Планирование расходов бюджета на культуру и искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

В современном мире культура приобретает особую социальную значимость и рассматривается как фактор духовного здоровья населения, социальной стабильности, национальной безопасности, как фактор привлекательности территории для проживания и инвестирования. Обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства можно только за счет вклада культуры в человеческий капитал. Приращение этого капитала происходит в значительной мере в процессе реализации потенциала культуры.

Содержание работы

Введение 3 1. Расходы бюджетов на культуру и искусство, их необходимость и характеристи-ка 5 2. Методика планирования расходов бюджетов бюджетной системы РФ на куль-туру и искусство 21 3. Перспективы совершенствования методики планирования расходов бюджетов на культуру и искусство в России 29 Заключение 39 Список использованных источников 41 Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая культура.doc

— 483.00 Кб (Скачать файл)

   

      По данным таблицы  видно,  в бюджетных ассигнованиях муниципального образования города Казани на культуру и кинематографию отсутствуют подразделы «Кинематография» и «Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии». Наибольший удельный вес занимают бюджетные ассигнования на «Культуру» (в 2012 году они составят 97,6 %, в 2013 году 97,8 %, а в 2014 году 97,9 %).

      Таким образом, в соответствии  с бюджетной классификацией, расходы  бюджета на культуру отражаются по разделу  «Культура, кинематография», который включает в себя следующие подразделы: культуру, кинематографию, прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии; другие вопросы в области культуры, кинематографии.

     Финансирование  расходов на культуру относится к полномочиям органов власти всех уровней. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры относятся обеспечение прав и свобод человека в области культуры, установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры и т. д.      К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения; организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации и другие.      К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области культуры относятся организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       2. Методика планирования расходов бюджетов бюджетной системы РФ на культуру и искусство

 

      К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования и прогнозирования относят: индексный метод (от достигнутого); нормативный метод,   метод экспертного прогнозирования,   программно - целевой метод и другие. В данной главе рассмотрим как планируются  расходы бюджетов на культуру и искусство с помощью нормативного и программно-целевого методов.

Программно-целевой  метод – системное планирование выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных законодательно целевых программ. Целевая программа – это комплексный документ, целью которого является решение приоритетной на данный момент задачи. Целевые программы являются  гибким инструментом реализации долгосрочной экономической политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы.

Программно-целевой  метод расходов, во-первых, способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию денежных средств для решения наиболее острых задач, и, во-вторых, является инструментом выравнивания экономического положения отдельных территорий.

     Программно-целевой метод планирования призван обеспечить прямую взаимосвязь между распределением ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.           Государственные программы Российской Федерации утверждаются Постановлением Правительства РФ. Они разрабатываются исходя из положений концепций долгосрочного социально-экономического развития страны, основных направлений деятельности Правительства РФ на соответствующий период, федеральных законов, решений Президента РФ и Правительства РФ.      Рассмотрим процедуру разработки федеральной целевой программы «Культура России», которая будет реализовываться с 2012 по 2018 годы в Российской Федерации. Программа  содержит  паспорт, состоящий из разделов, где в  табличной форме отражены приоритеты и цели государственной политики в сфере культуры; сроки реализации; объемы и источники финансирования программы; перечень планируемых мероприятий; прогноз конечных результатов и др.(см. Приложение 4). Одними из основных целей программы являются:  сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности; создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация работы учреждений культуры,  информатизация отрасли и т. д.        Процедура разработки государственной программы «Культура России» подразумевает проведение следующих действий:       - составление паспорта программы;        - описание характеристики проблемы (задачи);      - формулирование основных целей и задач программы;     - описание ожидаемых результатов реализации программы и целевых индикаторов;             - составление перечня программных мероприятий и их описание;   - установление сроков выполнения программы;       - оценку эффективности расходования бюджетных средств;    - приведение методики оценки эффективности программы.    Опыт экономически развитых стран, в которых отдельные социальные и экономические проблемы решаются посредством государственных программ, свидетельствует о перспективности программно-целевого метода и его преимуществах по сравнению со сметным финансированием при решении ряда долгосрочных социально-экономических задач. Этот метод позволяет также решать задачи, которые могут быть неподъемны или мало привлекательны для бизнеса.   Положительный опыт реализации федеральных целевых программ в области культуры насчитывает уже почти полтора десятка лет. Несмотря на внутренние и мировые экономические потрясения, благодаря  реализации федеральных целевых программ «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997 - 1999 годы)», «Культура России (2001 - 2005 годы)» и «Культура России (2006 - 2011 годы)», удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры[10].              Программно-целевой подход к развитию культуры едва ли имеет сегодня серьезную альтернативу. Конечно, отдельные мероприятия в сфере культуры могут быть инициированы отдельными решениями Правительства Российской Федерации, а некоторые даже обособлены в отдельную ведомственную программу.  Однако единичность и несистемность подобных мер рано или поздно может привести к нарушению единства государственной политики в области культуры, неэффективному расходованию бюджетных средств, ослаблению связей между регионами Российской Федерации, возникновению непредвиденных сложностей в модернизации культуры и внедрении новых механизмов адаптации потенциала культуры к рыночным условиям, а в итоге - к ослаблению духовного единства многонационального народа России и ограничению позитивного влияния государства на состояние сферы культуры в Российской Федерации.     Далее рассмотрим методику планирования расходов бюджета на культуру и искусство в Республике Татарстан с помощью нормативного метода, который представляет собой определение объема бюджетного ассигнования на основе нормативов, утвержденных в соответствующих документах.        При расчете нормативов за базу расчета принимаются расходы бюджета учреждения культуры в финансовом году, предшествующем текущему финансовому году (отчетному), которые определяются по данным годового отчета.   Количество учреждений культуры Республики Татарстан определяется исходя из количества указанных учреждений по состоянию  на 1 января текущего финансового года согласно годовому отчету.        Нормативы на прогнозируемый финансовый год рассчитываются с применением индексов-дефляторов, установленных на текущий финансовый (отчетный) и прогнозируемые финансовые годы.         При определении общего объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание услуг, выделяемых учреждению культуры, используются поправочные коэффициенты, учитывающие приоритеты развития отрасли, специфические особенности деятельности учреждений культуры.    Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания учреждениям культуры определяется как сумма расчетно-нормативных затрат на оказание учреждениями всех видов государственных услуг по формуле:

       ,                                                                                 (2.1)

где:

       - объем финансового обеспечения выполнения государственного задания;

       - расчетно-нормативные затраты на оказание i-той государственной услуги.

      Расчетно-нормативные затраты на оказание государственной услуги на соответствующий год определяются индивидуально для каждого учреждения культуры по формуле:

        ,                                                                                  (2.2)

где:

       - норматив затрат на оказание единицы i-той государственной услуги учреждения культуры на соответствующий финансовый год;

        - объем (количество единиц) оказания i-той государственной услуги в соответствующем финансовом году (в соответствии с плановыми показателями государственного задания);

        - поправочный коэффициент на соответствующий финансовый год.

     Для расчета норматива за единицу оказания i-той государственной услуги приняты следующие показатели (см. Приложение 2).

     Норматив затрат на оказание единицы i-той государственной услуги учреждения культуры на соответствующий финансовый год определяется по формуле:

         ,                                  (2.3)

где:

      - норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда (только работников, которые принимают непосредственное участие в оказании соответствующей услуги);

     - норматив затрат на гарантии и компенсации работников;

      - норматив затрат на коммунальные услуги;

    - норматив затрат на содержание недвижимого имущества (за исключением затрат на капитальный ремонт и увеличение стоимости основных средств, а также расходов, имеющих разовый характер);

    - норматив затрат, имеющих отраслевой характер;

   - норматив затрат на общехозяйственные нужды.

      Расчет норматива затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда представлены в Приложении 3.

      Структура затрат на оказание государственной услуги может изменяться в пределах общей стоимости государственной услуги.

     Норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда ( ) включает в себя норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда (далее - затраты на оплату труда и начисления).

     При расчете норматива затрат на оплату труда и начисления, распределение затрат на прямые и косвенные производится в процентном соотношении в зависимости от специфики деятельности учреждений (см. Приложение 3).

       Заработная плата работников государственных учреждений культуры включает в себя:

а) должностной оклад (оклад);

б) повышение должностного оклада (оклада);

в) выплаты компенсационного характера;

г) выплаты стимулирующего характера.

      Квалификационно-должностной состав работников учреждения, месячные должностные оклады руководителей, специалистов и служащих, оклады рабочих определяются штатным расписанием.

       Затраты на оплату труда определяются на основании штатных расписаний, действующих в учреждениях культуры, из расходов базисного периода с применением коэффициентов повышения оплаты труда в соответствии с действующим республиканским законодательством, а также с учетом финансовых возможностей республиканского бюджета.

      Затраты на начисления на выплаты по оплате труда включают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и рассчитываются на основе затрат на оплату труда с учетом ставки начислений, установленной действующим законодательством.

     Норматив затрат на гарантии и компенсации работников Nгар включает в себя затраты на ежемесячную компенсационную выплату работнику по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, оплату проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно работникам культурных учреждений в соответствии  с законодательством  и определяется по формуле:

 

        ,                                                                       (2.4)

где:

- затраты на ежемесячную компенсационную  выплат работнику по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

       - затраты на оплату проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно в соответствии с действующим законодательством;

     Для определения величины норматива на прогнозируемый финансовый год на гарантии и компенсации работников за базу расчета принимаются  расходы за год, предшествующий текущему финансовому году (отчетному), по данному направлению расходов в отчетном финансовом году, число работников учреждения,  предъявивших проездные документы для оплаты за год, предшествующий текущему финансовому году (отчетному) и штатная численность учреждения.

     Норматив для музеев включает в себя:

а) затраты на приобретение в государственную  собственность исключительных прав на  произведения культуры и искусства в целях пополнения коллекций и фондов учреждений;

б) затраты на проведение мероприятий;

      Норматив для театрально-зрелищных  и концертных организаций:

а) затраты на осуществление постановочной и  гастрольной деятельности;

б) затраты на проведение мероприятий;

       При расчете норматива затрат, имеющих отраслевой характер за базу расчета принимаются расходы бюджета по всем учреждениям культуры по данному направлению расходов в финансовом году, предшествующем текущему финансовому году (отчетному), которые определяются по данным годового отчета, планируемые расходы на очередной финансовый год.

      Из общего объёма расходов на обеспечение деятельности учреждения для расчета норматива затрат исключаются затраты, имеющие целевой характер:

а) затраты на информатизацию учреждений культуры;

б) затраты на текущий ремонт;

в) затраты на приобретение оборудования;

г) затраты на расходы капитального характера;

д) затраты на целевые программы и мероприятия.

      Дополнительно к финансированию по нормативам затрат учреждений культуры осуществляется финансирование за счет средств республиканского бюджета на текущие и капитальные расходы,  имеющие разовый и целевой характер.

     Таким образом, программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач.        Целевая программа – это комплексный документ, целью которого является решение приоритетной на данный момент задачи. Целевые программы являются  гибким инструментом реализации долгосрочной экономической политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы.      Программно-целевой метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств.

     Нормативный метод - определение объема бюджетного ассигнования на основе нормативов, утвержденных в соответствующих документах.       При расчете нормативов за базу расчета принимаются расходы бюджета учреждения культуры в финансовом году, предшествующем текущему финансовому году (отчетному), которые определяются по данным годового отчета.    Нормативы на прогнозируемый финансовый год рассчитываются с применением индексов-дефляторов, установленных на текущий финансовый (отчетный) и прогнозируемые финансовые годы.

Информация о работе Планирование расходов бюджета на культуру и искусство