Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности, причин возникновения и последствий бюджетного дефицита, выявление источников его финансирования. Также в данной работе рассмотрена динамика бюджетного дефицита по республиканскому бюджету, определены пути сокращения дефицита.
Автор работы ставит задачи определить тенденции сокращения либо увеличения бюджетного дефицита, наблюдаемые в Республике Беларусь, а также проанализировать мировой опыт по преодолению существенного разрыва между расходами и доходами государственного бюджета.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ИСТОЧНИКИ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ 5
1.1 Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 5
1.2 Источники финансирования дефицита бюджета и их характеристика 8
1.3 Порядок финансирования расходов при наличии дефицита бюджета 11
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА 11
2.1 Анализ состава и структуры источников финансирования дефицита бюджета 11
2.2. Роль государственных займов в финансировании дефицита бюджета 16
2.3Сравнительный анализ источников финансирования дефицита бюджета в РБ и зарубежных странах 19
3.ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА 27
3.1Минимизация бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 37
СОДЕРЖАНИЕ
Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает такое его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.
В настоящее время дефицит бюджета является самой острой проблемой развития экономики, по своей сути он стал социально-экономическим явлением, поскольку обусловлен постоянным и достаточно длительным нарастанием в экономике негативных процессов. В частности величина бюджетного сальдо влияет на размеры совокупного спроса и дохода, уровень цен, состояния платежного баланса и т.д.
Поэтому вопросы управления бюджетным дефицитом по-прежнему актуальны для Республики Беларусь. Система мер по снижению дефицита республиканского бюджета включает мероприятия по управлению внутренним долгом. Поскольку финансирование бюджетного дефицита в основном осуществляется за счет внутренних источников, требуется обеспечить повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом.
Предметом исследования является дефицит государственного бюджета, его абсолютное значение, значение для экономики страны, а также пути его сокращения и источники финансирования.
Объектом исследования является фактическое исполнение государственного бюджета Республики Беларусь, размер дефицита за ряд лет, а также планируемые и используемые источники его покрытия.
В связи с актуализацией проблемы бюджетного дефицита появилось ряд содержательных работ на данную тему, авторами которых являются Сорокина Т.В., Албегова И.М., Корбут Н. П. и др.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности, причин возникновения и последствий бюджетного дефицита, выявление источников его финансирования. Также в данной работе рассмотрена динамика бюджетного дефицита по республиканскому бюджету, определены пути сокращения дефицита.
Автор работы ставит задачи определить тенденции сокращения либо увеличения бюджетного дефицита, наблюдаемые в Республике Беларусь, а также проанализировать мировой опыт по преодолению существенного разрыва между расходами и доходами государственного бюджета.
Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.
Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Но не всегда бюджетный дефицит является негативным явлением.
Еще Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений[3,c.72].
Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов сверх имеющихся у государства и их использования на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.
Причинами появления бюджетного дефицита являются:
1)
Проводимая государством
2)
Стихийные бедствия и
3) Циклические спады в экономике.
4) Ограниченные возможности государства по мобилизации доходов в связи с их низкой собираемостью.
Существует множество точек зрения на бюджетный дефицит. Ряд экономистов считает дефицит положительным явлением, так как расходы совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния. Ряд других считают бюджетный дефицит негативным явлением, так как он усиливает инфляционные процессы и может стать тяжким бременем для следующих поколений, которые будут вынуждены оплачивать эти долги.
Считается, что оптимальным является бюджетный дефицит в размере 2-3% к ВВП, 4-5% к национальному доходу, 8-10% к расходам бюджета.
Выделяют следующие виды бюджетного дефицита:
1) Структурный бюджетный дефицит – разница между расходами и доходами бюджета при определенной фискальной политике и среднем уровне безработицы.
2) Циклический бюджетный дефицит – часто оценивается как разница между структурным и фактически сложившимся при неизменной финансовой политике, и является результатом действия встроенных стабилизаторов.
3) Первичный дефицит – разность между величиной общего дефицита и суммой выплат по долгу.
4) Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
5) Квазибюджетный (квазифискальный) – скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства (финансирование государственных предприятий избыточной занятости в государственном секторе и выплата им заработной платы по ставкам, выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; накопления в коммерческих банках, так называемых, плохих долгов, отдельные операции, связанные с государственным долгом)[4,c.67].
6) Активный дефицит – вложения в такие отрасли экономики, которые в будущем дадут отдачу.
7) Пассивный дефицит.
Последствиями бюджетного дефицита являются:
1) Инфляция.
2) Появление и рост государственного долга.
3) Снижение деловой активности.
4) Ухудшение жизненного уровня населения.
Финансирование дефицита бюджета осуществляется за счет государственных долговых обязательств и местных займов, кредитов Национального банка Республики Беларусь и других источников.
Источники финансирования
дефицита республиканского бюджета
утверждаются законом о бюджете
Республики Беларусь на очередной финансовый
год, местных бюджетов – решениями
соответствующих Советов
Источниками финансирования бюджетного дефицита могут быть внешними и внутренними. Внутренние источники разделяются на:
К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относятcя:
С начала 1990-х
гг. в республике для покрытия бюджетного
дефицита использовались денежная эмиссия
и кредиты международных
В 2008 году финансирование дефицита республиканского бюджета за счет внутренних источников составил 1,6 трлн. руб., внешних – 0,6 трлн. рублей.
Таблица 1.1 – Дефицит государственного бюджета, трлн. рублей
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Дефицит бюджета (% от ВВП) |
2% |
1,8% |
2,4% |
3% |
Дефицит |
2,2 |
2,8 |
4 |
6 |
Примечание – Источник: [11].
Для сокращения бюджетного дефицита существуют два главных направления:
Кроме того, сокращение бюджетного дефицита для Республики Беларусь должно осуществляться по специально разработанной программе, которая предусматривает следующие мероприятия:
В Республике Беларусь источники финансирования дефицита республиканского бюджета утверждаются законом о бюджете на еще один денежный год.
При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. В Беларуси к таковым статьям относят выплату заработной платы и остальных выплат популяции, стройку социально важных объектов и поддержка агропромышленного комплекса.
Если в процессе выполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета либо понижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10% от запланированного уровня, то используются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета либо блокирование по отдельным статьям его расходов. В таковых вариантах секвестр либо блокирование используются для республиканского бюджета в порядке, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на еще один денежный год[5,c.17].
Принятые в ходе выполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов либо увеличению расходов, обязаны определять источники финансирования и предугадывать меры по компенсации утрат доходов бюджета.
Так как дефицит бюджета предусматривает его финансирование, то
непосредственное влияние на уровень инфляции оказывает не величина
бюджетного дефицита, а источники, используемые для его покрытия.
Функционирование государственного сектора в экономике находит свое концентрированное выражение в бюджетно-налоговой системе, обобщающим показателем состояния которой является сальдо государственного бюджета. Характерной чертой государственного бюджета практически всех современных экономик, в том числе и переходных, является его несбалансированность, то есть наличие дефицита или, значительно реже, излишка. Несбалансированность государственного бюджета связана с разрывом между государственными доходами и расходами.
Для РБ проблема дефицита госбюджета является одной из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения[5,c.12].
Внутреннее финансирование дефицита включает:
1. Источники,
получаемые от органов денежно-
Информация о работе Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения