Планирование и финансирование расходов государственных и муниципальных учреждений общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 03:16, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение и анализ правовых основ, принципов регулирования расходов бюджетов и их финансирования.
Задача работы – настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена понятию и классификации государственных и муниципальных расходов. Во второй главе раскрыт порядок и правила оказания платных и бесплатных услуг бюджетными учреждениями образования. В третей главе раскрыты способы финансирования государственных и муниципальных расходов.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов 6
1.1.Государственные и муниципальные учреждения образования в современных условиях хозяйствования 10
2.Порядок и правила оказания платных и «бесплатных» услуг бюджетными учреждениями образования 17
3. Финансирование государственных и муниципальных расходов 24
3.1 Понятие и принципы государственного финансирования 24
3.2 Финансирование в форме капитальных вложений 30
3.3 Сметно-бюджетное финансирование 33
Заключение 43
Список использованной литературы 46

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Многие  вузы уже перешли на многоуровневую подготовку специалистов, что позволяет  им быстрей откликаться на запросы  рынка рабочей силы. Доля доходов  от дополнительной деятельности образовательных  учреждений с учетом платы за обучение части студентов, составляет порядка 10% к бюджетному финансированию.     

Сегодня даже при желании вузовских работников трудно увеличить этот процент из-за низкого уровня доходов большинства  семей. Богатых в стране мало. С  ростом благосостояния населения будет увеличиваться число тех, кто сможет платить за учебу в вузе. Главное в том, что Конституция сохраняет право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование.     

Сфера платных услуг в большинстве  вузов РФ развивается по следующим  направлениям:

1. Обучение студентов на платной основе дополнительно к утвержденному государственным заказом контингента студентов;

2. Курсы и факультеты подготовки молодежи для поступления в вузы;

3. Углубленное изучение отдельных предметов;

4. Издательские услуги;

5. Арендная плата за предоставление помещения, оборудования, технических средств;

6. Прочие доходы.     

К тому же надо разграничивать возможности  вузов разных профилей в привлечении  внебюджетных финансовых средств.    

Заметную  роль в расширении границ платности  за обучение играет появление и увеличение негосударственных вузов.    

Коренные  причины возникновения и развития негосударственных некоммерческих вузов в рыночной экономике заключаются  в ограниченности ресурсов государства и его неспособности удовлетворять возрастающие потребности населения в соответствующих видах высшего специального образования. Тем более, что нередко негосударственные вузы работают гораздо эффективнее государственных, благодаря более гибкой системе управления, способны быстрее приноравливаться к изменяющимся запросам общества и экономики. У негосударственного некоммерческого вуза наряду с таким обязательным источником поступлений финансовых ресурсов, как оплата за обучение, одним из ведущих источников его функционирования являются государственные инвестиции преимущественно в форме правительственных субсидий. Кроме того, немаловажны также взносы отдельных граждан, субсидии благотворительных фондов, дотации предприятий и т.д.    

Большая часть затрат таких вузов направляется на проведение учебного процесса и совершенствование обучения, ведение научно-исследовательской работы и другие цели.    

Опыт  России и других стран, переходящих  к конкурентному рынку, показывает, что здесь роль негосударственных  некоммерческих вузов и других учреждений еще важнее, чем для стран с развитой рыночной экономикой. Обусловлено это не только предельной ограниченностью ресурсов государства, но и сложностью социально-экономических задач переходного периода. Как уже отмечалось, в нашей стране за последние годы резко возросла потребность в специалистах экономического и юридического направления, в переподготовке кадрового потенциала с ориентацией на развитие рыночной экономики.

При нормальной рыночной экономике основными  побудителями к получению высшего образования выступают: более высокая оплата высококвалифицированного труда; диплом об окончании вуза, свидетельствующий о приобщении к среднему классу; стремление оградить себя от безработицы. Само собой разумеется, кроме экономических действуют и другие стимулы: призвание, познавательные, духовные, нравственные потребности. Ограниченные пределы коммерческих рыночных отношений в образовательных учреждениях тесно связаны с развитием специальных некоммерческих организаций. Эти организации призваны получать фиксированные доходы для себя и компенсировать недостаток финансовых и других ресурсов, необходимых образовательным учреждениям для выживания и нормального функционирования. Частные и государственные некоммерческие организации получили широкое распространение за рубежом. Большое будущее принадлежит некоммерческим организациям и в нашей стране. 

 

 

3. Финансирование  государственных и муниципальных  расходов

 

 

3.1 Понятие и  принципы государственного финансирования

 

    Государственные и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования. Финансирование государственных или муниципальных расходов — это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности), для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.

    В порядке финансирования  государственных (муниципальных) расходов в связи с преобразованиями экономики появились новые черты: расширился круг источников финансирования государственных и муниципальных расходов (однако это не свидетельствует о достаточности средств), появились новые организационно-правовые формы финансирования.

    В настоящее  время источниками финансирования  государственных и муниципальных  расходов выступают средства:

· государственных  и муниципальных бюджетов, причем на основании специально принятых решений они могут быть выделены на срочной, возвратной, платной основе (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, законы о федеральных бюджетах);

· государственных (муниципальных) внебюджетных фондов;

· отраслей экономики — централизованные фонды министерств, ведомств, собственные финансовые ресурсы предприятий, учреждений.

   В последнее  время в формировании средств,  необходимых для финансирования  государственных и муниципальных  расходов, усилилось значение заемных  и привлеченных средств. Придается большое значение привлечению иностранных инвестиций.

   В расходах  многих государственных социально-культурных  бюджетных учреждений стало занимать  довольно существенное место  использование полученных ими  в результате своей деятельности дополнительных, помимо ассигнований из бюджета, — внебюджетных доходов.

   Что касается  хозяйствующих субъектов (коммерческих  организаций), то переход к рыночным  отношениям повлек сокращение  бюджетных средств, выделяемых  в отрасли экономики, и переход предприятий в основном на самофинансирование.

    Среди  новых организационно-правовых форм  финансирования государственных  расходов следует отметить такие,  как финансирование программ  на конкурсной основе; выделение  единовременных безвозмездных и  безвозвратных пособий с условием соблюдения определенных требований, обычно образовательным учреждениям, творческим коллективам и т. п. Распространена многоканальная система финансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников.

     При  этом финансирование планируется  на разные сроки: помимо годового, оно может быть среднесрочным  и долгосрочным.

    Взамен  непосредственного финансирования  отдельных объектов (программ) в  качестве меры их государственной поддержки применяется предоставление гарантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств федерального бюджета как условие выдачи кредита. Эти гарантии и поручительства могут преобразоваться в государственные расходы за счет федерального бюджета в случае нарушения обязательств по возврату кредита его получателем.

   Все формы  финансирования нуждаются в совершенствовании  их правового регулирования. Финансирование  осуществляется на основании  определенных принципов. Названные  принципы находят отражение в действующем законодательстве, хотя и недостаточное.

   Можно  назвать следующие общие принципы  финансирования государственных  и муниципальных расходов (действующие  независимо от источников финансирования):

  • плановость; согласно этому принципу расходы должны планироваться на основе государственных или муниципальных планов и программ; в финансовых планах необходимо отражение потребностей в средствах и определение источников их удовлетворения; финансирование должно осуществляться в меру выполнения плановых заданий с учетом освоения ранее выданных сумм, в связи с чем важное значение имеет разбивка годовых назначений на периоды;
  • соответствие планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов;

 

  • целевое направление средств, что означает необходимость, помимо указания общей суммы средств, выделяемых получателям, определения конкретных мероприятий и целей, на которые они должны быть использованы;
  • соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, организаций, государства (Российской Федерации и ее субъектов), муниципальных образований;
  • соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законом и в соответствии с ним норм;
  • безвозвратность и безвозмездность выделения средств (за исключением случаев, установленных в соответствии с законодательством);
  • контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области.

   Порядок  финансирования государственных и муниципальных расходов различается в зависимости от разных факторов, например, от источников финансирования, от предметно-целевого направления средств (различают порядок финансирования капитальных вложений, прироста оборотных средств, текущих расходов и др.).

   Вместе  с тем можно выделить два  основных правовых режима финансирования  в зависимости от особенностей  использования средств субъектами:

1.   финансирование  государственных или муниципальных  коммерческих организаций, за  которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения;

2.   финансирование  государственных или муниципальных  учреждений, состоящих на бюджете  и относящихся к некоммерческим  организациям, действующим на праве  оперативного управления имуществом, т. е. сметно-бюджетное финансирование.

    Промежуточным  между ними, обладающим чертами  первого и второго режимов,  является финансирование казенных  предприятий, действующих на праве  оперативного управления имуществом.

   Эти предприятия  в сравнении с другими государственными (муниципальными) предприятиями имеют особенности в порядке планирования и использования средств.

    В  названных правовых режимах находят  отражение правовые режимы финансирования, которые выделяются по другим  основаниям, например, по предметно-целевому  направлению средств. Поэтому их можно было бы обозначить именно как основные правовые режимы финансирования.

    Между  этими основными правовыми режимами  имеются различия по следующим  признакам: 

а) источникам финансирования;

б) содержанию и  порядку утверждения финансовых планов, на основании которых производится финансирование;

в) предметно-целевому направлению средств;

г) содержанию прав и обязанностей коммерческих организаций  и бюджетных учреждений, осуществляющих государственные или муниципальные  расходы.

   Эти различия отражают особенности задач и сфер деятельности предприятий и учреждений, специфику государственного регулирования и управления в этих  сферах.

   Финансирование - безвозвратное использование государственных  денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной деятельности. Безвозвратность финансирования отличает его от кредитования, а также от предоставления ссуд на условиях возвратности и возмездности.

    Финансирование распространяется в основном на государственные объекты и осуществляется за счет разных источников: из средств бюджета, средств внебюджетных фондов и собственных средств хозяйственных объединений и предприятий.

    Бюджетное  финансирование осуществляется  на основе следующих принципов:

-безвозвратности;

-целенаправленности;

-финансирования  по мере выполнения работ и  услуг;

-соблюдения  финансовой дисциплины.

    Принцип  целенаправленности выражается  в том, что расходы имеют  предметно-целевое назначение (заработная плата, стипендии и т. д.).

   Принцип  финансирования по мере выполнения  работ и услуг предусматривает,  что средства выделяются не  автоматически в пределах годовых  работ и услуг, а в соответствии  с фактическим их выполнением,  количественными и качественными показателями. Осуществление этого принципа выражается в квартальных и месячных разбивках расходов.

   Принцип  соблюдения финансовой дисциплины  выступает как условие правильного  и законного расходования денежных  средств.

    Бюджетное  финансирование в Российской Федерации осуществляется в двух формах:

-финансирование  государственных объединений и  организаций, имеющих экономическую  и финансовую самостоятельность;

-финансирование  государственных бюджетных учреждений.

    Особое  место в системе бюджетного финансирования занимают хозяйственные организации. Свои основные производственные и социальные расходы они обеспечивают за счет собственных средств и по мере необходимости привлекают на данные цели кредиты коммерческих банков. Финансирование из бюджета используется только в определенных случаях, конкретно установленных законодательством.

Информация о работе Планирование и финансирование расходов государственных и муниципальных учреждений общего образования