Планирование расходов бюджета на культуру и искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

В современном мире культура приобретает особую социальную значимость и рассматривается как фактор духовного здоровья населения, социальной стабильности, национальной безопасности, как фактор привлекательности территории для проживания и инвестирования. Обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства можно только за счет вклада культуры в человеческий капитал. Приращение этого капитала происходит в значительной мере в процессе реализации потенциала культуры.

Содержание работы

Введение 3 1. Расходы бюджетов на культуру и искусство, их необходимость и характеристи-ка 5 2. Методика планирования расходов бюджетов бюджетной системы РФ на куль-туру и искусство 21 3. Перспективы совершенствования методики планирования расходов бюджетов на культуру и искусство в России 29 Заключение 39 Список использованных источников 41 Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая культура.doc

— 483.00 Кб (Скачать файл)

    Во-первых, политика налогового протекционизма – проверенное средство поддержки культуры, которое в нынешних условиях неоправданной отмены ряда налоговых льгот требует ясного подтверждения. При этом само государство устанавливает лишь «правила игры», предоставляя налоговые льготы различным участникам культурной деятельности: отдельным категориям потребителей, творческим работникам, собирателям и хранителям наследия, государственным учреждениям и некоммерческим организациям, спонсорам и благотворительным организациям. Отказываясь от части налоговых доходов, государство предоставляет возможность налогоплательщикам самостоятельно решать вопрос, кому и в каком объеме надо оказать поддержку.

     Во-вторых, маркированные налоги – также уже традиционный способ пополнения «бюджета культуры». Опыт других государств, обладающих зрелым рыночным хозяйством, и стран с транзитной экономикой свидетельствует об эффективности подобных мер. Учитывая это, а также специфику российской экономической жизни, следует продумать возможности введения специальных налогов и/или целевых отчислений от  определенной доли существующих налогов, сборов и пошлин в пользу культуры.

     В-третьих, создание самоуправляемых фондов, аналогичных РФФИ и РГНФ - давно ожидаемое внедрение опробованной во всем мире модели распределения финансовых ресурсов «на расстоянии вытянутой руки». Речь идет об адресной поддержке инициативных проектов в области культуры и культурного наследия, осуществляемых отдельными работниками и/или их небольшими коллективами. В этом случае конкурсные процедуры и участие общественности позволят «отдалить» получателей средств от представителей государственной власти. Ресурсы таких фондов могут формироваться за счет определенной доли совокупных бюджетных ассигнований на культуру; доходов от всероссийской лотереи; поступлений от маркированных налогов и целевого направления доли некоторых других налогов; части доходов от арендных платежей и других форм использования недвижимых памятников культуры; добровольных пожертвований и взносов предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан; из других внебюджетных источников.

    В-четвертых, разграничение прав на интеллектуальную собственность. В дополнение к действующим правам, регулируемым законом об авторском праве и смежным правам, введение права на конечный продукт, создаваемый организацией культуры, позволит вернуть в сферу культуры доходы от несанкционированного использования культурных благ, незаконно извлекаемые физическими и юридическими лицами.

      Итак, нынешнее финансовое положение учреждений культуры можно охарактеризовать как нестабильное. При всем кажущемся разнообразии каналов и источников финансирования на сегодняшний день серьезно можно говорить только о бюджетных ассигнованиях. Фактически учреждения культуры оказались «меж двух огней»: с одной стороны, слабая государственная поддержка, а с другой - усиление налогового пресса, накладывающее ограничение на развитие предпринимательской деятельности и не дающее возможности вкладывать заработанные средства даже в собственное развитие. 

      В целях обеспечения стабильного функционирования учреждениям культуры необходимо: 

- рациональное использование бюджетных ресурсов; 

- равномерное распределение бюджетных ресурсов между отдельными подотраслями культуры и регионами; 

- увеличение доли других источников финансирования; 

- совершенствование хозяйственного механизма учреждений культуры; 

- соблюдение режима экономии в деятельности; 

- использование в высокорентабельных отраслях культуры долгосрочных кредитов государственных российских банков. 

     Также для более эффективного финансирования учреждений культуры необходимо: 

- более широко использовать социально-творческий заказ как форму целевого бюджетного финансирования учреждений культуры; 

- дать возможность учреждениям культуры направлять полученные доходы на расширение и совершенствование творческой деятельности, освободив их от уплаты всех видов налогов в бюджеты разных уровней; 

- принять ряд мер по стимулированию внебюджетных поступлений в сферу культуры и искусства: 

- формировать правовую базу, обеспечивающую благоприятные условия для развития благотворительности и спонсорства; 

- активнее использовать права органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления по дополнительному материальному и моральному стимулированию благотворителей и спонсоров; 

- инициировать создание новых благотворительных фондов и общественных объединений, деятельность которых будет направлена как на содействие развитию и сохранению культуры и искусства в целом, так и на поддержку отдельных учреждений культуры и культурных проектов; 

- обеспечить сбор, обработку и распространение информации о существующих в нашей стране благотворительных фондах подобного рода, оказывать творческим коллективам методическую помощь в оформлении заявок на получение грантов от этих фондов.

     Таким образом, введение нормативов минимальных бюджетных расходов на культуру является одновременно эффективным инструментом сокращения «зоны произвола» чиновников. Выбирая зарубежные образцы, на которые целесообразно ориентироваться при определении минимальных нормативов государственных расходов, следует учитывать особенности нашей страны и сложившийся уровень развития культуры.

    Заключение

 

    Таким образом,   необходимость бюджетного финансирования культуры и искусства,  на наш взгляд,  заключается в сохранении культурного потенциала и культурного наследия страны, системы творческого и художественного образования, обеспечении преемственности развития российской культуры, наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций, содействии развитию отечественной кинематографии; обеспечении единства культурного пространства, равных возможностей для жителей различных территорий страны и представителей разных социальных групп для получения доступа к культурным ценностям, создании условий для диалога культур в многонациональном государстве и т. д.

      В соответствии с бюджетной  классификацией, расходы бюджета  на культуру отражаются по  разделу  «Культура, кинематография», который включает в себя следующие подразделы: культуру, кинематографию, прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии; другие вопросы в области культуры, кинематографии.

     Финансирование  расходов на культуру относится  к полномочиям органов власти всех уровней. К  полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры относятся обеспечение прав и свобод человека в области культуры, установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры и т. д.      К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения; организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации и другие.       К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области культуры относятся организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры и т. д.         Российская Федерации при передаче своих полномочий в области культуры и искусства субъекту РФ предоставляет субвенции из федерального бюджета. Субъект РФ, в свою очередь, при передаче своих полномочий на муниципальный уровень осуществляет предоставление субвенций из бюджета субъекта РФ.   Одними из основных методов планирования расходов бюджетов на культуру и искусство являются нормативный и программно-целевой методы. Программно-целевой метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств. Нормативный метод предполагает определение объема бюджетного ассигнования на основе нормативов, утвержденных в соответствующих документах. 

      В целях обеспечения стабильного функционирования учреждениям культуры необходимо: рациональное использование бюджетных ресурсов;  равномерное распределение бюджетных ресурсов между отдельными подотраслями культуры и регионами; увеличение доли других источников финансирования;  совершенствование хозяйственного механизма учреждений культуры; соблюдение режима экономии в деятельности и т. д.

      Список использованных источников:

 

1. Конституция Российской Федерации:  офиц. текст (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7- ФКЗ).- Ростов н /Д: Феникс, 2009.- 63 с.- (Закон и общество).                                   

2. Бюджетный кодекс РФ о 31 августа 1998г. №145. // [Электронный ресурс]:  СПС «Гарант» -Последнее обновление 12.05.2011.

3. «Основы законодательства  Российской Федерации о культуре» [Электронный ресурс]: Закон Российской Федерации от 09 октября 1992 г. № 3612-1  (в ред. от 23.12.2003 N 186-ФЗ). Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Версия Проф.                            4. «О библиотечном деле» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.94 г. №78-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 N 370-ФЗ). Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Версия Проф.                                                    5. «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ (в ред. от 23.02.2011 N 19-ФЗ). Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Версия Проф.   ;                      6. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (в ред. от 06.11.2011 N 301-ФЗ). Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Версия Проф.                   7. «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 12 ноября 1993 г. № 1904 (в ред от 08.02.2001 N 136). Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Версия Проф.                  8. «О премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры» [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 3 февраля 2011 г. № 144). Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Версия Проф. 

9. «Об утверждении положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 609 (в ред. от 23.12.2002 № 919)

10. «О федеральной целевой программе  «Культура России (2012 - 2018 годы)» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 186

11. «О бюджете муниципального образования города Казани на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» [Электронный ресурс]: Решение Казанской Городской Думы от 28 ноября 2011 г. № 6-9 (в ред. от 25.02.2012 № 10-12). Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Версия Проф.

12. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: Динамика бюджетных ассигнований федерального бюджета за 2011-2014 года. - Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2012. - Режим доступа: htpp:// www.minfin.ru                             13. Министерство культуры РФ [Электронный ресурс]: Положение о Министерстве культуры Российской Федерации (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 590) - Официальный сайт Министерства культуры РФ, 2012. - Режим доступа: htpp:// mkrf.ru                                   14. Министерство финансов РТ [Электронный ресурс]: Проект закона РТ «О бюджете Республики Татарстан на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» - Официальный сайт Министерства финансов РТ, 2012. - Режим доступа: htpp://minfin.tatarstan.ru                                                                                       15. «Об утверждении нормативов финансовых затрат и нормативов содержания имущества театров Республики Татарстан на 2012 год» [Электронный ресурс]:  Постановление Кабинета Министров  №  1048  от  21.12.2011. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Версия Проф.

 16. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2010. - №4.15.Российский статистический ежегодник / Стат. сб. - М.: Госкомстат России, 2010. Бабич А.М. Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. /М.: Юристъ, 2009. – 385 с.                                                                                                                                                 17. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О.В. Врублевской / М.: Юрайт-Издат, 2010. – 838 с.                         18. Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирования культурной деятельности. /М.:Финансы,2010.–825с.                                                                                                                        19. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. / М.: Инфра-М, 2010. – 485 с.                                    20. Калягина А.А «Культура и будущее России. Новый взгляд» [Электронный ресурс]: Доклад председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры А.А.Калягина.                  19. 21. Кокорев А.К., Кузык М.В. Повышение эффективности бюджетного финансирования государственных учреждений. том 2. / М.: CEPRA, 2009.                           22. Курченко Л. Ф., Сабетова Т. А. Финансы //  «Разработка ведомственных программ при программно-целевом бюджетировании».- М,  2011г.,  № 2.

Информация о работе Планирование расходов бюджета на культуру и искусство