Платежный баланс Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является совершенствование методов регулирования платежного баланса страны. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и структуру платежного баланса страны;
- рассмотреть основные методы регулирования платежного баланса;
- проанализировать динамику платежного баланса Республики Беларусь за 2011-2012 гг.;
- обозначить пути совершенствования методов регулирования платежного баланса страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1. Понятие и структура платежного баланса
1.2. Основные методы регулирования платежного баланса страны
2. АНАЛИЗ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА 2011-2012 ГГ.
2.1. Анализ динамики состава и структуры счета текущих операций платежного баланса
2.2. Общий анализ платежного баланса Республики Беларусь за
2011-2012 гг.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Файлы: 1 файл

К.Р.ДКБ.docx

— 110.83 Кб (Скачать файл)

Депозитные организации  осуществили погашение своих  внешних долговых обязательств  по данному разделу в объеме  109,4 млн.  долларов,  центральный банк – в объеме 130 млн. долларов.

Торговые кредиты и авансы. 2012 год характеризовался интенсивным накоплением дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям (рост составил 1,4 млрд. долларов) при незначительном росте кредиторской задолженности (на 43,3 млн. долларов). В результате сальдо по  данному виду финансовых активов сложилось положительным в размере 1,3 млрд. долларов. В 2011 году наблюдалась противоположная ситуация – рост кредиторской задолженности опережал накопление дебиторской задолженности – в итоге сложилось отрицательное сальдо в размере 574,5 млн. долларов.

Прочая  дебиторская/кредиторская  задолженность. Отрицательное сальдо операций с прочими внешними активами и обязательствами (характеризующее чистый приток капитала) составило 194,6 млн. долларов против положительного сальдо в размере 400,2 млн. долларов за 2011 год.

Приток средств в страну обеспечен снижением внешних активов на 224,2 млн. долларов за счет сокращения требований депозитных организаций, за исключением центрального банка, к нерезидентам по данному разделу на 257 млн. долларов.

Внешние обязательства резидентов Республики Беларусь по данному разделу сократились незначительно – на 29,6 млн. долларов (за 2011 год – на 164,1 млн. долларов).

Резервные активы. Международные резервные активы Республики Беларусь в результате проведенных внешнеэкономических операций (без учета изменений в результате переоценки) за 2012 год увеличились на 81 млн. долларов (за 2011 год их рост составил 2,8 млрд. долларов). При этом международные резервы в иностранной валюте (включая изменение СПЗ и прочих валютных активов) снизились на 191,9 млн. долларов, запасы монетарного золота увеличились на 272,9 млн. долларов.

Достигнутый  уровень международных резервных активов на 1 января 2013 г. в размере 8,1 млрд. долларов сопоставим со стоимостью импорта товаров и услуг страны за 2 месяца.

Изменение иностранных активов и обязательств резидентов Республики Беларусь по секторам экономики.

За 2012 год обязательства резидентов Республики Беларусь перед внешним миром увеличились на 1,1 млрд. долларов, иностранные активы сократились на 379,8 млн. долларов. Чистый приток капитала в страну составил 1,5 млрд. долларов и был обеспечен внешнеэкономическими операциями всех секторов экономики за исключением центрального банка.

Сальдо иностранных активов и обязательств центрального банка сложилось положительным в размере 60,7 млн. долларов (за 2011 год – положительное сальдо в размере 4,2 млрд. долларов), что обусловлено уменьшением иностранных обязательств на 1,1 млрд. долларов и сокращением внешних активов на 1 млрд. долларов.

Чистое иностранное заимствование  сектора государственного управления сформировалось в размере 191 млн. долларов (за 2011 год – 2,3 млрд. долларов), что стало результатом роста внешних долговых обязательств данного сектора в форме кредитов и займов при одновременном  менее значительном снижении обязательств  перед нерезидентами по государственным ценным бумагам.

Внешнеэкономические операции депозитных организаций (кроме центрального банка) за 2012 год обеспечили чистое поступление иностранных инвестиций в размере 1,2 млрд. долларов в результате как снижения иностранных активов на 754,2 млн. долларов, так и увеличения внешних обязательств на 401 млн. долларов.

Сальдо изменения иностранных активов и обязательств других секторов сложилось отрицательным в размере 179,9 млн. долларов и было обеспечено опережающим ростом внешних обязательств перед нерезидентами (на 1,6 млрд. долларов) по сравнению с увеличением иностранных активов (на 1,4 млрд. долларов).

Статистические расхождения. Статистические расхождения между кредитовыми и дебетовыми проводками платежного баланса за 2012 год сложились положительными в размере 348,8 млн. долларов (0,31 % проводок текущего счета платежного баланса) и указывают на наличие неучтенных официальной статистикой источников финансирования складывающегося   дефицита  счета  текущих  операций  (например,  неучтенный  приток капитала сектором нефинансовых предприятий и домашних хозяйств, незарегистрированный экспорт товаров и услуг) или на завышенную оценку официального импорта [7].

 

Таблица 2.2 – Структура  платежного баланса РБ за 2011-2012 гг.

Статьи

2011 год

2012 год

2012г. к 2011г.

I. Счет текущих операций

-5 026,20

-1 819,30

3 206,90

II. Счет операций с капиталом

4,1

5,1

1,00

III. Финансовый счет

5 564,60

1 106,40

-4 458,20

IV. Статистические расхождения

1 008,10

348,80

-659,30

V. Общий баланс

1 550,60

-359,0

-1 909,60


Источник: собственная разработка на основании приложения А

 

Рисунок 2.5 – Динамика платежного баланса Республики Беларусь за  
2011-2012 гг.

Источник: собственная разработка на основании табл. 2.2.

 

Вывод: в 2012 году общий баланс Республики Беларусь имел отрицательное значение за счет превышения снижения сальдо финансового счета над ростом сальдо счета текущих операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Пути совершенствования регулирования платежного баланса Республики беларусь

 

Одним из основных направлений, реализация которых может способствовать улучшению структуры платежного баланса республики, является увеличение экспортного потенциала, который  можно сгруппировать на семи направлениям:

1. Макроэкономические условия  для развития экспортной деятельности  – это основное направление,  т.к. без развития, усовершенствования  структуры и объема экспорта  невозможно улучшить благосостояние  граждан республики. Для этого  необходимо:

- создание условий для  структурной перестройки и перепрофилирования  неэффективных предприятий, а  также равных условий хозяйствования  предприятиям путем уменьшения  льгот и перекрестного субсидирования;

- стабилизация реального курса белорусского рубля, снижение инфляции и достижение финансовой стабилизации;

- создание условий для  повышения внутренних сбережений  и механизмов для перетока их в инвестиционный капитал предприятий-экспортеров;

- развитие условий для  расширения инвестиций в наукоемкие  производства и услуги и повышения  использования механизмов стимулирования;

- формирование экспортной  стратегии, основанной на сбалансированном  спросе между спросом и предложением  и др.

2. Создание условий для  привлечения инвестиций в экспортные  отрасли производства.

Для обеспечения коренного  перелома в сфере инвестиций и  повышения их влияния на развитие экспортного потенциала необходимо провозгласить важнейшим приоритетом  белорусского государства политику создания благоприятных условий  инвестирования в реальный сектор. В частности, целесообразно:

- предусмотреть в законодательстве  особый налоговый режим для  предприятий со значительными  инвестициями в технологии, освобождающий  их от налоговых платежей, кроме  социальных, до полной окупаемости  инвестиционных проектов;

- обеспечить, как правило,  освобождение от налога на  добавленную стоимость и таможенных  пошлин технологическое оборудование  и другие инвестиционные товары, ввозимые для целей промышленной  модернизации;

- добиваться выделения  новых долгосрочных кредитных  линий, а также проработать  возможности получения несвязанных  финансовых и товарных кредитов  зарубежных компаний, банков и  фондов, в том числе, без государственных  гарантий;

- устранить или снизить  до приемлемого уровня просроченную  задолженность по иностранным  кредитам, полученным под гарантии  Правительства Республики Беларусь, белорусскими предприятиями-заемщиками  и использовать механизмы политического  влияния в организациях с целью решения вопросов предоставления Беларуси средств внешнего финансирования;

- создать комплексную  систему информационной поддержки  деятельности по формированию  позитивного международного инвестиционного  имиджа РБ.

3. Создание условий для  повышения конкурентоспособности  продукции отечественных предприятий  направленные на повышение эффективности  предприятий-экспортеров и конкурентоспособности  белорусских товаров. Повышение  международной конкурентоспособности  белорусских товаропроизводителей  должно обеспечиваться за счет:

- совершенствования механизма  стимулирования эффективного использования  предприятиями прироста валютной  выручки на закупку новых технологий  и ноу-хау из высокоразвитых  стран;

- привлечения инвестиций  для модернизации технологий  и снижения энергоемкости и  материалоемкости производств;

- развития корпоративных  связей с ведущими мировыми  фирмами и участие в реализации  транснациональных проектов;

- внедрения системы оплаты  труда государственных предприятий  в зависимости от результатов  экспортной деятельности;

- улучшения качества управления  предприятиями-экспортерами, в том  числе путем поиска эффективного собственника для приватизации;

- либерализация и упорядочение  системы ценообразования на внутреннем  рынке;

- обеспечения государственной  поддержки в области рекламы;

- совершенствования мер  по борьбе с контрабандным  экспортом товаров и защиты  интеллектуальной собственности;

- обеспечения внедрения  современных стандартов в области  упаковочных и тарных технологий  в целях повышения имиджа и  конкурентоспособности экспортных  товаров, стимулирование создания  центров дизайна;

- проведения научно-технической  политики и разработки инновационных  механизмов с целью повышения  технологического уровня, наукоемкости и эффективности производств на основных экспортных предприятиях (МТЗ, МАЗ, БелАЗ, Атлант, Бобруйскшина, Беларускалий и др.);

4. Обеспечение государственной  поддержки на внешние рынки.

Необходимо укреплять  и расширять сотрудничество с  Международным валютным фондом, всемирным  банком и другими международными финансовыми и экономическими организациями. Главная цель такого сотрудничества - согласование национальных экономических  приоритетов с необходимостью включения  белорусской экономики в мирохозяйственные  процессы.

На уровне межгосударственных отношений большое значение имеет  деятельность межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, в рамках которых нужно рассматривать  долгосрочные перспективы будущей  динамики и структуры торговых потоков, не вызывающих противодействия сторон.

Для повышения эффективности  деятельности дипломатических и  торгово-экономических служб при  продвижении товаров на зарубежные рынки необходимо:

во-первых, обеспечить белорусских  дипломатических и торгово-экономических  служб за рубежом и аналогичных  иностранных в Беларуси оперативными информационно-маркетинговыми, нормативно-правовыми  и аналитическими материалами, в  том числе посредством доступа  к Интернету;

во-вторых, расширить участие  торгово-экономических служб в  выставках, встречах деловых кругов, конференциях с целью сбора необходимой  информации о потенциальных рынках сбыта;

в-третьих, сохранить присутствие  белорусского экспорта на традиционных рынках.

5. Создание условий для обеспечения развития инфраструктуры экспортной деятельности. Продвижение экспорта товаров связано с развитием товаропроводящей сети белорусских предприятий за рубежом. Основным направлением со стороны государства в данной области должно стать совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на стимулирование предприятий по созданию дилерских сетей фирменного послепродажного обслуживания сложно-технической продукции (сервисные центры, совместные предприятия), консигнационных складов и других прогрессивных форм. Одной из таких форм может быть создание специализированных внешнеторговых фирм, объединений, отраслевых союзов, ассоциаций и т.д., в т.ч. на основе действующих структур. Главное условие - консолидация внешнеторговых компаний и торговых домов в конкурентные на мировых рынках крупные структуры. Повышение эффективности деятельности структур товаропроводящей сети, созданных с участием государства, необходимо обеспечивать за счет использования широкого диапазона финансово-кредитных и организационных мер, совершенствования условий инвестирования национального капитала за рубеж в целях развития белорусского экспорта.

Информация о работе Платежный баланс Республики Беларусь