Планирование и прогнозирование в финансовом управлении организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

При переходе экономики страны на основе рыночного хозяйствования потребность в финансовом планировании не утрачиваются. Оно по-прежнему необходимо для обеспечения финансовыми ресурсами расширенного кругооборота производственных фондов, достижения высокой результативности финансово-хозяйственной деятельности, создания условий, обеспечивающих платежеспособность и финансовую устойчивость организации (предприятия). Рынок даже еще больше требователен к качеству финансового планирования, т. к. при рыночных отношениях за все неблагоприятные условия своей деятельности, в том числе и за просчеты в финансовом планировании, ответственность несет непосредственно организация (предприятие).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3

1. Цели и задачи финансового планирования и прогнозирования организации………………………………………………………………...... 5

2. Роль финансового планирования и прогнозирования в реализации финансовой политики организации……………………………………....... 15

3. Бюджетирование как инструмент финансового планирования организации…………………………………………………………………. 26

Заключение………………………………………………………………….. 35

Список использованной литературы………………………………………. 37

Файлы: 1 файл

курсовик по фин. мен..doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

       Процесс бюджетирования  объединяет работу по составлению оперативного, финансового и общего бюджетов, управлению и контролю за выполнением бюджетных показателей.

      Процесс  составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:

  • планирование с участием всех подразделений;
  • определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;
  • обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;
  • корректировка планов с учетом предложенных поправок.

     В зависимости  от поставленных задач различают  следующие виды бюджетов:

  1. Генеральные и частные.
  2. Гибкие и статические.

       При оперативном планировании необходимы разработка целей и постановка задач, которые основываются на текущих показателях. В этом случае проявляется преимущество бюджета, с помощью которого осуществляется не только планирование, но и контроль проводимых мероприятий.

       Планирование, как стратегическое, так и тактическое позволяет контролировать производственную ситуацию. Бюджет, являясь составной частью плана, содействует четкой и целенаправленной деятельности организации, служит основой для оценки выполнения плана центрами ответственности, что создает объективную основу для деятельности организации в целом и ее подразделений.

        Основные функции бюджета:

  1. Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации. Составление бюджета основано на уточнении и детализации стратегических планов на заданный бюджетом период.
  2. Коммуникация и координация  различных подразделений организация и видов деятельности. Этот вид функций предполагает объединение интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию для достижения намеченных целей.
  3. Ориентация руководителей всех рангов на достижение задач, поставленных перед их центрами ответственности.
  4. Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины. В качестве основы для оценки выполнения плана центрами ответственности лучше использовать именно бюджетные данные, а не отчетные данные прошлых лет.
  5. Повышение профессионализма менеджеров. Составление бюджетов способствует детальному изучению деятельности своих подразделений и взаимоотношений центров ответственности организации.

       Контрольно-аналитическая работа организации состоит в осуществлении систематического контроля над исполнением бюджетов организации. Для осуществления контроля над исполнением бюджетов используется двухуровневая система: нижний уровень — контроль над исполнением бюджетов структурных подразделений; верхний уровень — контроль за исполнением консолидированного бюджета.

     Элементы  системы контроля:

  • объекты контроля - бюджеты структурных подразделений;
  • субъекты контроля — структурные подразделения, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов;
  • предметы контроля — бюджетные показатели и анализ отклонений бюджетных показателей от фактических;
  • методы контроля — использование математического аппарата (расчет относительных и абсолютных показателей), построение прогнозных моделей, анализ статистических показателей и т. д.

        Проведение контроля предполагает  подготовку отчетов по анализу  и обоснованию фактических отклонений  от бюджетных, а также расчет  основных финансовых показателей  в случае их изменения в  зависимости от отклонений, таких, как:

  • Выручка от продаж
  • Затраты на производство и реализацию
  • Чистая прибыль
  • Реинвестированная прибыль
  • Рентабельность инвестиций
  • Оборачиваемость активов
  • Рентабельность продаж
  • Доля рынка
  • Темпы роста организации

      Виды  бюджета организации (предприятия):

Общий бюджет (основной, генеральный бюджет) — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы организация в целом, объединяющий частные бюджеты и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.

В результате составления генерального бюджета создаются:

  • прогнозируемый баланс;
  • план прибылей и убытков;
  • план движения денежных средств.

Генеральный бюджет любой  организации состоит из двух частей: операционного и финансового бюджетов.

Наиболее широко используется структура генерального бюджета  с выделением операционного и  финансового бюджетов.

Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный) — система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации.

Составление общего бюджета  начинается именно с операционного бюджета. Основой для него служат бюджеты:

  • продаж (отгрузка готовой продукции и полуфабрикатов, поступления денежных средств);
  • производства;
  • производственных запасов;
  • прямых затрат на материалы;
  • общепроизводственных расходов;
  • прямых затрат на оплату труда;
  • коммерческих расходов;
  • управленческих расходов.

            Финансовый бюджет состоит из бюджета движения денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного (агрегированного) баланса.

В отличие от финансовой отчетности (формы № 1, 2 и др.), форма  бюджета не стандартизирована. Его  структура зависит от объекта  планирования, размера организации  и степени квалификации разработчиков.

            Помимо указанных бюджетов целесообразно подготовить еще и такие плановые документы, как:

  • бюджеты движения товарно-материальных ресурсов;
  • бюджет по движению дебиторской и кредиторской задолженности;
  • бюджет развития;
  • инвестиционный бюджет.

       На основе данных финансово-экономической стратегии организации прежде всего формируются целевые установки на заданный период планирования (год, месяц). Эти установки могут доводиться до отдела маркетинга, производственных подразделений, планово-экономической службы и т. д. Руководители служб должны обеспечить выполнение целевых установок.

       На следующем этапе разрабатывается бюджет продаж.

 Работа по составлению  бюджета предполагает несколько  этапов:

  1. Подготовка прогноза и бюджета продаж.
  2. Определение ожидаемого объема производства.
  3. Расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции.
  4. Расчет и анализ денежных потоков.
  5. Составление плановых финансовых отчетов

         Бюджет продаж объединяет информацию  об объемах реализации, ценах и соответственно о выручке от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования и самым сложным этапом.

         Объем реализации определяется  не только производственными  возможностями организация, но и факторами конъюнктуры:

  • деятельностью конкурентов;
  • общим положением на национальном и мировом рынках;
  • политикой ценообразования;
  • сезонными колебаниями спроса и поставок;
  • объемом платежеспособного спроса;
  • результативностью рекламы;
  • качеством продукции и т. д.

   Расчет объема реализации осуществляется на основе статистических методов использования экономико-математических моделей, а также на основе экспертных оценок.

       На  базе бюджета продаж формируются  бюджеты, характеризующие затраты  на производство и реализацию продукции или на внедрение нового технологического процесса (бюджет закупки сырья и материалов, бюджет по труду и т. п.). Для составления этих бюджетов необходимо:

  1. определить объем затрат;
  2. сгруппировать затраты с учетом специфики процесса производства и изменений объема реализации продукции;
  3. вычислить нормативы (стандарты) общепроизводственных, коммерческих и административных расходов на предстоящий период;
  4. определить, сколько единиц продукции или услуг необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и требуемый уровень запасов;
  5. на основе оперативных бюджетов составить бюджетный отчет о прибылях и убытках (ин<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size:

Информация о работе Планирование и прогнозирование в финансовом управлении организаций