Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:11, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования рынка ценных бумаг, проблем, стоящих перед современным рынком ценных бумаг в России, и перспектив дальнейшего его развития.
В рамках своей курсовой работы я рассмотрела следующие вопросы:
Понятие рынка ценных бумаг и проблемы РЦБ в РФ
Понятие ценной бумаги
Введение…………………………………………………………………….3
Понятие рынка ценных бумаг……………………………………………..4
Рынок ценных бумаг, структура и функции………………………….4
Значение рынка ценных бумаг в экономике ………………………...7
Этапы развития рынка ценных бумаг в РФ……………………….…10
Проблемы рынка ценных бумаг в РФ………………………………16
Понятие ценной бумаги………………………………………………..…21
Понятие ценной бумаги………………………………………………21
Классификация ценных бумаг…………………………………….…22
Акция………………………………………………………………..…26
Облигация…………………………………………………………..….35
Заключение…………………………………………………………….….42
Список использованной литературы……………………………………44
В России это сделать трудно - банковский кредит дорог и ограничен, а рынок ценных бумаг развит недостаточно. В странах с развитой рыночной экономикой получение дополнительного капитала происходит значительно легче, прежде всего с помощью ценных бумаг. В обычных условиях эмитент может за полтора-два месяца мобилизовать необходимый ему капитал и получить право распоряжаться им. Рынок ценных бумаг во многих отношениях представляет собой лучший и наиболее доступный источник финансирования экономического роста.
1.3 Этапы становления рынка ценных бумаг в РФ
Рассматривая развитие рынка ценных бумаг в историческом аспекте, можно выделить несколько периодов. Во-первых, дореволюционный (до 1917 года), затем советский период и, наконец, современный этап, начавшийся с приватизации государственной собственности.
Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с условиями их формирования, есть и некоторые общие черты, которые позволяют лучше понять и оценить современные процессы развития фондового рынка.
Исторической точкой отсчета возникновения
российского фондового рынка
можно считать 1769 год, когда в
Амстердаме был размещен первый выпуск
Российского государственного займа.
Первоначально потребности
Доходность на государственные
ценные бумаги была выше, чем доход,
который предоставляли
Успешное размещение первых займов положило начало регулярному использованию этого источника финансирования государственной казны. Однако до середины XIX века внутренние государственные займы покрывали лишь около 10% государственного долга, остальное казна получала за счет размещения российских займов за рубежом.
Государственные процентные бумаги были широко представлены на российском фондовом рынке в биржевом и внебиржевом оборотах. В 30-х годах на фондовом рынке появились акции и облигации частных компаний, выпуск и обращение которых регулировались принятым в 1836 году Законом о промышленных обществах. Однако их оборот по сравнению с государственными процентными бумагами и аналогичными бумагами на западном фондовом рынке был незначителен, что, в общем-то, соответствовало уровню развития капитализма в России в тот период.
Реформы третей четверти XIX века создали предпосылки для появления на фондовом рынке долговых обязательств местных органов власти. Их появление диктовалось острой нехваткой средств для развития местной культурно-хозяйственной жизни. Доходность на эти бумаги, как правило, устанавливалась выше, чем по государственным долговым обязательствам, однако с последними они не могли конкурировать.
К началу 1913 года облигационные займы имелись у 65 городов, однако более 80% сумм по займам приходилось на восемь крупнейших городов, в том числе Москву и Санкт-Петербург. Значительная часть этих займов размещалась на зарубежных рынках из-за отсутствия необходимых финансовых ресурсов на местах. Таким образом, на российском фондовом рынке были представлены государственные долговые обязательства, долговые обязательства городов, акции и облигации промышленных и транспортных предприятий.
Торговля ценными бумагами осуществлялась на товарных биржах и через Государственный банк России. Продажа государственных облигаций проводилась главным образом через Государственный банк при активном посредничестве коммерческих банков. Первоначально операции с ценными бумагами на биржах осуществлялись в соответствии с правилами биржевой торговли конкретных бирж.
Крупнейшей биржей, осуществлявшей фондовые операции, была Санкт-Петербургская, на которой торговля ценными бумагами началась после выпуска первых государственных займов. В 1883 году на ней были приняты первые правила, регулирующие операции с ценными бумагами. В 1891 году аналогичные правила были приняты на Московской бирже.
Кроме столичных бирж операции с фондовыми ценностями вели Варшавская, Киевская, Одесская, Харьковская и Рижская биржи.
Согласно правилам, биржевая публика фондового отдела состояла из действительных членов, постоянных посетителей и гостей.
Кроме того, фондовый отдел посещался представителями Министерства финансов как для надзора, так и для осуществления сделок с фондами и валютой за счет государственного банка и государственного казначейства.
Высшим органом управления фондового отдела биржи являлось общее собрание действительных членов. Текущим органом управления являлся совет фондового отдела. Состав совета утверждался Министерством финансов, которое оставляло за собой право изменять этот состав по своему усмотрению.
Фондовые маклеры назначались Министерством финансов по представлению совета фондового отдела. Маклерам запрещалось совершать сделки за свой счет, они выступали только посредниками. О всех совершаемых сделках маклеры обязаны были сообщать котировальной комиссии. На основе этих сведений составлялись официальные котировочные бюллетени, которые передавались в Министерство финансов и публиковались в «Биржевых ведомостях» и «Торгово-промышленной газете».
Международный политический кризис в 1914 году, приведший к началу первой мировой войны, вызвал небывалую панику на европейских биржах. В течение нескольких дней после объявления войны российские биржи прекратили операции с ценными бумагами. Эти операции оказались дезорганизованными.
С конца 1914 года в Петербурге, а
также в Москве и Киеве начали
проходить частные биржевые собрания
для осуществления сделок с ценными
бумагами. Массовый характер они стали
принимать в Петербурге весной и
летом 1915 года в помещениях биржи
и некоторых крупных
Открытие официальной фондовой
биржи оттягивалось Министерством
финансов в ожидании решения принципиальных
вопросов правительственной политики
в отношении частных эмиссий
и стабилизации конъюнктуры на фондовом
рынке. В январе 1917 года вновь была
открыта Санкт-Петербургская
После революции рынок ценных бумаг фактически прекратил свое существование.
Декретом советского правительства 23 декабря 1917 года были запрещены все операции с ценными бумагами, и в начале 1918 года были аннулированы государственные займы.
С переходом к нэпу были сняты
ограничения на частную предпринимательскую
деятельность, появились государственные
и смешанные акционерные
В период нэпа товарные биржи и фондовые отделы при биржах существовали с 1921 по 1930 год. Организация фондовых бирж в СССР была предусмотрена постановлением ВЦИК и СНК о валютных операциях.
В фондовых отделах допускались сделки по покупке и продаже иностранной валюты и векселей, чеков и иных платежных документов, золота и серебра в слитках, государственных ценных бумаг, облигаций государственных и кооперативных предприятий, а также допущенных к обращению в СССР иностранных ценных бумаг.
Ценности, находившиеся в обороте, например царские десятки, иностранные ценности и другие, по соображениям экономической политики не были допущены на биржу. Это обусловило возникновение внебиржевого рынка, на котором к тому же осуществлялись активные спекулятивные операции и с отечественной валютой. Фондовые отделы находились в ведении Наркомфина, который устанавливал правила совершения сделок и осуществлял надзор за их деятельностью. Органами управления фондового отдела являлись общее собрание членов отдела, совет фондового отдела и ревизионная комиссия.
Помимо членов фондового отдела участниками торгов могли быть постоянные и разовые посетители. Они имели право совершать операции исключительно через маклеров. Фондовые маклеры заключали сделки согласно Положению о биржевых маклерах, по которому они не имели права производить операции ни за свой счет, ни от своего имени, не могли состоять ни на какой-либо службе или заниматься самостоятельной коммерческой деятельностью. Это делалось с целью создать в лице фондового маклера профессионального посредника на бирже. У маклера сосредоточивались заявки на спрос и предложение валют и фондов. На основе полученных данных маклер заключал сделки. Заключенные сделки оформлялись им в так называемой «маклерской записке».
Несмотря на большое сходство во внешних формах организации фондовых отделов в России до революции и в период нэпа, их экономическая природа была различна. Последние являлись не объектом регулирующего воздействия, а органами регулирования валютно-фондового рынка, выражением регулирующей воли государства. В рамках централизованного управления экономикой распределение материальных и финансовых ресурсов совершалось преимущественно государственными органами разных уровней. При этом пропорции в распределении материальных ресурсов предопределяли направления движения денежных средств.
Возрождение рынка ценных бумаг в период нэпа произошло за счет расширения государственного кредита и формирования рынка государственных бумаг.
В первой половине 90-х годов Россия начала переход к рыночной организации экономики. Приватизация промышленности и других объектов государственной собственности заложили основы формирования российского фондового рынка.
Среди ключевых проблем рынка ценных бумаг можно выделить следующие:
1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, сдерживающих развитие рынка ценных бумаг в России, в частности, инфляции, которая оказывает влияние даже при невысоком уровне.
2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг. Вместо обслуживания быстро растущих финансовых запросов государства, перераспределения крупных портфелей акций и спекулятивного бума вокруг новых торгово-финансовых компаний, не имевших ранее реальных активов (эти задачи имеют вторичное значение), рынок ценных бумаг должен быть направлен на выполнения своей главной функции – аккумуляции свободных денежных ресурсов для направления их на восстановление и рост производства в России.
3. Выбор модели рынка, выбор ориентации на североамериканскую или европейскую практику (в настоящее время наиболее сильна ориентация на фондовый рынок США). Этот выбор должен произойти в острейшей конкуренции банков и финансовых инвестиционных институтов. Учитывая, что российский рынок ценных бумаг использует опыт других стран, необходимо отметить общемировую тенденцию уменьшения доли банков и финансовых активов и увеличения доли коллективных (совместных фондов, пенсионных фондов).
4. Наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг. Чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся рынков ценных бумаг, размер капитализации рынка акций к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30–40 %. Это означает, что современный о бъем рынка ценных бумаг в России должен быть увеличен в 20–35 раз (а биржевой рынок в несколько десятков и даже сотен раз). Для развитых стран этот показатель составляет 60–90 от ВВП.
5. Долгосрочное, перспективное управление. Необходимо учитывать, что большой и ликвидный вторичный рынок будет вести себя по-другому, чем полупустой российский рынок образца 1991–1993 гг. Большой рынок нуждается в более профессиональном регулировании, в предупреждении крупного падения рынка ценных бумаг. Очевидна необходимость введения элементов долгосрочного, стратегического управления в структуры рынка ценных бумаг на микро– и макроуровне.
6. Укрепления и рекапитализация структур фондового рынка. Если при существующих в Индии 19 биржах эксперты считают, что рынок ценных бумаг в этой стране раздроблен, разобщен, если в развитых странах количество бирж редко доходит до 7–9, то на несколько десятков зарегистрированных фондовых и товарно-фондовых бирж в России так или иначе стоит обратить внимание, впрочем, экономический кризис, официальной датой начала которого называется август 1998 г., но реально начавшийся в октябре 1997 г., уже значительно сократил (и продолжает сокращать) их количество. Укрепление может быть необходимым и для инвестиционных институтов (профессиональных участников рынка ценных бумаг).
7. Отсутствие вторых эмиссий приватизированных предприятий. Необходимо осуществлять эмиссии данного рода для преодоления инвестиционного кризиса.