Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности, причин возникновения и последствий бюджетного дефицита, выявление источников его финансирования. Также в данной работе рассмотрена динамика бюджетного дефицита по республиканскому бюджету, определены пути сокращения дефицита.
Автор работы ставит задачи определить тенденции сокращения либо увеличения бюджетного дефицита, наблюдаемые в Республике Беларусь, а также проанализировать мировой опыт по преодолению существенного разрыва между расходами и доходами государственного бюджета.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ИСТОЧНИКИ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ 5
1.1 Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 5
1.2 Источники финансирования дефицита бюджета и их характеристика 8
1.3 Порядок финансирования расходов при наличии дефицита бюджета 11
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА 11
2.1 Анализ состава и структуры источников финансирования дефицита бюджета 11
2.2. Роль государственных займов в финансировании дефицита бюджета 16
2.3Сравнительный анализ источников финансирования дефицита бюджета в РБ и зарубежных странах 19
3.ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА 27
3.1Минимизация бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 37

Файлы: 1 файл

44490 Курс. ИпиП_Дефицит бюджета.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Из анализа  динамики и структуры доходной части  бюджета видно, что выделяются две ее составляющие: налоговая и неналоговая. Отличие неналоговой составляющей заключается в целевой направленности отчислений и их временном характере.

  Изучение показателей показывает, что налоги являются основой формирования государственного бюджета. Не имея закрепления за конкретными видами расходов, они обеспечивают маневренность бюджетными ресурсами и бесперебойное финансирование предусмотренных мероприятий.

  Деление бюджета на несколько частей искажает информацию об использовании бюджетных ресурсов: расходы одного и того же назначения могут финансироваться как непосредственно за счет средств бюджета, так и из фондов.

  Значительная часть налоговых платежей формирует доходную базу местных бюджетов. Очевидно, что около половины всех налоговых поступлений зачисляется в доходы местных бюджетов.

  Таким образом, одним из основных направлений бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы является снижение налоговой нагрузки. Только за период 2006-2009 г. отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включены в состав государственной пошлины.

В качестве наиболее кардинальных шагов можно отметить уменьшение ставок налогов, установление единой ставки подоходного налога в  размере 12 % с 2009 года, ежегодное увеличение стандартных налоговых вычетов по подоходному налогу для физических лиц, снижение ставки налога на прибыль с 24 % до 18 % с 1 января 2012 года и другие.

 Однако проблема  высокого уровня налогообложения остается по-прежнему достаточно острой. Уровень налогообложения остается самым высоким на территории постсоветского пространства. А это в условиях активной внешнеэкономической деятельности и открытости экономики создает существенные проблемы в обеспечении конкурентоспособности белорусских товаров на традиционных рынках России и стран СНГ. Поэтому требуются коренные реформы в области налогообложения и бюджетной политики.

 Возможными  мерами являются:

а) отмена так называемых «оборотных налогов»;

б) серьезная  научно обоснованная реформа в области  налогообложения фонда оплаты труда.

 Реформирование  подоходного налога, предусматривающее  увеличение доходов граждан, даст  возможность, во-первых, снизить  бюджетную нагрузку, во-вторых, - вовлечь доходы населения в реальный сектор экономики. Оно должно начинаться с определения налогооблагаемой базы и величины ставок налогового изъятия с учетом реальных затрат на воспроизводство рабочей силы, соответствующих процессам выравнивания жизненного уровня населения и повышения его благосостояния.

  Таким образом, проблемы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь в условиях экономической интеграции требуют принятия кардинальных решений по реформированию системы налогообложения на основе научно обоснованного подхода и фактического анализа налогообложения предприятий различных секторов экономики и форм собственности.

 Финансирование  расходов, превышающих реальные  доходы, может осуществляться за  счет внешних и внутренних источников: инфляционных и неинфляционных.

  Большинство развитых стран для покрытия бюджетного дефицита прибегают к выпуску государственных ценных бумаг, как безынфляционному источнику финансирования бюджетного дефицита.

  При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. В Беларуси к таким статьям относят выплату заработной платы и других выплат населению, строительство социально значимых объектов и поддержка агропромышленного комплекса.

  Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10% от запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов. В таких случаях секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в порядке, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

  Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, должны определять источники финансирования и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета.

В Беларуси применяется  в основном не инфляционный источник покрытия дефицита, что подтверждает неразвитость рынка государственных ценных бумаг, обусловленное, прежде всего, низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных средств, как у банков, так и субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.

  Это означает необходимость в дальнейшем развития инфраструктуры фондового рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа.

  Необходимо также отметить, что ряд проблем остается и в сфере внешнего долга страны. Существует также проблема с погашением и обслуживанием кредитов предприятий. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг и увеличивает дефицит бюджета.

  Таким образом, для преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса - инфляция, государственный долг, истощение валютных резервов, снижение инвестиционной активности, сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта, снижение жизненного уровня населения, - необходимо разрабатывать специальную программу и проводить мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Такая программа должна предусматривать наиболее существенные и качественные меры:

1. Повышение  эффективности общественного воспроизводства,  которое будет способствовать  росту финансовых ресурсов – основного источника увеличения доходов бюджета.

2. Дальнейшее  развитие и укрепление рыночных  отношений, проведения рыночных  реформ; разгосударствление и приватизация  собственности.

3. Расширение  круга плательщиков, осуществляемое  одновременно с улучшением налогового законодательства.

4. Развитие территориально-регионального  хозрасчета.

5. Оптимизацию  объема и реструктуризацию расходов  государственного бюджета в целом,  и в первую очередь – направляемых  в реальный сектор экономики.  Бюджетные вложения в отрасли хозяйства должны решать задачи структурной перестройки экономики.

6. В целях  изыскания дополнительных источников  финансирования социально-культурных  расходов следует рассмотреть  целесообразность и возможность  сокращения некоторых других  расходов государства, в частности военных расходов и расходов на управление. Это позволяет профинансировать в начальный период развитие рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие систему защищенности населения.

7. Обоснованное  принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ.

8. Совершенствование  планирования и развитие системы  платных услуг в непроизводственной  сфере.

9. Корректировка  трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей.

10. Реформирование  бюджетного процесса в целом.  Необходимо отказаться от концепции  приоритета бюджетных расходов  и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете развития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных безинфляционных источников.

11. Составление  бюджета на многовариантной основе  с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов.

12. Развитие  рынка государственных ценных  бумаг, что позволит финансировать  расходы государства без увеличения  денежной массы в обороте.

13. Принятие  мер, направленных на привлечение  в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решается сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит, и увеличиваются платежи в бюджет.

 Для достижения  реального эффекта и сокращения  бюджетного дефицита перечисленные  мероприятия должны рассматриваться  в их единстве и применяться  комплексно.

Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бюджетный  дефицит  является  неоднозначным  экономическим  явлением  и поэтому прежде  чем  решиться  на  политику,  направленную  на  дефицитность бюджета, следует очень четко определить задачи и цели, которые  преследуются данной политикой. Ни законодательная, ни исполнительная власть  не  обладает полным  контролем  над  величиной  бюджетного  дефицита.  Реальная  величина бюджетного дефицита или  избытка  изменяется  как  под  влиянием  фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.

     Проблема  дефицитного бюджета не  является  столь   смертельной   для экономики страны, так как на современном этапе в мировой практике нет  почти ни  одного  государства  не  столкнувшегося  с  дефицитом  бюджета.   Многие процветающие страны сталкиваются с этой проблемой,  однако,  она  не  влияет кардинально на экономическую ситуацию страны в целом.

     Проблемы государственного долга следует рассматривать в совокупности с экономической политикой  страны,  а  также  прогнозированием  его  дальнейшего   развития.

Нынешние размеры  государственного внешнего долга, а  также  размеры  будущих платежей  по  нему  находятся  на  экстремально  высоком   уровне.   Осуществление платежей по внешнему долгу  в полном объеме в течение ряда лет принципе  возможно.

Однако  это  произошло  бы  за  счет  изъятия  огромного  объема  финансовых ресурсов из национальной экономики, неизбежно привело бы  к  прекращению  ее роста и возобновлению спада, неприемлемому  сокращению  процентных  расходов государственного бюджета, обострению кризиса в социальной сфере.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная  экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. ред. д.э.н., профессора Сидоровича А.В.- М.: Издательство «Дело и сервис», 2001. - 320 с.

2. Бункина М.К., Семенов А.М. Экономическая политика: Учеб. пособие – М., ЗАО «Бизнес-школа»,2000. - 336с.

3. Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А., Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А., Сорокина Т.В. и др.; Под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. Шк., 2005. - 240с.

4. Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учеб. пособие / Под общ. ред. И.Н. Жук. Мн.: БГЭУ,2001. - 149с.

5. Сорокина Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь. Мн.: БГЭУ.2000. - 298с.

6. Шуляк П. П., Белотелова Н. П. Финансы: Учеб. пособие (с применением структурно-логических схем). 3-е изд., испр. и доп. М.: “Дашков и К”. 2002. - 455с.

7. Закон Республики  Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2001 год» // Финансы, учет и аудит.2000.№11.

8. Закон Республики  Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2002 год» // Финансы, учет и аудит.2002.№1.

9. Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2011 год» // Финансы, учет и аудит.2011.№9.

10. Корбут Н. П. Об итогах исполнения бюджета за 2004 год, задачах на 2005 год и повышении эффективности использования бюджетных средств // Финансы. Учёт. Аудит. 2005. №2. С. 3-21.

11.Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2000 –Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/dolg/vnesh_dolg/now/. – Дата доступа: 21.08.2012.

12. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2000 – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/execution/month-info/yandec10/. -  Дата доступа: 21.08.2012.

13. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2003 Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H11000176&p2={NRPA}/ - Дата доступа: 22.08.2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1






 

 


 

 

Рисунок - Структура источников финансирования дефицита государственного бюджета

Информация о работе Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения