Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 19:00, курсовая работа
В современном мире культура приобретает особую социальную значимость и рассматривается как фактор духовного здоровья населения, социальной стабильности, национальной безопасности, как фактор привлекательности территории для проживания и инвестирования. Обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства можно только за счет вклада культуры в человеческий капитал. Приращение этого капитала происходит в значительной мере в процессе реализации потенциала культуры.
Введение 3 1. Расходы бюджетов на культуру и искусство, их необходимость и характеристи-ка 5 2. Методика планирования расходов бюджетов бюджетной системы РФ на куль-туру и искусство 21 3. Перспективы совершенствования методики планирования расходов бюджетов на культуру и искусство в России 29 Заключение 39 Список использованных источников 41 Приложения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
Институт экономики и финансов
Кафедра финансов
по дисциплине «Бюджетное планирование и прогнозирование»
Тема: «Планирование расходов бюджета на культуру и искусство»
Выполнила
Группа
Проверила
Казань 2012
Содержание
Введение
В современном мире культура
приобретает особую социальную
значимость и рассматривается
как фактор духовного здоровья
населения, социальной стабильн
Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма.
Объектом исследования данной курсовой работы является планирование расходов бюджета на культуру и искусство. Актуальность темы данного исследования также заключается в том, что, сметное планирование позволяет определить слабые стороны финансирования учреждения и принять правильное решение в процессе планирования бюджета на очередной финансовый год.
Предмет курсовой работы – методология планирования расходов бюджета на культуру и искусство.
Целью нашей курсовой работы является исследование особенностей планирования расходов бюджета на культуру и искусство.
Для достижения этой цели нужно
решить следующие задачи:
б) рассмотреть методику планирования расходов бюджета на культуру и искусство;
в) предложить направления совершенствования планирования бюджетных расходов на культуру и искусство.
В первой главе нашей работы мы изучили необходимость финансирования расходов бюджетов на культуру и искусство, а также состав и структуру данных расходов бюджетов. Во второй главе мы рассмотрели методику планирования расходов бюджета, и, наконец, в третьей главе определили пути совершенствования расходов на культуру и искусство. Структура нашей работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В процессе изучения данной
темы были использованы и проанализированы
законодательство Российской Федерации
и Республики Татарстан в сфере культуры
и искусств, подзаконные
нормативные правовые акты, научная и
учебная литература, данные сайтов
Министерства финансов РФ, Министерства
культуры РФ, Федерального Казначейства
и т. д.
1. Расходы бюджетов на культуру и искусство, их необходимость и характеристика
В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе его образовательного и культурного уровня.
Согласно Закону Российской Федерации от 09 октября 1992 г. № 3612-1 (в ред. от 23.12.2003 N 186-ФЗ), культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов.
Необходимость бюджетного
- сохранение
культурного потенциала и
- обеспечение единства культурного пространства, равных возможностей для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп для получения доступа к культурным ценностям, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве;
- формирование
ориентации личности и
В соответствии с бюджетной классификацией, расходы бюджета на культуру отражаются по разделу «Культура, кинематография», который включает в себя следующие подразделы:
а) культура;
б) кинематография;
в) прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии;
г) другие вопросы в области культуры, кинематографии.
По подразделу
0801 «Культура» подлежат отражению
расходы на обеспечение
По подразделу
0802 «Кинематография» подлежат
По подразделу 0803
«Прикладные научные
По подразделу
0804 «Другие вопросы в области
культуры, кинематографии» подлежат
отражению расходы на
Далее рассмотрим полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области культуры. В соответствии с Законом Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-1(в ред. от 23.12.2003 N 186-ФЗ) к полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры относятся: а) обеспечение прав и свобод человека в области культуры; б) установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры; в) правовое регулирование отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации; г) формирование федерального бюджета в части расходов на культуру; д) координация внешней политики в области культурного сотрудничества; е) регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей; ж) определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, установление минимального размера ставок авторского вознаграждения по федеральным учреждениям культуры на основании перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации; з) создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации; и) контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре; к) сохранение, использование, популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности, и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; л) охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относятся[3, с.39]: а) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения; б) организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации; в) создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации); г) организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти); д) поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти); е) поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения. К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области культуры относятся: а) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения; б) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; в) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории поселения; г) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении. К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области культуры относятся: а) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов; б) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; в) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района. К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области культуры относятся: а) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа; б) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; в) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа; г) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области культуры устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Российская Федерации при передаче своих полномочий в области культуры и искусства субъекту РФ предоставляет субвенции из федерального бюджета. Субъект РФ, в свою очередь, при передаче своих полномочий на муниципальный уровень осуществляет предоставление субвенций из бюджета субъекта РФ. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 609 «Об утверждении положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» в основным типам учреждений культуры и искусства относятся: профессиональные театры (драматические, оперные, балетные, кукол и другие), филармонии, цирки, самостоятельные творческие исполнительские коллективы, концертные залы, творческие центры и другие организации исполнительских искусств, основная деятельность которых ориентирована на публичный показ спектаклей, концертов, цирковых, эстрадных и других представлений и (или) их организацию и подготовку. Также к учреждениям культуры относятся библиотеки, музеи, депозитарии произведений культуры и искусства, выставочные залы и картинные галереи, парки культуры и отдыха, зоопарки, учреждения клубного типа (дома и дворцы культуры, клубы, социально - культурные и другие специализированные и многофункциональные комплексы и объединения), центры культуры и искусства, научно - методические центры народного творчества и другие организации, основная деятельность которых носит просветительный, культурно - досуговый и (или) научно - методический и информационный характер. Организации культуры могут быть учреждены:
- федеральными
органами государственной
- органами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
- общественными
и религиозными организациями,
фондами и другими
- иными, в том числе иностранными юридическими, а также физическими лицами.
До 2011 года расходы на культуру и искусство отражались по разделу «Культура, кинематография и средства массовой информации». С 2011 года из данного раздела выделяются два новых раздела «Культура, кинематография» и «СМИ». Рассмотрим состав и структуру расходов федерального, регионального и местного бюджетов по разделу «Культура, кинематография».
Таблица 1.1
2011 г. |
2012 г. |
2013г. |
2014 г. | |||||
Показатель |
Сумма, млн. рублей |
Удельный вес, % |
Сумма, млн. рублей |
Удельный вес, % |
Сумма, млн. рублей |
Удельный вес, % |
Сумма, млн. рублей |
Удельный вес, % |
Всего расходов, в том числе: |
11027,1 |
100,0 |
12656,5 |
100,0 |
13378,4 |
100,0 |
13749,4 |
100 |
Культура, кинематография |
88,0 |
0,8 |
86,2 |
0,7 |
84,6 |
0,6 |
82,7 |
0,6 |
Проанализировав
данные таблицы, можно сделать вывод, что
расходы по разделу «Культура,
кинематография» занимают незначительный
удельный вес в расходах федерального
бюджета. В 2011 году они составляли 0,8%, в
2012 году составят 0,6%, а в 2013-2014 годах составят
всего лишь 0,5% от всех расходов федерального
бюджета. Следует также отметить, что на
период до 2014 года расходы по разделу «Культура,
кинематография» будут сокращены в связи
с сокращением расходов по подразделу
«Культура» и по подразделу «Другие
вопросы в области культуры, кинематографии».
Информация о работе Планирование расходов бюджета на культуру и искусство