Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности, причин возникновения и последствий бюджетного дефицита, выявление источников его финансирования. Также в данной работе рассмотрена динамика бюджетного дефицита по республиканскому бюджету, определены пути сокращения дефицита.
Автор работы ставит задачи определить тенденции сокращения либо увеличения бюджетного дефицита, наблюдаемые в Республике Беларусь, а также проанализировать мировой опыт по преодолению существенного разрыва между расходами и доходами государственного бюджета.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ИСТОЧНИКИ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ 5
1.1 Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 5
1.2 Источники финансирования дефицита бюджета и их характеристика 8
1.3 Порядок финансирования расходов при наличии дефицита бюджета 11
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА КАК ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА 11
2.1 Анализ состава и структуры источников финансирования дефицита бюджета 11
2.2. Роль государственных займов в финансировании дефицита бюджета 16
2.3Сравнительный анализ источников финансирования дефицита бюджета в РБ и зарубежных странах 19
3.ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА 27
3.1Минимизация бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 37

Файлы: 1 файл

44490 Курс. ИпиП_Дефицит бюджета.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Обслуживание  государственного долга является тяжелой  ношей для любого государства, так  как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и, как следствие, приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать необходимо видоизменение экономической политики страны и, прежде всего законодательной базы, кардинальное реформирование банковской системы пересмотр системы предоставления льгот, оптимизация налоговой политики[6, c.11].

Даже беглое рассмотрение мирового опыта проявления бюджетного дефицита показывает, что  многие процветающие сегодня страны, имели в прошлом значительные дефициты государственного бюджета. Так  США, в тяжелые 1943-1945 годы, имели дефицит государственного бюджета в размере 105-230 % от уровня доходов, или 50-70 % от расходов, или 22-31% от валового внутреннего продукта. В США, Германии, Великобритании и Франции, начиная с 1974 г. не было ни одного государственного бюджета, не имевшего дефицита.

К началу 90-х  годов бюджетный дефицит в  расходной части бюджета США  составлял - 11,6%, во Франции составлял 9,6%, в Японии - 15,6%, Италии - 25,2%.

Бюджетные дефициты значительно усиливают напряжение на рынке ссудных капиталов, вызывают рост ссудного процента, препятствуют снижению высоких процентных ставок. Резонанс от подобных действий правительств ряда стран выходит за пределы национальной политики. Так высокий ссудный процент, установленный в США в середине 80-х годов, вызвал значительный отток капиталов из Западной Европы. По оценкам западных экономистов, в настоящее время США поглощает до 15% всех накоплений капиталистического мира.

Стремясь воспрепятствовать  оттоку капитала, западноевропейские страны также вынуждены повышать процентные ставки, что приводит к уменьшению финансовых возможностей национальной промышленности в отношении расширения производства. Так, по данным Конференции Британской промышленности, увеличение процентных ставок на 1% обходится промышленности в 250 млн. фунтов стерлингов в год.

Тем не менее, мировой  опыт показывает, что некоторые страны успешно решают проблему сбалансированности бюджета государства, его доходов  и расходов. В первую очередь это  страны с развитыми рыночными  отношениями.

В качестве примера  сбалансированного бюджета, можно привести бюджет Японии, который свидетельствует о том, что в этой стране эффективно решается проблема покрытия дефицита бюджета. Немаловажную роль здесь сыграли мероприятия по проведению ревальвации национальной денежной единицы[4,c.27].

Огромную роль в сбалансированности бюджетов западных стран играет мощная законодательная  база, защищающая национального производителя.

Например, законы, касающиеся антимонопольных и антидемпинговых  мер в государстве.

Также необходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита в странах с развитыми рыночными отношениями. Выявление скрытого дефицита, анализ причин его возникновения, а так же рассмотрение зависимостей связанных с проявлениями дефицита бюджета по структуре (структурный дефицит) и в цикличности (циклический дефицит), позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета как явление. Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного легче.

По оценкам  зарубежных специалистов к появлению «скрытого дефицита» приводит неумелое составление бюджета, неверная оценка макроэкономических показателей, используемых при составлении статей доходов, а также использование последних не в полном объеме. В свою очередь совокупность сокращенных статей бюджета приводит к накапливаемому или скрытому дефициту бюджета, а это не что иное, как увеличение государственного долга и соответственно увеличение расходов по его обслуживанию, и как следствие, увеличение реального дефицита бюджета страны.

Более глубокий анализ опыта передовых стран показывает, что нельзя не учитывать в качестве внутреннего государственного долга задолженность государства перед своими гражданами по выплате пенсий и заработной платы работников бюджетной сферы. Такие задолженности есть не что иное, как увеличение расходной части бюджета и естественно должны увеличивать реальный бюджетный дефицит.

Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит  является проблемой международной  и присутствует в бюджетах всех стран  с развитыми рыночными отношениями. Актуальность его сокращения отмечается правительствами многих стран, в том числе и правительством США, самой мощной и экономически развитой страны в мире.

Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его доли в бюджете государства) зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита. Принятие продуманных законов направленных на поддержание национального производителя и развитие производства в целом, а так же разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства. Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.

В США был принят план сокращения и постепенного сведения к нулю дефицита федерального бюджета. Тогда это не удалось, но страна не отказывается от намеченной цели. В 1995 г. принят закон "О сбалансированном бюджете", сведение дефицита к нулю намечено на 2002г. Главным считается не увеличение доходов государства, а сокращение его расходов. Для этого проводятся детальная инвентаризация и анализ решений и программ, включаемых в федеральный бюджет, устраняются устаревшие "программы-динозавры", которые не пересматривались десятилетиями, а также многочисленные дублирования в деятельности организаций, ответственных за выполнение одних и тех же статей бюджета. Пересматривается не только бюджетный процесс в целом, но и функции президента, комиссий конгресса по разработке и контролю за исполнением бюджета[4,c.15].

Для устранения бюджетного дефицита необходимо его  финансирование. Выделяют следующие  способы финансирования:

1)  кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2)  увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

3)   выпуск займов;

1.В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения  уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Правительства особенно часто прибегают к этому  средству в критических ситуациях  — во время войны, длительного  кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены — заработная плата, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

В целях сохранения хозяйственной и социальной, стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные  платежи накапливаются в отношении  предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно  финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

2.Второй способ вряд ли можно отнести к способам, используемым исключительно для финансирования дефицита бюджета. Он широко применяется и просто в целях пополнения доходов бюджета. Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет.

3.Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.

Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается  как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Центральном Банке.

В случае обязательного  размещения государственных облигаций  во внебюджетных фондах под низкие процентные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику  страны.

Во-первых, в  определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг и нарушает таким образом рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов.

Во-вторых, если правительство даже и создает  достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами правительственных ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственные органы.

Государственные займы на рынке ссудных капиталов  способствуют удорожанию кредита —  росту учетной ставки. Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА

3.1Минимизация бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь

 

Рассматривая  и анализируя составляющие государственного бюджета, на первый взгляд может показаться, что основным способом минимизации бюджетного дефицита является сокращение государственных расходов и увеличение доходов. Но на самом деле, все не так просто и перед государством стоит задача не столько необоснованно повысить доходы путем увеличения налоговой нагрузки и устранения несрочных расходов, сколько поддержать баланс доходной и расходной части путем создания благоприятной налоговой политики и своевременного выполнения не терпящих отлагательств государственных программ.

  Характерным для бюджетного дефицита Республики Беларусь является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Это связано с установившейся практикой частых корректировок Закона о бюджете[3,c.81].

  Одна из основных проблем в данной области – эффективность использования средств, так как их основная часть направляется на оказание финансовой помощи отраслям и предприятиям страны, находящимся на грани выживания, и реального возврата этих средств в бюджет не происходит. Кроме того, когда мнимые, записанные в проекте бюджета доходы распределяются по статьям расходов, появляется необходимость урезать расходы по ходу выполнения бюджета. Это приводит к росту неплатежей, падению финансовой, в том числе налоговой, дисциплины и подрыву авторитета государственных институтов. Что касается проблемы финансирования дефицита бюджета за счет низкоинфляционных источников, то она является весьма актуальной.

Информация о работе Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения