Платежный баланс Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является совершенствование методов регулирования платежного баланса страны. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и структуру платежного баланса страны;
- рассмотреть основные методы регулирования платежного баланса;
- проанализировать динамику платежного баланса Республики Беларусь за 2011-2012 гг.;
- обозначить пути совершенствования методов регулирования платежного баланса страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1. Понятие и структура платежного баланса
1.2. Основные методы регулирования платежного баланса страны
2. АНАЛИЗ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА 2011-2012 ГГ.
2.1. Анализ динамики состава и структуры счета текущих операций платежного баланса
2.2. Общий анализ платежного баланса Республики Беларусь за
2011-2012 гг.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Файлы: 1 файл

К.Р.ДКБ.docx

— 110.83 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах XX в. стихийный  механизм выравнивания платежного баланса  путем ценового регулирования действует  крайне слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.

В-третьих, в условиях глобализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе  государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической  политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.

Материальной основой  регулирования платежного баланса служат:

1) официальные золото-валютные резервы;

2) национальный доход,  перераспределяемый через государственный бюджет;

3) непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, гаранта, заемщика;

4) регламентация внешнеэкономических  операций с помощью нормативных  актов и органов государственного  контроля.

При регулировании платежного баланса возникает проблема: какие страны (имеющие активное сальдо или дефицит) должны принимать меры по его выравниванию. Рассуждения теоретиков и требования практиков по этому вопросу различны. Обычно под давлением внутренних и внешних факторов проблема выравнивания платежного баланса наиболее остро встает перед странами, имеющими дефицит. Страны с активным балансом международных расчетов призывают их «навести порядок в собственном доме»: ограничить инфляцию, проводить дефляционную политику, стимулировать экспорт, сдерживать импорт товаров и т.д. Такие требования после второй мировой войны США предъявляли странам Западной Европы, имевшим хронический дефицит платежного баланса. В 60-х и первой половине 80-х годов положение изменилось; страны Западной Европы, прежде всего ЕС, выступали с аналогичными призывами к США. Страны с дефицитом платежного баланса обычно настаивают, чтобы их партнеры с активным балансом ослабили таможенные и иные ограничения импорта, расширили вывоз капитала.

Государственное регулирование  платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий  государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а  также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал  методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических  операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных  расчетов страны.

Странами с дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются  следующие мероприятия с целью  стимулирования экспорта, сдерживания  импорта товаров, привлечения иностранных  капиталов, ограничения вывоза капиталов.

1. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на  сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных  расходов преимущественно на  гражданские цели, замораживание  цен и заработной платы. Одним  из важнейших ее инструментов  служат финансовые и денежно-кредитные  меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального  банка (дисконтная политика), кредитные  ограничения, установление пределов  роста денежной массы. В условиях  экономического спада, при наличии  большой армии безработных и  резервов неиспользованных производственных  мощностей политика дефляции  ведет к дальнейшему падению  производства и занятости. Она  связана с наступлением на  жизненный уровень трудящихся  и грозит обострением социальных  конфликтов, если не принимаются  компенсирующие меры.

2. Девальвация. Понижение  курса национальной валюты направлено  на стимулирование экспорта и  сдерживание импорта товаров.  Однако роль девальвации в  регулировании платежного баланса  зависит от конкретных условий  ее проведения и сопутствующей  общеэкономической и финансовой  политики. Девальвация стимулирует  экспорт товаров лишь при наличии  экспортного потенциала конкурентоспособных  товаров и услуг и благоприятной  ситуации на мировом рынке.  Что касается сдерживающего влияния  девальвации на импорт, то в  условиях интернационализации процесса  воспроизводства и развития международной  специализации страна зачастую  не может резко сократить ввоз  товаров. К тому же не все  страны проводят успешную политику  импортозамещения.

Удорожая импорт, девальвация  может привести к росту издержек производства отечественных товаров, повышению цен в стране и последующей  утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому, хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса. Для получения желаемого эффекта девальвация должна быть достаточной по размеру. Иначе она лишь усиливает спекуляцию на валютных рынках, так как сохраняется возможность повторного пересмотра валютного курса. Например, девальвация фунта стерлингов в ноябре 1967 г. на 14,3% и доллара в декабре 1971 г. на 7,89% не устранила спекулятивное давление на эти валюты. В то же время чрезмерный размер девальвации вызывает цепную реакцию снижения курса других валют, и тогда страна, девальвировавшая свою валюту, лишается конкурентных преимуществ, на которые она рассчитывала. Некоторые страны периодически практикуют множественность валютного курса, иногда в форме двойного валютного рынка, как скрытую девальвацию. Введение режима плавающих курсов не способствовало выравниванию платежных балансов. Прекращение скачкообразных девальваций в известной мере сняло давление спекулятивных капиталов на международные расчеты, однако в условиях плавающих валютных курсов воздействие их рыночного снижения на соотношение цен импортируемых и экспортируемых товаров легко сводится на нет. Поэтому для обеспечения эффективности девальвации многие страны, особенно развивающиеся, вводят дифференцированные пошлины и субсидии на экспорт и импорт.

3. Валютные ограничения.  Блокирование инвалютной выручки  экспортеров, лицензирование продажи  иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций  в уполномоченных банках направлены  на устранение дефицита платежного  баланса путем ограничения экспорта  капитала и стимулирования его  притока, сдерживания импорта  товаров. Так, в конце 70-х  — начале 80-х годов, несмотря  на либерализацию текущих операций, примерно 90% стран с конвертируемой  валютой применяли ограничения  по международному движению капиталов.  Страны ЕС отменили их лишь  в начале 90-х годов.

4. Финансовая и денежно-кредитная  политика. Для уменьшения дефицита  платежного баланса используются  бюджетные субсидии экспортерам,  протекционистское повышение импортных  пошлин, отмена налога с процентов,  выплачиваемых иностранным держателям  ценных бумаг в целях притока  капитала в страну, денежно-кредитная  политика, особенно учетная политика  и таргетирование денежной массы (установление целевых ориентиров ее ежегодного роста).

5. Специальные меры государственного  воздействия на платежный баланс  в ходе формирования его основных  статей — торгового баланса,  «невидимых» операций, движения  капитала.

Важным объектом регулирования  является торговый баланс. В современных  условиях государственное регулирование  охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия  на цены (предоставление экспортерам  налоговых, кредитных льгот, изменение  валютного курса и т.д.). Для  создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.

В условиях обострения конкуренции  на мировых товарных рынках особое внимание уделяется регулированию  экспортного производства путем  углубления внутриотраслевой специализации  и кооперирования национальных фирм с иностранными. С целью углубления международной специализации государство стимулирует экспортную деятельность мелких и средних фирм. Принимаются меры по повышению роли экспорта сельскохозяйственной продукции, которая рассматривается как «зеленая нефть». Поощряется расширение сбыта машин и оборудования. Государство усиленно ориентирует предприятия на внешние рынки, создавая для них преимущества и переводя ресурсы в экспортное производство из отраслей, производящих продукцию на внутренний рынок. Государственное регулирование экспорта распространяется на все стадии движения товара от изучения иностранного рынка и до послепродажного обслуживания за рубежом.

Методы стимулирования экспорта применяются все более комплексно. Они включают валютные, кредитные, финансовые, организационные формы поддержки экспортеров, в том числе рекламу, информацию, подготовку кадров. Вывоз капитала издавна используется для поощрения экспорта товаров. При пассивном платежном балансе регулирование импорта осуществляется путем его сокращения и развития национального производства товаров в целях замещения импорта. Практикуются нетарифные ограничения, а также соглашения с контрагентами о добровольном ограничении их экспорта (например, США с Японией, Испанией, Мексикой, Бразилией в 80-х годах).

В целях регулирования  платежей и поступлений по «невидимым»  операциям платежного баланса принимаются  следующие меры:

• ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;

• прямое или косвенное  участие государства в создании туристической инфраструктуры в  целях привлечения иностранных  туристов;

• содействие строительству  морских судов за счет бюджетных  средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;

• расширение государственных  расходов на научно-исследовательские  работы в целях увеличения поступлений  от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;

• регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение  въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.

Регулирование движения капиталов  направлено, с одной стороны, на поощрение  внешнеэкономической экспансии  национальных монополий, а с другой — на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока  иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия  для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.

Государство принимает также  меры по сдерживанию «бегства» капитала. В их числе: экономическая и политическая стабилизация в стране, повышение  доверия к правительству и  национальной валюте, укрепление государственности, обеспечение национальной безопасности, борьба с коррупцией и «теневой»  экономикой. Важным методом пресечения «бегства» капитала является эффективный  государственный контроль за международным движением капитала, в том числе ограничение размера вывоза его и требование своевременной репатриации дивидендов и процентов.

В мировой практике сдерживания  «бегства» капитала применяется  сочетание законодательных норм с мерами административного и  финансового контроля за операциями с денежным капиталом и за инвестициями за рубежом. Банки осуществляют контроль и информируют государственные органы о подозрительных переводах наличных денег на банковские счета за рубежом, за авансовыми платежами по фиктивным внешнеэкономическим контрактам. Создание единой цепочки субъектов экспортной сделки (экспортер — таможня — банк), контрольно-учетного механизма, унификация форм отчетности (в частности о проверке экспортных грузов и их прибытия) способствует ограничению масштабов «бегства» капитала. Одним из средств сдерживания отлива капитала является эффективный валютный и экспортный контроль. При этом залогом успеха является межведомственное разграничение функций, полномочий и ответственности контролирующих органов. Важный фактор сдерживания «бегства» капитала — международное сотрудничество, соглашения со странами, где оседают «беглые» капиталы, о совместных мерах в области валютного и экспортного контроля. Иногда применяется избирательная амнистия для «беглого» капитала в целях стимулирования его репатриации.

При активном платежном балансе  государственное регулирование  направлено на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С  этой целью рассмотренные выше методы — финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация  валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения  импорта капиталов.

Обычно применяется компенсационное  регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных  комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров, «бегства» капитала др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса [5].

Таким образом, государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.

Эффективность мер по регулированию  платежного баланса зависит от конкретной экономической ситуации в той  или иной стране. Мировой опыт свидетельствует, что более успешно с трудностями, вызванными нарушениями в платежном  балансе, справлялись страны, осуществившие  структурные преобразования, результатом  которых было улучшение конкурентоспособности  национальной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ платежного баланса Республики Беларусь за 2011-2012 гг.

 

2.1 Анализ динамики состава и структуры счета текущих операций платежного баланса

 

На практике сальдо платежного баланса обычно идентифицируется с  сальдо счета текущих операций. Поэтому более подробно проанализируем текущий счет платежного баланса Республики Беларусь.

 

Таблица 2.1 – Состав счета текущих операций платежного баланса Республики Беларусь за 2011-2012 гг.

Статьи

экспорт, кредит (+)

импорт, дебет (-)

2011 г.

2012 г.

 
2012г. к  
2011г.

2011 г.

2012 г.

2012г. к 2011г.

млн. дол.

%

млн. дол.

%

%

млн. дол.

%

млн. дол.

%

%

1. Товары и услуги:

46535,6

94,8

51756,0

94,8

111,2

47716,6

88,1

48819,9

86,6

102,3

1.1. Товары

40927,6

83,3

45506,3

83,4

111,2

44394,4

82,0

45008,8

79,8

101,4

1.2. Услуги 

5608,0

11,4

6249,7

11,5

111,4

3322,2

6,1

3811,1

6,8

114,7

2. Первичные доходы:

705,0

1,4

869,1

1,6

123,3

2066,4

3,8

2385,3

4,2

115,4

2.1. Оплата труда работников

495,1

1,0

569,0

1,0

114,9

12,4

0,0

15,9

0,0

128,2

2.2. Инвестиционные доходы

167,0

0,3

247,7

0,5

148,3

2031,8

3,8

2346,2

4,2

115,5

2.3. Другие первичные доходы

42,9

0,1

52,4

0,1

122,1

22,2

0,0

23,2

0,0

104,5

3. Вторичные доходы:

1870,9

3,8

1952,2

3,6

104,3

4354,7

8,0

5191,4

9,2

119,2

3.1. Сектор государственного управления

1356,7

2,8

1394,1

2,6

102,8

4111,8

7,6

4856,9

8,6

118,1

3.2. Другие секторы

514,2

1,0

558,1

1,0

108,5

242,9

0,4

334,5

0,6

137,7

Всего

49111,5

100,0

54577,3

100,0

111,1

54137,7

100,0

56396,6

100,0

104,2

Информация о работе Платежный баланс Республики Беларусь