Планирование расходов бюджета на культуру и искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

В современном мире культура приобретает особую социальную значимость и рассматривается как фактор духовного здоровья населения, социальной стабильности, национальной безопасности, как фактор привлекательности территории для проживания и инвестирования. Обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства можно только за счет вклада культуры в человеческий капитал. Приращение этого капитала происходит в значительной мере в процессе реализации потенциала культуры.

Содержание работы

Введение 3 1. Расходы бюджетов на культуру и искусство, их необходимость и характеристи-ка 5 2. Методика планирования расходов бюджетов бюджетной системы РФ на куль-туру и искусство 21 3. Перспективы совершенствования методики планирования расходов бюджетов на культуру и искусство в России 29 Заключение 39 Список использованных источников 41 Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая культура.doc

— 483.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ               «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Институт экономики и  финансов

 

 

Кафедра финансов

 

                                    КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине  «Бюджетное планирование и прогнозирование»

Тема: «Планирование расходов бюджета на культуру и искусство»

 

 

Выполнила                                                                                       Латыпова М. Р.

Группа                                                                                                                   453

Проверила                                                                        ст. преп. Шавалеева Ч. М.

 

Казань 2012

    

     Содержание

 

Введение                                                                                                               3             1. Расходы бюджетов на культуру и искусство, их необходимость и характеристика                                                5              2. Методика планирования расходов бюджетов бюджетной системы РФ на культуру и искусство                                              21             3.  Перспективы совершенствования методики планирования расходов бюджетов на культуру и искусство в России                                         29       Заключение                        39 Список использованных источников                  41 Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Введение

 

      В современном мире культура  приобретает особую социальную  значимость и рассматривается  как фактор духовного здоровья  населения, социальной стабильности, национальной безопасности, как фактор привлекательности территории для проживания и инвестирования. Обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства можно только за счет вклада культуры в человеческий капитал. Приращение этого капитала происходит в значительной мере в процессе реализации потенциала культуры.         Государственная политика в сфере культуры в Российской Федерации направлена на сохранение культурного наследия и развитие культурного многообразия, на повышение уровня вовлеченности граждан в культурную жизнь, на расширение культурных услуг для социально незащищенных слоев населения.   Современные проблемы результативности расходов бюджета и возможности их решения широко обсуждаются в экономической литературе. Изучение и систематизация трудов ведущих российских ученых-экономистов и специалистов-практиков в области государственных финансов показали необходимость более глубокого исследования процесса реформирования бюджетного процесса и создания эффективной системы бюджетных расходов. Требуют своего решения вопросы ориентированного на результат планирования расходов бюджетов на культуру, которое в силу исключительного многообразия (театры, музеи, библиотеки и т.д.) и состава учреждений культуры имеет свою специфику.

      Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма.

     Объектом исследования данной курсовой работы является планирование расходов бюджета на культуру и искусство.  Актуальность темы данного исследования также заключается в том, что, сметное планирование позволяет определить слабые стороны финансирования учреждения и принять правильное решение в процессе планирования бюджета на очередной финансовый год.

     Предмет курсовой работы – методология планирования расходов бюджета на культуру и искусство.

     Целью нашей курсовой работы является исследование особенностей планирования расходов бюджета на культуру и искусство.

      Для достижения этой цели нужно решить  следующие задачи:                             а) исследовать необходимость и структуру бюджетного финансирования культуры и искусства;

      б) рассмотреть методику планирования расходов бюджета на культуру и искусство;

     в) предложить направления совершенствования планирования бюджетных расходов на культуру и искусство.

     В первой главе нашей работы мы изучили необходимость финансирования расходов бюджетов на культуру и искусство, а также состав и структуру данных  расходов бюджетов. Во второй главе мы рассмотрели методику планирования расходов бюджета, и, наконец, в третьей главе определили пути совершенствования расходов на культуру и искусство. Структура нашей работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

     В процессе изучения данной темы были использованы и проанализированы законодательство Российской Федерации и Республики Татарстан в сфере культуры и искусств, подзаконные нормативные правовые акты, научная и учебная литература, данные сайтов Министерства финансов РФ, Министерства культуры РФ,  Федерального Казначейства и т. д.                                     

1. Расходы бюджетов на культуру и искусство, их необходимость и характеристика

     В статье 7 Конституции  РФ провозглашено, что Российская Федерация  -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе его образовательного и культурного уровня.

      Согласно Закону Российской Федерации от 09 октября 1992 г. № 3612-1 (в ред. от 23.12.2003 N 186-ФЗ),  культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.  

     Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов.

      Необходимость бюджетного финансирования  культуры и искусства,  на наш взгляд,  заключается в следующем:

- сохранение  культурного потенциала и культурного  наследия страны, системы творческого  и художественного образования,  обеспечение преемственности развития российской культуры, наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций, содействие развитию отечественной кинематографии;

- обеспечение единства  культурного пространства, равных  возможностей для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп для получения доступа к культурным ценностям, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве;

- формирование  ориентации личности и социальных  групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества и т. д.

      В соответствии с бюджетной классификацией, расходы бюджета на культуру отражаются по разделу  «Культура, кинематография», который включает в себя следующие подразделы:

     а) культура;

     б)  кинематография;

     в) прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии;

     г) другие  вопросы в области культуры, кинематографии.

     По подразделу 0801 «Культура» подлежат отражению  расходы на обеспечение деятельности  учреждений культуры, включая особо  ценные объекты (учреждения) культурного наследия народов Российской Федерации, дворцов и домов культуры, библиотек, музеев и постоянных выставок, театров, цирков, концертных и других организаций исполнительских искусств, государственную поддержку организаций в сфере культуры, творческих союзов, сохранение культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, подготовку и проведение мероприятий в сфере культуры.

     По подразделу 0802 «Кинематография» подлежат отражению  расходы на государственную поддержку в сфере кинематографии и обеспечение деятельности учреждений этой сферы, в том числе отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.

   По подразделу 0803 «Прикладные научные исследования  в области культуры, кинематографии»  подлежат отражению расходы на научно-исследовательские работы в сфере культуры, кинематографии.

     По подразделу 0804 «Другие вопросы в области  культуры, кинематографии» подлежат  отражению расходы на обеспечение  деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, учреждений, осуществляющих руководство, управление в сфере культуры, кинематографии, а также разработку общей политики, планов, программ и бюджетов в этой сфере, управление ими, их координацию и контроль, формирование и ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; обеспечение деятельности Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации и иные расходы, включая выплату премий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области культуры, кинематографии, не отнесенные на другие подразделы данного раздела     

    Далее рассмотрим  полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области культуры.         В соответствии с  Законом Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-1(в ред. от 23.12.2003 N 186-ФЗ) к полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры относятся:          а) обеспечение прав и свобод человека в области культуры;    б) установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры;        в) правовое регулирование отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации;           г) формирование федерального бюджета в части расходов на культуру;   д) координация внешней политики в области культурного сотрудничества; е) регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей;    ж) определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, установление минимального размера ставок авторского вознаграждения по федеральным учреждениям культуры на основании перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации;   з) создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации;       и) контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре;              к) сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности, и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;          л) охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.  К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относятся[3, с.39]:        а) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;     б) организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации;          в) создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);          г) организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);         д) поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);          е) поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.      Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения.      К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области культуры относятся:            а) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;   б) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;           в) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения,          охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории поселения;    г) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении.       К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области культуры относятся:            а) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;               б) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;                в) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района. К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области культуры относятся:             а) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа;   б) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;         в) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;             г) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе.        В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области культуры устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.                      Российская Федерации при передаче своих полномочий в области культуры и искусства субъекту РФ предоставляет субвенции из федерального бюджета. Субъект РФ, в свою очередь, при передаче своих полномочий на муниципальный уровень осуществляет предоставление субвенций из бюджета субъекта РФ.   В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 609 «Об утверждении положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» в основным типам учреждений культуры и искусства относятся: профессиональные театры (драматические, оперные, балетные, кукол и другие), филармонии, цирки, самостоятельные творческие исполнительские коллективы, концертные залы, творческие центры и другие организации исполнительских искусств, основная деятельность которых ориентирована на публичный показ спектаклей, концертов, цирковых, эстрадных и других представлений и (или) их организацию и подготовку.  Также к учреждениям культуры относятся библиотеки, музеи, депозитарии произведений культуры и искусства, выставочные залы и картинные галереи, парки культуры и отдыха, зоопарки, учреждения клубного типа (дома и дворцы культуры, клубы, социально - культурные и другие специализированные и многофункциональные комплексы и объединения), центры культуры и искусства, научно - методические центры народного творчества и другие организации, основная деятельность которых носит просветительный, культурно - досуговый и (или) научно - методический и информационный характер.        Организации культуры могут быть учреждены:

- федеральными  органами государственной власти  и управления;

- органами государственной  власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

- общественными  и религиозными организациями,  фондами и другими общественными  объединениями;

- иными, в  том числе иностранными юридическими, а также физическими лицами.

       До 2011 года расходы на культуру  и искусство отражались по  разделу «Культура,    кинематография и средства массовой информации». С 2011 года  из данного раздела выделяются  два новых  раздела «Культура,    кинематография» и «СМИ». Рассмотрим  состав и структуру расходов федерального, регионального и местного бюджетов по разделу «Культура,    кинематография».

 

                   Таблица 1.1

Удельный  вес расходов по разделу «Культура, кинематография» в общей сумме расходов федерального бюджета на период с 2011 по 2014 годы[12]

 

2011 г.

2012 г.

2013г.

2014 г.

Показатель

Сумма, млн. рублей

Удельный вес, %

Сумма, млн. рублей

Удельный вес, %

Сумма, млн. рублей

Удельный вес, %

Сумма, млн. рублей

Удельный вес, %

Всего расходов, в том числе:

11027,1

100,0

12656,5

100,0

13378,4

100,0

13749,4

100

Культура, кинематография

88,0

0,8

86,2

0,7

84,6

0,6

82,7

0,6


 

     Проанализировав  данные таблицы, можно сделать вывод, что    расходы     по разделу «Культура, кинематография» занимают незначительный удельный вес в расходах федерального бюджета. В 2011 году они составляли 0,8%, в 2012 году составят 0,6%, а в 2013-2014 годах составят всего лишь 0,5% от всех расходов федерального бюджета.            Следует также отметить, что на период до 2014 года расходы по разделу «Культура, кинематография» будут сокращены в связи с сокращением расходов  по подразделу «Культура»  и по подразделу «Другие вопросы в области культуры, кинематографии».                    

Информация о работе Планирование расходов бюджета на культуру и искусство