаемости при  установлении мер социальной поддержки); 

– обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ и дальнейшего развития пенсионной системы; 

– обеспечение обязательств в сфере  образования, здравоохранения, культуры с учетом определения объема гарантированных  государственных (муниципальных) услуг  в данных сферах и формирования единых нормативных затрат на их оказание, а также вступления в силу положений  Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; 

– обеспечение реализации первоочередных задач социальной сферы, поставленных в указах Президента РФ "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", "О мерах по реализации государственной политики в области  образования и науки", "О  совершенствовании государственной  политики в сфере здравоохранения", "О мерах по реализации демографической  политики".

Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных  обязательств в сфере социальной политики составит в 2013 году 3 901,4 млрд. рублей, 4 008,5 млрд. рублей в 2014 году и 4 197,0 млрд. рублей в 2015 году.

В 2013 - 2015 годах дефицит федерального бюджета проектируется в объеме: 1,5% ВВП (991,9 млрд. рублей) в 2013 году, 0,6% ВВП (459,7 млрд. рублей) в 2014 году и 0,1% ВВП (92,2 млрд. рублей) в 2015 году. При относительно небольшом дефиците федерального бюджета  объем ненефтегазового дефицита сохранится на достаточно высоком уровне (в 2013 г. - 10,1% ВВП, в 2014 г. - 8,9% ВВП, в 2015 г. - 8,6% ВВП), что свидетельствует о  сохранении зависимости российской экономики от цен на энергоресурсы  на мировом рынке.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2013 - 2015 годах будут выступать государственные  заимствования и поступления  от приватизации федеральной собственности.

На 2013 - 2015 годы государственные заимствования  запланированы в объеме, превышающем  дефицит федерального бюджета. Это  позволит воздержаться от траты Резервного фонда и пополнить его за счет части нефтегазовых доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Совершенствование  управления государственным долгом  РФ

Под управлением государственным  долгом Российской Федерации следует  понимать стратегию управления государственными заимствованиями в целях поддержания  объема долга на экономически безопасном уровне, своевременного погашения принятых обязательств, минимизации стоимости  его обслуживания и оптимального распределения во времени связанных  с долгом платежей.

Основной целью управления долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств в полном объеме по возможно низкой стоимости. Основными задачами при управлении государственным долгом в современной  России:

1) Обеспечение решения  важных социально-значимых в условиях  кризиса задач, при недопущении  неконтролируемого роста долга  и увеличения рисков исполнения  долговых обязательств Российской  Федерации;

2) Снижение влияния платежей  по погашению и обслуживанию  государственного долга Российской  Федерации на финансирование  иных статей расходов федерального  бюджета;

3) Недопущение единовременного  отвлечения значительного объема  средств федерального бюджета  на погашение и обслуживание  государственного долга Российской  Федерации.

К основным недостаткам сложившейся  системы управления государственным  долгом можно отнести следующие:

1) Система управления  государственным долгом не дает  возможности в полной мере  осуществлять централизованную  долгосрочную политику в области  государственных заимствований;

2) Механизмы управления  не позволяют полностью обеспечивать  предупреждение возможных финансовых  кризисов;

3) Отсутствует законодательное  разделение компетенции между  ветвями государственной власти  в области управления государственным  долгом;

4) Законодательно не определено  само понятие «управление долгом»  и соответственно пределы полномочий  Правительства Российской Федерации  в сфере выполнения этой функции.  Бюджетное законодательство детально  регулирует только вопросы заимствований  и реструктуризации государственного  долга, а его конверсия, досрочный  выкупа и целый ряд иных  вопросов не имеют достаточной  правовой и процессуальной регламентации;

5) Отсутствует единая  база данных государственных  долговых обязательств и единая  методика их учета, что ухудшает  возможности по управлению государственным  долгом в целом;

6) Не создана единая  система анализа и учета рисков, что повышает риски государства,  связанные с необходимостью обслуживания  валютной составляющей долга;

7) Не разработана система  долгосрочной взаимосвязи политики  управления государственным долгом  с денежно-кредитной политикой,  уровнем денежной массы, политикой  валютного курса;

8) Имеющаяся система информации  о государственном долге и  его состоянии отличается высокой  степенью закрытости;

9) Отсутствует четкая  правовая регламентация на федеральном  уровне полномочий субфедеральных  и муниципальных органов в  сфере осуществления заимствований,  а также действенная система  контроля за соблюдением регионами  и муниципалитетами уже имеющихся  ограничений;

10) Действующее законодательство не закрепляет функций учета и оперативного управления государственными обязательствами за уполномоченным органом Правительства Российской Федерации, что подразумевает возможность осуществления заимствований от имени Правительства Российской Федерации другими органами государственной власти.

В рамках совершенствования  сложившейся системы управления государственным долгом запланировано  создание унифицированной системы  учета государственных долговых обязательств, а также реформирование институтов, отвечающих за управление государственным долгом. Главной  целью проводимой реформы является усиление государственного влияния  и контроля за государственным долгом и постепенное снижение зависимости  государственного бюджета от складывающейся с заимствованиями ситуации. Для  ее достижения планируется в ближайшее  время решить следующие задачи:

1) Повысить эффективность  государственных заимствований;

2) Оптимизировать структуру  государственного долга;

3) Сократить риски, связанные  с осуществлением заимствований;

4) Совершенствовать правовые  основы управления государственным  долгом;

5) Создать единую структуру,  в полномочия которой будет  входить управление государственным  долгом;

6) Разработать единую  систему учета государственного  долга;

7) Создать единую централизованную  систему анализа и управления  исками заимствований;

8) Разработать единую  систему стратегического планирования  государственного долга;

9) Создать систему взаимодействия  с денежно-кредитной и валютной  политикой;

10) Разработать систему  учета долговых обязательств  региональных и муниципальных  властей, а также заимствований  негосударственного сектора экономики.

 

 

 

 

Заключение

Государственный долг –  это сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам. Различают внешний государственный долг и внутренний государственный долг. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Государственный долг определяется динамикой бюджетного дефицита. Чтобы  государственный долг уменьшался, бюджет должен иметь положительное сальдо.

Если государственный  бюджет имеет дефицит, государственный  долг увеличивают для покрытия этого  дефицита, путем выпуска новых  займов, в основном заменяя краткосрочные  обязательства более долгосрочными  ценными бумагами или обязательствами, по которым истекает срок погашения  новыми облигациями - то есть рефинансируют  государственный долг.

Большая часть государственного долга обычно возникает внутри страны. В основном займы поступают от предприятий и более или менее  зажиточных домашних хозяйств. Таким  образом, граждане тем или иным образом  способом оплачивают издержки государственного долга, в частности путем уплаты налогов, предоставляя государству  возможность платить проценты по государственному долгу.

Финансовые отношения  по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного внешнего долга оказывают значительное влияние  на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного  климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической  жизни общества. Этим объясняется  существенная и многогранная роль государственного внешнего долга в развитии страны.

Теория государственного долга неразрывно связана с теорией  государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими  при рассмотрении государственного долга.

Большинство правительств, как развитых, так и развивающихся  стран не могут покрыть доходами своих расходов, сводя госбюджет  с дефицитом на экономику в  краткосрочном и долгосрочном периоде  и о способах его финансирования.

Информация о работе Перспективы развития и погашения государственного долга