Перспективы введения единой валюты в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы изучить специфику, тенденции и проблемы современных валютно-финансовых отношений между странами СНГ и обозначить возможные пути их развития и консолидации.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
- проанализировать процесс развития валютно-финансового механизма стран-членов СНГ;
- определить причины и способы валютно-финансового сотрудничества в экономическом взаимодействии стран Содружества;
- показать связь взаимных валютно-финансовых отношений с состоянием экономики и национальных валютных и финансовых систем стран региона;
- выявить отношение отдельных стран Содружества к валютно-финансовому сотрудничеству в формате СНГ и отдельных группировок;
- проанализировать состояние и особенности валютно-финансовых отношений в Союзном государстве России и Белоруссии;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Анализ формирования национальных валют и развитие валютной интеграции странах СНГ 6
Глава 2. Причины и способы валютной интеграции в рамках СНГ 9
Глава 3. Стратегия поэтапного формирования валютного союза государств СНГ 15
3.1. Союз России и Белоруссии 17
3.2. Валютно-финансовые отношения в ЕврАзЭС 20
Глава 4. Перспективы введения единой валюты в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана 24
Заключение 29
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

валютроссСНГ.docx

— 87.32 Кб (Скачать файл)

Второе. Теория перехода к единой валюте в Европе отличается такими чертами, как поэтапность, постепенность и плановость, чего не получается пока у России с Белоруссией.

Здесь хотелось бы особо отметить, что по нашему мнению, тенденции налаживания тесного  сотрудничества на субрегиональном  уровне оказывают на СНГ в целом противоречивое воздействие. С одной стороны, раздробление пространства Содружества практически ставит под вопрос дальнейшее существование СНГ как целостной организации. С другой стороны, существенный перевес дезинтеграционных факторов в современном постсоветском пространстве вынуждает искать пути и методы укрепления национальной экономической безопасности не столько в рамках Содружества, сколько в непосредственном участии в группировках на субрегиональном уровне.

3.2. Валютно-финансовые  отношения в ЕврАзЭС

Особое внимание необходимо уделить валютно-финансовым отношениям в ЕврАзЭС. Необходимо учитывать, что сообщество играет определяющую роль в СНГ по основным социально-экономическим «параметрам». На страны ЕврАзЭС приходится примерно 64% населения СНГ, 86% BBII, 82% продукции промышленности, 67% продукции сельского хозяйства, 85% розничного товарооборота и более 70% внешнеторгового оборота15.

Взаимная торговля стран Сообщества растет значительно  быстрее, чем торговля между странами СНГ в целом. Помимо поступательного  развития экономики и инвестиций этому способствует отсутствие торгово-политических барьеров. Правда, иногда на короткое время  ряд стран вводит ограничения  импорта. Примером может служить  торговля между Россией и Белоруссией, которая не раз ограничивала ввоз некоторых товаров из России.

Необходимо отметить, что пока доля взаимной торговли стран  Сообщества в их общем внешнеторговом обороте невелика и составляет не более 16%. Этот показатель отражает уровень интегрированности экономик.

Глубинная причина  этого лежит в уровне промышленного  развития стран Сообщества. Развитие обрабатывающей промышленности даст возможность постоянно диверсифицировать производство и создает потребность в обмене продукцией внутри стран и между ними.

Постепенно в  странах Сообщества (и в дальнейшем это, видимо, получит развитие в других странах СНГ) формируется новая «модель» сотрудничества, в основе которой лежит взаимодействие прежде всего не государств, а предприятий, банков и рынков, т.е. взаимосвязей на микроуровне. Фундамент экономического сближения, а затем, возможно, и интеграции обеспечивается не межотраслевым, а внутриотраслевым разделением труда. Именно оно является главным фактором устойчивой взаимосвязи национальных хозяйств.

В рамках ЕврАзЭС созданы основные договорно-правовые условия для экономического сближения государств-участников и разрабатываются необходимые механизмы валютно-финансового сотрудничества. разработан и начал действовать ряд основных соглашений между странами Сообщества, касающиеся валютно-финансовых вопросов16.

Необходимо подчёркнуть значение создания в начале 2006 г. Евразийского банка развития (ЕАБР), стал финансировать совместные проекты стран ЕврАзЭС. Можно сказать, что ЕАБР призван стать катализатором деятельности коммерческих банков в области финансирования национальной экономики и взаимного сотрудничества. Для укрепления национальных банковских систем Банк участвовует в капитале коммерческих банков и небанковских финансовых организаций, предоставляет им кредиты и оказывает техническую помощь. Предусмотрено открытие Банком коммерческим банкам целевых кредитных линий для финансирования проектов в сфере малого и среднего бизнеса, кредитования сельскохозяйственных предприятий17.

В области валютного  взаимодействия одной из главных  задач является выработка механизма  согласования и регулирования курсов национальных валют. Этому благоприятствуют такие уже отмеченные факторы, как  присоединение стран Сообщества к ст. VIII Устава МВФ, дальнейшая либерализация валютных режимов, введение полной конвертируемости рубля и тенге, стремление преодолеть разобщенность валютных и фондовых рынков стран «шестерки».

В будущем одной  из важнейших проблем в отношениях между странами ЕврАзЭС является выработка механизма координации валютной политики стран группировки как необходимого условия функционирования конвертируемости валют и единого валютно-финансового пространства. Формой такой координации, возможно, станут совместно согласованное установление «центральных» курсов между валютами и пределов их колебаний (поддерживаемых центральными банками и изменяемых по согласованию участников), создание системы стабилизационных кредитов центральных банков для поддержания валютных курсов. Эта система необходима также для того, чтобы амортизировать эффекты от возможных внешних шоков, влияющих на курсовые соотношения.

Среди приоритетных задач особое внимание следует обратить на обеспечение взаимодействия финансовых рынков государств-участников ЕврАзЭС как важнейшей составляющей механизма их экономического сближения, развития сотрудничества на микроуровне., имея в виду в первую очередь взаимосвязи фондовых рынков. Валютные отношения играют здесь вспомогательную роль. По оценкам, в мире сейчас примерно 60% операций на валютных рынках опосредствуют разные формы международного перелива финансовых ресурсов18.

Необходимым звеном в системе формирующегося взаимодействия финансовых рынков является единая платежная  система стран ЕврАзЭС в национальных валютах. В решении этой принципиально важной проблемы может быть очень полезен опыт создания и функционирования такой системы в ЕС. Там уже действуют две крупные расчетные системы ТАРГЕТ и Европейская банковская ассоциация.

С учетом опыта  Евросоюза, адаптированного к условиям ЕврАзЭС, были предложены следующие макроэкономические критерии конвергенции в Сообщества: 1) уровень среднегодовой инфляции, не превышающий 5%; 2) дефицит государственного бюджета не более 3% ВВП; 3) внешний госдолг не более 30% и общий госдолг – не более 50% к ВВП. Кроме того, предусматривалась возможность согласования уровней ВВП на душу населения, которых необходимо достичь в странах Сообщества, а также пределов изменения обменных курсов национальных валют стран ЕврАзЭС к доллару США или к евро19.

Более совершенная  система трансграничных расчетов в  национальных валютах сначала в  форме ЕврАзЭС, а затем, возможно, и в большем формате потребует использования в них общей расчетной единицы, роль которой мог бы играть рубль или «синтетическая» расчетная единица, созданная по методу «корзины» валют стран Сообщества.

Глава 4. Перспективы введения единой валюты в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана

Таможенный союз (Custom union) – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории20.

Важнейшим следствием формирования Таможенного  союза России, Белоруссии и Казахстана является восстановление единого экономического пространства бывшего СССР как единого организма21. C 1 января 2012 г. на территории СНГ начало действовать Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. Соответствующая договоренность была достигнута президентами трех стран Дмитрием Медведевым, Александром Лукашенко и Нурсултаном Назарбаевым 19 декабря 2009 г. в Алма-Ате. Согласно этой договоренности, с начала 2012 г. в СНГ начинает действовать экономическое содружество, обладающее единым рынком товаров и услуг, единой валютой, общей системой правового регулирования хозяйственной деятельности и стратегического планирования и ведущее согласованную экономическую политику. Внутри этого объединения также обеспечивается свободное движение капиталов и рабочей силы. Президенты трех стран выразили стремление к формированию ЕЭП четко к означенному сроку22.

Киргизия и Таджикистан еще  в ноябре 2009 г. выразили готовность присоединиться к организации, однако пока сроки их вступления в Таможенный союз не обозначены. По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова процесс их вступления затягиваться не будет, но потребует компромиссных решений. Сложность еще состоит и в том, что Киргизия уже является членом ВТО23.

Объединение в Таможенный союз дает государствам-членам следующие преимущества:

- создание единой таможенной  зоны повысит возможность для  широкого сотрудничества наших  стран по самым разным направлениям, прежде всего объединение усилий  активизирует создание совместных  производств и коопераций. Это крайне важно для индустриализации стран Таможенного союза, совместной защиты от внешней экспансии товаров;

- предоставление возможности гражданам  трех государств свободно торговать между собой без оформления таможенных платежей при пересечении границ, без утомительного ожидания оформления многочисленных документов;

- расширение единого рынка стран  «тройки», который оценивается в  2 трлн. долларов и станет привлекательным  для инвестиций, а это значит, предприниматели смогут привлекать дополнительные ресурсы. Тем самым экономика получит заметный импульс, будут созданы новые рабочие места, расширится ассортимент продукции для населения;

- повышение конкуренции на рынках  трех стран, что будет способствовать улучшению качества, доступности товаров и продукции. Это положительно повлияет на жизненный уровень населения;

- более эффективное использование  огромного транзитного потенциала  наших государств. В результате  увеличатся доходы стран ТС. Это  значит, увеличатся возможности государства по поддержке населения и бизнеса. Предприниматели наших государств получат лучшие условия для выхода на международные рынки сбыта своей продукции, в частности, снизятся издержки для выхода, например, казахстанским компаниям на рынки Европы и нашим коллегам на рынки Азии  - и наоборот.

В результате формирования Таможенного  союза ЕврАзЭС на территории трех стран сформирован огромный рынок в 170 млн. человек. ВВП стран «тройки» составляет 2 триллиона долларов, промышленный потенциал - 600 млрд. долларов, совокупные резервы одной только нефти - 90 млрд. баррелей.

Кроме того Таможенный союз станет ключевым игроком на рынке энергоресурсов. Общий объем продукции сельского хозяйства - 112 млрд. долларов, 12% мирового производства пшеницы и 17% мирового экспорта этой продукции. Совокупный товарооборот - 900 млрд. долларов. По расчетам экспертов, Таможенный союз позволит трем странам получить к 2015 году прирост ВВП свыше 15%. Общий эффект от Таможенного союза составит для России 400 миллиардов долларов, для Беларуси и Казахстана - более 16 млрд. долларов, или 14% ВВП. В этой связи необходимо констатировать, что только за первые полгода работы  Таможенного союза, т.е. в январе-июне 2010 года товарооборот между странами «тройки» увеличился на 38%24.

Дальнейший этап интеграции - создание Единого экономического пространства, который сулит еще большие экономические выгоды. По инициативе Президента Казахстана Н.Назарбаева 19 декабря 2009 года в г. Алматы был проведен неформальный саммит глав семи государств, на котором Президенты Казахстана, Беларуси и России объявили о начале функционирования с 1 января 2010 года Таможенного союза и о создании с 1 января 2012 года Единого экономического пространства.

ЕЭП включает в себя в дополнение к свободному перемещению товаров, реализуемому в рамках действующего Таможенного союза, свободное предоставление услуг, свободное движение рабочей силы и капитала, а также согласованную макроэкономическую политику.

Введение единой валюты в  рамках Таможенного союза - одна из завершающих ступеней экономической интеграции, на которую страны поднимутся нескоро25.

При этом введению единой валюты в рамках Таможенного союза должна предшествовать долгая подготовительная работа.

Здесь имеют место две основные группы проблем - субъективные и объективные, хотя в какой-то степени и те, и другие можно назвать объективными. Субъективные - это проблемы политического характера, связанные с суверенитетом. Здесь очень важную роль играет согласие стран на то, чтобы ввести на своей территории какую-то новую валюту помимо собственной, национальной26.

Мы уже выше описывали  историю подобных переговоров, когда была сделана попытка создать единую валюту с Белоруссией в рамках Союзного государства, и практически пришли к тому, что этой валютой будет рубль, но белорусская сторона не очень хотела переходить на российскую валюту.

Сейчас снова возникает вопрос, будет ли это какая-то новая наднациональная валюта. Вряд ли Казахстан и Белоруссия согласятся перейти на российский рубль. А если это будет новая валюта, сразу возникает широкий круг проблем: кто будет эту валюту выпускать, какие полномочия будут у каждой из стран. Учитывая совершенно разный экономический вес, экономическое доминирование России в этом союзе, то, конечно, здесь будет достаточно много трений.

Есть объективные проблемы, связанные  с разным характером наших экономик. Если Казахстан, скажем, в чем-то близок к России в том смысле, что он является экспортером энергоносителей, то в Белоруссии другая структура экономики, там существенно выше доля обрабатывающих отраслей. Соответственно, если произойдут какие-то потрясения в мировой экономике, может оказаться, что страны объективно будут заинтересованы в разных типах валютной политики. А проводить разные типы валютной политики при единой валюте невозможно. Соответственно, будут выигравшие и проигравшие. Тогда нужен какой-то механизм компенсации потерь. И это, опять-таки, вопрос политического обсуждения и политических решений.

Информация о работе Перспективы введения единой валюты в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана