Планирование и финансирование расходов государственных и муниципальных учреждений общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 03:16, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение и анализ правовых основ, принципов регулирования расходов бюджетов и их финансирования.
Задача работы – настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена понятию и классификации государственных и муниципальных расходов. Во второй главе раскрыт порядок и правила оказания платных и бесплатных услуг бюджетными учреждениями образования. В третей главе раскрыты способы финансирования государственных и муниципальных расходов.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов 6
1.1.Государственные и муниципальные учреждения образования в современных условиях хозяйствования 10
2.Порядок и правила оказания платных и «бесплатных» услуг бюджетными учреждениями образования 17
3. Финансирование государственных и муниципальных расходов 24
3.1 Понятие и принципы государственного финансирования 24
3.2 Финансирование в форме капитальных вложений 30
3.3 Сметно-бюджетное финансирование 33
Заключение 43
Список использованной литературы 46

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

КР 11041030527 

КР 11041030527

Содержание

Введение                                               3

1. Понятие и  система государственных и муниципальных  расходов                                               6

1.1.Государственные и муниципальные учреждения образования  в современных условиях хозяйствования              10 

2.Порядок и правила оказания платных и «бесплатных» услуг бюджетными  учреждениями образования                  17                             

3. Финансирование государственных  и муниципальных расходов                                               24

3.1 Понятие и принципы  государственного финансирования 24

3.2 Финансирование  в форме капитальных вложений        30

3.3 Сметно-бюджетное  финансирование                    33

Заключение                                             43

Список  использованной литературы                      46 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

    Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает  в качестве приоритетных направлений  государственных расходов инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. В настоящее время с развитием рыночной экономики во все сферы хозяйственной деятельности проникают новые экономические отношения, коренным образом изменяется налоговая система, а вместе с тем законы, положения, нормативные акты. Создаются акционерные, арендные и совместные предприятия с участием юридических и физических лиц. Происходят заметные изменения в составе средств и источников финансирования предприятий.      

Применяются новые методики, позволяющие отражать введение в хозяйственный оборот особых видов имущества и взаимоотношений участников. За последнее время в связи с принятием новых нормативных документов произошли существенные изменения в методике учета основных средств, производственных запасов, себестоимости продукции, капитальных вложений, финансовых результатов; претерпели изменения порядок формирования и учет уставного капитала и других фондов предприятия, распределение прибыли, погашения убытков, правила финансирования и кредитования. Финансы в бюджетных организациях имеет свои специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.       

 Расходы на образование являются  именно такими инвестициями, поскольку  развитие всех отраслей экономики  напрямую зависит от уровня образованности общества. Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.    

Современное состояние образования обычно характеризуется в первую очередь с позиций недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности. В данных условиях все остальные проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, доступностью качественного образования для разных слоёв населения, более полным удовлетворением запросов учащихся, развитием связей с рынком труда и др., отодвигаются на второй, а то и на третий план.    

Государство гарантирует ежегодное выделение  финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищённость соответствующих расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее 3% расходной части федерального бюджета.

    Финансовую  сторону деятельности государственного  аппарата в общих чертах можно  описать как совокупность доходов  и расходов государства, именуемую  еще бюджетом.

    Настоящая  работа посвящена части этой  деятельности, а именно: государственным  и муниципальным расходам, а также  средствам и способам их финансирования.

    Перечень  расходов установлен в Бюджетном  кодексе РФ в статье 21, которая  определяет единые для всей бюджетной системы РФ расходы бюджетной системы. Порядок формирования расходов, необходимых для деятельности органов государственной власти, устанавливается Министерством финансов РФ.

    Актуальность  рассматриваемой темы состоит  в том, что именно от объема расходов зависит финансовое состояние государства, ведь при несовпадении объема расходов с объемами доходов может привести к глубокому финансовому кризису, ярким примером которого является начавшийся в 2008 года в России кризис. В связи с этим, правильное планирование и распределение расходов по периодам обеспечивает устойчивость финансовой системы страны.

   Целью  настоящей работы является изучение  и анализ правовых основ, принципов  регулирования расходов бюджетов  и их финансирования.

   Задача работы – настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена понятию и классификации государственных и муниципальных расходов. Во второй главе раскрыт порядок и правила оказания платных и бесплатных услуг бюджетными учреждениями образования. В третей главе раскрыты способы финансирования государственных и муниципальных расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие  и система государственных и  муниципальных расходов

 

    Государственные  (муниципальные) расходы – это урегулированная нормами финансового права деятельность государства по расходованию разнообразных фондов денежных средств для реального обеспечения финансовыми ресурсами выполнения задач и функций, стоящих перед государством (муниципальным образованием). Данные расходы имеют публичный характер.

    Выражение  государственные (и муниципальные)  расходы можно понимать в разных  аспектах. Например, как конкретные  суммы затрат государства и  муниципальных образований, произведенных  ими в целях выполнения своих функций и задач.

    Вместе  с тем данная категория имеет  организационный и юридический  аспекты, выступая в качестве  составной части финансовой деятельности  государства и муниципальных  образований, а именно деятельности  по использованию находящихся  в их собственности и распоряжении денежных средств. Ей присущи все общие особенности финансовой деятельности государства и муниципальных образований при наличии специфических черт, свойственных данному ее этапу. Особенно следует отметить, что такое направление финансовой деятельности находится во взаимозависимости с другими ее направлениями: образованием денежных фондов, их распределением; неотъемлемым ее элементом также должен быть финансовый контроль.

   В процессе  деятельности по осуществлению  государственных и муниципальных расходов возникает широкий круг отношений, регулируемых финансовым правом, а в связи с ней и другими отраслями права — гражданским, административным и др.

    В  финансовых правоотношениях в  данном случае участвуют государственные  и муниципальные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, а также банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные или немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут специальные решения о выделений им государственных или муниципальных средств.

    Государственные  и муниципальные расходы получают  свое выражение в соответствующих  финансово-правовых институтах и  правоотношениях. Они обладают характерными чертами финансового права и финансовых правоотношений в целом и связанными с ними конкретизирующими особенностями.

    Анализируя  содержание правовых институтов  государственных и муниципальных  расходов, следует обратить внимание  на их тесную связь с институтами бюджетного права, государственных и муниципальных внебюджетных фондов, финансов государственных и муниципальных предприятий: регулируемые этими институтами отношения получают развитие в процессе осуществления государственных и муниципальных расходов как завершающем этапе реализации государственных и местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, финансовых планов предприятий. На данном этапе происходит использование выделенных для расходов средств всеми их непосредственными получателями.

    Это  определяет исключительно важное  практическое значение финансово-правовых  институтов государственных и  муниципальных расходов, четкости  составляющих их правовых норм  как механизма, способствующего  экономному и эффективному использованию государственных и муниципальных денежных средств строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными программами, планами и приоритетами.

    Государственные  и муниципальные расходы представляют  в своей совокупности определенную  систему и классифицируются по разным основаниям. Прежде всего, в зависимости от форм собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы, их следует подразделить на государственные и муниципальные.

    Такую  классификацию развивает подразделение  расходов на три группы соответственно уровням организации власти в Российской Федерации: федеральные расходы; расходы субъектов Федерации (региональные), которые вместе с федеральными составляют государственные расходы; и расходы местного уровня (муниципальные).

   В зависимости от источников получения денежных средств, а также порядка их планирования и использования расходы можно подразделить: а) на централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных (муниципальных) внебюджетных фондов; и б) децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными организациями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате своей деятельности и остаются в их распоряжении.

   В зависимости  от характера участия в общественном  производстве и деятельности выделяются расходы на финансирование: а) оборотных средств (текущих расходов); б) основных фондов (капитальных вложений); в) создания резервов.

    Существенное  значение для характеристики  целевых направлений государственных  и муниципальных расходов имеет классификация их по функциональному признаку. Законодательной основой такой классификации является ст.21 Бюджетного кодекса РФ.

   Так,  в составе расходов можно выделить  направления расходов на:

а) отрасли экономики  — промышленность, строительство  сельское хозяйство и т.д.;

б) социально-культурную сферу и науку;

в) охрану окружающей природной среды;

г) оборону;

д) правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности, функционирование судебной системы;

е) международную  деятельность;

ж) государственное управление и местное самоуправление, включая функционирование представительных и исполнительных органов власти;

з) создание запасов  и резервов;

и) прочие расходы.

    Понятиям  государственных (муниципальных)  расходов и доходов свойственен  ряд общих характеристик: расходы, как и доходы, подразделяются на централизованные и децентрализованные, а также на федеральные, субъектов Федерации (региональные) и местные (муниципальные) или более обобщенно — на государственные и местные (муниципальные).

    Государственные (муниципальные) расходы и государственные (муниципальные) доходы — тесно взаимосвязанные категории. Объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов. При их несоответствии наступают негативные последствия — бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией денежных знаков, введение дополнительных налогов, использование внутренних и внешних займов в больших размерах, чем может выдержать экономика, и пр., которые могут перерасти в глубокий финансовый кризис.

 

 

1.1.Государственные  и муниципальные  учреждения образования в современных условиях хозяйствования

 

 

    Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает  в качестве приоритетных направлений  государственных расходов инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества. Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования.     

Образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных  прав граждан РФ. Основы регулирования  государственной политики в области  образования сформулированы в федеральном  законе от 13 января 1996 года №125 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине развития образования, утверждённой постановлением правительства РФ от 4 октября 2004 года №751.    

Гражданам РФ гарантируется возможность получения  образования без каких-либо условий  и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Государственные образовательные стандарты позволяют сохранять единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальных объём учебной нагрузки обучающихся.    

Реализация  государственных гарантий права  граждан на образование обеспечивается путём создания системы и соответствующих  условий для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение - кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление. В последнее время особое внимание уделяется принципу регионализации образования. Основными признаками региональной системы образования с точки зрения его организации являются: совокупность учебно-воспитательных учреждений в регионе, обеспечивающих возможность дифференциации образования и обучения в соответствии с интересами граждан и уровнем их подготовленности; программы обучения, отражающие научно-культурные, демографические и экономические особенности региона. Муниципальная система включает в себя характеристики региональной, но при этом особо подчёркивается роль местных органов самоуправления, которые могут создавать дополнительные условия для функционирования и развития системы образования за счёт средств и местных бюджетов. С позиции ресурсного обеспечения региональной считается система, которая финансируется из бюджета местного органа самоуправления.    

Информация о работе Планирование и финансирование расходов государственных и муниципальных учреждений общего образования