Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности, причин возникновения и последствий бюджетного дефицита, выявление источников его финансирования. Также в данной работе рассмотрена динамика бюджетного дефицита по республиканскому бюджету, определены пути сокращения дефицита.
Автор работы ставит задачи определить тенденции сокращения либо увеличения бюджетного дефицита, наблюдаемые в Республике Беларусь, а также проанализировать мировой опыт по преодолению существенного разрыва между расходами и доходами государственного бюджета.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ИСТОЧНИКИ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ 5
1.1 Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 5
1.2 Источники финансирования дефицита бюджета и их характеристика 8
1.3 Порядок финансирования расходов при наличии дефицита бюджета 11
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА 11
2.1 Анализ состава и структуры источников финансирования дефицита бюджета 11
2.2. Роль государственных займов в финансировании дефицита бюджета 16
2.3Сравнительный анализ источников финансирования дефицита бюджета в РБ и зарубежных странах 19
3.ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА 27
3.1Минимизация бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 37

Файлы: 1 файл

44490 Курс. ИпиП_Дефицит бюджета.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

     2. Источники,  получаемые от коммерческих банков  и иных  юридических  и физических  лиц (ГКО, ГДО, векселя Правительства  Республики Беларусь    и  др.)

          3.  Источники,  получаемые  из   других   секторов   государственного         управления:  заемные средства,   полученные   из   государственных         внебюджетных фондов, операции по средствам в иностранной валюте  и        др.

            Внешнее финансирование дефицита  включает:

     1.Чистые кредиты международных финансовых организаций.

     2.Кредиты правительств иностранных государств.

     3.Государственные ценные бумаги Республики  Беларусь,  выпущенные  на   внешних финансовых рынках, и др.

      С момента образования бюджетного дефицита его финансирование полностью осуществлялось за счет эмиссии Национального банка.

Законом Республики Беларусь "О бюджете РБ на 2011 год", исходя из прогнозируемых доходов и расходов, консолидированный республиканский бюджет определен на 2011 год по расходам в сумме 39 611 384 915 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 33 611 384 915 тыс. рублей. Установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2011 год в сумме 6 000 000 000 тыс. рублей.

  Операции с кредитами и займами обусловили чистый приток финансовых ресурсов в страну в объеме 2 725,5 млн. долларов, что на 22,8 % меньше, чем за

2010 год. Требования резидентов Республики Беларусь к внешнему миру по предоставленным кредитным ресурсам увеличились на 380,4 млн. долларов. В том числе активы белорусских банков в форме предоставленных нерезидентам кредитам выросли на 261,8 млн. долларов, нефинансовых организаций – на 118,6 млн. долларов.

Обязательства перед нерезидентами по привлеченным в экономику страны кредитам и займам увеличились на 3 105,9 млн. долларов, что на 10,3 % меньше, чем за 2010 год. Основной приток в страну иностранных инвестиций в форме кредитов и займов обеспечен нефинансовыми организациями Республики Беларусь и сектором органов государственного управления.

Внешние обязательства  Правительства Республики Беларусь по привлеченным кредитам и займам за 2011 год увеличились на 1 519 млн. долларов, что в 2,9 раза превысило аналогичный показатель за 2010 год. Основной объем финансовых средств в размере 1 240 млн. долларов поступил из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в рамках предоставляемого стране стабилизационного кредита в размере 3 миллиардов долларов[13].

Белорусские банки  также активно использовали международные  кредитные ресурсы для решения текущих финансовых задач. Вместе с тем, в 2011 году отмечена тенденция сокращения объемов привлекаемых банками кредитных средств из-за рубежа. Обязательства банков по привлеченным иностранным кредитам и займам увеличились на 331,7 млн. долларов, что значительно меньше объема привлеченных заемных средств за 2010 год (на 2 197,3 млн. долларов). Более того, начиная со второго квартала 2011 года, наблюдалось чистое погашение банками краткосрочных кредитов, которое за три последних квартала составило 748,2 млн. долларов. В целом, за 2011год краткосрочные обязательства банков сократились на 431,3 млн. долларов, в то время как за 2010 год наблюдался их рост на 1 241,3 млн. долларов. Привлечение долгосрочных заимствований банками на чистой основе составило 763 млн. долларов и снизилось по сравнению с 2010 годом на 20,2 %.

За 2011 год белорусские  нефинансовые предприятия существенно  увеличили свои обязательства по кредитам и займам на сумму 1 861,2 млн. долларов (за 2010 год – на 79,1 млн. долларов). В том числе рост обязательств по долгосрочным заимствованиям составил 833,3 млн. долларов (за 2010 год – 347,1 млн. долларов), по краткосрочным – 1 027,9 млн. долларов (за 2010 год зафиксировано сокращение краткосрочных обязательств на 268 млн. долларов). Значительный рост краткосрочных обязательств других секторов объясняется, прежде всего, привлечением в конце 2011 года ОАО «Беларуськалий» под гарантии Правительства Республики Беларусь краткосрочного консорциального кредита на сумму 1 млрд. долларов от ОАО «Сбербанк» Российской Федерации и Евразийского Банка Развития (ЕАБР).

Вместе с  Российской Федерацией основными кредиторами  белорусских нефинансовых организаций в 2011 году явились резиденты Австрии, Кипра, Соединенного Королевства и Швейцарии.

Управление  внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.

 Внешний  государственный долг Республики  Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США.

 

Таблица  2.1 - Внешний государственный долг Республики Беларусь

(млн.  долл. США)

 

01.01.2010 г.

01.01.2011 г.

Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь).

7 778,8

9 486,2

Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства  Республики Беларусь.

112,6

201,0

всего

7 891,4

9 687,2


Примечание  – Источник: [ 12].

 

В 2011 размер внутреннего финансирования сократился, что потребовало привлечения внешнего финансирования в размере почти третьей части от суммы дефицита. Намечается отрицательная тенденция: с каждым годом растут белорусские внешние заимствования, а кредиты с процентами можно будет отдать лишь добившись реального роста экономики.

  Основными источниками покрытия дефицита на сегодняшний день являются долгосрочные кредиты Национального Банка РБ и выпуск ГКО. При этом дефицит бюджета будет увеличен погашением основной суммы внутреннего долга по ГКО и векселям, причем по первым сумма задолженности уже превысила сам дефицит бюджета 2011 года.

Задачей бюджетной  политики РБ в области регулирования  дефицита государственного бюджета  является дальнейшее сокращение его  размера. Система мер по снижению дефицита включает мероприятия по совершенствованию планирования и исполнения расходной части бюджета, а также мероприятия по управлению внутренним долгом. Дальнейшее развитие должна получить инфраструктура фондового рынка. Одновременно требуется принятие системы мер по повышению привлекательности отечественных ценных бумаг для первичных инвесторов и поддержанию их ликвидности на вторичном рынке[4, c.31].

  Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет роль регулятора с обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны.

2.2. Роль государственных займов в финансировании дефицита бюджета

 

Предельные  размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом  о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Законопроект, составленный Министерством финансов, представляется в парламент.

Предельный  размер дефицита республиканского бюджета  устанавливается в абсолютной величине (в млрд. рублей) или в процентах  к валовому внутреннему продукту.

На 2012 год государственный  бюджет утвержден по расходам в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей, исходя из прогнозируемого  объема доходов в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2012 год установлен в сумме 0 (ноль) рублей.

Если отследить  планируемые ежегодно размеры государственного бюджета и бюджетного дефицита в  соответствии с законами на очередной  финансовый год, то можно сделать  вывод о том, что ежегодно увеличивались, как доходы, так и расходы бюджета. Соответственно возрастала и сумма планируемого бюджетного дефицита. Поскольку с 1 января 2010 года из состава республиканского бюджета выведен Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, то наблюдается снижение, как государственных расходов (на 19476,9 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом), так и доходов (на 19376,9 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом). Соответственно, уменьшилась и запланированная сумма бюджетного дефицита (на 100 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом).

Таблица 2.2 - Планируемые размеры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь на 2006-2011 гг., млрд. руб.

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Доходы бюджета

25508,1

30611,1

38152,2

54899,3

35522,4

33611,4

Расходы бюджета

26638,1

32011,1

40342,2

57699,3

38222,4

39611,4

Дефицит

1130,0

1400,0

2190,0

2800,0

2700,0

6000,0


Примечание  – Источник: [ 11].

Внешним государственным  долгом является общая сумма основного  долга Республики Беларусь по внешним  государственным займам на определенный момент времени. Основными кредиторами Беларуси являются Международный валютный фонд, Россия, Венесуэла, Германия, США, Международный банк реконструкции и развития.

  Внутренний государственный долг в Беларуси может выступать в виде:

•займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь;

•кредитов Национального банка Республики Беларусь;

•других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь.

Размер внешнего государственного долга постоянно меняется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам.

Если на 1 января 2008 года внутренний государственный долг Беларуси составлял 6234,9 млрд белорусских рублей, то за январь-июль 2011 года его сумма составила три триллиона рублей при утвержденном на 2011 год лимите четыре триллиона рублей.

Для того, чтобы  сделать вывод о приемлемости размера внешнего государственного долга, необходимо учитывать не только его размеры, но и рассчитать показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу и сравнить их с нормативами, установленными Международным банком реконструкции и развития.

 

 

 

 

Таблица 2.3 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу, в процентах

 

Показатели  кредитоспособности Норматив МБРР,%

01.01.2008 г

01.01.2009 г

01.01.2010г.

01.01.2011г.

отношение внешнего гос.долга к экспорту товаров и услуг, %

220

8,4

10,0

31,8

32,5

отношение внешнего гос.долга к валовому внутреннему  продукту, %

50

5,2

6,4

16,5

17,8

Отношение платежей по внешнему гос.долгу к экспорту товаров и услуг, %

25

1,1

1,0

1,3

2,6


Примечание  – Источник: [12].

Из таблицы видно, что, не смотря на, казалось бы, огромные размеры внешнего долга, показатели кредитоспособности гораздо ниже нормативов, что, конечно, дает право делать вывод о том, что размеры государственного долга Беларуси не являются катастрофичными. Но также заметен и их постоянный рост, связанный с привлечением дополнительных ресурсов в Республику Беларусь и соответственно ростом внешнего долга.

  Из проведенного анализа можно сделать вывод, что за последние годы в Беларуси вырос долг, как государства, так и банков, и нефинансовых организаций. Вместе с тем, в целом, внешний долг Беларуси находится на достаточно низком уровне и не сказывается на развитии национальной экономики.

Поэтому политика государства направляется на сохранение объёма государственного долга на экономически безопасном уровне, сокращение стоимости обслуживания долга, управление внешним государственным долгом с целью снижения рисков, связанных с его структурой и стоимостью его обслуживания.

2.3Сравнительный  анализ источников финансирования дефицита бюджета в РБ и зарубежных странах

Для более глубокого  рассмотрения и понимания предмета исследования, необходимо ознакомиться с проявлениями бюджетного дефицита в других странах и в первую очередь, в странах с развитыми  рыночными отношениями.

Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного - это, прежде всего, Германия, Япония и Швейцария.

Информация о работе Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения