Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:34, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить специфику, тенденции и проблемы современных валютно-финансовых отношений между странами СНГ и обозначить возможные пути их развития и консолидации.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
- проанализировать процесс развития валютно-финансового механизма стран-членов СНГ;
- определить причины и способы валютно-финансового сотрудничества в экономическом взаимодействии стран Содружества;
- показать связь взаимных валютно-финансовых отношений с состоянием экономики и национальных валютных и финансовых систем стран региона;
- выявить отношение отдельных стран Содружества к валютно-финансовому сотрудничеству в формате СНГ и отдельных группировок;
- проанализировать состояние и особенности валютно-финансовых отношений в Союзном государстве России и Белоруссии;
Введение 3
Глава 1. Анализ формирования национальных валют и развитие валютной интеграции странах СНГ 6
Глава 2. Причины и способы валютной интеграции в рамках СНГ 9
Глава 3. Стратегия поэтапного формирования валютного союза государств СНГ 15
3.1. Союз России и Белоруссии 17
3.2. Валютно-финансовые отношения в ЕврАзЭС 20
Глава 4. Перспективы введения единой валюты в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана 24
Заключение 29
Список литературы 32
Значит, разговор о введении единой валюты в странах Таможенного союза - это долгосрочная перспектива. Трудно сказать, насколько она окажется реализуемой, но обсуждать этот вопрос вполне можно. Но это, безусловно, не вопрос ближайших лет.
Для осуществления единого
Как показывает европейский опыт, только на наднациональной основе создан полноценный и устойчивый экономический и валютный союз, подразумевающий введение единой валюты. На предоставление России особого статуса в экономическом союзе партнеры явно не пойдут, а возможность принятия наднациональных решений большинством голосов может представлять опасность для интересов самой России.
Распад СССР, произошедший в конце ХХ века, изменил сложившуюся к тому времени мировую таможенно-финансовую архитектуру, поставил перед бывшими союзными республиками проблему выбора пути интеграции в мировое рыночное хозяйство. Несмотря на наличие внутренних и внешних условий, обусловленных общностью экономического развития и способствующих интенсификации интеграционных процессов в валютно-финансовой сфере, их протекание в СНГ характеризуется особенной сложностью и противоречивостью. Это свидетельствует как об отсутствии четко поставленных целей валютной интеграции, так и о недостаточной разработанности мероприятий, направленных на создание условий для последующей унификации экономик стран-участниц Содружества. Низкая интенсивность взаимодействия в сфере экономики препятствует развитию интеграционных процессов, созданию единого экономического пространства в СНГ.
Валютная интеграция стран СНГ предполагает формирование валютного союза и замену многовалютности разнокачественных национальных денежных средств на более устойчивую валюту (российский рубль) и связана с улучшением макроэкономических показателей стран СНГ, снижением нелегальной долларизации единого экономического пространства, ростом торгового оборота и снижением трансакционных издержек, присущих внешнеторговым операциям, а также синхронизацией темпов экономического роста стран валютного союза. В то же время низкий уровень трансакционных издержек по внешнеторговым операциям (0,05% совокупного ВВП стран) снижает стимулы валютной интеграции, однако по мере развития интеграционных процессов потенциальные выгоды от валютной интеграции с точки зрения трансакционных издержек могут оказаться довольно весомыми.
При отсутствии реального денежного и валютного рынка обменные курсы национальных валют стран СНГ могут быть только расчетными и сами по себе еще не означают восстановления эквивалентности обмена. Единый внутренний рынок, выступает, необходимым условием создания полноценного экономического союза СНГ, но недостаточным.
Валютный союз, может позволять странам и валютные ограничения, и запрет на свободу движения капиталов, и таможенные барьеры. Руководство всех стран СНГ заговорило о необходимости создания экономического союза (или сообщества), скоординированной экономической политики.
По нашему мнению, экономический союз должен, не повторяя систему сотрудничества, складывающуюся в рамках СНГ, развивать ее. Формально Договор об Экономическом союзе исходит из необходимости поэтапного восхождения от таможенного союза к валютному союзу.
Специфику валютно-финансовой интеграции в СНГ обусловила этапность ее реализации. В процессе взаимодействия в валютной сфере государств региона выделяются три этапа: дезинтеграционный, на протяжении которого происходил распад единого экономического и валютного пространства; этап становления национальных валютных систем, создавший институциональную основу для интеграции стран Содружества в мировую валютно-финансовую систему; интеграционный, характеризующийся интенсификацией взаимодействия в валютной сфере.
На сегодняшний день очевидно, что валютная интеграция является неотъемлемой составляющей активизации дальнейших процессов экономической интеграции в СНГ. Сегодня, по нашему мнению, можно выделить следующие наиболее актуальные задачи в области валютно-финансового сотрудничества РФ и стран СНГ.
- постепенно
расширять использование
- создавать механизмы,
обеспечивающие торговлю
- продвигаться
к унификации валютного и
В этой связи стратегия инновационного развития России анализируется как условие максимизации национальных выгод от интеграционных процессов на мировом и региональном уровнях, учитывая приоритет сотрудничества со странами СНГ.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что из существующих на пространстве СНГ субрегиональных группировок только в ЕврАзЭС и особенно в российско-белорусском Союзном государстве в обозримой перспективе возможно реальное продвижение вперед по пути валютной интеграции. Именно в этих объединениях может быть эффективно использован накопленный в ЕС ценный и во многом уникальный опыт формирования экономического и валютного союза. При этом речь должна идти не о механическом заимствовании тех или иных элементов интеграционного опыта ЕС, а об использовании успешно отработанного в его рамках принципиального подхода к валютной интеграции, предполагающего поэтапное продвижение к единой валюте по мере создания соответствующих экономических и организационно-правовых предпосылок. Но даже в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана идея создания единой валюты стран Таможенного союза преждевременна и говорить о валютном объединении стран Таможенного союза слишком рано.
1 Никуличев, Ю.В.Содружество независимых государств. Очерк современной истории / Ю.В. Никуличев // http://www.c-society.ru.
2 Чернышев, В. Россия – СНГ: торговля расширяется, проблемы остаются / В. Чернышев // Таможенное обозрение. – 2008. – № 2.
3 Грицаенко, А.И. Анализ внешнеторговых связей субъектов РФ со странами СНГ / А.И. Грицаенко. // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.– 2007. - №4.
4 Кодзасова, А.А. Инструменты формирования единого экономического пространства в рамках финансовой интеграции / А.А Кодзасова. // Научное издание. СОГУ. - Владикавказ: 2008.
5 Кодзасова, А.А. Возможные сценарии развития валютно-финансовой интеграции в странах СНГ / А.А. Кодзасова // Финансы и кредит. - 2007. - № 31 (271).
6 Кодзасова, А.А. Методологические проблемы глобализации и регионализации финансового рынка / А.А. Кодзасова // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Ростов-на-Дону. - 2008. - № 2.
7 Кодзасова, А.А. Проблемы и перспективы формирования единого валютного пространства стран СНГ / А.А. Кодзасова // «Индикатор», Московская межбанковская валютная биржа. - 2007. - № 3 (43).
8 Кодзасова, А.А. Возможные сценарии развития валютно-финансовой интеграции в странах СНГ / А.А. Кодзасова // Финансы и кредит. - 2007. - № 31 (271).
9 Слипченко, М.Н. Выбор политики валютного курса рубля в условиях полной конвертируемости российской валюты / Слипченко М.Н. // Молодежь и экономика: новые идеи и решения. I Васюнинские чтения: материалы межвузовской научной конференции аспирантов и студентов / М.Н. Слипченко. – Волгоград: Изд-во ВГСХА, 2006.
10 Слипченко, М.Н. Валютно-финансовая интеграция как основа формирования валютной зоны на территории СНГ / М.Н. Слипченко // Всероссийская научно-практическая конференция. – Оренбург: Изд-во ГОУ ВПО ОГУ, 2006.
11 Слипченко, М.Н. Проблемы формирования валютного союза государств СНГ на современном этапе / Э.В. Искренко, М.Н. Слипченко // Президентская программа: вклад в развитие экономики региона: материалы круглого стола. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006.
12 Лазарев, Р.Н. Экономическое сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь / Р.Н. Лазарев. - М.: Компания Спутник+, 2009. – 148 с.
13 Источник: БИКИ. 2003. №20; БИКИ. 2002. №15; Republic of Belarus: Statistical Appendix // IMF Country Report No. 06/316, August 2006
14 Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии. Ратифицирован Законом Республики Беларусь от 24.12.1999. № 343-З и Федеральным законом Российской Федерации от 02.01.2000. № 25-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 7.– ст. 786.
15 Карнеев, Д.С. ЕврАзЭС – основа консолидации валютно-финансового взаимодействия стран Содружества / Д.С. Карнеев // Внешнеэкономический комплекс России, современное состояние и перспективы. – 2007. - № 2.
16 Махлин, М. Шаги к общему рынку / М. Махлин // Российская Бизнес-газета. – 2009. - № 719 (35).
17 Белоусов, А. Формирование Россией и странами СНГ единого экономического пространства. Материалы конференции "Россия: цивилизация, патриотизм, культура" / А. Белоусов. –М.: Дело, 2007.
18 Карнеев, Д.С. Состояние и перспективы взаимного валютно-финансового сотрудничества стран СНГ / Д.С. Карнеев // Международная экономика.– 2007. - № 11.
19 Невский, А.Ю. Сотрудничество стран ЕврАзЭС в условиях вступления в ВТО / А.Ю. Невский // Экономические науки.- 2009.- №6 (12).- С.3-12.
20 Вельковец, В. Общие дела Таможенного союза / В. Вельковец // Практическая бухгалтерия. - 2010. - N 10. - С. 22 - 27.
21 Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года. Ратифицирован Федеральным законом от 27.10.2008 г. № 187-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. –2008. – № 44.–ст. 4993.
22 Сбежнев, В.А. Принципы таможенно-тарифного и налогового регулирования в Таможенном союзе / В.А. Сбежнев // Налоговый вестник. - 2010. - N 6. - С. 30 - 34.
23 Таможенный союз откроет границы избранным. Уполномоченные экономические операторы упростят себе работу с ФТС России // КоммерсантЪ. – 2009. - № 199/П (4254) от 26.10.2009 г.
24 Кузьмин, В. Таможенный союз Беларуси, России, Казахстана / В. Кузьмин // Налоговый вестник. - 2010. - N 7. - С. 33 - 38.
25 От единой таможни - к единой валюте? Редакционная статья // Деловой Казахстан. – 15.03.2010.
26 Головнин М. Таможенный союз
взвешивает валюту / М. Головнин / 17.03.2012, 12:50
// http://rus.ruvr.ru/radio_