Планирование и финансирование расходов государственных и муниципальных учреждений общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 03:16, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение и анализ правовых основ, принципов регулирования расходов бюджетов и их финансирования.
Задача работы – настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена понятию и классификации государственных и муниципальных расходов. Во второй главе раскрыт порядок и правила оказания платных и бесплатных услуг бюджетными учреждениями образования. В третей главе раскрыты способы финансирования государственных и муниципальных расходов.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов 6
1.1.Государственные и муниципальные учреждения образования в современных условиях хозяйствования 10
2.Порядок и правила оказания платных и «бесплатных» услуг бюджетными учреждениями образования 17
3. Финансирование государственных и муниципальных расходов 24
3.1 Понятие и принципы государственного финансирования 24
3.2 Финансирование в форме капитальных вложений 30
3.3 Сметно-бюджетное финансирование 33
Заключение 43
Список использованной литературы 46

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

   Смета  бюджетного учреждения составляется  по определенной форме, в основу  которой положена законодательно  закрепленная бюджетная классификация,  т. е. группировка доходов и  расходов бюджетов всех уровней  по однородным признакам, обеспечивающая сопоставимость бюджетных показателей. Все показатели сметы имеют определенный код в цифровом выражении. В смете выделяются две основные группы расходов:

   текущие  расходы (с распределением на  подгруппы и предметные статьи, например, оплата труда) и капитальные расходы, также детализируемые (например, приобретение оборудования, капитальный ремонт). В соответствии с указанным кодом учреждение должно производить кассовый расход поступивших средств, что имеет важное значение для обеспечения целевого использования средств.

    При  составлении сметы учреждение  руководствуется контрольными цифрами,  определяемыми в отношении их  деятельности вышестоящими органами, а также нормативами расходов.

    Нормативы  расходов — это установленные  компетентными органами размеры затрат на расчетную единицу (норма расходов продуктов на одного человека в больнице, норма расхода одежды на ребенка в детском доме на один год и т. д.). Нормы расходов принято подразделять на обязательные (например, расходы на командировки) и необязательные (расчетные), определяемые индивидуально для каждого бюджетного учреждения, исходя из его специфики (например, расходы на коммунальные платежи), самим же учреждением по согласованию с финансовыми органами; материальные и денежные.

    Для  обоснования отдельных видов расходов бюджетные учреждения прилагают к смете основные паспортные данные (например, справки образовательных учреждений о движении контингента учащихся, об учебно-материальной базе учреждения, подготовленные на основе соответствующих документов).

   Помимо  описанных выше форм финансирования  государственных и муниципальных  расходов существует также финансирование  из внебюджетных средств.

   Учреждения  и организации бюджетной сферы  и сметно-бюджетного финансирования  могут иметь источники доходов, существующие вне бюджета.      Эти источники называются внебюджетными и строго регулируются законодательством.

    Под  внебюджетными средствами бюджетных  учреждений понимают денежные  средства, получаемые этими учреждениями  помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета. До принятия Бюджетного кодекса  РФ правовой режим названных средств определялся Положением «О внебюджетных средствах учреждений, состоящих на государственном бюджете», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 26 июня 1980 г., в котором предусмотрено три вида внебюджетных средств: специальные, депозитные и суммы по поручениям. Наиболее значимые среди них — специальные средства, которые определены как доходы бюджетных учреждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности. Правовые нормы об этих средствах нашли отражение и получили развитие в Бюджетном кодексе РФ с учетом изменений в финансовых отношениях современного периода. Вместе с тем БК РФ не применяет термин «специальные средства» называя их средствами, полученными за счет внебюджетных источников (п. 6 ст. 161), и более подробно — доходами бюджетного учреждения, получаемыми от осуществления предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход (п. 2 ст. 42). При этом особо указывается, что названные доходы бюджетного учреждения в полном объеме не только учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

     Помимо названных, другим путем привлечения дополнительных источников финансирования бюджетных учреждений может быть использование возможностей благотворительной деятельности юридических и физических лиц в пользу учреждения.

    Кроме общих положений БК РФ, правовой основой для привлечения внебюджетных источников финансирования бюджетными учреждениями служат нормативные акты, действующие в определенных областях и сферах общественной жизни и государственного управления (например, в области образования, медицинского обслуживания, научной деятельности, функционирования государственных и муниципальных органов, при оказании в установленном порядке платных услуг). Так, государственным и муниципальным образовательным учреждениям предоставляется право привлекать дополнительные, в том числе валютные средства, за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, собственной производственной, коммерческой, посреднической, хозяйственно-финансовой и иной деятельности, предусмотренной уставами учреждений.

    Статья 29 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[14]  закрепляет право государственных и муниципальных высших учебных заведений осуществлять, сверх финансируемых за счет средств федерального бюджета государственных заданий (контрольных цифр) по приему студентов, подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в объеме, согласованном с органами исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которого это высшее учебное заведение находится. Кроме того, вузы, как и другие учреждения, вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

    Однако предпринимательская деятельность бюджетных учреждений носит не основной, а вспомогательный характер и не должна приносить ущерб основной деятельности.

    БК РФ закрепляет самостоятельность бюджетных учреждений в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, при исполнении сметы доходов и расходов (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Однако предусмотренная самостоятельность сочетается с необходимостью проведения финансового контроля со стороны уполномоченных органов, в том числе со стороны вышестоящих органов, в ведении которых находятся конкретные бюджетные учреждения. На укрепление контроля направлен переход к казначейской системе исполнения бюджета.

 
 

 

 

Заключение

    Итак, мы рассмотрели понятие государственных  и муниципальных расходов, правовые  основы их финансирования и  пришли к следующим выводам.

    В  настоящее время виды расходов  бюджетов регулируются в основном  нормами Бюджетного кодекса (ранее действовал Федеральный закон «О бюджетной классификации», который более подробно рассматривал не только расходование государственных средств министерствами и ведомствами, но и согласовывал эти расходы с выполнением программных задач государства и степенью ответственности в этом каждого министерства и ведомства.)

    Также  мы рассмотрели принципы, правовые  основы и существующие способы  финансирования государственных  и муниципальных расходов.

    Финансирование  государственных и муниципальных  расходов осуществляется в нескольких формах. Основной формой финансирования расходов является бюджетной финансирование, таким образом, что из доходов бюджета выделяются средства, распределяемые по расходам бюджета.

   Кроме  того, в настоящее время используется  также финансирование в виде капитальных вложений, источниками которых являются собственные, а также привлеченные средства инвесторов.

    Еще  одним важным правовым режимом  финансирования является сметно-бюджетное  финансирование бюджетных учреждений. Его важность состоит в том, что именно через бюджетные учреждения выполняются функции государства по социальному обеспечению населения.

    Из  изложенного можно сделать вывод,  что система финансирования государственных  и муниципальных расходов в  РФ является достаточно развитой, вместе с тем, в ней имеются некоторые пробелы. В частности, это касается привлечения внебюджетных и не бюджетных средств для финансирования расходов, например, с помощью размещения государственных заказов или привлечения инвестиций, в том числе иностранных.    

Образование с давних пор относится к одной  из важных сфер человеческой жизнедеятельности, обеспечивающей социальный прогресс. Общие тенденции развития российского общества и экономики не могли не сказаться на развитии системы образования. Переход образовательных учреждений на самофинансирование обусловливает изменения в порядке расходования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.    

Учебные заведения заинтересованы в экономном  расходовании своих ресурсов, своевременном  выявлении и рациональном использовании  внутренних резервов учреждения.    

Бюджетные образовательные учреждения финансируются  в основном за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов по утвержденной смете доходов и расходов, а негосударственные образовательные учреждения - за счет поступлений от физических и юридических лиц за обучение, средние профессиональные учебные заведения потребительской кооперации финансируются из двух источников - за счет поступлений от физических и юридических лиц за обучение и за счет средств фонда подготовки кадров, создаваемого в потребительских обществах и их союзах с целью обучения пайщиков.    

Положения действующего законодательства не позволяют  однозначно классифицировать деятельность негосударственных образовательных  учреждений в сфере платного обучения как предпринимательскую или  непредпринимательскую, что, в свою очередь, порождает проблемы отражения доходов и расходов на счетах бухгалтерского учета. Существующая организация бухгалтерского учета доходов и расходов не в полной мере отвечает современным требованиям управления и внутреннего контроля и не позволяет формировать полную и достоверную информацию о деятельности учреждения. До настоящего времени отсутствует единая точка зрения на определение сущности поступлений за обучение, т.е. являются они целевыми поступлениями или доходом от обычного вида деятельности образовательного учреждения. Поэтому методика учета доходов в негосударственных, кооперативных образовательных учреждениях еще недостаточно разработана и экономически обоснована. Имеются недостатки в организации и в документальном оформлении учета расчетов с физическими и юридическими лицами за обучение; не налажен раздельный учет доходов и расходов от различных видов деятельности образовательного учреждения; не определены метод учета затрат, объекты калькуляции, калькуляционная единица и калькуляционный период, и в связи с этим не составляются нормативные (плановые) и отчетные калькуляции себестоимости образовательных услуг; отсутствует системный подход в классификации затрат по статьям калькуляции. Сложившаяся ситуация ослабляет контроль расходов и не позволяет внутренним пользователям получать полезную информацию, необходимую для осуществления оперативного и стратегического управления образовательным учреждением.  
 

 

 

 

Список  использованной литературы

Характеристика  документа

Библиографическое описание

1 Конституция

Конституция Российской Федерации

2 Бюджетный  кодекс РФ

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (с доп. и изм.).

3 Федеральный закон

Федеральный закон  от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и  послевузовском профессиональном образовании»

4 Федеральный  закон

Федеральный закон  от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»

5 Книга с  двумя авторами

Александров М. И. Бюджетная система Российской Федерации, 2007 г.

6 Книга с  двумя авторами

Бурханова М. Н. Бюджетная система РФ, 2007 г.

7 Книга с  тремя авторами

Куликов Н. И., Чайникова  Л. Н., Бабенко Е. Ю. Современная бюджетная  система России, - М., 2007 г.

8 Книга с  одним автором

Мацкалюк И. Д. Государственные и муниципальные финансы, - М., 2007 г.

9 Книга с  одним автором

Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные  финансы. - М., 2007 г.

10 Книга с  одним автором

Николаева Т. П. Бюджетная система Российской Федерации. - ЕАОИ; 2008 г.

11 Книга с  одним автором

Новикова М. В. Государственные и муниципальные  финансы, - М., 2008 г.

12 Книга с  двумя авторами

Фетисов В. Д. Бюджетная  система Российской Федерации. Учебное  пособие. -  М., 2003 г.



Информация о работе Планирование и финансирование расходов государственных и муниципальных учреждений общего образования