Перспективы развития и погашения государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Государственный долг играет существенную и многогранную роль в системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

Содержание работы

Введение 3
1. Государственный долг РФ: роль, значение, виды 5
2. Анализ современного состояния государственного долга РФ 14
2.1. Анализ внутреннего долга РФ по состоянию на 2012 год 14
2.2. Анализ внешнего государственного долга РФ по состоянию на 2012 год 21
2.3. Нормативно-правовая база внутреннего и внешнего долга 28
3. Перспективы развития и погашения государственного долга 33
3.1. Анализ бюджетного послания президента и основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый 2014 и 2015 год 33
3.2. Совершенствование управления государственным долгом РФ 36
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

495-а.docx

— 683.43 Кб (Скачать файл)

В России действует единая система учета  и регистрации государственного долга. Субъекты Федерации и муниципальные  образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет государственную  долговую книгу.

Внутренние  долговые обязательства можно разбить  на две группы [2. С.318]:

  1. Рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, и др.);
  2. Нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед Банком России).

Далее рассмотрим подробнее  государственный внешний долг.

Размер и структура  внешнего долга России отражены в  программе внешних заимствований  РФ и предоставляемых Россией  государственных кредитов. Эта программа  входит в состав документов, предоставляемых  одновременно с бюджетом на следующий  финансовый год. В ней дается перечень внешних заимствований на очередной  финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, объема заимствований. Программа отражает все займы  и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл. на весь срок займа. Она утверждается Федеральным собрание РФ.

Правительство РФ может осуществлять внешние займы, не включенные в программу, если это приводит к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга. В нее  включаются соглашения о займах, заключенные  в предыдущие годы.

Предельный объем внешнего государственного долга, пределы внешних  заимствований России на очередной  финансовый год утверждается федеральным  законом о федеральном бюджете  на соответствующий год.

Предельный размер государственных  внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ. Правительство может  превышать размер внешних заимствований, если это ведет к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга.

Нынешние российские долги  западным странам включают в себя следующие категории:

1) Долги перед коммерческими  банками западных стран, которые  предоставляют средства в займы  под гарантии правительств или  при условии страхования кредитов  в государственных структурах. Такую  задолженность регулирует Парижский  клуб, который состоит из официальных  представителей стран – кредиторов;

2) Кредиты, предоставляемые  коммерческими банками западных  стран самостоятельно, без государственных  гарантий. Эту задолженность регулирует  Лондонский клуб, объединяющий банкиров-кредиторов  на неофициальной основе;

3) Задолженность различным  коммерческим структурам по фирменным  кредитам, связанным с поставкой  товаров и оплатой услуг;

4) Долги международным  валютным финансовым организациям.

Управление государственным  долгом является составной частью финансовой политики любой страны. Вообще управление государственным долгом – это совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг.

Существуют различные  формы управления государственным  долгом [20. С.107]:

1). Конверсия-изменение  доходности займов; примером может  служить изменение доходности  ГКО;

2). Консолидация-увеличение  срока действия и изменения  других условий выпуска займа  (например, ОФЗ вначале выпускали  на год с выплатой купона  один раз в квартал, затем  стали выпускать на два года  с выплатой купона один раз  в полгода);

3). Унификация-объединение  нескольких займов в один;

4). Аннулирование государственного  долга – государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам;

5). Реструктуризация задолженности.

Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение  долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный  долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия  обслуживания и погашения обязательств. Для России актуальна проблема замены коротких и дорогих долгов на длинные  и дешевые.

Более подробно формы управления государственным  долгом будут рассмотрены в третьей  главе.

Эти формы управления государственным  долгом относятся как к внешнему, так и к внутреннему. Однако управление внешним долгом имеет свою специфику: чрезмерный рост внешнего долга угрожает безопасности страны, означает фактически ее банкротство. Управление внешним  долгом должно осуществляться на стадии привлечения внешних займов, их использования  и погашения. Управление внешним  долгом на стадии привлечения кредитов в России осуществляется путем установления предельных размеров внешнего долга  и государственных гарантий в  Законе о бюджете на соответствующий  финансовый год.

Управление использованием внешнего долга осуществляется в трех формах [20. С.111]:

  1. Финансовое размещение – финансирование инвестиционных проектов и развития экономики; это самый эффективный способ размещения внешнего долга;
  2. Бюджетное использование – финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в том числе обслуживание внешнего долга;
  3. Смешанное бюджетно-финансовое размещение.

Управление погашением внешнего долга  предусматривает использование  различных источников его погашения: бюджетных средств, золотовалютных резервов, новых заимствований, конвертации  задолженности в акции предприятий.

Проблема управления государственным  долгом РФ является очень важной на данный момент, для того чтобы понять существующий перечень противоречий необходимо изучит историю формирования долга, а также его составляющие: внешний  и внутренний долг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ современного  состояния государственного долга  РФ

2.1. Анализ внутреннего  долга РФ по состоянию на 2012 год

Согласно определению, данному  в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг – обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

Внутренний государственный долг РФ включает в себя задолженность  по ГКО (государственным краткосрочным  обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную  задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного  займа), а также просроченную задолженность  по централизованным кредитам сельскому  хозяйству и северным регионам.

В объем внутреннего государственного долга включаются [3. С.231]:

1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

2) объем основного долга по  кредитам, которые получены Российской  Федерацией и обязательства по  которым выражены в валюте  Российской Федерации;

3) объем основного долга по  бюджетным кредитам, полученным  Российской Федерацией;

4) объем обязательств по государственным  гарантиям, выраженным в валюте  Российской Федерации;

5) объем иных (за исключением  указанных) долговых обязательств  Российской Федерации, оплата  которых в валюте Российской  Федерации предусмотрена федеральными  законами до введения в действие  настоящего Кодекса.

Государственный внутренний долг - долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими  и  физическими  лицами.  Долговые  обязательства  появляются  в  результате привлечения  средств   негосударственных  организаций  и  населения  для  выполнения государственных  программ  и  заказов.  Является  неотъемлемой  частью  общего государственного  долга.  Обслуживается  Банком  России (размещением  и  погашением долговых обязательств).

В объем государственного внутреннего  долга, в соответствии с Бюджетным  кодексом РФ, включаются [3. С.236]:

- номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  РФ, обязательства по которым  выражены в рублях;

-  объем  основного  долга   по  кредитам,  которые  получены  РФ  и  обязательства  по  которым выражены в рублях;

- объем основного долга по  бюджетным кредитам, полученным  РФ;

- объем обязательств по государственным  гарантиям, выраженным в рублях;

-  объем  иных  долговых  обязательств  РФ  оплата  которых   в  рублях  предусмотрена федеральными  законами РФ. 

Рисунок 1. Государственный  внутренний долг РФ, млрд. руб. (до 1998 г. – трлн. руб.)

Рисунок 2. Государственный  внутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах на 01.01.2012,  млрд. руб.

Для сравнения - внутренний долг центрального правительства Китая:

Рисунок 3. Внутренний долг центрального правительства Китая, млрд. долл.

Государственный долг субъектов РФ Государственный долг субъектов  Российской Федерации –  совокупность   долговых  обязательств субъектов  РФ.  Этот  долг  в  последние  годы  увеличивается,  и  в  2011  году превысил  1  трлн.  рублей.  Долг  субъектов  РФ,  в  основном,  внутренний.  На  01.01.2012  их внешний  долг составлял около 1,5% от общей  суммы долга субъектов. 

Рисунок 4. Государственный  долг субъектов РФ на начало года, млрд. руб.

Рисунок 5. Структура государственного долга субъектов РФ на 01.06.2011 г.

 

Государственный долг муниципальных  образований 

По сравнению с другими долгами  его величина пока незначительна.

Рисунок 6. Государственный  долг муниципальных образований  РФ на начало года, млрд. руб. [25]

Долг органов государственного управления РФ

Включает внешний долг органов  государственного управления и государственный  внутренний долг.

Рисунок 7. Валовой долг органов государственного управления, на конец года

 

Таблица 1[25]

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации 

По состоянию на

Объем государственного внутреннего  долга                               Российской Федерации, млрд. руб.

всего

в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Росийской  Федерации

01.01.1993

3,57

0,08

01.01.1994

15,64

0,33

01.01.1995

88,06

2,14

01.01.1996

187,74

7,46

01.01.1997

364,46

17,24

01.01.1998

490,92

3,47

01.01.1999

529,94

0,88

01.01.2000

578,23

0,82

01.01.2001

557,42

1,02

01.01.2002

533,51

0,02

01.01.2003

679,91

8,62

01.01.2004

682,02

5,58

01.01.2005

778,47

12,93

01.01.2006

875,43

18,86

01.01.2007

1064,88

31,23

01.01.2008

1301,15

46,68

01.01.2009

1499,82

72,49

01.01.2010

2094,73

251,36

01.01.2011

2940,39

472,25

01.01.2012

4190,55

637,33

01.01.2013

4977,90

906,6


Внутренний госдолг России, выраженный в государственных ценных бумагах, в 2012 году увеличился на 518 млрд. рублей, или на 14,6%, достигнув 4 трлн. 64,288 млрд. рублей на 1 января 2013 года. Годом ранее  данный показатель составлял 3 трлн. 546,435 млрд. рублей, сообщает Минфин России.

По состоянию на 1 января 2013 года долг по государственным сберегательным облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) составил 132 млрд. рублей (показатель не менялся с начала года). Неизменной осталась задолженность и по облигациям внутренних облигационных займов (ОВОЗ), доля которых достигла 90 млрд. рублей. На долю облигаций федерального займа  с постоянной доходностью (ОФЗ-ПД) пришлось 2 трлн. 248,154 млрд. рублей госдолга, а  на долю облигаций федерального займа  с амортизацией долга (ОФЗ-АД) — 1 трлн. 48,584 млрд. рублей. Долг по сберегательным гособлигациям. с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) вырос до 545,55 млрд. рублей.

В декабре 2012 года государственный  внутренний долг вырос на 87 млрд. рублей (на 2,2%) с 3,977 трлн. рублей на 1 декабря 2012 года.

Самые большие выплаты по внутреннему  долгу России предстоят в ближайшие  годы. Так, в 2013 году Минфин должен погасить ценные бумаги на 465 миллиардов рублей, в 2014-м - на 324 миллиарда, а в 2015-м - на 473 миллиарда. Самый "длинный" долг Минфина относится к 2036 году - через 23 года России предстоит выплатить 29,2 миллиарда рублей.

Ранее в январе Центробанк России отчитался и по росту внешнего долга страны за год. По данным ЦБ, в 2012 году внешний долг вырос на 83,4 миллиарда долларов до 623,96 миллиарда  долларов. Из этой части на государство  приходится меньшая часть: 208,4 миллиарда  долларов в стране заняли банки, еще 356 миллиардов долларов - "прочие сектора" (обычно это означает задолженность  бизнеса). При этом более половины прироста внешнего долга - 45,6 миллиарда - обеспечили банки. Внешний долг федеральных  органов власти оценивается в 44,7 миллиарда долларов, из которых 2,2 миллиарда  составляют долги бывшего СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ внешнего  государственного долга РФ по  состоянию на 2012 год

Общий (совокупный) долг РФ включает внешний  долг, внутренний государственный долг РФ, долг субъектов РФ и долг муниципальных  образований РФ. Рассмотрим эти долги.

Рисунок 8. Структурная схема российского внешнего долга. Источник: построено по данным ЦБ РФ[25]

Рисунок 9. Укрупненная структура  российского внешнего долга на начало года, млрд. долл.

Таблица 2

Изменение величины внешнего долга РФ и его составляющих

Информация о работе Перспективы развития и погашения государственного долга