Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:16, курсовая работа
Целью работы является совершенствование методов регулирования платежного баланса страны. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и структуру платежного баланса страны;
- рассмотреть основные методы регулирования платежного баланса;
- проанализировать динамику платежного баланса Республики Беларусь за 2011-2012 гг.;
- обозначить пути совершенствования методов регулирования платежного баланса страны.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1. Понятие и структура платежного баланса
1.2. Основные методы регулирования платежного баланса страны
2. АНАЛИЗ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА 2011-2012 ГГ.
2.1. Анализ динамики состава и структуры счета текущих операций платежного баланса
2.2. Общий анализ платежного баланса Республики Беларусь за
2011-2012 гг.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Депозитные организации осуществили погашение своих внешних долговых обязательств по данному разделу в объеме 109,4 млн. долларов, центральный банк – в объеме 130 млн. долларов.
Торговые кредиты и авансы. 2012 год характеризовался интенсивным накоплением дебиторской задолженности по внешнеторговым операциям (рост составил 1,4 млрд. долларов) при незначительном росте кредиторской задолженности (на 43,3 млн. долларов). В результате сальдо по данному виду финансовых активов сложилось положительным в размере 1,3 млрд. долларов. В 2011 году наблюдалась противоположная ситуация – рост кредиторской задолженности опережал накопление дебиторской задолженности – в итоге сложилось отрицательное сальдо в размере 574,5 млн. долларов.
Прочая дебиторская/кредиторская задолженность. Отрицательное сальдо операций с прочими внешними активами и обязательствами (характеризующее чистый приток капитала) составило 194,6 млн. долларов против положительного сальдо в размере 400,2 млн. долларов за 2011 год.
Приток средств в страну обеспечен снижением внешних активов на 224,2 млн. долларов за счет сокращения требований депозитных организаций, за исключением центрального банка, к нерезидентам по данному разделу на 257 млн. долларов.
Внешние обязательства резидентов Республики Беларусь по данному разделу сократились незначительно – на 29,6 млн. долларов (за 2011 год – на 164,1 млн. долларов).
Резервные активы. Международные резервные активы Республики Беларусь в результате проведенных внешнеэкономических операций (без учета изменений в результате переоценки) за 2012 год увеличились на 81 млн. долларов (за 2011 год их рост составил 2,8 млрд. долларов). При этом международные резервы в иностранной валюте (включая изменение СПЗ и прочих валютных активов) снизились на 191,9 млн. долларов, запасы монетарного золота увеличились на 272,9 млн. долларов.
Достигнутый уровень международных резервных активов на 1 января 2013 г. в размере 8,1 млрд. долларов сопоставим со стоимостью импорта товаров и услуг страны за 2 месяца.
Изменение иностранных активов
За 2012 год обязательства резидентов Республики Беларусь перед внешним миром увеличились на 1,1 млрд. долларов, иностранные активы сократились на 379,8 млн. долларов. Чистый приток капитала в страну составил 1,5 млрд. долларов и был обеспечен внешнеэкономическими операциями всех секторов экономики за исключением центрального банка.
Сальдо иностранных активов и обязательств
центрального банка сложилось положительным в размере 60,7 млн. долларов (за 2011 год – положительное сальдо в размере 4,2 млрд. долларов), что
Чистое иностранное
Внешнеэкономические операции депозитных организаций (кроме центрального банка) за 2012 год обеспечили чистое поступление иностранных инвестиций в размере 1,2 млрд. долларов в результате как снижения иностранных активов на 754,2 млн. долларов, так и увеличения внешних обязательств на 401 млн. долларов.
Сальдо изменения иностранных активов и обязательств других секторов сложилось отрицательным в размере 179,9 млн. долларов и было обеспечено опережающим ростом внешних обязательств перед нерезидентами (на 1,6 млрд. долларов) по сравнению с увеличением иностранных активов (на 1,4 млрд. долларов).
Статистические расхождения. Статистические расхождения между кредитовыми и дебетовыми проводками платежного баланса за 2012 год сложились положительными в размере 348,8 млн. долларов (0,31 % проводок текущего счета платежного баланса) и указывают на наличие неучтенных официальной статистикой источников финансирования складывающегося дефицита счета текущих операций (например, неучтенный приток капитала сектором нефинансовых предприятий и домашних хозяйств, незарегистрированный экспорт товаров и услуг) или на завышенную оценку официального импорта [7].
Таблица 2.2 – Структура платежного баланса РБ за 2011-2012 гг.
Статьи |
2011 год |
2012 год |
2012г. к 2011г. |
I. Счет текущих операций |
-5 026,20 |
-1 819,30 |
3 206,90 |
II. Счет операций с капиталом |
4,1 |
5,1 |
1,00 |
III. Финансовый счет |
5 564,60 |
1 106,40 |
-4 458,20 |
IV. Статистические расхождения |
1 008,10 |
348,80 |
-659,30 |
V. Общий баланс |
1 550,60 |
-359,0 |
-1 909,60 |
Источник: собственная разработка на основании приложения А
Рисунок 2.5 – Динамика платежного
баланса Республики Беларусь за
2011-2012 гг.
Источник: собственная разработка на основании табл. 2.2.
Вывод: в 2012 году общий баланс Республики Беларусь имел отрицательное значение за счет превышения снижения сальдо финансового счета над ростом сальдо счета текущих операций.
3 Пути совершенствования регулирования платежного баланса Республики беларусь
Одним из основных направлений, реализация которых может способствовать улучшению структуры платежного баланса республики, является увеличение экспортного потенциала, который можно сгруппировать на семи направлениям:
1. Макроэкономические условия
для развития экспортной
- создание условий для
структурной перестройки и
- стабилизация реального курса белорусского рубля, снижение инфляции и достижение финансовой стабилизации;
- создание условий для
повышения внутренних
- развитие условий для
расширения инвестиций в
- формирование экспортной
стратегии, основанной на
2. Создание условий для
привлечения инвестиций в
Для обеспечения коренного
перелома в сфере инвестиций и
повышения их влияния на развитие
экспортного потенциала необходимо
провозгласить важнейшим
- предусмотреть в
- обеспечить, как правило,
освобождение от налога на
добавленную стоимость и
- добиваться выделения
новых долгосрочных кредитных
линий, а также проработать
возможности получения
- устранить или снизить
до приемлемого уровня
- создать комплексную
систему информационной
3. Создание условий для
повышения
- совершенствования механизма
стимулирования эффективного
- привлечения инвестиций для модернизации технологий и снижения энергоемкости и материалоемкости производств;
- развития корпоративных
связей с ведущими мировыми
фирмами и участие в
- внедрения системы оплаты
труда государственных
- улучшения качества управления предприятиями-экспортерами, в том числе путем поиска эффективного собственника для приватизации;
- либерализация и упорядочение
системы ценообразования на
- обеспечения государственной поддержки в области рекламы;
- совершенствования мер
по борьбе с контрабандным
экспортом товаров и защиты
интеллектуальной
- обеспечения внедрения
современных стандартов в
- проведения научно-технической
политики и разработки
4. Обеспечение государственной поддержки на внешние рынки.
Необходимо укреплять
и расширять сотрудничество с
Международным валютным фондом, всемирным
банком и другими международными
финансовыми и экономическими организациями.
Главная цель такого сотрудничества
- согласование национальных экономических
приоритетов с необходимостью включения
белорусской экономики в
На уровне межгосударственных отношений большое значение имеет деятельность межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, в рамках которых нужно рассматривать долгосрочные перспективы будущей динамики и структуры торговых потоков, не вызывающих противодействия сторон.
Для повышения эффективности
деятельности дипломатических и
торгово-экономических служб
во-первых, обеспечить белорусских
дипломатических и торгово-
во-вторых, расширить участие торгово-экономических служб в выставках, встречах деловых кругов, конференциях с целью сбора необходимой информации о потенциальных рынках сбыта;
в-третьих, сохранить присутствие белорусского экспорта на традиционных рынках.
5. Создание условий для обеспечения развития инфраструктуры экспортной деятельности. Продвижение экспорта товаров связано с развитием товаропроводящей сети белорусских предприятий за рубежом. Основным направлением со стороны государства в данной области должно стать совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на стимулирование предприятий по созданию дилерских сетей фирменного послепродажного обслуживания сложно-технической продукции (сервисные центры, совместные предприятия), консигнационных складов и других прогрессивных форм. Одной из таких форм может быть создание специализированных внешнеторговых фирм, объединений, отраслевых союзов, ассоциаций и т.д., в т.ч. на основе действующих структур. Главное условие - консолидация внешнеторговых компаний и торговых домов в конкурентные на мировых рынках крупные структуры. Повышение эффективности деятельности структур товаропроводящей сети, созданных с участием государства, необходимо обеспечивать за счет использования широкого диапазона финансово-кредитных и организационных мер, совершенствования условий инвестирования национального капитала за рубеж в целях развития белорусского экспорта.