Планирование и прогнозирование в финансовом управлении организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

При переходе экономики страны на основе рыночного хозяйствования потребность в финансовом планировании не утрачиваются. Оно по-прежнему необходимо для обеспечения финансовыми ресурсами расширенного кругооборота производственных фондов, достижения высокой результативности финансово-хозяйственной деятельности, создания условий, обеспечивающих платежеспособность и финансовую устойчивость организации (предприятия). Рынок даже еще больше требователен к качеству финансового планирования, т. к. при рыночных отношениях за все неблагоприятные условия своей деятельности, в том числе и за просчеты в финансовом планировании, ответственность несет непосредственно организация (предприятие).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3

1. Цели и задачи финансового планирования и прогнозирования организации………………………………………………………………...... 5

2. Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики организации……………………………………....... 15

3. Бюджетирование как инструмент финансового планирования организации…………………………………………………………………. 26

Заключение………………………………………………………………….. 35

Список использованной литературы………………………………………. 37

Файлы: 1 файл

курсовик по фин. мен..doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

        Финансовый план дает четкое  понимание и возможность анализа  различных вариантов достижения  поставленных целей, с последующим  выбором из них оптимальных  по заданным критериям: прибыли,  поступлений денежных средств, структуры баланса и т. д. Определяет показатели, которые будут использоваться при оценке деятельности. Обсуждает возможные изменения в планах, связанных с новой ситуацией. Корректирует планы, с учетом предложенных поправок.

         В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов, которые классифицируются по срокам на: краткосрочные (год, квартал); долгосрочные, связанные с капитальными вложениями (составляются на более длительный период).

        Основные этапы процесса финансового планирования :

  1. Анализ финансового положения компании.
  2. Составление прогнозных смет и бюджетов.
  3. Определение общей потребности компании в финансовых ресурсах.
  4. Прогнозирование структуры источников финансирования.
  5. Разработка действенной системы контроля и управления.
  6. Разработка процедуры корректировки составленных планов

        Основой финансового планирования является финансовое прогнозирование, т. е. оценка возможных финансовых последствий принимаемых   решений и внешних факторов, влияющих на результаты деятельности компании. Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью — расчет потребностей в дополнительном финансировании.

            Главная задача финансового прогнозирования  состоит в определении дополнительных потребностей финансирования, которые появляются вследствие увеличения объемов реализации товаров или предоставления услуг.

          Расширение деятельности организации (увеличение объемов продаж) неизбежно приводит к необходимости увеличения его активов (основных и оборотных средств). Сообразно этому увеличению активов должны появиться дополнительные источники финансирования. Часть этих источников (например, кредиторская задолженность и начисленные обязательства) увеличиваются в соответствии с наращиванием объемов реализации организации. Разница между увеличением активов и пассивов и составляет потребность в дополнительном финансировании.

          Таким образом, потребность во внешнем финансировании будет тем больше, чем больше существующие активы, темп прироста выручки и норма распределения чистой прибыли на дивиденды, и тем меньше, чем больше краткосрочные пассивы и чистая рентабельность реализованной продукции.

           В процессе принятия решения  о дополнительном финансировании выделяют  основные этапы прогнозирования потребностей финансирования:

  • составление прогноза продаж на основе статистических методов с использованием экономико-математических моделей, а также на основе экспертных оценок;
  • составление прогноза переменных затрат;
  • составление прогноза финансирования основных и оборотных активов, требуемых для достижения необходимого объема продаж;
  • расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников.

       Расчет  потребности во внешнем финансировании осуществляется с помощью метода процента от продаж.

            В основе данного метода лежат следующие предположения:

  • переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства увеличиваются пропорционально увеличению объема продаж;
  • изменение постоянных затрат связано с максимальной величиной и фактической степенью загрузки мощностей;
  • процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличных недогруженных  основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных средств производства и т. п.;
  • долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными;
  • нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль и вычитаются дивиденды.

          Если у организации нет возможностей или желания привлекать дополнительные источники средств, возможными путями решения проблемы являются, снижение нормы распределения прибыли на дивиденды и увеличение показателя чистой рентабельности продаж.

        Проведя необходимые корректировки,  рассчитывают, сколько пассивов  не хватает, чтобы покрыть необходимые  активы. Это и будет необходимая  сумма дополнительного внешнего финансирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль  финансового  планирования  и  прогнозирования  в реализации финансовой политики организации

 

 Построение эффективной системы управления финансами является главной целью финансовой политики, проводимой организацией. Разработка финансовой политики организации должна быть подчинена как стратегическим, так и тактическим целям. Стратегическими целями финансовой политики являются:

  • максимизация прибыли;
  • оптимизация структуры источников финансирования;
  • обеспечение финансовой устойчивости;
  • повышение инвестиционной привлекательности.

Решение краткосрочных и текущих задач требует разработки учетной, налоговой и кредитной политики организации, а также политики управления оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностями, издержками организации, включая выбор способов амортизации. Совмещение интересов развития организации, наличие достаточного уровня денежных средств для этих целей и сохранение его платежеспособности возможно только при согласованности стратегических и тактических задач, которые формализуются в процессе финансового планирования. Финансовый план формулирует цели и критерии оценки деятельности организации, дает обоснование выбранной стратегии и показывает, как достичь поставленных целей. В зависимости от целей можно выделить стратегический, краткосрочный и оперативный виды финансового планирования.

Стратегическое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции  и темпы расширенного воспроизводства. В широком смысле его можно  назвать планированием роста  и развития организации. Оно носит долгосрочный характер и связано с принятием основополагающих финансовых и инвестиционных решений. Финансовые планы должны быть тесно связаны с бизнес-планами организации. Финансовые прогнозы только тогда приобретают практическую ценность, когда проработаны производственные и маркетинговые решения, которые требуются для воплощения прогноза в жизнь. В мировой практике финансовый план является важнейшим элементом бизнес-планов.

Текущее краткосрочное  планирование необходимо для достижения конкретных целей. Этот вид планирования обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды и представляет собой конкретизацию и детализацию перспективных планов. С его помощью осуществляется процесс распределения и использования финансовых ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей.

Оперативное планирование заключается в управлении денежными потоками с целью поддержания устойчивой платежеспособности организация. Оперативное планирование дает возможность отслеживать состояние оборотных средств организации, маневрировать источниками финансирования.

Финансовая часть бизнес-плана  разрабатывается в виде прогнозных финансовых документов, которые призваны обобщить материалы предыдущих разделов и представить их в стоимостном  выражении. В этом разделе должны быть подготовлены прогнозы доходов, движения денежных средств и баланса.

Прогнозы и планы  могут быть выполнены с любым  уровнем детализации. Составление  комплекса этих документов — один из наиболее широко используемых подходов в практике финансового прогнозирования. Финансовый прогноз представляет собой расчет будущего уровня финансовой переменной: величины денежных средств, размера фондов или их источников.

Деятельность организации принято разделять на три основные функциональные области: текущую, инвестиционную и финансовую.

Под текущей подразумевается деятельность, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели (либо не имеющая такой цели) в соответствии с предметом и целями деятельности — производством промышленной продукции, выполнением строительных работ, занятием сельским хозяйством, торговлей, общественным питанием, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и другими аналогичными видами деятельности.

Под инвестиционной понимается деятельность, связанная с капитальными вложениями организация в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организация, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.п.

Под финансовой подразумевается деятельность, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п.

Составление прогнозных финансовых документов обычно начинают с составления прогноза доходов (прогнозного отчета о прибылях и убытках). Именно в этом документе отражается текущая деятельность организации.

Прогноз прибыли и  убытков отражает производственную деятельность организации, поэтому его называют прогнозом результатов производственной деятельности. Иногда процесс производства и сбыта продукции или услуг называют операционной деятельностью. Прогноз финансовых результатов только тогда будет достоверным, когда достоверны сведения о перспективах роста основных производственных показателей, динамика которых была обоснована в других разделах бизнес-плана.

Составление прогноза прибыли и  убытков следует начинать с построения прогноза объема продаж. Информацию по объему продаж можно получить из соответствующего раздела бизнес-плана.

Этот прогноз призван дать представление  о той доле рынка, которую организация собирается завоевать. Построение прогноза объема продаж начинают с анализа продукции или товаров, услуг, существующих потребителей. При этом необходимо ответить на следующие вопросы.

1. Каким был уровень сбыта  за прошлый год?

2. Каким образом сложатся отношения  с покупателями продукции по  ее оплате?

3. Можно ли прогнозировать такой  же уровень реализации продукции,  как и в отчетном периоде?

Очень важно проанализировать именно базовый период, так как именно он дает ответы на целый ряд вопросов и позволяет спрогнозировать  влияние отдельных факторов на объем  продаж в предстоящем периоде. Можно  оценить, каким образом на объемные показатели повлияют изменения качества продукции, уровня цен и спроса, а следовательно, более точно определить величину выручки от реализации продукции исходя из прогнозных объемов продаж и цен на планируемый год, а также наметить предполагаемые изменения в уровне затрат и будущую прибыль организации.

Важнейшей задачей каждого хозяйствующего субъекта является получение большей  прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования. Затраты на производство и реализацию продукции — один из важнейших качественных показателей деятельности организаций. Состав затрат по производству и реализации продукции регламентируется Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552.

В представленном расчете прибылей и убытков не все элементы затрат организаций отражаются на порядке осуществления платежей. Многие элементы затрат, показанные в прогнозе прибылей и убытков, никак не отражаются на осуществлении платежей организации. Так, материалы, используемые в процессе производства, могли быть приобретены и оплачены за много месяцев до того, как эти затраты отразятся в расчете прибылей и убытков. Вместе с тем может быть и обратная ситуация, когда материалы использованы в процессе производства, учтены в прогнозе прибылей и убытков, но не оплачены. Такие элементы затрат, как аренда, оплата коммунальных услуг, проценты за кредит и т.п., происходят постепенно, в течение года, и поэтому показаны в расчете прибылей и убытков как равные суммы. В действительности такие платежи производятся поквартально, в полугодовой период или ежегодно, и поэтому данные для тех месяцев, в которые они действительно производятся, могут быть значительно выше.

Информация о работе Планирование и прогнозирование в финансовом управлении организаций