Платежный баланс и его влияние на функционирование финансовой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрытие структуры платежного баланса, факторов , влияющих на платежный баланс, основных методов его регулирования.
В задачу курсовой работы входит обзор платежного баланса России и его особенности на современном этапе экономических реформ России .

Содержание работы

Введение
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА
1.1.Понятие платежного баланса
1.2. Структура платежного баланса
1.3.Факторы, влияющие на платежный баланс
2.МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА
2.1. Методы регулирования дефицитного платежного баланса
2.2. Методы регулирования профицитного (активного) платежного баланса
2.3.Методы балансирования платежных балансов
3.ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА И ЕГО ОЦЕНКА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 73.61 Кб (Скачать файл)

Главным средством окончательного балансирования платежного баланса  служат резервы свободно конвертируемой иностранной валюты. После второй мировой войны США и Великобритания погашали дефициты своих платежных  балансов национальной валютой, так  как Бреттонвудское соглашение придало доллару и фунту стерлингов статус резервной валюты.

С 70-х годов для приобретения иностранной валюты, необходимой  для покрытия дефицита платежного баланса, стали применяться СДР путем  перевода их со счета одной страны на счет другой в МВФ. Однако эмиссия  СДР незначительна, их доля в международных  ликвидных резервах невелика. Они  неравномерно распределяются между  странами — членами МВФ в зависимости  от их взносов в его капитал. Вопреки  первоначальному замыслу лишь 20% выпущенных СДР используются для погашения пассивного сальдо платежного баланса. В 1979 - 1998 гг. страны — члены ЕВС для покрытия дефицита платежного баланса применяли также экю, которые заменены евро с 1999 г. Вспомогательным средством балансирования платежного баланса является продажа иностранных и национальных ценных бумаг на иностранную валюту. Например, США частично покрывают пассивное сальдо своего платежного баланса, размещая облигации казначейства в центральных банках других стран.

Окончательным средством  погашения дефицита платежного баланса  служит также иностранная помощь в форме субсидий и даров.

Активное сальдо платежного баланса используется государством для погашения (в том числе  досрочного) внешней задолженности  страны, предоставления кредитов иностранным  государствам, увеличения официальных  золотовалютных резервов, вывоза капитала.

Новым явлением стало межгосударственное регулирование платежного баланса  с середины 70-х гг. Оно возникло как следствие глобализации мирового хозяйства и недостаточной эффективности  национального регулирования. С  возрастанием интерпретации воспроизводства  длительное неравновесие платежного баланса  усиливает диспропорции в экономике  отдельных стран и в мировом  хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного  регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствам  регулирования платежных балансов относятся: унификация правил основных форм международных расчетов, согласование условий государственного кредитования экспорта, двухсторонние правительственные  кредиты, кредиты международных  финансовых институтов.

Мировой опыт регулирования  платежного баланса свидетельствует  о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает  две тенденции — партнерство  и разногласия — во взаимоотношениях стран с активным и пассивным  платежным балансом. Возникают острые конфликты по вопросам либерализации  рынков финансовых услуг и телекоммуникаций, регулирования авторских и патентных  прав, санитарных требований, сертификации продукции, технических стандартов между развитыми государствами, а также между ними и развивающимися странами.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ  ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА И ЕГО ОЦЕНКА  НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Органам государственной  власти, определяющим внешнеэкономическую, финансовую и денежно-кредитную  политики, необходима информация о  взаимоотношениях государства как  субъекта международных экономических  отношений с экономическими агентами для принятия решений относительно будущих действий на финансовых, валютных и денежных рынках, в области инвестиционной и ценовой политики.

Особая важность и актуальность такой информации обусловлена финансовыми  взлетами и падениями последних  лет, в связи с которыми необходим  постоянный мониторинг состояния активов  и обязательств страны. Такие макроэкономические отчеты государства, как платежный баланс и международная инвестиционная позиция, содержат в себе всю необходимую информацию для оценки экономических отношений страны с остальным миром и определения ее внешней позиции в экономическом мире.

Составление платежного баланса  как отражение международных  расчетов страны предназначено для  выполнения как учетных, так и  аналитических задач, тесно связанных  между собой. Круг участников международных  операций многообразен: отдельные страны и их группировки, национальные, иностранные  и транснациональные корпорации, банки, национальные и международные  организации и учреждения, частные  лица. Это приводит к необходимости учета, обработки большого числа данных, поступающих не только из национальных, но и из иностранных источников. Отсюда основным требованием становится единство содержания и методов исчисления однородных показателей. На достижение такого единства, придающего универсальный характер применяемым показателям, и возможность проводить их сопоставления, направлены рекомендации, содержащиеся в Руководстве Международного валютного фонда по составлению платежного баланса.

Эти рекомендации положены в основу составления платежных  балансов стран – членов МВФ. В  то же время отдельные страны вносят в правила составления платежных  балансов свои элементы, обусловленные  особенностями экономик, внешнеэкономического положения, принятой системы национального  счетоводства. Поэтому сопоставление  показателей платежных балансов отдельных стран всегда содержит определенную долю условности и неточности, избежать которых невозможно по этой причине вытекающие из подобных сопоставлений  выводы указывают в первую очередь  на масштабы анализируемых явлений, основные направления процессов  и их последствия, но не могут претендовать на абсолютную полноту и точность оценок.

В платежном балансе отражаются экономические отношения данной страны с другими странами. Очень  важно, чтобы форма производимых в нем записей имела относительно высокую степень унификации и  давала возможность производить  сопоставления. Поэтому при составлении  платежного баланса за основу принимаются  методические рекомендации Международного валютного фонда. Согласно п. 13 ч. II рекомендаций МВФ, «платежный баланс представляет собой  статистическую сводку, системно суммирующего экономические сделки страны с остальным  миром за определенный период». Это  самое простое и самое лаконичное определение термина «платежный баланс». Далее в этом же параграфе  методических рекомендаций дается расширенная  трактовка платежного баланса, в  которой отмечается, что он показывает «операции между резидентами  и нерезидентам, касающиеся товаров, услуг и доходов, финансовых обязательств и требований данной страны к остальному миру, а также дары, классифицируемые как трансферты…».

При составлении платежного баланса все участники международных  отношений делятся на две категории  – резидентов и нерезидентов. С  позиции конкретной страны все остальные  ее партнеры по международным экономическим  сделкам являются нерезидентами  и, соответственно, резидентами своих  стран. Понятия «резидент» и «нерезидент» отражены в соответствующих законодательствах  каждой страны. В Российской Федерации  согласно Закону «О валютном регулировании  и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. резидентами являются:

а)   физические лица, имеющие постоянное местожительство в России, в том числе временно находящиеся за рубежом;

б)   юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в Российской Федерации;

в)   предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в Российской Федерации;

г)   дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за ее пределами;

д)   находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов, указанных в подпунктах «б» и «в».

Таким образом, к категории  резидентов относятся, прежде всего, российские граждане, имеющие постоянное место  жительства на территории России. Их принадлежность к российскому гражданству определяется российским паспортом. Место нахождения юридического лица определяется, как  правило, местом его государственной  регистрации.

К нерезидентам согласно российскому  законодательству относятся физические лица, имеющие постоянное место жительства за рубежом, в том числе и временно находящиеся в России; юридические  лица, созданные в соответствии с  законодательством иностранных  государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; предприятия  и организации с местонахождением за рубежом, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных  государств; а также иностранные дипломатические миссии и иные официальные представительства стран, международных организаций, их филиалы и представительства.

Теперь важно определить, что означает понятие «экономическая сделка». Исторически в основе этого  понятия лежала купля-продажа товаров  и услуг на международном рынке. Этот вид сделки и сегодня является важнейшим. В большинстве случаев  такая сделка выглядит в виде поставки (обмена) товаров против финансовых активов (денег, долговых обязательств), либо в виде бартера (поставки товара одной страны против товара другой страны). С наступлением эпохи вывоза капитала понятие «экономическая сделка»  стало распространяться на обмен  финансовых активов одной страны на финансовые активы другой страны в  виде купли-продажи акций иностранных  предприятий, государственных долговых обязательств и других иностранных  ценных бумаг. К такого рода сделкам относятся также поставки за границу товаров, услуг и финансовых активов без возмещения, которые обычно именуют трансфертами.

Необходимо обратить внимание на то, что, как видно из определений  платежного баланса, экономическая  сделка предполагает смену собственника товара, услуги, финансового актива. Обычно так и происходит. Однако расширение деятельности транснациональных  корпораций (ТНК) нарушило однозначность  такого подхода. Товары перемещаются из одной страны в другую, оставаясь в собственности одного и того же юридического лица. Например, узлы автомобиля, собранные на заводе «Форд» в США, перевозятся в Мексику для сборки там автомобиля на его дочернем предприятии. Во избежание такой коллизии при создании подобных дочерних предприятий необходимо, чтобы они либо создавались на основе местного законодательства и были зарегистрированы на территории страны пребывания, что придает им статус резидента данной страны, либо имели четкий статус нерезидента. В большинстве случаев заграничные филиалы и дочерние предприятия компаний развитых стран считаются для этих стран нерезидентами.

Поскольку платежный баланс относится к такого рода документу, который представляет собой разновидность бухгалтерского балансового тождества, принципом его составления является классический принцип составления бухгалтерского баланса — принцип двойной записи, или двойной проводки. Одна запись оформляется под рубрикой «кредит» и сумма сделки записывается со знаком (+), другая — под рубрикой «дебет» и сумма сделки записывается со знаком (—). На кредит записываются все платежи, которые поступают в страну, а на дебет — платежи, которые должна страна осуществлять за границу. Таким образом, по кредиту записываются сделки по экспорту товаров и услуг, односторонние переводы в данную страну и потоки финансовых ресурсов в страну, которые увеличивают ее международные обязательства или уменьшают ее международные активы. По дебету, соответственно, записываются сделки по импорту товаров и услуг, односторонние переводы за границу и потоки финансовых ресурсов из страны, которые уменьшают ее международные обязательства или увеличивают ее международные активы.

МВФ разработал методику унификации схемы платежного баланса, результаты которой находят отражение в  периодически переиздаваемом Руководстве  по платежному балансу. В настоящее время публикации платежных балансов стран — членов МВФ осуществляются на основе правил, содержащихся в издании Руководства 1993 г. Предложенная МВФ схема в общих чертах повторяет принятую систему построения статей платежных балансов ведущих стран, но с некоторыми модификациями, которые делают эту схему универсальной и позволяют сравнивать и анализировать платежные балансы не только развитых, но и развивающихся государств, а также государств, осуществляющих переход к рыночной экономике.

Классификация статей платежного баланса по методике МВФ

А. Текущие операции

Товары

Услуги

Доходы от инвестиций

Прочие услуги и доходы

Частные односторонние переводы

Официальные односторонние  переводы

Итог: А. Баланс текущих операций

В. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал

Прямые инвестиции

Портфельные инвестиции

Прочий долгосрочный капитал

Итог: А + В (соответствует  концепции базисного баланса  в США)

С. Краткосрочный капитал

D. Ошибки и пропуски

Итог: А + В + С + D (соответствует  концепции ликвидности в США)

Е. Компенсирующие статьи

Переоценка золотовалютных резервов, распределение и использование  СДР

F. Чрезвычайное финансирование

G. Обязательства, образующие  валютные резервы иностранных  официальных органов

Итог: A+B+C+D+E+F+G (соответствует  концепции официальных расчетов в США)

Н. Итоговое изменение резервов

СДР

Резервная позиция в МВФ

Иностранная валюта

Прочие требования

Кредиты МВФ

Принятая МВФ система  классификации статей платежного баланса  используется как основа национальных методов классификации странами – членами Фонда, включая Россию, которая после вступления в МВФ  также регулярно публикует свой платежный баланс. При этом характер международных расчетов отдельных  стран диктует и особенности  составления ими платежных балансов. Платежные балансы развитых и  развивающихся стран существенно  различаются по содержанию. Есть и  особенности в расчетах отдельных  стран, которые находят отражение  в платежных балансах. Для стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), характерна система составления платежных  балансов на основе методов, принятых в США и других ведущих странах, которые отличаются от схемы, рекомендованной  МВФ, некоторыми деталями.

Информация о работе Платежный баланс и его влияние на функционирование финансовой системы РФ