Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:34, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить специфику, тенденции и проблемы современных валютно-финансовых отношений между странами СНГ и обозначить возможные пути их развития и консолидации.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
- проанализировать процесс развития валютно-финансового механизма стран-членов СНГ;
- определить причины и способы валютно-финансового сотрудничества в экономическом взаимодействии стран Содружества;
- показать связь взаимных валютно-финансовых отношений с состоянием экономики и национальных валютных и финансовых систем стран региона;
- выявить отношение отдельных стран Содружества к валютно-финансовому сотрудничеству в формате СНГ и отдельных группировок;
- проанализировать состояние и особенности валютно-финансовых отношений в Союзном государстве России и Белоруссии;
Введение 3
Глава 1. Анализ формирования национальных валют и развитие валютной интеграции странах СНГ 6
Глава 2. Причины и способы валютной интеграции в рамках СНГ 9
Глава 3. Стратегия поэтапного формирования валютного союза государств СНГ 15
3.1. Союз России и Белоруссии 17
3.2. Валютно-финансовые отношения в ЕврАзЭС 20
Глава 4. Перспективы введения единой валюты в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана 24
Заключение 29
Список литературы 32
Содержание
Введение 3
Глава 1. Анализ формирования национальных валют и развитие валютной интеграции странах СНГ 6
Глава 2. Причины и способы валютной интеграции в рамках СНГ 9
Глава 3. Стратегия поэтапного формирования валютного союза государств СНГ 15
3.1. Союз России и Белоруссии 17
3.2. Валютно-финансовые отношения в ЕврАзЭС 20
Глава 4. Перспективы введения единой валюты в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана 24
Заключение 29
Список литературы 32
Актуальность темы исследования связана, прежде всего, с тем, что валютно-финансовые отношения являются одной из важнейших составляющих регионального экономического сотрудничества. До недавнего времени теоретические исследования западных ученых велись в основном в области торгово-экономической интеграции и сравнительной конкурентоспособности товаров и услуг. В последнее десятилетие исследования смещаются в сферу валютно-финансовых отношений и интеграции финансовых рынков. Это объясняется тем, что именно валютные рынки оказывают все более заметное влияние на процессы, происходящие в мировой экономике.
Международный опыт (и в первую очередь опыт ЕС) свидетельствует о том, что использование адекватных элементов валютно-финансового механизма играет системообразующую роль в развитии процессов экономической интеграции. Во взаимном сотрудничестве стран СНГ, которое сейчас переживает непростой период, валютно-финансовые отношения в принципе призваны активно способствовать консолидации экономического взаимодействия заинтересованных стран. В государствах Содружества всё больше осознают, что по мере становления национальных валютных и финансовых систем взаимные связи в этих сферах приобретают всё возрастающее значение как фактор развития и модернизации экономики. В то же время роль валютно-финансового сотрудничества повышается перед лицом вызовов и опасностей, связанных с глобализацией мировой экономики и особенно с наиболее динамично развивающейся финансовой глобализацией.
Степень разработанности темы. Отдельные проблемы взаимных валютно-финансовых отношений стран СНГ рассматривались в ряде монографий и статей. Среди наиболее крупных работ следует назвать книги «Валютные проблемы новой России» С.М.Борисова, «О концепции единого валютного пространства СНГ» А.В.Захарова, «Проблемы создания единой валютной зоны в странах СНГ» С.М.Дробышевского и Д.И.Полевого. Однако пока не было специальной работы на исследуемую тему.
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить специфику, тенденции и проблемы современных валютно-финансовых отношений между странами СНГ и обозначить возможные пути их развития и консолидации.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
- проанализировать процесс развития валютно-финансового механизма стран-членов СНГ;
- определить причины и способы валютно-финансового сотрудничества в экономическом взаимодействии стран Содружества;
- показать связь
взаимных валютно-финансовых
- выявить отношение
отдельных стран Содружества
к валютно-финансовому
- проанализировать состояние и особенности валютно-финансовых отношений в Союзном государстве России и Белоруссии;
- исследовать процессы валютной интеграции в рамках ЕврАзЭС как фактора развития интеграционного взаимодействия на пространстве СНГ;
- выявить роль России в консолидации Содружества и развитии валютно-финансового сотрудничества заинтересованных государств.
Объектом исследования является валютно-финансовое взаимодействие стран СНГ, его формы, факторы и перспективы развития, особенности в условиях фрагментации пространства Содружества на ряд группировок, роль России в консолидации валютно-финансового сотрудничества в регионе.
Предмет исследования – международные валютно-финансовые отношения в условиях глобализации и регионализации мировой экономики.
Теоретическую базу исследования составили международные документы и нормативно-правовые акты Российской Федерации и Евразийского экономического сообщества.
В качестве источников информации исследования использовались данные, опубликованные в периодических и правительственных изданиях.
Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.
К валютному суверенитету, строго говоря, страны СНГ, кроме России, Украины и Туркмении, и не стремились. Их приоритетной задачей было получение гарантированного доступа к российским финансовым и естественным ресурсам при сохранении самостоятельности в осуществлении кредитной эмиссии. Как известно, этим планам, прекрасно вписывающимся в модель рублевой зоны, не суждено было сбыться. После краха этой модели все страны СНГ вынуждены были ввести переходные либо уже полноценные национальные валюты1.
Объективная потребность двенадцати независимых государств по созданию нового интеграционного механизма тормозилась политическими процессами в них, различным содержанием проводимых экономических реформ. В конечном счете, победили взгляды, отражающие необходимость создания в рамках межгосударственных связей единого экономического пространства.
Возникновение СНГ на основе Минского соглашения от 8 декабря 1991 г. и Алма-атинской декларации от 21 декабря 1991 г, послужило началом к организации его политических и экономических органов. Высшими органами Содружества стали: Совет глав государств и Совет глав правительств. 24 сентября 1993 г. в Москве девять государств – участников СНГ (Армения, Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина и Россия) подписали Договор о создании Экономического союза. Решением Совета глав правительств СНГ 23 декабря 1993 г. было утверждено Положение о Совете руководителей таможенных служб государств – участников СНГ. На него возлагались обязанности по осуществлению практических шагов в деле создания Таможенного союза; гармонизации таможенного законодательства; выработке основных направлений таможенной политики государств – участников Содружества, включая разработку единого внешнего таможенного тарифа, основанного на товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД); установлению порядка взимания таможенных пошлин; определению страны происхождения товаров; оценке товаров в таможенных целях; выработке рекомендаций по унификации таможенных правил и процедур.
Наиболее острой проблемой в ходе становления Экономического союза и развития внешнеэкономических связей было денежное обращение. Сначала урегулирование валютных отношений, основой которых являлся рубль, осуществлялось на базе двусторонних соглашений. В октябре 1992 г. восемь участников СНГ заключили соглашение о единой денежной системе и согласованной денежно-кредитной политике. Однако идея не была реализована, и все страны стали ускоренно вводить национальные валюты2.
В настоящее время идея создания единого рублевого пространства остается. Наиболее привержены ей Белоруссия и Россия.
Крупнейшие банки СНГ при содействии Исполнительного комитета СНГ 1 декабря 2006 года создали Финансово-банковский совет СНГ (ФБС СНГ), призванный стать новым и эффективным инструментом финансово-банковской интеграции Содружества.
Сегодня, в период
мирового финансового кризиса
В рамках данной экономической политики 04.02.2009г. Национальный банк Казахстана девальвировал национальную валюту на 25%, и ее курс теперь составляет 150 тенге за доллар. Днем ранее курс составлял 120 тенге.
Тем более, что весь период после распада СССР рубль и другие валюты государств СНГ вынуждены конкурировать с более сильными иностранными валютами не только на внешних рынках, но и во внутреннем обороте. Страны СНГ в этом плане находятся в особо неблагоприятных условиях. В результате ускоренной либерализации уровень открытости их национальных финансовых рынков вплотную приблизился к уровню, характерному для ведущих промышленно-развитых стран мира. Однако в большинстве государств Содружества процесс либерализации намного опережал развитие экономики и становление институтов рыночного хозяйства. В результате финансовые рынки СНГ стали открыты для конкурентов извне, хотя они гораздо слабее развиты, чем аналогичные рынки в странах Запада.
В этом смысле региональная валютно-финансовая интеграция приобретает для стран Содружества особое значение. Она позволит в значительной мере нейтрализовать отрицательные последствия глобализации, сохранить естественную внутреннюю среду того или иного региона, закрыть уязвимые места и превратить региональную специфику в конкурентное преимущество. Для стран СНГ интеграция осталась едва ли не единственным легальным способом защитить внутреннее пространство от гораздо более сильных конкурентов, приостановить распространение на него международных «правил игры», отвечающих исключительно интересам ведущих стран мира.
Официальными структурами сейчас рассматриваются, по крайней мере, три разных уровня валютно-финансового сотрудничества: все Содружество; Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и валютный союз России и Белоруссии.
Далее в работе мы рассмотрим текущее состояние и перспективы развития национальных валют и валютной интеграции стран-членов СНГ.
Нестабильность МВС
Анализ существующих научных подходов к исследованию проблемы формирования валютного союза позволил выделить три основных направления: концепцию единства экономического и валютного союза, концепцию самостоятельности валютного союза по отношению к прочим формам интеграционных процессов и теорию оптимальных валютных зон. Их обобщение свидетельствует, что формирование валютного союза выступает завершающим этапом валютно-финансовой интеграции, требующей высокой степени политического взаимодействия, в результате которой на территории стран-участниц вводится в обращение единая валюта, что позволяет обеспечить стабильность финансово-экономических показателей и создать условия для эффективного функционирования единого экономического пространства.
Валютно-финансовая интеграция, безусловно, является частью, одним из направлений экономической интеграции. Однако страны могут и не достигнуть данного этапа, поскольку его реализация характеризуется весьма специфическими особенностями и требует специальных условий, а именно4:
При этом валютно-финансовая интеграция предполагает создание единого валютного пространства, создание валютного (денежного) союза. Однако этот этап является настолько сложным, противоречивым и долговременным, что его реализация рассматривается отдельно, хотя и в рамках финансовой интеграции.
Таким образом, можно сформулировать следующее определение понятия «валютно-финансовая интеграция стран СНГ» — это экономический процесс объединения финансовых, кредитных, денежных, валютных систем и рынков стран СНГ на основе функционирования национальных валют с перспективой их замены на единую валюту и создания наднациональных финансово-кредитных регулирующих институтов, осуществляющих единую финансовую и денежно-кредитную политику СНГ.
Процесс валютно-финансовой интеграции стран СНГ включает ряд элементов5:
— финансовую составляющую (формирование нового глобального финансового рынка СНГ). Финансовый рынок СНГ включает такие сегменты, как единый рынок ссудного капитала, акций, облигаций и др.
— валютную (или денежную) составляющую. Перспектива замены национальных валют единой общей для стран СНГ валютой предполагает формирование широкой зоны действия этой общей валюты, что в свою очередь может привести к появлению нового института — Евразийского центрального банка, проводящего единую денежно-кредитную политику, способного изменить всю систему денежного обращения и привести к формированию новой платежной системы.