Перспективы введения единой валюты в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы изучить специфику, тенденции и проблемы современных валютно-финансовых отношений между странами СНГ и обозначить возможные пути их развития и консолидации.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
- проанализировать процесс развития валютно-финансового механизма стран-членов СНГ;
- определить причины и способы валютно-финансового сотрудничества в экономическом взаимодействии стран Содружества;
- показать связь взаимных валютно-финансовых отношений с состоянием экономики и национальных валютных и финансовых систем стран региона;
- выявить отношение отдельных стран Содружества к валютно-финансовому сотрудничеству в формате СНГ и отдельных группировок;
- проанализировать состояние и особенности валютно-финансовых отношений в Союзном государстве России и Белоруссии;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Анализ формирования национальных валют и развитие валютной интеграции странах СНГ 6
Глава 2. Причины и способы валютной интеграции в рамках СНГ 9
Глава 3. Стратегия поэтапного формирования валютного союза государств СНГ 15
3.1. Союз России и Белоруссии 17
3.2. Валютно-финансовые отношения в ЕврАзЭС 20
Глава 4. Перспективы введения единой валюты в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана 24
Заключение 29
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

валютроссСНГ.docx

— 87.32 Кб (Скачать файл)

Валютно-финансовая интеграция стран СНГ вытекает из более глобального процесса их экономической интеграции, обусловленной объективными причинами, которые можно сгруппировать по двум направлениям: внутренние и внешние. Традиционно принято различать пять уровней интеграционного процесса: зона свободной торговли; таможенный союз; общий рынок; экономический союз; экономический и валютный союз.

На наш взгляд, приоритетными направлениями интеграции стран СНГ в настоящее время  следует считать разработку единого  механизма функционирования зоны свободной торговли и взаимодействия в банковской сфере, создание общего аграрного рынка, совместной инфраструктуры систем коммуникаций, в первую очередь в энергетической и транспортной отраслях. Поскольку не все государства СНГ готовы к такой тесной форме сближения, неизбежен переход к модели разноскоростной интеграции, принятой в Западной Европе. В последние 3 — 4 года наблюдается тенденция перехода именно к такой модели интеграции в странах СНГ.

Критерии стабилизации государственных финансов (критерии конвергенции) играют важную роль. Их использование должно обеспечить эффективное функционирование единого валютного пространства стран СНГ на базе финансово устойчивых экономик с низким уровнем инфляции, здоровыми государственными финансами, стабильными обменными курсами национальных валют.

Закономерности  создания единого экономического пространства (ЕЭП) между РФ, Казахстаном, Украиной и Беларусией связаны с возрастанием их трансграничного взаимодействия и формированием торговых, финансовых и экономических предпосылок усиления мобильности факторов производства, открытости и деферсифицированности рыночных систем стран ЕЭП. Развитие мультирегиональной интеграции обусловлено действием процессов глобализации и локализации экономического пространства, имеющих общую качественную определенность, что не исключает наличие различных предпосылок, причин и факторов их возникновения, проявляющихся в разноплановой количественной определенности6.

Интенсивность финансовой взаимосвязи стран ЕЭП обеспечивается за счет перелива финансового капитала, специфика которого выражается в  следующих свойствах7: 1) межстрановом пространстве функционирования; 2) сохранении родовых признаков различного типа финансового капитала (банковского, промышленного, фондового и т.д.); 3) сохранении зависимости от интенсивности товарных потоков; 4) относительной дискретности действия и ограничении фиктивного финансового капитала.

В мировой экономической  практике условно можно выделить три основных пути региональной валютной интеграции. Условно их можно назвать «западноевропейский», «латиноамериканский» и «африканский». Для стран СНГ наиболее привлекателен западноевропейский вариант валютной интеграции (создание сначала расчетной денежной единицы, а потом единой валюты на базе национальных валют стран-участниц. При этом полномочия национальных денежных властей постепенно передаются на общеевропейский уровень8.

Консолидация  валютных и финансовых рынков включает различные меры, которые условно  можно разделить на три типа. К  первому относится снятие валютных ограничений и барьеров на пути движения капиталов. Второе направление —  устранение валютных ограничений и  консолидация рынков финансовых услуг. Третье направление связано с  развитием рыночной инфраструктуры. Сюда можно отнести: согласованный выпуск государственных ценных бумаг, содействие выпуску ценных бумаг в национальных валютах, совместное привлечение иностранных инвестиций, мониторинг финансовых рынков, обмен информацией между денежными властями, предоставление технической помощи, обучение специалистов и т. д.

Государствам-партнерам  следует решить, насколько далеко они хотят пойти по пути своей  региональной интеграции. Если их целью  является составить в XXI в. конкуренцию Европе, США и Японии (возможно, с их партнерами), то нельзя ограничиваться системой, лишь поддерживающей взаимную стабильность обменных курсов разных валют: нужен переход к единой валюте.

Таким образом, современная  валютно-финансовая интеграция в СНГ, строительство единого валютного  пространства — процесс отнюдь не случайный. Он имеет и серьезную экономическую подоплеку, и мощную историческую базу.

В настоящее время  международная экономическая интеграция приняла необратимый характер, в том числе и в рамках СНГ. Интеграционные процессы в свою очередь являются важнейшим фактором, благоприятствующим стабильному эволюционному развитию российского общества. Кроме того, они представляют собой некий единый внутренний потенциал общества, который при грамотном управленческом воздействии возможно эффективно использовать во благо населения, тем более, что уникальна специфика российской интеграции — объединение ранее единых комплексов.

Глава 3. Стратегия поэтапного формирования валютного союза государств СНГ

Стратегия поэтапного формирования валютного  союза государств СНГ основывается на принятой в сентябре 2004 г. Концепции сотрудничества и координации деятельности государств-участников Содружества в валютной сфере и подразумевает, что переход каждого из государств на следующий этап формирования интеграционного объединения будет осуществляться по мере достижения ими степени макроэкономической конвергенции, соответствующей другим участникам интеграционного процесса.

Содержание  каждого из этапов определяется соответствующей  формой валютно-финансового взаимодействия9:

  1. Организацией платежно-расчетной системы стран СНГ;
  2. Проведением совместной валютной политики;
  3. Созданием валютного союза.

Значение стратегии поэтапного формирования валютного союза состоит в том, что она учитывает различия в уровне экономической трансформации государств Содружества независимых государств, степени развитости валютных, финансовых, банковских и кредитных систем. В целях ее реализации необходимо проводить политику дифференцированного взаимодействия на двух интеграционных уровнях – уровне «твердого ядра» и уровне остальных стран СНГ.

В целях выделения стран, составляющих «твердое ядро» интеграционных процессов, было произведено сопоставление основных макроэкономических характеристик экономик государств Содружества с российскими показателями на основе базовых критериев теории оптимальных валютных зон (табл.1)10.

Таблица 1

Страны, удовлетворяющие  критериям ОВЗ

Критерий

Показатель

Страны, удовлетворяющие  критериям

В высокой степени

В средней  степени

Открытость экономики

Доля стран  СНГ в общей торговом обороте  с Россией

Беларусь, Казахстан,

Украина.

 

Мобильность факторов производства

Число мигрантов  выбывших из России (приехавших в Россию)

Украина, Казахстан

Азербайджан, Беларусь, Узбекистан,

Стабильность валютного курса

Волатильность обменного курса

Грузия, Молдова, Казахстан, Таджикистан,

Туркменистан, Армения, Белоруссия, Узбекистан, Кыргызстан

Симметричность шоков, влияющих на экономику государства

Волатильность темпов роста реального ВВП

Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан, Украина

Азербайджан, Молдова, Таджикистан

Волатильность темпов роста промышленного производства

Азербайджан, Армения,

Беларусь, Грузия, Казахстан, Молдова, Узбекистан, Украина.

 

Волатильность темпов роста ИПЦ

Азербайджан, Беларусь,

Молдова, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан

Казахстан, Украина, Туркменистан


 

На основе проведенных  расчетов был выведен сводный  индекс оптимальности, характеризующий позицию государства в процессах валютно-финансовой интеграции на постсоветском пространстве. Высоким значением индекса обладают страны, удовлетворяющие наибольшему числу критериев оптимальности - Белоруссия и Казахстан. Они составляют, наряду с Россией, «твердое ядро» интеграционных процессов в СНГ11.

3.1. Союз России и Белоруссии

Союз РФ и РБ – реальная субрегиональная группировка, которая при определенной политической воле двух государств имеет все шансы  повторить положительный опыт эволюции Европейского Союза. Тем более что исходная база для экономического сотрудничества рассматриваемых государств – России и Белоруссии – прочнее, чем у стран Западной Европы в начале их интеграционных процессов в 50-е годы XX века12.

Внешняя торговля между Россией и Белоруссией  в конце XX - начале XXI века, как следует  из следующей таблицы, характеризуется  интенсификацией объемов экспорта и импорта (табл. 2):

 

Таблица 2

Торговля России с РБ в 2001-2005 гг. (млн. долл. США)13

Год

Оборот 

Экспорт

Импорт

Оборот 

Экспорт

Импорт

 

Млн. долл.

% к предыдущему  году

2001 г.

9190,4

5249,4

3941,0

99,2

94,6

106,1

2002 г.

9896,4

5842,5

4053,9

106,3

109,3

102,4

2003 г.

12458,0

7559,3

4898,7

125,9

129,4

120,8

2004 г.

17605,6

11142

6463

141

147

132

2005 г.

15807,4

10093,5

5713,9

89,8

90,6

88,4


 

К числу основных проблем, имеющихся в торгово-экономических  отношениях с Белоруссией, следует отнести такие, как:

- продолжается  применение со стороны РБ практики  предоставления индивидуальных  налоговых и таможенных льгот  хозяйствующим субъектам, несмотря на имевшую место договоренность об их отмене, продолжает иметь место;

- до сих пор  не унифицированы полностью с  действующими в России ставки белорусских таможенных пошлин.

- имеются существенные  расхождения в действующих в  России и РБ мерах нетарифного  регулирования.

- сохраняются  различия в системе лицензирования  и квотирования текстиля и  текстильных изделий при вывозе  в страны ЕС;

- имеются расхождения  в товарах – объектах экспортного  контроля;

- из-за отсутствия  унифицированной системы таможенного  контроля сохраняются условия  для нарушения российского налогового  законодательства;

- уровень налогообложения  товаров, ввозимых физическими  лицами, в Белоруссии примерно  в 2 раза ниже, чем в России.

В связи с этим, в целях активизации торговых связей между государствами необходимо в ближайшее время устранить существующие барьеры во взаимной торговле, обеспечить беспрепятственное продвижение транзитных грузов, направить совместные усилия на создание для товаропроизводителей двух стран равных условий конкуренции за потребителя.

Валютная интеграция является неотъемлемой составляющей активизации дальнейших процессов экономической интеграции в СНГ. Сегодня, по нашему мнению, можно выделить следующие наиболее актуальные задачи в области валютно-финансового сотрудничества РФ и РБ.

- постепенно  расширять использование национальных  валют во взаимной торговле.

- создавать механизмы,  обеспечивающие торговлю валютами  СНГ, проведение операций с  ценными бумагами.

- продвигаться  к унификации валютного и финансового  законодательства. Формирование единообразной нормативной системы исключительно важно для консолидации финансового пространства СНГ.

Планируемый союз России и Белоруссии должен был иметь совершенно иную природу, нежели экономическое и валютное сотрудничество на остальном пространстве СНГ14. Его правила и принципы были неуместны и непригодны для отношений между другими странами Содружества. По мнению экспертов, единственным реальным вариантом данного валютного блока является использование российского рубля в качестве законного платежного средства на всей территории союзного государства России и Белоруссии, что и зафиксировано в союзном договоре.

Начавшаяся реализация проекта введения единой российско-белорусской  валюты выявила определенные трудности  и проблемы, для поиска путей успешного преодоления которых полезно рассмотреть мировой опыт, в частности по введению единой валюты «евро».

Первое, на что следует обратить внимание, это длительность и тщательность проведения подготовительной работы.

Информация о работе Перспективы введения единой валюты в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана