Понятие финансовой системы РФ. Её состав и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму разнообразных отношений, отображающихся в не менее разнообразных денежных потоках. При единой сути этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Характеристика финансов применяется как для понимания их необходимости, сущности и роли в обществе, так и для детализации конкретных форм финансовых отношений.
Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное обособление определенных составных финансов. Совокупность этих составных определяется термином «финансовая система».

Файлы: 1 файл

всё.docx

— 72.07 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие финансовой системы РФ. Её состав и структура.
    1.    Понятие финансовой системы.

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму разнообразных отношений, отображающихся в не менее разнообразных денежных потоках. При единой сути этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Характеристика финансов применяется как для понимания их необходимости, сущности и роли в обществе, так и для детализации конкретных форм финансовых отношений.

Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное обособление определенных составных финансов. Совокупность этих составных определяется термином «финансовая система». Как и любая другая система, она является не простым набором, а совокупностью взаимосвязанных элементов, имеющих однородные признаки.

Финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

Таким образом, финансовая система представляет собой стоимостно -денежный механизм общественного воспроизводства во взаимосвязи с функционированием государства, со всей совокупностью институтов современного общества. Формирование финансовой системы основывается на раскрытии ее общего экономического содержания как категории рыночной экономики с учетом сложной институциональной структуры современного общества и, прежде всего, такого института, как государство, его регулирующих и консолидирующих функций.

Финансовая система  выступает как:

- системно организованная  и специфически самостоятельная  сфера денежных отношений, охватывающих  все стадии общественного воспроизводственного  процесса;

- отношения взаимодействия  субъектов экономики и государства, государства и рынка, государства  и общества, включая денежные  отношения, опосредующие жизнедеятельность  населения (сектор домохозяйств).

Развитие финансовой системы Российской Федерации на современном этапе связано с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться различные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Финансовая система приобретает черты, присущие рыночным отношениям в экономике, происходит формирование финансовых институтов на уровне местного самоуправления, органы которого согласно Конституции РФ (ст. 12) не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические особенности, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Основная задача создания финансовой системы - контроль над расходами и доходами. Позволяет определить главные зоны, в которых должна создаваться и увеличиваться прибыль. Финансовая система РФ делиться на государственную, местную и на финансы юридических и физических лиц. Финансы юридических лиц делятся на финансы коммерческих и некоммерческих организаций. Государственные финансы в свою очередь включает в себя государственный бюджет (главный фонд денежных средства) и всевозможные другие фонды такие, как пенсионный фонд, медицинский фонд, фонд занятости населения, фонд социального страхования и другие. Сам бюджет тесно связан со всеми отраслями и от него исходит помощь всей финансовой системе. Что касается местной финансовой системы, то роль её так же высока.

Основу финансовой системы составляют денежные фонды. Под денежными фондами (или денежными, финансовыми активами) следует понимать определенные суммы денег или других ценных бумаг, которые имеют, во-первых, соответствующие и четко определенные направления формирования, во-вторых, такие же соответствующие и четко очерченные направления использования. Финансовая система пронизывает всю национальную экономическую систему, начиная от домохозяйств, индивидуальных и партнерских предприятий, корпоративных предприятий и заканчивая государством.

Функции и роль финансов реализуются через финансовую систему, с помощью которой осуществляется распределение и перераспределение денежных средств в экономике страны. Финансовая система представляет собой встроенный элемент экономической системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств.

Функции финансовой системы остаются стабильными, в целом неизменны и соответствуют определению финансов, как совокупности денежных отношений. Выделяют следующие функции финансовой системы :  
- обеспечение способов перемещения экономических ресурсов во времени, через границы государств и из одних отраслей в другие;  
- обеспечение способов управления рисками;  
- обеспечение способов клиринга и осуществления расчётов, способствующих торговле (расчетно-платежная функция);  
- обеспечение механизма объединения финансовых ресурсов и разделения владения в различных предприятиях (паевого участия в капитале);  
- информационная поддержка (снабжение ценовой информацией, позволяющей координировать децентрализованный процесс принятия решений разных отраслях экономики) .

- распределение и перераспределение  валового внутреннего продукта  посредством осуществления комплекса  коммерческих, финансовых и фискальных  операций, влияя, таким образом, на  темпы и направленность экономического  и социального развития страны  или региона;  
- обеспечение взаимодействия между государственными органами управления, хозяйствующими субъектами и населением в процессе формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.  
  Роль финансовой системы сводится к правовому регулированию финансовых отношений, т.е. с помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию. Также роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:  
- финансовое обеспечение (государственный бюджет);  
- финансовое регулирование (система налогов).

Пройдя длительный эволюционный путь развития, финансовые отношения приобретают разнообразные формы проявления. Это обусловлено усложнением хозяйственных связей, расширением рынка, функций и задач государства. Из общей совокупности финансов постепенно выделяются отдельные финансовые отношения со своими специфическими особенностями, образуя конкретную финансовую категорию.

Финансовые категории обладают определенными признаками: функциями, задачами, ролью, целью функционирования. Например, налоги в отличие от финансовых отношений имеют четыре основные функции, выступают важнейшим элементом воздействия на экономические и социальные процессы страны и др.

Расширение взаимосвязей между главными экономическими агентами национальной системы (хозяйствующими субъектами, населением, государством) создает условия для появления финансовых звеньев.

Финансовые звенья – это группировка отдельных финансовых категорий с общими признаками. К ним, к примеру, относятся бюджет, финансы домашнего хозяйства. Бюджет, как финансовое звено объединяет такие финансовые категории, как налоги, государственный кредит, государственные расходы.

Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.    
Функции финансовой системы:  
- денежная – эмиссия, обращение, расчеты;  
- налоговая (фискальная) - изъятие части продукта в форме средств, т.е. наполнение казны;  
- бюджетная – превращение налогов в доходы, последних – в расходы;  
- контрольно-надзорная – надзор за финансовыми институтами;  
- государственного кредита – управление государственным долгом.

Наличие звеньев финансовой системы определяется существованием самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни. Экономический субъект – это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей. В современных рыночных отношениях участвуют четыре экономических субъекта: государство, регион, хозяйствующий субъект, гражданин (физическое лицо).

Следовательно, финансовая система в экономическом аспекте – это внутреннее строение финансов, совокупность входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений.

Итак, финансовая система в целом представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов.

 

 

 

 

1.2 Состав и структура  современной финансовой системы  РФ.

Финансовую систему можно рассматривать по внутреннему строению и по организационной структуре.

По внутреннему строению финансовая система представляет собой совокупность относительно обособленных взаимосвязанных сфер и звенья финансовых отношений, отображающих специфические формы и методы обмена, распределения и перераспределения ВВП. В соответствии с организационной структурой финансовая система является совокупностью финансовых органов и институтов, руководящими денежным потоками.

Выделение составных элементов внутреннего строения финансовой системы производится по признаку каналов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов. Концентрация финансовых ресурсов производится в соответствующих денежных фондах, которые могут выступать признаком выделения отдельных звеньев финансовой системы.

Внутренняя сторона финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она складывается из сфер и звеньев. Сфера характеризует обобщенную по определенным признакам совокупность финансовых отношений. В основу выделения сфер обычно кладется уровень экономической системы. Выделяется четыре сферы: уровень микроэкономики — финансы субъектов хозяйствования; уровень макроэкономики — государственные финансы; уровень мирового хозяйства — международные финансы; обобщающий уровень — финансовый рынок. Звенья показывает обособленную часть финансовых отношений. Ее выделение производится по признаку наличия или обособленного фонда финансовых ресурсов, или специфических форм и методов финансовых отношений.

Сфера финансов субъектов хозяйствования не делится на отдельные звенья, поскольку они имеют общие принципы организации и методы ведения финансовой деятельности. Существуют определенные особенности, связанные с формой собственности или отраслевой спецификой. Однако они не настолько существенны, чтобы на их основании выделять отдельные звенья. Эти особенности влияют на организацию финансовых отношений, но не меняют их сути.

Сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность государства. Она включает такие звенья: бюджет государства, государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного сектора.

Сфера международных финансов отображает обменные и перераспределительные отношения на мировом рынке и включает три направления: международные расчеты; финансы международных политических, экономических, гуманитарных организаций, международные финансовые институты.

Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов.

Обособленным звеном финансовой системы выступает страхование, которое не принадлежит к конкретной сфере.

Организационная структура финансовой системы характеризуется совокупностью финансовых органов и институтов, отображающих систему управления финансами. Необходимость распределения и перераспределения ВНП является объективным явлением, формы, и методы финансовых отношений отображают установленную в мировой практике внутреннюю структуру финансовой системы. Вместе с тем, движение денежных потоков осуществляется не само собою, а ведется определенными управленческими структурами, юридическими и физическими лицами. Это субъективная сторона построения финансовой системы, которая с определенными закономерностями отображает условия конкретной страны.

Финансовую систему можно представить в виде совокупности финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его политических и экономических функций. Она состоит из трёх основных  сфер — государственные финансы; финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование. В зависимости от характера деятельности субъекта внутри каждой их сфер выделяют звенья. Государственные финансы состоят из бюджетной системы, внебюджетного фонда и государственного кредита. В сфере финансы предприятий выделяют финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих организаций, финансы общественных объединений. В сфере страхования выделяют личное страхование, социальное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. Каждое звено представляет собой совокупность финансовых элементов, органически связанных между собой и направленных на осуществление финансовой политики государства.

Основу бюджетного устройства Российской Федерации составляет бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст.6 БК РФ).

В бюджетную систему России, как федеративного государства, входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями:

1. Федерального бюджета и бюджета  государственных внебюджетных фондов;

2. Бюджетов субъектов Российской  Федерации и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3. Местных бюджетов, в число которых  входят бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных  образований городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений. Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.

Информация о работе Понятие финансовой системы РФ. Её состав и структура