Платежный баланс Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является совершенствование методов регулирования платежного баланса страны. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и структуру платежного баланса страны;
- рассмотреть основные методы регулирования платежного баланса;
- проанализировать динамику платежного баланса Республики Беларусь за 2011-2012 гг.;
- обозначить пути совершенствования методов регулирования платежного баланса страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1. Понятие и структура платежного баланса
1.2. Основные методы регулирования платежного баланса страны
2. АНАЛИЗ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА 2011-2012 ГГ.
2.1. Анализ динамики состава и структуры счета текущих операций платежного баланса
2.2. Общий анализ платежного баланса Республики Беларусь за
2011-2012 гг.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Файлы: 1 файл

К.Р.ДКБ.docx

— 110.83 Кб (Скачать файл)

Эффективной мерой продвижения  товаров и услуг на внешние  рынки должен стать выход на международные  рынки через глобальные телекоммуникационные сети.

6. Усовершенствование тарифных  и нетарифных методов регулирования  экспорта. Важными регуляторами  регулирования экспорта посредством  мер тарифного регулирования  являются:

- упорядочение системы  согласования принимаемых решений  в области тарифного и нетарифного  регулирования и механизмов ввода  их в действие;

- расширение льгот по уплате таможенных пошлин и НДС по ввозимым комплектующим, запчастям, материалам и сырью, предназначенным для производства экспортной продукции, упрощение процедур их предоставления;

- упорядочение системы железнодорожных тарифов на грузовые перевозки в рамках Таможенного союза;

 

- установление предельных  размеров единовременного повышения  ставок таможенных пошлин.

В области нетарифного  регулирования основным направлением работы должно стать снижение (исключение) антидемпинговых и компенсационных  мер в отношении белорусского экспорта, а также введение и применение адекватных защитных мер.

Фискальные механизмы  являются одним из резервов повышения  эффективности и увеличения объемов  экспорта, поэтому необходимо стремиться к гармонизации налогообложения  в соответствии с мировой практикой, включая расширение инвестиционных льгот в подоходном налоге; налоговое стимулирование выставочно-ярмарочной и информационно-маркетинговой деятельности; сокращение числа налогов, сборов и отчислений во внебюджетные фонды путем объединения налогов, имеющих сходную базу.

7. Создание условий для формирования системы кредитования экспорта и страхования экспортных рисков. Необходимо существенно переориентировать в экспортный сектор денежные потоки, в том числе освоить систему синдицированного кредитования с иностранными банками зарубежных покупателей белорусской продукции. Для этого предстоит существенно переориентировать принципы работы кредитных организаций с целью:

- создания современной  системы перетока внутренних сбережений на инвестиции экспортных производств и кредитование экспортных контрактов;

- создания условий для  инвестирования в сферу экспортного  производства капитала всех финансовых  структур: страховых обществ, пенсионных  фондов и инвестиционных банков;

- создания условий для  возврата валютных кредитов субъектами  хозяйствования;

- выделения в бюджете  республики средств для фонда поддержки экспорта с целью осуществления льготного кредитования национальных проектов модернизации крупнейших экспортных производств (МТЗ, Атлант и т.п.);

-совершенствования механизмов  компенсации банкам потерь, связанных  с льготным кредитованием экспортных  проектов;

- ограничения отвлечения  средств внешнеторговых банков  на другие цели;

- внедрения механизмов  консорциального кредитования белорусскими  и иностранными банками крупных  экспортных проектов и др.

Значительные усилия необходимо направить на обеспечение страховой  защиты и поддержки участников внешнеторговой деятельности, минимизацию возможных  потерь и убытков. Для этого необходимо:

-создание национальной  системы страхования внешнеторговых  операций и экспортных кредитов, включающей Белорусскую государственную  организацию страхования внешнеэкономических  рисков (Белгосвнешстрах), другие страховые компании и банки, осуществляющие поддержку экспорта;

 

- резервирования в республиканском  бюджете необходимых средств для гарантирования и страхования экспортных кредитов;

- вступление Республики  Беларусь в Международный Союз  страховщиков кредитов и инвестиций  для обеспечения согласованных  условий кредитования международной  торговли, гарантирования и страхования  экспортных кредитов;

- обеспечение государственных  гарантий по кредитам на участие  в международных торгах;

- введение системы обязательного  медицинского страхования иностранных  граждан при въезде на территорию Республики Беларусь [8].

Таким образом, реализация перечисленных  направлений и методов, безусловно, поможет улучшить структуру Платежного баланса Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  Платежный баланс является одним из важнейших инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования. Он активно используется для определения фискальной политики, при принятии решений по регулированию внутреннего валютного рынка и валютного курса. Изменения валютного курса имеют ощутимые последствия для экономики, поэтому закономерно, что платежный баланс является важным объектом регулирования как внутри государства, так и в межгосударственных отношениях.

Платежный баланс, который  в настоящее время отвечает международным  стандартам, имеет и свои отрицательные  стороны, которые связаны, прежде всего, с отсутствием достоверной статистической информации, необходимой для его  составления.

Большое влияние на платежный  баланс оказывает торговый баланс. Их связь можно назвать прямопропорциональной, т.к. при повышении положительного сальдо торгового баланса повышается положительное сальдо платежного или уменьшается его отрицательное.

Это их свойство используется при регулировании платежного баланса. Для этого дается возможность  увеличения активного сальдо торгового  баланса (например, повышение суммы  экспорта).

Есть разные способы регулирования  платежного баланса, но наиболее действенные, на коротком периоде времени, прямой контроль. Именно его чаще используют, хотя именно они имеют наименьшие положительные отклики у населения.

Для того чтобы обеспечить сбалансированность платежного баланса  и накапливать золотовалютные резервы (они, к сожалению, у нас еще  не совсем достаточны с точки зрения процессов обеспечения экономической  безопасности), нужно или иметь  положительное сальдо по текущему счету  платежного баланса, то есть чтобы экспорт  превышал импорт, либо, если это в  силу каких-то объективных обстоятельств  невозможно обеспечить, — отрицательное  сальдо должно перекрываться финансовым счетом.

Повышение эффективности  и увеличение объемов экспорта белорусских  товаров требует проведения государством стимулирующей макроэкономической и валютной политики.

В целом анализ состояния  платежного баланса нашей страны за анализируемый период показывает, что отечественная промышленность в значительной степени находится  в сильной зависимости от импорта  сырья и комплектующих.

На платежный баланс оказывает  влияние нехватка собственных средств  на проведение структурной перестройки  и реструктуризацию промышленности. Кроме того, относительно бедные природные ресурсы страны не стимулировали в свое время реструктуризацию и перестройку экономики, менее зависимой от привозных энергии и сырья.

 

В заключение, после рассмотрения платежного баланса, как основной экономической  категории, характеризующей состояние  внешнеэкономических связей страны, а также после анализа состояния  и динамики основных показателей  платежного баланса Республики Беларусь можно сделать следующие выводы:

1)  платежный баланс  есть отражение внешнеэкономических  связей страны, степени ее интеграции  в мировое хозяйство;

2)  платежный баланс  имеет индивидуальные особенности  для каждой страны, что является  следствием ее экономической  политики, экономического развития  и национальной самобытности;

3)  на платежный баланс  оказывает сильное влияние международная  обстановка;

4)  платежный баланс  является одним из основных  инструментов макроэкономического  анализа и прогнозирования;

5)  на основании результатов  платежного баланса принимаются  дальнейшие решения в области  экономической политики страны. И во избежание негативных  последствий необходимо выбрать  наиболее оптимальный вариант  схемы построения платежного баланса страны. 

Список использованных источников

 

 

1. Киреев, А. П. Международная макроэкономика. В 2-х частях – Ч 2: открытая экономика и макроэкономическое программирование – М.: Международные отношения, 2000г. – 488 с.

2. Фигурнова, Н. П. Международная экономика – М.: Омега-Л, 2005. –  
509 с.

3. Красавина, Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/valyutno-creditnye-otnosheniya/50.htm - Дата доступа: 02.03.2013.

4. Лаврушин, О. И. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 327 с.

5. Красавина, Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/valyutno-creditnye-otnosheniya/63.htm - Дата доступа: 5.03.2013.

6. Бюллетень банковской  статистики [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/bulletin/2013/bulletin2013_3.pdf – Дата доступа: 7.03.2013.

7. Платежный баланс, международная  инвестиционная позиция и валовой  внешний долг Республики Беларусь  за 2012 год [электронный ресурс] Режим  доступа: http://www.nbrb.by/statistics/BalPay/Comment/2012.pdf - Дата доступа: 10.03.2013.

8. Постановление совета министров Республики Беларусь от 4.11.2006 г. №1475 «Об утверждении Основных направлений социально – экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы» [электронный ресурс] Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=22970 – Дата доступа: 11.03.2013.

9. Белоглазова, Г. Н. Деньги. Кредит. Банки. - М.: Высшее образование, Юрайт, 2009. — 620 с.

10. Макеева, Т. Торговый и платежный баланс страны [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/ - Дата доступа: 14.03.2013.

11. Кравцова, Г. И., Кузьменко Г. С., Кравцов Е. И. Деньги, кредит, банки. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 527 с.

12. Платежный баланс [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bgtu-ief.com/index.php - Дата доступа: 17.03.2013. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения 


Информация о работе Платежный баланс Республики Беларусь