Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности, причин возникновения и последствий бюджетного дефицита, выявление источников его финансирования. Также в данной работе рассмотрена динамика бюджетного дефицита по республиканскому бюджету, определены пути сокращения дефицита.
Автор работы ставит задачи определить тенденции сокращения либо увеличения бюджетного дефицита, наблюдаемые в Республике Беларусь, а также проанализировать мировой опыт по преодолению существенного разрыва между расходами и доходами государственного бюджета.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ИСТОЧНИКИ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ 5
1.1 Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 5
1.2 Источники финансирования дефицита бюджета и их характеристика 8
1.3 Порядок финансирования расходов при наличии дефицита бюджета 11
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА 11
2.1 Анализ состава и структуры источников финансирования дефицита бюджета 11
2.2. Роль государственных займов в финансировании дефицита бюджета 16
2.3Сравнительный анализ источников финансирования дефицита бюджета в РБ и зарубежных странах 19
3.ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА 27
3.1Минимизация бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 37

Файлы: 1 файл

44490 Курс. ИпиП_Дефицит бюджета.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает  производным от государственного бюджета  и выражает такое его состояние, при котором доходы не покрывают  всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.

В настоящее  время дефицит бюджета является самой острой проблемой развития экономики, по своей сути он стал социально-экономическим  явлением, поскольку обусловлен постоянным и достаточно длительным нарастанием в экономике негативных процессов. В частности величина бюджетного сальдо влияет на размеры совокупного спроса и дохода, уровень цен, состояния платежного баланса и т.д.

Поэтому вопросы управления бюджетным дефицитом по-прежнему актуальны для Республики Беларусь. Система мер по снижению дефицита республиканского бюджета включает мероприятия по управлению внутренним долгом. Поскольку финансирование бюджетного дефицита в основном осуществляется за счет внутренних источников, требуется обеспечить повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

Предметом исследования является дефицит государственного бюджета, его абсолютное значение, значение для экономики страны, а также пути его сокращения и источники финансирования.

Объектом исследования является фактическое исполнение государственного бюджета Республики Беларусь, размер дефицита за ряд лет, а также планируемые  и используемые источники его  покрытия.

В связи с актуализацией проблемы бюджетного дефицита появилось ряд содержательных работ на данную тему, авторами которых являются Сорокина Т.В., Албегова И.М., Корбут Н. П. и др.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности, причин возникновения и последствий бюджетного дефицита, выявление источников его финансирования. Также в данной работе рассмотрена динамика бюджетного дефицита по республиканскому бюджету, определены пути сокращения дефицита.

Автор работы ставит задачи определить тенденции сокращения либо увеличения бюджетного дефицита, наблюдаемые в Республике Беларусь, а также проанализировать мировой опыт по преодолению существенного разрыва между расходами и доходами государственного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ  И ИСТОЧНИКИ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

1.1 Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения

 

Государственный бюджет - это экономические отношения  между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Но не всегда бюджетный дефицит является негативным явлением.

Еще Дж. М. Кейнс  в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости  рекомендовал проводить политику дефицитного  финансирования. Дефицит бюджета  может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных  бедствий, катаклизмов - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений[3,c.72].

Бюджетный дефицит  представляет собой систему экономических  отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов сверх имеющихся  у государства и их использования  на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

  Причинами появления бюджетного дефицита являются:

1)      Проводимая государством политика.

2)      Стихийные бедствия и чрезвычайные  ситуации.

3)      Циклические спады в экономике.

4)      Ограниченные возможности государства по мобилизации доходов в связи с их низкой собираемостью.

  Существует множество точек зрения на бюджетный дефицит. Ряд экономистов считает дефицит положительным явлением, так как расходы совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния. Ряд других считают бюджетный дефицит негативным явлением, так как он усиливает инфляционные процессы и может стать тяжким бременем для следующих поколений, которые будут вынуждены оплачивать эти долги.

  Считается, что оптимальным является бюджетный дефицит в размере 2-3% к ВВП, 4-5% к национальному доходу, 8-10% к расходам бюджета.

Выделяют следующие  виды бюджетного дефицита:

 1) Структурный бюджетный дефицит – разница между расходами и доходами бюджета при определенной фискальной политике и среднем уровне безработицы.

2) Циклический бюджетный дефицит – часто оценивается как разница между структурным и фактически  сложившимся при неизменной финансовой политике, и является результатом действия встроенных стабилизаторов.

 3) Первичный дефицит – разность между величиной общего дефицита и суммой выплат по долгу.

 4) Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета  за вычетом инфляционной части  процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

 5)  Квазибюджетный (квазифискальный) – скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства (финансирование государственных предприятий избыточной занятости в государственном секторе и выплата им заработной платы по ставкам, выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; накопления в коммерческих банках, так называемых,  плохих долгов, отдельные операции, связанные с государственным долгом)[4,c.67].

 6) Активный дефицит – вложения в такие отрасли экономики, которые в будущем дадут отдачу.

7)      Пассивный дефицит.

  Последствиями бюджетного дефицита являются:

1)   Инфляция.

2)   Появление  и рост государственного долга.

3)   Снижение  деловой активности.

4)   Ухудшение  жизненного уровня населения.

 

1.2 Источники  финансирования дефицита бюджета и их характеристика

 

Финансирование  дефицита бюджета осуществляется за счет государственных долговых обязательств и местных займов, кредитов Национального  банка Республики Беларусь и других источников.

Источники финансирования дефицита республиканского бюджета  утверждаются законом о бюджете  Республики Беларусь на очередной финансовый год, местных бюджетов – решениями  соответствующих Советов депутатов.

Источниками финансирования бюджетного дефицита могут быть внешними и внутренними. Внутренние источники разделяются на:

    1. Инфляционные (выпуск денежных знаков в обращение)
    2. Неинфляционные (кредиты Национального банка, выпуск государственных ценных бумаг).

К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относятcя:

  1. Кредиты международных финансовых организаций
  2. Кредиты правительств иностранных организаций
  3. Государственные ценные бумаги Республики Беларусь, выпущенные на внешних финансовых рынках, и другие.

С начала 1990-х  гг. в республике для покрытия бюджетного дефицита использовались денежная эмиссия  и кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных  государств. В 1993 – 1995 гг. основным источником покрытия дефицита бюджета были внешние займы.  К выпуску государственных ценных бумаг правительство Республики Беларусь приступило в 1994 году. В 1995 году за счет данного источника было профинансировано 15% дефицита бюджета, а в 1997 – почти 50%. В 1998 – 2002 гг. покрытие дефицита бюджета было обеспечено за счет внутренних источников, которые не только профинансировали дефицит текущего года, но и произвели погашение внешнего долга прошлых лет. Начиная с 2003 года, на финансирование дефицита бюджета не предусматривается привлечение кредитов Национального банка. В настоящее время основными источниками покрытия дефицита бюджета являются внутренние источники: поступления от размещения государственных ценных бумаг, поступления от реализации принадлежащего государству имущества[4,c.16].

В 2008 году финансирование дефицита республиканского бюджета за счет внутренних источников составил 1,6 трлн. руб., внешних – 0,6 трлн. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1 – Дефицит государственного бюджета, трлн. рублей

 

2008

2009

2010

2011

Дефицит бюджета (% от ВВП)

2%

1,8%

2,4%

3%

Дефицит

2,2

2,8

4

6


Примечание  – Источник: [11].

Для сокращения бюджетного дефицита существуют два  главных направления:

  1. Увеличение доходов бюджета, которое может происходить за счет выявления новых источников поступлений или расширения действующей базы доходов. При этом не следует увеличивать налоговое бремя.
  2. Уменьшение объема расходов, которое должно происходить с учетом целесообразности, значимости отдельных затрат и выбранных приоритетов в развитии экономики.

Кроме того, сокращение бюджетного дефицита для Республики Беларусь должно осуществляться по специально разработанной программе, которая предусматривает следующие мероприятия:

  • Повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов – основного источника доходов бюджета
  • Развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ, а также разгосударствление и приватизацию собственности
  • Расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с улучшением налогового законодательства
  • Оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом
  • Совершенствование планирования и рост системы платных услуг  в непроизводственной сфере
  • Обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования
  • Реформирование бюджетного процесса в целом
  • Развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте.

1.3 Порядок финансирования расходов при наличии дефицита бюджета

 

В Республике Беларусь источники финансирования дефицита республиканского бюджета утверждаются законом о бюджете на еще один денежный год.

При наличии  дефицита бюджета первоочередному  финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. В Беларуси к таковым статьям относят выплату заработной платы и остальных выплат популяции, стройку социально важных объектов и поддержка агропромышленного комплекса.

Если в процессе выполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета  либо понижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10% от запланированного уровня, то используются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета либо блокирование по отдельным статьям его расходов. В таковых вариантах секвестр либо блокирование используются для республиканского бюджета в порядке, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на еще один денежный год[5,c.17].

Принятые в  ходе выполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов либо увеличению расходов, обязаны определять источники финансирования и предугадывать меры по компенсации утрат доходов бюджета.

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА

2.1 Анализ состава и структуры источников финансирования дефицита бюджета

 

Так  как  дефицит  бюджета предусматривает его финансирование,   то

непосредственное  влияние  на  уровень  инфляции   оказывает   не   величина

бюджетного дефицита, а  источники, используемые для его  покрытия.

Функционирование  государственного сектора в экономике  находит свое концентрированное выражение в бюджетно-налоговой системе, обобщающим показателем состояния которой является сальдо государственного бюджета. Характерной чертой государственного бюджета практически всех современных экономик, в том числе и переходных, является его несбалансированность, то есть наличие дефицита или, значительно реже, излишка. Несбалансированность государственного бюджета связана с разрывом между государственными доходами и расходами.

Для РБ проблема дефицита госбюджета является одной  из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения[5,c.12].

Внутреннее  финансирование дефицита включает:

     1. Источники,  получаемые от органов денежно-кредитного  регулирования,    в основном  представленные кредитами Национального  банка  и  ценными   бумагами, приобретенными им непосредственно у правительства.

Информация о работе Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения