Политика предприятия в отношении Коммерческого кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – оценить влияние коммерческого кредита на деятельность предприятия в условиях рынка.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. рассмотреть сущность, основные формы и виды коммерческого кредита;
2. охарактеризовать значение коммерческого кредита в современных условиях развития рыночных отношений;
3. дать краткую экономическую характеристику предприятию, выбранному в качестве объекта исследования;
4. оценить влияние коммерческого кредитование на финансово-хозяйственную деятельность предприятия;
5. предложить пути совершенствования подходов к организации коммерческого кредитования на предприятии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Коммерческое кредитование предприятий…………………………………3
1.1 Сущность и основные виды и формы коммерческого кредита…………….3
1.2 Формы коммерческого кредита……………………………………………………………….7
1.3 Основные показатели………………………………………………………………………………11
Глава 2. Анализ коммерческого кредитования в ОсОО «Артезиан»………………………………………………………………………………………………14
2.1 Анализ дебиторской задолженности за 2011 и 2012 год………………………14
2.2 Выявление отклонений……………………………………………………………………………20
Глава 3. Политика предприятия в отношении Коммерческого кредита…………………………………………………………………………………………………...22
3.1 Цели и задачи политики………………………………………………………………………….22
Примечание…………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Фин орг.docx

— 105.06 Кб (Скачать файл)

Как бы ни была эффективна система  отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена  создать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной  дисциплины.

Формирование кредитной  политики по отношению к покупателям  осуществляется по следующим основным этапам  (см. рисунок 5).

 


Рис.5. Формирование кредитной  политики ОсОО «Артезиан»

 

Анализ дебиторской задолженности  должен включать в себя динамику и  структуру дебиторской задолженности, а также показатели оборачиваемости.

В процессе формирования принципов  кредитной политики по отношению  к покупателям продукции решаются два основных вопроса:

  • в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;
  • какой тип кредитной политики следует избрать организации.

В процессе выбора типа кредитной  политики должны учитываться следующие  основные факторы:

  • современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
  • общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
  • сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;
  • потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
  • правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
  • финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
  • финансовый менталитет собственников и менеджеров организации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Определяя тип кредитной  политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант  отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в  то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить  уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а  в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого  капитала.

Определение возможной суммы  финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность  по коммерческому кредиту.

При расчете этой суммы  необходимо учитывать:

  • планируемые объемы реализации продукции в кредит;
  • средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита;
  • средний период просрочки платежей, исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в предшествующем периоде);
  • коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

Расчет необходимой суммы  финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:

 

Идз = Орк * Кс:ц * (ППКср + ПРср) / 360,   (1)

 

где Идз - необходимая сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность;

Орк - планируемый объем реализации продукции в кредит;

Кс:ц - коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;

ППКср - средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

ПРср - средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

Если финансовые возможности  организации не позволяют инвестировать  расчетную сумму средств в  полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем  реализации продукции в кредит.

Рассмотрим теперь процесс  формирования системы кредитных  условий. В состав этих условий входят следующие элементы:

  • срок предоставления кредита (кредитный период);
  • размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
  • стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
  • система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует  предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа  за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует  объем реализации продукции (при  прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы  финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность, и  увеличению продолжительности финансового  и всего операционного цикла  организации. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать  его влияние на результаты хозяйственной  деятельности в комплексе.

Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует  максимальный предел суммы задолженности  покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при  потребительском кредите - средней  стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния  организации - кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита  и видам реализуемой продукции.

Стоимость предоставления кредита  характеризуется системой ценовых  скидок при осуществлении немедленных  расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления  в годовом исчислении. Алгоритм этого  расчета характеризуется следующей  формулой:

 

 

ПСк = ЦСн * 360 / СПк,      (2)

 

где ПСк - годовая норма  процентной ставки за предоставляемый  кредит;

ЦСн - ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию в %;

СПк - срок предоставления кредита (кредитный период), в днях.

Устанавливая стоимость  коммерческого кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном  случае он не будет стимулировать  реализацию продукции в кредит, так  как покупателю будет выгодней взять  краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную  продукцию при ее покупке.

Система штрафных санкций  за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие  пени, штрафы и неустойки. Размеры  этих штрафных санкций должны полностью  возмещать все финансовые потери организации-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска  снижения уровня платежеспособности и  другие).

Формирование системы  стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

  • определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;
  • формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;
  • выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;
  • группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;
  • дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.

По коммерческому кредиту  такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

  • объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;
  • репутация покупателя в деловом мире;
  • платежеспособность покупателя;
  • результативность хозяйственной деятельности покупателя;
  • состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;
  • объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

Особое значение  имеет  формирование информационной базы покупателей. Цель формирования и экспертизы информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей - обеспечение ее достоверности. Информационная база, используемая для  этих целей, состоит:

    • из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита);
    • из данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер);
    • из информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.).

Также следует провести группировку  покупателей продукции по уровню кредитоспособности. Группировка покупателей  продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение  следующих их категорий:

  • покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);
  • покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;
  • покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска не возврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

Дифференциация кредитных  условий в соответствии с уровнем  кредитоспособности покупателей наряду с размером кредитного лимита может  осуществляться по таким параметрам, как:

  • срок предоставления кредита;
  • необходимость страхования кредита за счет покупателей;
  • формы штрафных санкций и т.п.

При формировании процедуры  инкассации дебиторской задолженности  должны быть предусмотрены сроки  и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия  пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных  дебиторов.

Развитие рыночных отношений  и инфраструктуры финансового рынка  позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд  новых форм управления дебиторской  задолженностью - ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов организации: денежные средства и высоколиквидные  краткосрочные ценные бумаги.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми  в настоящее время, являются:

  • факторинг;
  • учет векселей, выданных покупателями продукции;
  • форфейтинг.

Актуальным также является построение эффективных систем контроля за движением и своевременной  инкассацией дебиторской задолженности. Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового  контроля в организации как самостоятельный  его блок.

3.2 Пути  улучшения условий коммерческого  кредита для ОсОО «Артезиан»  и системы управления расчетов  с контрагентами

 

 Учитывая современные  условия хозяйствования – финансовый  кризис – для предприятия актуальным  является улучшение условий коммерческого  кредита. В частности предлагается  сократить объемы авансирования,  удельный вес которых приблизительно 30% от общей суммы заключенных  договоров.

С целью повышения управляемости  финансовыми ресурсами, аккумулируемыми  с помощью коммерческого кредита, предлагается установить программу  «1С: Предприятие 8.0».

В расчетах с контрагентами  предлагаются такие возможности:

  • отслеживание текущего состояния взаиморасчетов с контрагентами;
  • оформление операций взаимозачетов и списания долгов в расчетах с контрагентами по коммерческому кредиту;
  • формирование истории взаиморасчетов по каждому контрагенту.

Конфигурация обеспечивает сбор и упорядочивание больших объемов  информации.

Рис.6. Массив информации о  контрагентах компании

 

Используется следующая  контактная информация о контрагентах:

  • адреса;
  • телефоны;
  • адреса электронной почты;
  • произвольные сведения.

Информация о работе Политика предприятия в отношении Коммерческого кредита