Политика предприятия в отношении Коммерческого кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – оценить влияние коммерческого кредита на деятельность предприятия в условиях рынка.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. рассмотреть сущность, основные формы и виды коммерческого кредита;
2. охарактеризовать значение коммерческого кредита в современных условиях развития рыночных отношений;
3. дать краткую экономическую характеристику предприятию, выбранному в качестве объекта исследования;
4. оценить влияние коммерческого кредитование на финансово-хозяйственную деятельность предприятия;
5. предложить пути совершенствования подходов к организации коммерческого кредитования на предприятии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Коммерческое кредитование предприятий…………………………………3
1.1 Сущность и основные виды и формы коммерческого кредита…………….3
1.2 Формы коммерческого кредита……………………………………………………………….7
1.3 Основные показатели………………………………………………………………………………11
Глава 2. Анализ коммерческого кредитования в ОсОО «Артезиан»………………………………………………………………………………………………14
2.1 Анализ дебиторской задолженности за 2011 и 2012 год………………………14
2.2 Выявление отклонений……………………………………………………………………………20
Глава 3. Политика предприятия в отношении Коммерческого кредита…………………………………………………………………………………………………...22
3.1 Цели и задачи политики………………………………………………………………………….22
Примечание…………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Фин орг.docx

— 105.06 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что банковский кредит все чаще используется для покрытия дефицита оборотных средств, по-прежнему широко распространен и коммерческий кредит (отсрочка платежа контрагенту). Это объясняется как минимум двумя причинами. Во-первых, трудностями, с которыми сталкиваются небольшие компании при получении банковского кредита. Во-вторых, маркетинговой природой коммерческого кредита, которая заключается в том, что предоставление отсрочки платежа является дополнительным конкурентным преимуществом.

 

Сегодня практически все  компании вынуждены кредитовать  своих покупателей, вследствие чего большинство функционирует за счет перекредитования. Поэтому крайне важно, чтобы организации выбирали оптимальные  для себя способы кредитования покупателей, тем самым поддерживая всю  цепочку прямо или косвенно взаимозависимых  компаний. А начать следует с анализа  дебиторской задолженности, к образованию  которой приводит выданный коммерческий кредит. Затем результаты анализа  будут положены в основу кредитной  политики компании, которая должна стать инструментом управления дебиторской  задолженностью.

 

1.3 Основные показатели

Основная задача анализа – определить оптимальный срок кредитования покупателей. Это важно для того, чтобы впоследствии своевременно погашать обязательства перед кредиторами. В данном примере все внимание будет уделено тому, как на предприятии происходит кредитование покупателей по основному виду деятельности. Для того чтобы показатели затем можно было сравнивать, лучше взять период в два-три года. Если такой возможности нет, то, как минимум в один год. В анализе дебиторской задолженности используется коэффициентный метод. Показатели и методики их расчета могут отличаться в зависимости от конкретных условий работы компании, главное, чтобы полученный результат как можно больше соответствовал действительности. В качестве одного из возможных вариантов расчета основных показателей возьмем следующий алгоритм:

 

а) Оборачиваемость дебиторской  задолженности (Receivables turnover)

 

Оборачиваемость дебиторской  задолженности = Выручка от продаж (в  кредит) : Средняя за период дебиторская  задолженность;

 

б) Оборачиваемость дебиторской  задолженности в днях (Average collection period)

 

Оборачиваемость дебиторской  задолженности в днях = Средняя  за период дебиторская задолженность :Средняя дневная выручка от продаж (в кредит).

 

Предположим, что расчеты  с покупателями по основному виду деятельности отражаются на счете «Расчеты с покупателями и заказчиками» и вся дебиторская задолженность является краткосрочной. Средняя за период дебиторская задолженность – это среднегодовое значение дебиторской задолженности. Обычно определяется как суммарное дебетовое сальдо по счету «Расчеты с покупателями и заказчиками» на начало и конец периода, деленное пополам, но можно сделать и более точный поквартальный расчет. Средние данные необходимы для того, чтобы нивелировать изменения деловой активности в течение года.

Выручка от продаж по основному  виду деятельности отражается по кредиту счета «Продажи». Тогда для расчета нужно взять кредитовый оборот счета , причем только ту его часть, которая появилась в результате продажи товаров в кредит. Если учетная система компании не содержит таких данных, то можно скорректировать общую сумму выручки, основываясь на информации, полученной другими способами. Все же это лучше, чем ничего, если выручка от реализации без предоставления кредита составляет, например, половину от всей выручки.

Заметим, что мы намеренно  берем выручку-брутто (со всеми налогами и сборами), чтобы она была сопоставима  со средней за период дебиторской  задолженностью.

Интерпретация показателей

 

Оборачиваемость дебиторской  задолженности показывает, насколько  эффективно компания собирает долги  покупателей за свою продукцию. В  основном используется для того, чтобы  отследить динамику развития или  сравнить компанию с другими представителями  отрасли. Аналогичный показатель в  днях показывает, на какой срок, в  среднем, компания кредитует покупателей. Чем выше первый показатель и соответственно меньше второй, тем эффективнее управление дебиторской задолженностью. Однако надо быть осторожными и, пытаясь  улучшить показатели оборачиваемости  дебиторской задолженности, не навредить  объемам продаж.

Ухудшение показателей не всегда свидетельствует о снижении эффективности управления. Это может  быть следствием осуществления более  мягкой политики кредитования покупателей. Такое решение могло быть принято  в качестве стимулирования продаж или  как ответный шаг на действия конкурентов.

 

Оценка  результатов анализа

Для оценки результаты анализа  нужно сравнить со среднеотраслевыми  или собственными показателями за предыдущие периоды. Первое не всегда доступно, а  если и доступно, то может быть недостоверно, поэтому лучше полагаться на аналогичные  показатели этой же компании за предыдущие периоды. Правда, могут возникнуть сложности  и с их получением – смена программного обеспечения, различные методики расчета (если подобный анализ проводился ранее) и другие факторы приводят к тому, что отправной точкой для текущего и последующих анализов становятся коэффициенты, рассчитанные за последний  год. Однако даже они скажут многое, так как отражают те условия, в  которых фактически работает компания. Эти условия можно сравнить с  теми, в которых она должна функционировать (например, в соответствии с действующими договорами). Для такого сравнения  лучше всего подойдет показатель оборачиваемости дебиторской задолженности  в днях. Прежде всего, нужно посмотреть:

 

Во-первых, насколько оборачиваемость в днях соответствует срокам кредитования, установленным в договорах с покупателями. Разобраться поможет составление списка по всем клиентам, с которыми заключены договоры.

Во-вторых, может ли компания позволить себе полученную оборачиваемость в днях. Для этого нужно провести анализ источников, за счет которых имеется возможность кредитовать покупателей. Основными источниками, как правило, являются кредиторская задолженность и краткосрочные кредиты банков (авансы покупателей можно исключить, так как они уже были учтены в дебетовом сальдо по счету «Расчеты с покупателями и заказчиками» при расчете показателей оборачиваемости).

Как правило, выводы неутешительны: фактический срок кредитования покупателей  превышает сроки, установленные  договорами (или же применяемые по умолчанию в случае отсутствия договора), источниками для финансирования дебиторской задолженности являются кредиторы, которым тоже нужны средства. А в итоге компания теряет время  и деньги.

 

 

 

Глава 2. Оценка влияния коммерческого кредитования на организации финансового управления

2.1. Для анализа дебиторской задолженности необходимо исчислить Коэффициенты. И для наиболее достоверной оценки, сравнить показатели за базовый и предыдущий период. И так, рассчитаем показатели по ОсОО «Артезиан» за 2011 г., и 2012 год.

 

ОсОО  «Артезиан» - данные за 2011год.

  1. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.

К = Выручка/Средняя  дебиторская задолженность

К = 10 670 100/1 863 100=5,7оборота.

  1. Период погашения дебиторской задолженности.

ППдз = 365/К оборачиваемости  дз.

ППдз = 365/5,7=64дня.

  1. Длительность одного оборота дебиторской задолженности.

Длительность  одного оборота = 365*Дз.ср/Выручка

Длительность одного оборота = 365*1 869 100/10 670 100=64дня.

  1. Доля дебиторской задолженности в текущих активах.

Доля Дз в ТА = Дз.ср/Текущие активы ср.

Доля Дз в ТА = 1 869 100/6 327 400=29.53%

 

 

 

Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности показывает «сколько?» оборотов проходит Дт.з  за один отчётный период. В данном случае видно, что за 2011год имело место 5,7 оборотов.

В общей сумме недополученная прибыль составила 1 869 100сомов. Компания могла использовать данную сумму на производство продукции. Исходя из себестоимости одной бутылки литрового напитка «ТАН» в 25,6сомов, можно было дополнительно произвести

(1 869 100/25,6) 73 012 единиц продукции. При оптовой цене реализации в 32сома, была упущена прибыль в размере

(73 012*32-1 869 100) 467 284сома. Что свидетельствует о неэффективном методе управления коммерческим кредитом.

 

Период погашения дебиторской  задолженности показывает, в течении  какого промежутка времени получатель коммерческого кредита погашает свою задолженность. Из расчёта №2 видно  что период погашения 64 дням. Для  предприятия производящего национальные напитки это большой срок. Это  может негативно сказаться на стабильности процесса поставки сырья  для производства.

 

 

Один оборот дебиторской  задолженности длиться 64 дня. А доля дебиторской задолженности в оборотных активах составило 29,53%. Фактически это 1/3 часть всех оборотных активов. При таком высоком уровне, предприятие находиться на грани краткосрочного банкротства.

 

На предприятии «Артезиан», нет вида коммерческого кредита  оплаченного авансом. Все торговые продажи ведутся исключительно  наличными деньгами, по факту реализации товара.

 

ОсОО  «Артезиан» данные за 2012год.

 

  1. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.

К = Выручка/Средняя  дебиторская задолженность

К = 18 390 400/2 352 650=7,8оборота.

  1. Период погашения дебиторской задолженности.

ППдз = 365/К оборачиваемости  дз.

ППдз = 365/7,8=47дней.

  1. Длительность одного оборота дебиторской задолженности.

Длительность  одного оборота = 365*Дз.ср/Выручка

Длительность одного оборота = 365*2 352 650=47дней.

  1. Доля дебиторской задолженности в текущих активах.

Доля Дз в ТА = Дз.ср/Текущие активы ср.

Доля Дз в ТА = 2 352 650/8 145 400=28,88%

 

Резерва на безнадёжные долги  нет. Сомнительных долгов не имеется.

 

 

Анализ показателей дебиторской  задолженности за 2012год показывает следующее: 1)Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности составляет 7,8оборота. 2)С периодом погашения в 47 дней. И доля коммерческого кредита в оборотных активах составило 28,88%.

Данные цифры показывают нам о затруднённом положении  компании в работе с должниками.

 

 

 

 

2.2 Выявление отклонений.

 

При анализе коммерческого  кредита необходимо определить тенденцию  изменений. Для этого сравним  показатели двух последних лет, выявим отклонение, темп изменения процентах(%), и определим «Благоприятное» или «Неблагоприятное» это отклонение.

Показатели

Периоды

Отклонение

Темп изменения в (%)

Благоприятное или Неблагоприятное

2011

2012

1

Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности

5,7

7,8

2,1

36,84%

Благоприятное

2

Период погашения дебиторской  задолженности (день)

64

47

-17

-26,56%

Благоприятное

3

Длительность одного оборота (день)

64

47

-17

-26,56%

Благоприятное

4

Доля дебиторской задолженности  в текущих активах (%)

29,53%

28,88%

-0,65

-2,2%

Благоприятное


 

 

Из расчётов видно что  Коэффициент оборачиваемости дебиторской  задолженности в 2012году увеличился по сравнению с предыдущим 2011годом на 2,1оборота. Темп роста при этом составляет 36,84%. Чем больше этот показатель, тем лучше для предприятия. Отклонение считается «Благоприятным»

 

Анализ показал, что период погашения в 2012году снизился по отношению  к предыдущему году на 26,56%, что  составляет 17дней. Уменьшение срока  погашения является благоприятным  отклонением.

 

Ситуация с длительностью  одного оборота обстоит аналогично с периодом погашения. Из расчётов видно  что, доля дебиторской задолженности  в оборотных активах в 2012году снизилась на 0,65%, по сравнению с 2011годом. И темп роста составил 2,2%. Такое отклонение показывает что  дебиторы начали погашать свои задолженности.

 

Из данного анализа  можно заметить тенденцию благоприятных  изменений. Компания использует эффективный  метод управления коммерческим кредитом.

 

 

 

Система скидок на предприятии  предполагает предоставление скидок на продукцию при погашении задолженности заранее .

 

1.Размер скидки при оплате за продукцию с покупателями определяется по формуле.

Сц. КК. = Скк*ПСФ/365

Сц. КК. = 14*5/365=20%(размер скидки)

2.Срок предоставления скидки.

Срок действия скидки = Скк./Сц. КК.

Срок действия скидки = 14/2=7дней(срок предоставления скидки)

 

Чтобы определить сумму вложенных  денег в дебиторскую задолженность  нам необходимо вычислить по формуле.

ОСдз = ОПК*Ск ф/365

ОСдз - сумма оборотных  средств вкладываемых в дебиторскую щадолженность на основе отсрочки платежа.

ОПК – объём  продаж в кредит

СкФ – фактический  срок коммерческого кредита с  учётом времени его невозврата

 

ОСдз = 2 982 700*14/365=114 405сом.

Стоимость 1 дня  отсрочки необходимо вычислить по формуле 

СОД = ОПК/365

СОД = 2 982 700/365=8172сома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Оптимизация  процесса коммерческого кредитования на предприятии

3.1 Совершенствование  методов коммерческого кредитования

 

Рассмотрим возможности  совершенствование коммерческого  кредитования в том случае, когда  кредитором выступаем сама организация  ООО «Артезиан». В этом случае целесообразным является разработка кредитной политики предприятия.

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация  должна определиться по следующим ключевым вопросам:

  • срок предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);
  • стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);
  • система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);
  • система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);
  • система предоставляемых скидок.

Информация о работе Политика предприятия в отношении Коммерческого кредита