Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:07, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Государственный долг играет существенную и многогранную роль в системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
Введение 3
1. Государственный долг РФ: роль, значение, виды 5
2. Анализ современного состояния государственного долга РФ 14
2.1. Анализ внутреннего долга РФ по состоянию на 2012 год 14
2.2. Анализ внешнего государственного долга РФ по состоянию на 2012 год 21
2.3. Нормативно-правовая база внутреннего и внешнего долга 28
3. Перспективы развития и погашения государственного долга 33
3.1. Анализ бюджетного послания президента и основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый 2014 и 2015 год 33
3.2. Совершенствование управления государственным долгом РФ 36
Заключение 39
Список использованной литературы 41
В России действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты Федерации и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет государственную долговую книгу.
Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы [2. С.318]:
Далее рассмотрим подробнее государственный внешний долг.
Размер и структура
внешнего долга России отражены в
программе внешних
Правительство РФ может осуществлять внешние займы, не включенные в программу, если это приводит к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга. В нее включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы.
Предельный объем внешнего государственного долга, пределы внешних заимствований России на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Предельный размер государственных
внешних заимствований не должен
превышать годовой объем
Нынешние российские долги западным странам включают в себя следующие категории:
1) Долги перед коммерческими
банками западных стран,
2) Кредиты, предоставляемые
коммерческими банками
3) Задолженность различным
коммерческим структурам по
4) Долги международным
валютным финансовым
Управление государственным долгом является составной частью финансовой политики любой страны. Вообще управление государственным долгом – это совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг.
Существуют различные формы управления государственным долгом [20. С.107]:
1). Конверсия-изменение доходности займов; примером может служить изменение доходности ГКО;
2). Консолидация-увеличение срока действия и изменения других условий выпуска займа (например, ОФЗ вначале выпускали на год с выплатой купона один раз в квартал, затем стали выпускать на два года с выплатой купона один раз в полгода);
3). Унификация-объединение нескольких займов в один;
4). Аннулирование
5). Реструктуризация
Под реструктуризацией долга
Более подробно формы управления государственным долгом будут рассмотрены в третьей главе.
Эти формы управления государственным долгом относятся как к внешнему, так и к внутреннему. Однако управление внешним долгом имеет свою специфику: чрезмерный рост внешнего долга угрожает безопасности страны, означает фактически ее банкротство. Управление внешним долгом должно осуществляться на стадии привлечения внешних займов, их использования и погашения. Управление внешним долгом на стадии привлечения кредитов в России осуществляется путем установления предельных размеров внешнего долга и государственных гарантий в Законе о бюджете на соответствующий финансовый год.
Управление использованием внешнего долга осуществляется в трех формах [20. С.111]:
Управление погашением внешнего долга
предусматривает использование
различных источников его погашения:
бюджетных средств, золотовалютных
резервов, новых заимствований, конвертации
задолженности в акции
Проблема управления государственным долгом РФ является очень важной на данный момент, для того чтобы понять существующий перечень противоречий необходимо изучит историю формирования долга, а также его составляющие: внешний и внутренний долг.
Согласно определению, данному в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг – обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
Внутренний государственный
В объем внутреннего
1) номинальная сумма долга по
государственным ценным
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
4) объем обязательств по
5) объем иных (за исключением
указанных) долговых
Государственный внутренний долг - долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства появляются в результате привлечения средств негосударственных организаций и населения для выполнения государственных программ и заказов. Является неотъемлемой частью общего государственного долга. Обслуживается Банком России (размещением и погашением долговых обязательств).
В объем государственного внутреннего долга, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включаются [3. С.236]:
- номинальная сумма долга по
государственным ценным
- объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в рублях;
- объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;
- объем обязательств по
- объем иных долговых обязательств РФ оплата которых в рублях предусмотрена федеральными законами РФ.
Рисунок 1. Государственный внутренний долг РФ, млрд. руб. (до 1998 г. – трлн. руб.)
Рисунок 2. Государственный внутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах на 01.01.2012, млрд. руб.
Для сравнения - внутренний долг центрального правительства Китая:
Рисунок 3. Внутренний долг центрального правительства Китая, млрд. долл.
Государственный долг субъектов РФ Государственный долг субъектов Российской Федерации – совокупность долговых обязательств субъектов РФ. Этот долг в последние годы увеличивается, и в 2011 году превысил 1 трлн. рублей. Долг субъектов РФ, в основном, внутренний. На 01.01.2012 их внешний долг составлял около 1,5% от общей суммы долга субъектов.
Рисунок 4. Государственный долг субъектов РФ на начало года, млрд. руб.
Рисунок 5. Структура государственного долга субъектов РФ на 01.06.2011 г.
Государственный долг муниципальных образований
По сравнению с другими
Рисунок 6. Государственный долг муниципальных образований РФ на начало года, млрд. руб. [25]
Долг органов государственного управления РФ
Включает внешний долг органов государственного управления и государственный внутренний долг.
Рисунок 7. Валовой долг органов государственного управления, на конец года
Таблица 1[25]
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации
По состоянию на |
Объем государственного внутреннего
долга | |
всего |
в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Росийской Федерации | |
01.01.1993 |
3,57 |
0,08 |
01.01.1994 |
15,64 |
0,33 |
01.01.1995 |
88,06 |
2,14 |
01.01.1996 |
187,74 |
7,46 |
01.01.1997 |
364,46 |
17,24 |
01.01.1998 |
490,92 |
3,47 |
01.01.1999 |
529,94 |
0,88 |
01.01.2000 |
578,23 |
0,82 |
01.01.2001 |
557,42 |
1,02 |
01.01.2002 |
533,51 |
0,02 |
01.01.2003 |
679,91 |
8,62 |
01.01.2004 |
682,02 |
5,58 |
01.01.2005 |
778,47 |
12,93 |
01.01.2006 |
875,43 |
18,86 |
01.01.2007 |
1064,88 |
31,23 |
01.01.2008 |
1301,15 |
46,68 |
01.01.2009 |
1499,82 |
72,49 |
01.01.2010 |
2094,73 |
251,36 |
01.01.2011 |
2940,39 |
472,25 |
01.01.2012 |
4190,55 |
637,33 |
01.01.2013 |
4977,90 |
906,6 |
Внутренний госдолг России, выраженный в государственных ценных бумагах, в 2012 году увеличился на 518 млрд. рублей, или на 14,6%, достигнув 4 трлн. 64,288 млрд. рублей на 1 января 2013 года. Годом ранее данный показатель составлял 3 трлн. 546,435 млрд. рублей, сообщает Минфин России.
По состоянию на 1 января 2013 года долг по государственным сберегательным облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) составил 132 млрд. рублей (показатель не менялся с начала года). Неизменной осталась задолженность и по облигациям внутренних облигационных займов (ОВОЗ), доля которых достигла 90 млрд. рублей. На долю облигаций федерального займа с постоянной доходностью (ОФЗ-ПД) пришлось 2 трлн. 248,154 млрд. рублей госдолга, а на долю облигаций федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) — 1 трлн. 48,584 млрд. рублей. Долг по сберегательным гособлигациям. с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) вырос до 545,55 млрд. рублей.
В декабре 2012 года государственный внутренний долг вырос на 87 млрд. рублей (на 2,2%) с 3,977 трлн. рублей на 1 декабря 2012 года.
Самые большие выплаты по внутреннему долгу России предстоят в ближайшие годы. Так, в 2013 году Минфин должен погасить ценные бумаги на 465 миллиардов рублей, в 2014-м - на 324 миллиарда, а в 2015-м - на 473 миллиарда. Самый "длинный" долг Минфина относится к 2036 году - через 23 года России предстоит выплатить 29,2 миллиарда рублей.
Ранее в январе Центробанк России отчитался и по росту внешнего долга страны за год. По данным ЦБ, в 2012 году внешний долг вырос на 83,4 миллиарда долларов до 623,96 миллиарда долларов. Из этой части на государство приходится меньшая часть: 208,4 миллиарда долларов в стране заняли банки, еще 356 миллиардов долларов - "прочие сектора" (обычно это означает задолженность бизнеса). При этом более половины прироста внешнего долга - 45,6 миллиарда - обеспечили банки. Внешний долг федеральных органов власти оценивается в 44,7 миллиарда долларов, из которых 2,2 миллиарда составляют долги бывшего СССР.
Общий (совокупный) долг РФ включает внешний долг, внутренний государственный долг РФ, долг субъектов РФ и долг муниципальных образований РФ. Рассмотрим эти долги.
Рисунок 8. Структурная схема российского внешнего долга. Источник: построено по данным ЦБ РФ[25]
Рисунок 9. Укрупненная структура российского внешнего долга на начало года, млрд. долл.
Таблица 2
Изменение величины внешнего долга РФ и его составляющих
Информация о работе Перспективы развития и погашения государственного долга