Понятие финансовой системы РФ. Её состав и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму разнообразных отношений, отображающихся в не менее разнообразных денежных потоках. При единой сути этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Характеристика финансов применяется как для понимания их необходимости, сущности и роли в обществе, так и для детализации конкретных форм финансовых отношений.
Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное обособление определенных составных финансов. Совокупность этих составных определяется термином «финансовая система».

Файлы: 1 файл

всё.docx

— 72.07 Кб (Скачать файл)

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно  федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной  социально-экономической стратегии.    

Основными функциями федерального бюджета являются:

-  перераспределение национального  дохода и ВВП;

- государственное регулирование  и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение социальной  политики;

- контроль образования и использованием  централизованного фонда денежных  средств.

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы. Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ [3, ст.15]. Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфрастуктуры общества.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. На местные орга- ны власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в значительной части проводится за счет местных бюджетов.

Обособленную группу в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет Российской Федерации - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты.

Любой бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.  Доходы бюджета - это часть государственных или муниципальных доходов, выражающаяся в платежах юридических и физических лиц, поступающих в бюджет, и иных доходах.

Источники доходов можно классифицировать последующим основаниям:

По социально-экономическому признаку все доходы можно разделить на доходы от хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, банковской и страховой деятельности, приватизации и т.д.

По юридическим формам доходы различных элементов бюджетной системы можно разделить на налоговые и неналоговые. Особое значение на сегодняшний день имеют налоговые поступления, так как в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов.

Кроме того, источники доходов бюджета можно разделить на внутренние и внешние. К внешним источникам относятся средства, предоставляемые иностранными государствами и международными организациями. Необходимо отметить, что данные средства чаще всего предоставляются на возвратной основе, т.е. по своей сути являются процентными ссудами.

Большое значение для развития социальной политики России имеют государственные внебюджетные фонды. К государственным внебюджетным фондам относятся денежные фонды, которые образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Эти фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральными законами, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным Кодексом Российской Федерации (ст.13 БК). К ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные).

Пенсионный Фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением. Первоочередной задачей Пенсионного   фонда является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого он организует: целевой сбор  и  аккумуляция  страховых  взносов,  а  также  финансирование расходов в соответствии с назначением Пенсионного Фонда РФ:  выплаты  различным  категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий,  а также пенсий по инвалидности, различных пособий и компенсационных выплат, капитализация средств  ПФ  РФ,  а  также  привлечение  в  него  добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; контроль  с  участием  налоговых   органов   за   своевременным   и   полным поступлением в Пенсионный Фонд страховых взносов, а также за правильным  и  рациональным расходованием его средств; проводит  индивидуальный  (персонифицированный)  учет  работников,  в   счет которых осуществляют перечисления работодатели; межгосударственное  и   международное   сотрудничество   РФ   по   вопросам, относящимся  к  компетенции  Пенсионного Фонда,  участие  в  разработке  и  реализации   в установленном законом порядке межгосударственных и  международных  договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий. Средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются в  основном за   счет   страховых   взносов   работодателей;    граждан,    занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и иных категорий работающих граждан. Также,  немалую  долю   вносят   и   средства   федерального   бюджета, направленные через Пенсионный фонд  РФ  на  целевое  финансирование  выплаты государственных пенсий, средства  Фонда  социального  страхования,  а  также добровольные взносы физических и юридических лиц,  доходы  от  капитализации средств ПФР и прочие поступления. Пенсионный  фонд  РФ  представляет   собой   централизованную   систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. Пенсионный фонд РФ и его  региональные  отделения  на  местах  наделены очень широкими полномочиями в осуществлении контрольных  функций.  Процедура контроля за  правильным  расходованием  средств  включает  в  себя  проверку правильности назначения  (перерасчета),  начисления  пенсий,  их  выплату  и доставку, проверку банковских операций по расходованию  пенсионных  средств, проверку состояния  учетно-отчетной  документации  по  пенсионным  платежам. Кроме того, постоянное увеличение  расходов  Пенсионного  фонда  на  выплату пенсий требует усиления контроля за их надлежащим распределением.

Фонд   социального   страхования   РФ   является   вторым   по   объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом. Фонд Социального Страхования создан в  целях  обеспечения  государственных  гарантий  в  системе социального страхования и повышения контроля  за  правильным  и  эффективным расходованием средств социального  страхования  и  является  самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Управление   Фондом   социального   страхования    РФ    осуществляется Правительством  РФ  при  участии  общероссийских   объединений   профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования  и  его  заместители  назначаются Правительством  РФ.  Денежные  средства  и  иное  имущество,  находящееся  в оперативном  управлении  Фонда,   а   также   имущество,   закрепленное   за подведомственными   Фонду   санаторно-курортными   учреждениями,    являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов  соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

    Основными задачами  Фонда являются:

- обеспечение гарантированных  государством пособий;

-  участие  в  разработке  и  реализации  государственных  программ  охраны

   здоровья работников, мер по совершенствованию социального  страхования;

- осуществление мер для  обеспечения финансовой устойчивости  Фонда,  в  том числе создание  резерва;

- частичное содержание  санаториев-профилакториев, и различных  санаторных  и оздоровительных  лагерей для детей;

- разработка совместно  с Министерством  труда  и  социального  развития  РФ предложений  о  размерах  тарифа  страховых  взносов  на  государственное социальное страхование;

    Средства Фонда  Социального Страхования образуется  за  счет  страховых  взносов  работодателей  и граждан,  занимающихся  индивидуальной  трудовой  деятельностью,   а   также осуществляющих трудовую  деятельность на иных условиях  и  имеющих  право  на обеспечение по государственному социальному; доходов от  инвестирования  части  временно  свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские  вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на  соответствующий  период,  а также ассигнований из республиканского бюджета  РФ  и  добровольных  взносов физических и юридических лиц. Средства фонда используются только на  целевое финансирование мероприятий. Не допускается  зачисление  средств  социального страхования на личные счета застрахованных. Бюджет  Фонда  и  отчет  об  его  исполнении  утверждаются  Федеральным законом, а бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты  об  их  исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда. Средства  для  государственного  социального  страхования  хранятся  на текущих и транзитных счетах Фонда и его исполнительных органов,  открываемых в  учреждениях  ЦБ  РФ.  Для  хранения  и  учета  средств  для   социального страхования  Фонду,  его  отделениям  открываются  текущие  счета,  филиалам отделений Фонда — транзитные и текущие счета. Контроль за полнотой и своевременностью начисления  и  уплаты страховых  взносов  и  иных  платежей  осуществляется  Фондом  совместно   с Государственной налоговой службой России, а  за  рациональным  расходованием этих средств в организациях — Фондом с участием профессиональных союзов.

Фонд Обязательного Медицинского Страхования  предназначен для аккумулирования финансовых средств и  обеспечения стабильности    государственной    системы    обязательного     медицинского страхования. Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений  страхователей на обязательное медицинское страхование. Для  реализации  государственной  политики  в   области   обязательного медицинского  страхования  созданы  Федеральный  и   территориальный   фонды обязательного медицинского страхования как  самостоятельные   некоммерческие финансово-кредитные учреждения. На  территории  России  создаются   страховые   медицинские   компании, учредителями  которых  выступает  местная   администрация.   Эти   страховые компании могут работать  только  при  наличии  соответствующих  лицензий  на обязательное медицинское  страхование.  Эти  организации  обязаны  заключать договора  с  медицинскими  учреждениями  на  оказание   медицинской   помощи застрахованным  по  обязательному    медицинскому   страхованию,   создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных. Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного  социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные  возможности в  получении  медицинской   и   лекарственной   помощи   за   счет   средств обязательного медицинского страхования.

Основными задачами Федерального и  территориальных   фондов  в  системе

обязательного медицинского страхования являются:

       - обеспечение  реализации  Закона  РФ  "Об  обязательном  медицинском

         страховании граждан РФ";

       - обеспечение  предусмотренных законодательством  РФ прав граждан;

       - участие  в разработке и  осуществлении  государственной  финансовой

         политики;

       - обеспечение  ее финансовой устойчивости.

 Для  выполнения  этих   задач   в   области   финансовой   политики   и

финансирования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

       - осуществляет  выравнивание  условий  деятельности  территориальных

         фонда  по  обеспечению   финансирования   программ   обязательного

         медицинского страхования;

       - проводит  финансирование целевых программ  в  рамках  обязательного

         медицинского страхования;

       - вносит  в установленном порядке предложения  о страховом  тарифе  на

         обязательное медицинское страхование;

       - осуществляет  набор  и  анализ  информации  о  финансовых  ресурсах

         системы обязательного медицинского  страхования;

       -  участвует  в  создании   территориальных   фондов   обязательного

         медицинского страхования;

       -  осуществляет  контроль  над  использованием  финансовых   средств

         системы;

       - аккумулирует  финансовые средства Федерального  фонда.

Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Государственный кредит – это часть государственных финансов. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов. Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство (хотя возможно и предоставление бланкового кредита), то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход. Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Информация о работе Понятие финансовой системы РФ. Её состав и структура